Н
.
М

ОР

ОЗ

О
В
1. Мобилизовать архитектурно-инженерные силы вокруг больных вопросов нашего строительства.
2. Усилить общественный контроль (секции Советов, РКИ, легкой кавалерии) за капитальным промстроительством.
3. Мобилизовать на проектную работу в госконторы архитекторов, работающих исключительно на конкурсы.
4. Немедленно перераспределить архитектурные кадры, удовлетворив потребность промстроительства.
5. Мобилизовать студентов старших курсов (3-й и 4-й) архитектурных и строительных ВТУЗ ов для работы в проектных конторах и на производстве.
Разовьем через соцсоревнование максимальную энергию по преодолению трудностей в строительстве текущего года.
Безжалостно, каленым железом надо выжечь больные места. И, чем скорее, тем лучше. Роль АРХИТЕКТОРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОМПРЕДПРИЯТИЯ
Всякий проект промышленного предприятия является синтезом целого ряда факторов, связанных между собою единой производственной идеей. Транс
порт, строительство, расстановка аппаратуры, энергетическая часть, отопление и вентиляция, водопровод и канализация — все подчинено необходимости дать фабрикат или полуфабрикат, по возможно
сти, по более дешевой цене, при непременном усло
вии возможно лучшей обстановки в предприятии для рабочих.
Старый спор о превалировании в проектировании технической части над строительной с точки зре
ния производственной решается просто: поскольку целью проекта является организация определенного производственного процесса, который только в силу необходимости из-за климатических и атмосферных условий закрывается футляром, т.-е. зда
нием, главнейшей частью проекта как-будто должна явиться техническая, производственная часть проекта, дающая средства для достижения поставленной заданием цели, т.-е. выпуска заданного количества продукции определенной стоимости.
Однако, условия климата не позволяют в громадном числе случаев организовать производственные процессы непосредственно на открытом воздухе и
поэтому технологу приходится призывать к себе на помощь инженеров-строителей и архитекторов.
Таким образом, всякий проект промышленного предприятия представляет собой продукт коллективного творчества проектировщиков разных специаль
ностей, увязывающих в процессе проектировки свои
требования. Каковы же место и роль архитектора и инженера-строителя в этом коллективном творчестве?
Стоимость строительной части вновь строящихся предприятий обычно составляет 30—50% от общей стоимости, так что амортизация строений и сооружений является одним из крупнейших расходов, кото
рые требуется учесть при составлении заводской калькуляции.
Самое же главное обстоятельство при затрате сумм на строительство заключается втом, что деньги, затраченные на постройку, являются безоборотным мертвым капиталом, по необходимости возвращаю
щимся в кассу в течение длинного ряда лет, будучи затраченными почти единовременно. В силу этого проектировщик-строитель наиболее заинтересован в минимальной стоимости построек и сооружений для данного производства. Технолог может располагать свой производственный процесс, заботясь лишь о кратчайших и лишенных встречных и перекрестных
движений грузовых потоков производства, тогда как строитель принужден таким образом проектировать свои здания, чтобы они имели наименьший объем и периметры стен. Короче говоря, проектировщикстроитель, при участии технолога, должен вырабо
тать такую схему производства, которая позволила бы заключить производство в здание наименьшего объема. Во многих случаях такое «вмешательствопроектировщика-строителя в решение технологической части проекта встречает сопротивление технологов, удовлетворенных первым решением своих производственных схем. Но с течением времени ряд
примеров совместной работы строителя с технологом, давших большой экономический эффект, привел
к более сочувственному отношению к подобному вмешательству, а для большинства проектировщиков, как технологов, так и строителей, необходи
мость «вмешательства» строителя стала совершенно абсолютной истиной проектирования.
На этом моменте проектирования собственно и начинается главнейшая работа архитектора-строителя, заключающаяся:
1. В проектировании генерального плана расположения предприятий. Здесь архитектор должен предусмотреть наилучшее использование рельефа местности, подход подъездных путей, рациональное рас
положение складов и обслуживающих помещений, а если предприятие представляет собою комбинат, то и организацию общих транспортных, силовых, пожарных, водопроводных и канализационных сооружений. Такую планировку выполнить в состоянии только архитектор, потому что обычно технологические процессы отдельных частей комбината проектируют совершенно различные работники, а архитектор является лицом, соединяющим и передвигаю
щим по территории предприятия в том или ином порядке части комбината, подчиняясь ряду условий, при которых такое, а не иное расположение пред
приятий или зданий является наиболее выгодным для комбината или предприятия в целом.
2. В проектировании отдельных зданий предприятия, где архитектор помимо уже указанной, согласованной с технологом, работы по организации лучшей производственной схемы должен озаботиться выбором простейшей и экономичной конструкции наиболее дешевых и наименее дефицитных мате
риалов для постройки. Помимо этого, архитектор должен выбрать свое конструктивное решение таким образом, чтобы специальные устройства (водопровод и канализация, отопление и вентиляция, элек
трическая проводка, внутризаводский транспорт) не только не встречали при своем осуществлении пре
пятствий и неудобств, но по возможности являлись частью конструкции, не отнимая объема от помещения (напр., вентиляционные короба и пр.).
3. Заботясь о лучшем размещении оборудования и конструктивном решении, архитектор также должен поставить рабочих, работающих на данном пред
приятии, в такие условия, чтобы они не страдали от отсутствия света и чистого воздуха, были обеспе
чены надлежащими удобствами, находящимися в возможно близких расстояниях от всех мест предприятия.
Все сказанное — общеизвестно, но мы лишний раз указали на все это только для того, чтобы отметить, как широки возможности работы архитектора в про
ектировке промышленного предприятия. Если бы архитектор даже и захотел уклониться от многих из
перечисленных обязанностей, сила вещей заставила бы его подчиниться железной необходимости взять общую организацию проектирования в свои руки, тан как генеральная планировка и планировка зда
ний являются теми центрами, где отдельные части проектирования соединяются в единый производственный организм.
М
Ы
П
Р
Е
Д
Л
А
Г
А
Е
М
: