Базисный склад стройматериалов Мосторга Территория склада в конце 3-го года пятилетки
Аксонометрия
1 Деревянные пакгаузы (6). 2 Каменные пакгаузы (2). 3 - Деревянные навесы (2). 4 - Площадки навалочных грузов (3). 5 Контора. 6 Старое
здание. 7 Железобетонный элеватор. 8 Здание приемных ларей при элеваторе. 9 Башня обратной погрузки из элеватора. 10 - Творильные ямы для гашеной извести. 11 - Завод для гашения. 12 - Завод бетонов и растворов. 13 Мостовой кран для обслуживания площади под лес и балки. 14 Поворотный кран для выгрузки и погрузки кирпича
Принимая ориентировочно удельный вес от всего прибытия стройматериалов для: вяжущих веществ -
около 12%, составляющих бетонов и растворов - около 25%, лесоматериалов - около 30% и черного железа - около 2%, а всего по этим группам около 70%., - получим количество материалов, падающих на завозно-строительные комбинаты для последнего года пятилетки - 560.000 вагонов.
Поскольку масштаб задачи грандиозен, постольку реконструкция, которая будет внесена завозностроительными дворами в транспорт, складское дело и строительство при правильном решении ее должна дать значительный экономический эффект.
Размеры статьи не позволяют подробно остановиться на каждом из отдельных элементов реконструкции и мы остановимся только на основных моментах.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАНСПОРТА
Возьмем вяжущие вещества: цемент, известь, алебастр. Это группа может быть объединена с группой составляющих бетонов и растворов в группу сыпучих материалов, для которых подвижной состав жел.-дор. транспорта и методы погрузочно-разгрузочных работ могут быть одинаковы.
В настоящее время вяжущие вещества перевозятся в закрытых вагонах (грузоподъемностью 16,5 тонны), а составляющие бетонов и растворов - частью в закрытых вагонах, частью на открытых платформах. Если разгрузку сыпучих материалов осуществлять в специальные лари под ж.-д. путями и ускорить процесс разгрузки для существующего подвижного состава путем введения механических лопат (например Кларка), то рентабельность увеличения грузоподъемности вагонов будет обеспечена и даст возможность перейти на 50-тонные вагоны, что резко снизит потребную длину жел -дор. фронта.
Благодаря большому грузообороту завозно-строительных дворов, поступление стройматериалов будет маршрутами, и для значительной части сыпучих материалов могут быть применены специальные 50-тонные пагоны с открывающимся дном. Это не только совершенно уничтожит потребность в рабсиле при разгрузке цемента,
извести, алебастра поступающих россыпью, но и ускорит разгрузку маршрута, увеличивая коэфициент использования подвижного состава.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СКЛАДА
Коренной реконструкции должен подвергнуться самый тип склада для вяжущих веществ. К настоящее время вяжущие вещества хранятся в обычных деревянных пакгаузах, с укладкой на незначительную высоту.
Фактически вяжущие вещества на своем пути от места производства к месту потребления почти всегда имеют тару. Стоимость таковой на вагон цемента, учитывая уменьшение полезного перевозимого веса, равна 122 руб. При тарировке извести в мешки, последние не могут давать более одного оборота, вследствие ее химического воздействия на тару и т. д., что при ориентировочном потреблении гор. Москвы в 1932/33 году 100 тыс. вагонов даст милионные бесполезные расходы. Необходим переход на тип железобетонного силосного склада, до
пускающего большую высоту укладки, понижающего полезную площадь склада против деревянных пакгаузов раз в 10, могущего принимать грузы с нескольких рядом расположенных жел.-дор. путей, находящихся вдали от склада, и т. п.
По линии грузов, хранящихся под открытым небом, коренную реконструкцию по складскому делу должна внести механизации погрузочно-разгрузочных работ (краны, тельферы, транспортеры и т. п.), что должно резко снизить потребную складскую площадь, благодаря рентабельности применения высоких штабелей. Только по одной земельной площади эта экономия к концу пятилетки по г. Москве выразится до 1/2 миллиона м2