Индустриализация деревянного

ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВА

Одним из показательнейших примеров, насколько нами еще не усвоены возможности и принципы индустриализации строительства, является положе
ние с деревянным жилищным строительством, которое проводится по Союзу ежегодно в огромных масштабах на сотни миллионов рублей.
Имея перед собой весь убедительный и положительный опыт Америки, Швеции и других стран, мы все же с каким-то удивительным упорством осуществляем кустарщину и старо-дедовские конструкции.
Если мы хотим действительно индустриализировать наше строительство на деле, то нам необходи
мо в первую очередь как-то перестроить, переключить все наше техническо-организационное мышление.
Характерным подтверждением того, что мы совершенно не желаем «мыслить» индустриально, служит, например, то обстоятельство, что если где-нибудь сейчас идут разговоры об организации деревянного сборного строительства, то упорно говорят только о сборном деревянном остове. Заблаговременная же заводская заготовка стандартных частей всего оборудования таких сборных домов не предусматривается.
В результате получается, что индустриально построенный кузов автомобиля мы будем снабжать колесами от телеги.
Жилой дом есть сложный комплекс целого ряда строительных производств. Только рассматривая его таковым и индустриализируя производство, не забывая ни об одном моменте, сопровождающем постройку дома, мы найдем правильные пути и сравни
тельно быстро переживем и легко перенесем все детские болезни этого нового дела.
В настоящее время мы имеем ряд примеров собственного опыта с таким «недоделанным» сборным строительством. В первую очередь - это постройки бывших акционерных обществ «Стандартстрой» и «Стандарт». Последним был построен в Иваново- Вознесенске поселок на 1000 квартир, расположен
ных в 144 домах. Далее сборные дома шведского типа в настоящее время начаты производством Ле
нинградским жилсоюзом. Очень близко примыкает к этим зданиям конструкция Центрожилсоюза. Органи
зует выработку контора Стандартном при Лесосиндикате. Несколько опытных домов построено Текстильстроем. Целый ряд провинциальных совнархозов и организаций также принимает предварительные меры в этом направлении.
Но во всех случаях это касается только деревянного остова, при чем некоторые конструкции предназ
начаются после сборки к оштукатурив. Последняя работа является особенно противоречащей принципам сборного строительства.
Особенно важную роль играет в сборном деревянном строительство устройство сборного же централь
ного отопления. Так как деревянное строительство в подавляющем количестве случаев не будет обеспечиваться центральным отоплением из одной общей
Сборка дома конструкции Текстильстроя
на целый комплекс домов котельной, то необходимо устройство мелких поквартирных центральных сис
тем, для чего нужны в первую очередь мелкие котелки от 1 - 2 м2 поверхности нагрева. По непонят
ным причинам Мальцевский комбинат производство таковых года 2 тому назад прекратил.
Одним из больных вопросов является в наших условиях полное пренебрежение промышленности стройматериалов к специальным нуждам строи
тельства. Кровельных материалов, удобных для сборного строительства, не вырабатывается вовсе. В качестве одного из лучших материалов можно указать на волнистую асбофанеру, но на первое время было бы достаточным изготовлять хотя бы волнистые листы пропитанного фибролита.
Примеров случайного, неглубокого подхода к индустриализации деревянного строительства мож
но бы привести еще много. Печально то, что даже в самой показательной части, в создании сборного остова, мы идем также половинчато, без должной основной генеральной установки.
В настоящее время создание типов сборных остовов пошло по двум направлениям: к первому виду принадлежат щитовые бескаркасные конструкции, а ко второму - каркасные.
Щитовые конструкции различаются по типу щитов, которые могут быть рамными, с заполнением в виде засыпки или мат, или же многослойные, однородные по всей своей площади. Рамные щиты обладают меньшим весом, чем многослойные, но не дают возможности или, во всяком случае, за
трудняют ремонты, прорезку в них отверстий и т. п. При многослойных щитах получается более солидная стена, совершенно одинаковой прочности по всей ее площади.
За исключением сборного дома, спроектированного в порядке опыта Институтом сооружений, и еще не осуществленного, примеров применения многослойных щитов у нас не имеется. Что же
касается щитов рамного типа, то имеются: тип Ленинградского жилсоюза, кооператива «1 маяпод Москвой, а также разновидности шведского типа: Центрожилсоюза - инж. Ксирихи, инж. Комиссарова и др.
Конструкция Ленинградского жилсоюза, взятая из шведской практики, обладает целым рядом положительных качеств, к которым относятся: относительная дешевизна, простота сборки основных элементов, небольшой сравнительно вес элемен
тов, хорошие теплозащитные свойства. Но вместе с тем в этом строительстве имеются и недостатки, зависящие как от самой проектировки, так и от условий рынка.
К числу главнейших недостатков первой группы относятся: 1) установка на употребление сырого, пригодного только для дров, материала, следствием чего при усушке нарушается пригонка чистой обшивки щитов 2) излишняя сложность щита, состоящего из пяти слоев 20 мм до
А
р
х
.

О

.
А
.
В
У
Т
К
Е
и
и
н
ж
.
В
.

Ф

.

В

А

С

И

Л

Ь
Е
В