группа «больничных и амбулаторных зданий» и т. д. Но в то же время групповой способ диференциацию труда не доводит до конца, а ставит на путь компромисса, объединяя в группах работы как по архитектурной проектировке, так и по разработке рабочих чертежей. Последнее является значитель
ным минусом «группового метода», так как мы все хотя бы по личному опыту знаем, что ближайшее ознакомление с профессией в условиях конкретной работы очень скоро обнаруживает, что внутри од
ной и той же профессии могут существовать работы, требующие способностей, совершенно неодинако
вых, а иногда даже различных. А условия работы в группе (напр., неравномерность наплыва работы в группу - то большое количество эскизной работы, то, наоборот, разработка рабочих чертежей и т.д.) заставляют непланово и нерационально использо
вывать человеческий материал по способностям - один и тот же человек сидит то на проектировке, то на рабочих чертежах. К тому же внутри группы для поспевания в срок часты переброски с одной работы на другую и пр. Связь со специальными ра
ботами (конструкции, вентиляция и пр.) носит «анархический» характер, как в описанном уже выше «учрежденческом» способе проектирования.
Из других недостатков этой системы укажем на следующие: 1) функции старшего архитектора, возглавляющего ту или иную специальную архитек
турную группу, часто переплетаются с функциями главного архитектора; 2) в то же время старший архитектор является «ублюдком» архитектуры, ибо он мечется между непосредственным выполнением по
рученной ему лично проектировки,инструктажем сотрудников, составлением программ и планов по вверенной ему группе, хождением по различным инстанциям на согласования проектов группы и т.д.; 3) при данной системе трудно проводить точный
контроль над производимой сотрудниками работой, ввиду неясного разграничения функций и отсутствия четкой диференциации обязанностей среди членов группы; 4) групповой метод в каждом из работающих не стимулирует в достаточной мере мораль
ного чувства персональной ответственности за всю выпускаемую группой архитектурную продукцию. Последняя всегда легко переносится на плечи старшего архитектора - этого, поистине, «козла отпущения» за все грехи группы.
НОВЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
Когда во всей стране развертывается соцсоревнование и создаются основы коммунистической дис
циплины, то в наших проект-бюро не могут дальше практиковаться прежние, старые, научно необосно
ванные и социально более неоправдываемые формы работы, за отсутствием в них: а) разумной, усовершенствованной организации труда и б) необходимых стимулов к усилению работающими как темпов проектировочной работы, так и качества выпускаемой ими архитектурной продукции. Рассматриваемый ниже, т. н. «бригадный» принцип проектировочной организации представляет собой то не
оспоримое преимущество, что дает возможность не только точного и оптимального выполнения бри
гадой возложенных на нее по инструкции работ, но вместе с тем, всей организационной структурой бригады создает определенные предпосылки для ак
тивного включения последней в систему коллективно соревнующейся рабочей массы.
Основная идея бригадного проектирования заключается в четкой организации, в освобождении проектировщиков от всякой посторонней работы, в максимальной диференциации их труда и его учета, в подборе сотрудников и тренировке послед
них по их склонности и способностям к тому или иному виду работы на основе научных методов.
Для создания оптимума в работе необходимо обеспечить, во-первых, разграничение работников за
Функционеры:
Архитектурная группа: А - главный архитектор, Б - старший архитектор, В -архитекторы, Г - конструкторы
Группы: а) отопления и вентиляции, б) водопровода и канализации, И - главный инженер, К - старший инженер, Л - инженеры, Е техники, Д - чертежники
Функции:
Работа архитектурной группы: I) установление объекта, 2) составление программы и дача задания, 3) эскизный проект, 4) утверждение эскизного проекта, 5) проект, 6) утверждение проекта, 7) разработка ра
бочих чертежей, 8) утверждение рабочих чертежей и дача параллельного закаэа группам- а) отопления и вентиляции, б) водопровода и канализации
Параллельная работа в группах: 9) прием заказа, 10) составление программы и дача задания, 11) проектирование, 12) согласо
вание запроектированного, 13) утверждение проектировки, 14) разработка рабочих чер
тежей, 15) калькировка их, окончательное согласование и выдача чертежей на постройку
II. При «бригадном» способе проектирования
Функционеры:
А - бригада руководства, Б - Комплексная бригада специалистов- проектировщиков (работников замысла), В - комплексная бригада специалистов по разработке рабочих чертежей, Г - бригада чертежников
Функции:
1 - установление объекта, выработка программы и дача заказа, 2 - эскизный проект, 3 - утверждение зскизного проекта, 4 - проект, 5 - утверждение проекта, 6 - разработ
ка рабочих чертежей, 7 - утверждение их и выдача чертежей на постройку
Примерные упрощенные схе
мы движения проектов
I. При «учрежденческом
способе проектирования