1 - Начальник проектной конторы 2 - Секретарь
3 - Совет консультантов 4 - Бухгалтерия 5 - Канцелярия 6 - Архив
7 - Бригада руководства
8, 9, 10... п) - - комплексные бригады специалистов по проектированию (так нааыв. бригады замысла)
8 , 9 , 10 ...п ) - Комплексные бригады специалистов по разработке рабочих чертежей. II - Бригада чертежников
Для повышения производительности труда нужно:
Схема д-ра Ефимова по требованиям, предъ
являемым при рационализации
Для охраны труда нужно:
1 - Рационализация условий в мастерской: освещение, вентиляция, температура и др. 2 - Физиологический профотбор
3- Расход энергии, наибольшая производительность при наименьшей затрате энергии
4 - Достаточное количественное и качественное питание
5 - Рационализация движения
6 - Рационализация рабочего места
7 - Трудовая тренировка и педагогика
8 - Борьба с утомлением, контроль хронометража
9 - Физиологическая борьба с утомлением: кислород, сахар, железы внутренней секреции, фосфор
10 - Физкультура
11 - Режим рабочего дня, короткие отдыхи
мысла от работников, технически разрабатывающих проект. Наиболее высоко квалифицированные и способные работники не должны заниматься обык
новенной технической работой (рабочие чертежи), которую могут выполнить ничуть не хуже люди средних способностей и более низкой квалификации. Это деление имеет оправдание в профессиональных составах способностей, ибо, как ото уже нами ука
зывалось - внутри одной и той же профессии могут существовать работы, требующие способностей совершенно неодинаковых, а иногда различных. Напр. культурность, комбинационная способность в об
ласти пространственных форм, ото центральное свойство архитектора-проектировщика, ведущего сложные проектировочные работы (работа в области замысла) может в гораздо меньшей степени при
сутствовать у архитектора, ведущего разработку рабочих чертежей и т. п.
Организация коллективной работы различных специалистов в проектировочных комплексных бри
гадах - второе необходимейшее условие создания оптимума в работе. Устанавливается такой порядок производства проектной работы, течение кото
рой не зависит от желаний, знаний, искусства и умения отдельного индивидуума. Производство лю
бой работы в коллективе организуется так, что всякий член данного рабочего коллектива легко может с нею освоиться, ее понять и выполнить. Действия отдельных работников создают цепь од
ной общей операции, одного общего, органически сросшегося рабочего процесса. Состав такой проектировочной комплексной бригады, примерно, следующий: а) архитектор (он же бригадир, как спе
циалист по пространственным решениям, так и по «цементирующей» роли своей профессии), б) конст
руктор-расчетчик, в) специалист по отоплению и вентиляции, г) специалист по водопроводу и кана
лизации, д) сметчик. В зависимости от характера работы бригада может иметь и иной состав рабо
тающих, более расширенный, включая сюда, напр., е) технолога, ж) экономиста, з) энергетика и т. д.∙ Все эти специалисты участвуют в выработке архитектурного проекта с самого начала, чем и достигается уничтожение разрывов между предваритель
ным архитектурным проектом (идеей, замыслом) и последующими неожиданностями конструктивного, теплотехнического и иного порядка.
Последнее (т. е. точный, плановый, своевременный учет и удовлетворение всех требований, предъявляемых к сооружению) дает возможность безбо
лезненной детальной разработки такого проекта в бригаде рабочих чертежей без значительных переделок и изменений, так как работа в своих сущест
венных частях была уже раньше организованным образом продумана и решена. «Бригады рабочих чертежей» по своему профессиональному составу
строятся аналогично «бригадам проектировщикови в основном отличаются от них лишь качественно (здесь работают менее квалифицированные и менее
способные товарищи). Далее, необходимо созданиеделового функционально-технического руководства
и сотрудничества в работе. Необходимо уничтожить систему прежнего «иерархического» управления главного архитектора (через старших архитекторов) техническими силами. Эта система, явно бюрокра
тического характера, не способна учитывать совре
менной динамики архитектурно-проектировочного дела. Такая организация всецело исходит из прежней структуры труда, базируется целиком на уста
релой номенклатуре должностей, традиционном де
лении на низший, средний и высший персонал и на прежних количественных и качественных соотноше
ниях его. Данная система должна будет уступить место деловому функционально-техническому руководству и сотрудничеству. Универсальные и слож
ные должности главного и старших архитекторов:
• При «бригадном» принципе организации проект-бюростроитель - и первую очередь организатор строительных ра
бот, в области же замысла и конструкций - исключительно исполнитель чужой воли по тщательно разработанным рабочим чертежам.
Примерная схема организации проектной конторы
а, в,...п
а , б ,...гГ
функционеры