должны быть разложены на четкие, составные элементы по-функционально, где функции административно-хозяйственные, планово-экономические, тех
нические и пр. не будут смешаны в одну кучу и не будут лежать на одном лице, как это имело место при «учрежденческой» и «групповой» системах работы. Вместо них необходимо создать бригаду руко
водства, общий характер работы которой будет определяться функциями планово-распределитель
ными, рационализации, нормирования, контроля и учета, калькуляции и т. д. Таким образом, проект
ная организация (бюро, контора) перестает быть механическим объединением различных отделов, а превращается в ряд высоко организованных бригадколлективов, объединенных вокруг тех или иных производственно-проектировочных задач.
Проектная работа при предлагаемой системе организуется по принципу соревнующихся бри
гад-коллективов, продвигающихся в работе сообразно своим усилиям, темпу, способностям, чем уни
чтожается своеобразный учрежденческий «хвостизм». В работающих воспитывается чувство коллективистической заинтересованности. Деятельность каж
дого коллектива-бригады преследует некоторые цели, которые достигаются лишь при соединенных уси
лиях всех коллективов-бригад. Проектная работа разбивается по частям на определенное количество отрезков, выполнение которых своевременно контролируется. Работа идет по принципу соответствующего разделения труда внутри бригады; последняя,
работая кооперативно, отвечает солидарно перед руководящим органом проектной конторы за вы
полнение всего задания в целом, чем достигается равномерное, ничем не затушеванное распределение ответственности за выполняемую работу.
При такой диференциации и ясном функциональном членении не представится затруднительным создание строгой системы учета, поставленной с максимальной четкостью.
Проектировочные бригады должны быть освобождены от всякой работы, не связанной непосредственно с их квалификацией, т. е. должно быть вве
дено большее число вспомогательного персонала - конторского, счетного, чертежного труда и т. п., чтобы освободить архитектурный и инженерный персонал от этой побочной для него работы, засоряю
щей его рабочее время. Предлагаемый бригадный принцип организации проектировочного дела соз
дает стройную систему преемственности трудовых квалификаций (чертежная бригада, бригада рабо
чих чертежей, бригада проектировки), обеспечивая тем самым организованное воспроизводство рабочей силы в проект-бюро, путем возможности осу
ществления плановой связи с производственным обучением учащихся, с одной стороны, и облегчением выдвижения рабочих с производства на работу в проект-бюро - с другой стороны. При организа
ции значительного количества бригад по разработке рабочих чертежей, состоящих исключительно из учащихся и выдвиженцев (берем сознательно, на всякий случай, этот частный пример), на первых порах большую роль могла бы сыграть организация в помощь им специальной бригады технической консультации. Последнее дало бы возможность тех
нически менее грамотному (не нарушая общего хода работы и не мешая другим) получить у инструктора консультацию по той или иной сложной детали, по тому или иному сложному чертежу и пр.
Система «бригадного» проектирования дает впервые реальную возможность сознательно и четко подойти н учету нужного профиля современного специалиста-проектировщика.
При бригадной системе проектирования производительность труда будет определяться не только правильным, качественным распределением рабочей силы, но и стимулирующими моментами прак
тики, побуждением волевого усилия, направленного на здоровое товарищеское соревнование бригад-коллективов между собой, с одной стороны, и субъ
ективной готовности к интенсивному труду в форме личного интереса - с другой стороны (напр., для
перехода из бригады рабочих чертежей в бригаду проектировщиков и т. п.).
Для компенсации усталости в течение рабочего времени служат перерывы; влияние их на произво
дительность изучается в любой отрасли труда, за исключением... проектировочного (и опять здесь всему виною служит запутанность функций проек
тировщика, продолжающаяся и до сегодняшнего дня). Четкая диференциация функций при бригад
ном принципе проектирования позволит не только теоретически, но и практически-экспериментально подойти н разрешению этого вопроса, т. е. руко
водствуясь данными статистики производительности труда.
Для создания оптимума в работе следует обеспечить, конечно, постановку и разрешение еще целого ряда вопросов (не затронутых в этой статье), имеющих своею безусловной целью: повышение произ
водительности труда и увеличение здоровья лиц, занятых в этом труде. Характер и объем этих вопросов ясен из схемы нужных мер рационализации труда с целью поднятия производительности работающих и с целью охраны труда. (Пре
лагаемая схема доктора Ефимова показывает, что меры эти одни и те же для обеих целей).
Наша статья была вызвана желанием указать, что, во-первых, проектные организации, от которых в значительной мере зависит снижение себестоимости, не уясняют себе существующего сейчас прин
ципиального нового положения вещей, в силу чего у них отсутствует плановая организация; во-вторых, не вдаваясь в мелочи, а исходя из общих тенденций нашего развития, указать то принципиальное на
правление, но которому такая организации должна быть направлена. Наконец, вскрыть те основные преимущества, которые эта система неоспоримо в себе несет.
Вопрос социалистической рационализации наших проектных контор - дело настолько серьезное и значительное, что, безусловно, потребует к нему еще не раз вернуться.
Необходимость ускорения, удешевления и улучшения качества проектирования требует самой резкой, коренной реорганизации существующих методов работы о проектных конторах и рационализации использования энергии и способностей кадров проектировщиков.
Просим читателей высказаться на страницах журнала по

существу предложений арх. Карра. Редакция Рационализаторские пути Мосстроя

В настоящей статье мы даем описание ряда рационализаторских мероприятий, проводимых Мосстроем.
ЩИТОВЫЕ НАСТИЛКИ МЕЖДУЭТАЖНЫХ ПЕРЕКРЫТИЙ
На рисунках 4 и 7 представлены варианты междуэтажных перекрытий, характерными особен
ностями которых являются щитовые настилки между досчатыми или бревенчатыми балками и новые образцы сухих изоляций вместо традиционных смазки
и засыпки. Все три варианта имеют следующие преимущества:
1) полная механизация процессов заготовления щитов в любое время года заводским или полузаводским способом;
2) возможность использования отходов деревообделывающих заводов из получистого и необрезанного леса и экономия древесины;
3) простота производства работ, для которых могут быть использованы чернорабочие;
4) сокращается высота конструкции перекрытия;
А
.

М

О

С
Т
А
К

О

В