Рис. 2. Деталь двухстекольной рамы
Рис. I. Деталь спаренного переплета
Рис. 3. Прибор инж. Говве и Ильина для испыта
ния кирпича на прочность ударом
5) отсутствие засыпки устраняет угрозу разведения домового грибка;
6) перекрытия легки и достаточно прочны.
В варианте, предложенном арх. Н. А. Волковым (рис. 7), щитовой настил укладывается по брускам 25x30, с нижней стороны которых идут рейки из отходов. Решетчатый характер нижнего настила дает возможность отказаться от подбивки потолка дранью по войлоку, за исключением низа балок, в том случае, если к ним не примыкают перегородки. Изоляция осуществляется прокладкой вой
лока по щитовому настилу, сверху которого идет обернутая толем просеянная земля. Наличие по
следней и отсутствие легкой изоляции делает эту конструкцию менее выигрышной по сравнению с остальными двумя.
Чрезвычайно оригинальной является конструкция арх. В. В. Корчагина (рис. 4), у которого, помимо щитового настила с нанесением штукатурки по рейкам, толщ. 10 см, или по фибролиту толщ. 5 см. - дано несколько типов изоляции. Последние полностью удовлетворяют требованиям звуковой изоляции и вместе с тем гарантируют предотвра
щение при нормальном мытье полов промачивание штукатурки водою.
Между брусками по рейкам кладется в один слой рогожа, а по щитовому настилу между балками плиссированный толь или просмоленный картон. Здесь также возможны несколько вариаций. Можно вместо рогожи ограничиться слоем песка по про
смоленному картону, или плиссированный толь заменить рогожными матами, наполненными сфагну
мом, конопатным мхом или трепанной мочалой, про
стеганной точечной стежкой. Маты 40 - 50 см сверху прикрываются тонким толем или просмоленным картоном. Последний вид изоляции очень прост и поддается массовой заготовке.
Неменьший интерес представляет конструкция инж. Гашинского. Между балками с ленточными прокладками в три слоя из просмоленной плот
ной бумаги «Геркулес» свободно подвешиваются перепонки из той же бумаги «Геркулес» и укрепля
ются к балкам по всей длине их штукатурными дранницами и толевыми гвоздями. Штукатурка идет по подшивке из 1/2 теса, колодки или брусков с подбивкой штукатурной драни (рогожи, войлока). В этом виде конструкция необычайно легка и тем дает возможность уменьшить древесину на балки и утонить подшивку до 1/2 Если не придется из боязни промачивавши от мытья полов добавлять тонкого слоя подсыпки, то конструкция даст несомненный эффект, что мы и увидим из опыта строительства 1930 г.
ЛЕСТНИЦЫ
До настоящего времени лестницы почти не привлекали внимания конструкторов. Сейчас в Мосстрое инж. Г. Сорокиным разработана конструкция, имею
щая в наших условиях три существеннейших до
стоинства: 1) дефицитные двутавровые балки для косоур заменяются бетоном; 2) устанавливается жесткий стандарт отдельных элементов, изготовля
емых на заводе, при чем на постройке остается только сборка и 3) монтаж лестницы не связан с кладкой стены, которая может быть выложена до минимума утоненной.
Как видно из рис. 6, ступени уложены на параболической арке из 11 бетонных камней (есть ва
риант в 3 камня), производство которых в условиях массового строительства не вызывает затруднений.
Общий объем бетона в одной арке равен 0,107 м3, а вес наибольшего из камней - около 40 кг. Плиты для площадок устраиваются двух типов - проме
жуточной и квартирной. Ширина каждой плиты - 30 см. Площадочные балки могут изготовляться при кладке без торможения последней. Опалубка состоит из двух досок на ребро и выступы в кладке, при чем они же являются опорами кружал арки