С ПОДГОТОВКОЙ УЖЕ ЗАПАЗДЫВАЕМ!

В строительстве текущего сезона имеется налицо целый ряд достижений. Но все же количе
ство недостатков настолько еще значительно, что о них следует говорить, в целях более успешной подготовки к строительству 1930 - 31 года.
Прежде всего отметим очень частые случаи изменения уже полученных заданий. Для иллю
страции приведем несколько со
вершенно конкретных фактов. Бежецкий механический завод дал проектной конторе задание выполнить проект реконструкции завода на сумму одного миллиона рублей по оборудованию и одного миллиона рублей по строитель
ству. Это задание дано было 16 января 1930 г.; в феврале же после проработки задания выяснилось, что объем работ увеличи
вается, примерно, до 3-х млн. руб. по оборудованию и 2-х млн. руб.
по строительству, т. е. всего до 5-ти млн. руб., а с энергетикой и специальными работами до 7-ми млн. руб.
По заводу АМО было получено задание в начале февраля на проектирование учебного здания из расчета на 2.500 человек. Эскизный проект был сдан заказ
чику 10 марта, 30 же марта было получено новое задание, требующее составления проекта из расчета на 1.520 человек. Аналогичных случаев можно было бы при
вести целый ряд. Естественно, что при таком положении вещей проработка проектов запазды
вает, на постройке неизбежны простои рабочей силы, а следовательно, и удорожание. Отзы
вается это все и на качестве составляемых проектов.
Вообще с заданиями у нас обстоит скверно. Часто они даются лишь тогда, когда надо присту
пать к строительству. В текущем строительном сезоне этот вопрос отличался особенной неурегу
лированностью. Так, например, проектная часть конторы «Строитель» по промышленному строительству до 1 апреля 1930 г. полу
чила заданий на 25 млн. руб., после 1 апреля, т. е. в самый разгар развертывания строительного сезона, было получено зада
ний на 23 млн. руб. Отражается на деле в плохую сторону также и значительное количество внеплановых работ.
Правительственное постановление от 26 декабря 1929 г. в достаточной мере четко и ясно предусматривало сроки осуществления целого ряда подготовитель
ных работ к сезону 1930 - 31 года.
Это постановление в самой категорической форме предлагало для сезона 1930 г. всем наркома
там и учреждениям СССР в 2-месячный срок установить календарное проектирование намеченных пятилеткой объектов и ука
зать, какая организация будет их проектировать. На 1930/31 г. даны были еще более жесткие сроки и предполагалось к соста
влению задания приступить не позже 1 января 1930 г. Совершенно очевидно, что это задание правительства не выполнено.
Последний пленум Мособлисполкома по докладу о ходе строи
тельства в 1929/30 г. поручил Областной плановой комиссии не позднее августа месяца рас
смотреть и доложить президиуму намечающийся объем строительства на будущий год и необхо
димые мероприятия для полного и своевременного осуществления этого строительства. Кроме того, поручено Облплану совместно с соответствующими организациями в 2-месячный срок разработать мероприятия, обеспечивающие дело проектирования и со
ставления технических чертежей, исходя при этом из необходимости стандартизации строительства и его типизации и необходимости привлечь к делу проектирования молодые инженерно-тех
нические силы и привести дело проектирования в соответствие с задачами социалистической реконструкции народного хозяйства и быта.
Постановления московских организаций, хотя и несколько уже запоздавшие, должны быть выполнены во что бы то ни стало. В противном случае мы в 1930 - 31 г. будем иметь в строительстве крупнейшие недочеты.
Большое значение в подготовке к строительству 1930/31 г. имеет вопрос об организации проектного дела.
При большом недостатке кадров специалистов создание Моспроекта является идеей вполне своевременной и целесообразной. Кроме большой экономии в расходовании дорогой рабочей
силы, созданием Моспроекта удастся достичь правильного соотношения в отдельных звеньях строительства. До последнего времени, несмотря на то, что про
мышленное строительство у нас стоит на первом плане и является ответственнейшим участком, про
ектирование его отставало от проектирования строительства общегражданского. Это, конеч
но, в первую очередь объяснялось тем, что наши строительные конторы имели свои проектные аппа
раты. Наиболее старой и сильной конторой, вошедшей в Мосстрой
объединение, является Мосстрой. Его проектный аппарат, насчитывающий больше 200 че
ловек довольно опытных проектировщиков, шел впереди других организаций. Так, по строитель
ству текущего сезона основные проекты по Мосстрою закончены в июне.
В то же время проектная часть «Строителя», выполнявшая проектирование промышленного строи
тельства, в состоянии закончить проектную работу по строитель
ству текущего сезона, примерно, только к ноябрю.
Создание Моспроекта должно такое несоответствие уничтожить и дело проектирования промыш
ленного строительства подогнать настолько, чтобы оно не находи
лось позади гражданского строительства. Кроме того, концентрация проектирования в одном ме
сте дает возможность избежать выполнения одной и той же работы разными организациями.
В настоящее время Моспроект уже получил совершенно твер
дое распоряжение приступить немедленно к подготовительным работам предстоящего строительного сезона; между тем выполне
ние этого приказа чрезвычайно затрудняется следующими обсто
ятельствами: 1) Моспроект до сих пор не имеет данных о размере ра
бот, предстоящих его выполнению на 1930/31 г., это мешает ему перестроиться организационно и правильно распределить свои силы. 2) Его изыскательское бю
ро не может, не имея конкретных заданий и не зная адресов по
строек, развернуть своих работ. 3) Совершенно неизвестен вопрос с контингентом строи
тельных материалов, отпускаемых заказчиком, без чего проектирование сплошь и рядом произво
дится впустую. 4) Развертывание работ тормозится также и потому, что постановление правитель
ства от 26 декабря 1929 г. «о мерах оздоровления строительства в части, касающейся проработки типизации и стандартизации строительства, соответствующими комиссиями и организация
ми» еще не выполнено, так как к составлению альбома типовых проектов приступлено только в самые последние дни.
Запаздывание налицо, необходимо теперь же принять все воз
можные меры для того, чтобы сроки, которые установлены Центральным правительством и Облисполкомом, были во что бы то ни стало выполнены. Необхо
димо на заказчиков возложить строгую ответственность за предоставление проектирующим организациям достаточно основательно продуманных и проработанных заданий.
Проектирование строительства
1930/31 г. должно производиться
И
л
.
М
А
Т
В
Е
Е
В