МОСКОВСКИЙ
ДЕНЬ
	ТРАМВАИ
И АВТОБУСЫ
ЗАВТРА
	В АМЕРИКАНСКОЙ
` ДРАМАТУРГИИ
		АНТИфаптистская . тематика увле-
вает сейчас многих америкажоких
драматуртов. Антифаптистскую дра-
му налтисал один из крупнейпгих
американских драматургов — Эльмер
Райс. Над антифаптистской пьесой
работает молодой драматург Кирк-
пэнд. Тема о фалтистской Германия
взята в основу и новой пьесы Клэр
	и Поля Сифтон, премьера которой
состоялась нелавно в Лос-Анжелосе.
	О пьесе Кирклэнда мы пока ни-
зего не знаем, О «Дне страшного су-
да» Эльмер Райса уже сообщалось в
нашей печати. Это пьеса о фашист-
ском терроре в Германии, написан-
ная по материалам  лейпцигеокого
процесса. К сожалению, автор не ис-
пользовал темы процесса целиком,
перенеся действие из Германии в
одну из балканских стран и заме-
нив коммунистическую партию ка-
хой-то изолированной от масс груп-
пой одиночек-революционеров. Пьеса
была задумана вак политический,
памфлет, но политического памфле-
та из нее не получилось. Даже те-
рои ее ‘почти не имеют ничего об-
111620 со знакомыми всему миру уча-
стниками  лейпцигокого процесса.
Ждюме образов Ван дер-Люббе и Ге-
ринга, фигурирующего в пьесе под
именем министра внутренних дел
Раковского, драматург ничего не’ взял
из материалов процесса, широко

опубликованных всей мировой пе-
мчатью.
	Пьеса Клэр и Поля Сифтон «По-
дозрительная кровь» берет тему гер-
манского фашизма в плоскости не
политических, а бытовых отноше-
ний. В сущности в пьесе, каки в
«Семье Оппентеймов» Фойхтвантера,
дана лишь одна сторона фаптистско-
го террора — преследование еврей-
ской интеллигенции. Тема изолиро-
зама, сужена до пределов. мирка
одной мелкобуржуазной семьи и по-
ечптгптих ee несчастий.
	Несчастья еледуют одно за друтим,
Фбруптиваясь внезапно, как только
в родословной известного берлинско-
го врача обнаружено наличие еврей-
ского предка. Частица подозритель-
ной крови превращает ето в отвер-
женного, в пария, от которого отво-
рачиваются его друзья и коллеги и
хоторого с позором выбрасывают иа
им же основанной больницы. Эдесь
пьеса определенно перекликается с
«Оппенгеймами», что дало повод кое-
хому из консервативных критиков
обвинить драматургов чуть ли не в
плагиате. Однако Поль Сифтон опро-
верг обвинение, опубликовав полу-
ченное им письмо из Германии, Co-
` ржание которого и поолужило ему

}жетом для пьесы:
	Подозрительная» кровь отца вле-
ат за собой новые бедствия. Ha

(первом публичном концерте сы-

i

на, лауреата Берлинской консервато-
рии, штурмовики устраивают скан-
дал, а возмущенного и протестующе-
то юношу отправляют в концлагерь.
Карьера ero закончена: зверские
пытки в фашистском застенке изу-
родовали его пальцы, отныне уже
неопособные прикоснуться к роялю.
	<. [Разбита жиань и у дочери, нака-
	нунё свальобы покинутой женихом,  ,
	=

— У. =
хоторому запретили жениться на ©3-
фейке. Беременная девушка в отча-
	чттии кончает с собой.
		ХЛЕБОМ

В МОСКВЕ
И НА `ДАЧАХ
	Новое хлебопекарное строитель-
ство’ усиливается.

Нарком пищевой промышленнос-
ти т. Микоян утвердил план строи-
тельства пекарен первой очереди
при предприятиях Нарвомпищенро-
ма. Уже к 1 января вступят В строй
пекарни с суточной мощностью в
200 тонн хлеба, Пекарни будут по-
строены при 330 заводах и совхозах
Наркомпииепрома.
		В связи с похоронами тов. С. М.
Кирова 6 декабря трамваи до 10
час. утра будут курсировать по всем
маршрутам, минуя площадь Сверд-
лова. С 10 часов движение трам-
ваев в кольше «Б» прекращается.
За кольцом и, по кольцу движение
продолжается. После похорон трам-
ваи пойдут обычными маршрутами.
	+

i ee

anaes ee Г

‘утра по. всем на
	площадь Свердлова. С 10 часов в
черте кольца «Б» автобусное дви-
жение прекращается. За’ линией
кольца «.

Песня! Да, спектакль МХАТ зву-
чит, как песня. Широко. льются co
спены звуки этой песни. Слушает
их зритель, и чудятся ему ночи на
Волте. Ночи, полные сладостной ис-
томы любви, страстных поцелуев,
горячего Moora влюбленных, кото-
рый, соединившись с плеском волн,
с шумом таинственных оврагов’ и
садов, подымается прямо к луне, в
звездам,

Лаской, любовью, лирикой напол-
нен третий акт — лучший акт снек-
такля МХАТ. Великолепно  офор-
мленный художником И. Рабинови-
чем, открывшим перед зрителем за-
мечательную панораму на Волгу, пе-
реливающуюся ‘лунным. блеском, и.
на тенистый, густой сад Кабановых,
се большим  под’емом  разыгранный
‘актерами _Еланской (Катерина) и
Яровым \Борис), Андровской (Bap-
вара) и Ливановым (Кудряш), акт
‘этот — кульминационный пункт с6з-
данной МХАТ песни.

Эта песня-спектакль действительно
широка по своей гамме звуков и
красок, зпически скорбна, и обрыва-
ется ofa трагической нотой пред
смертного ‘прощания Катерины ©
жизнью. Но’ вот грозна ли она, эта
‘песня?’ Несет ли она в себе ‹. гнев
и призыв к борьбе с миром стра
ното произвола Кабаних ий Диких?

Спектакль МХАТ целиком  по-
строен в пирическом плане, В этом
плане-он разработан театром. с боль-
шой художественной силой, ярко
стью, громадным. вкусом и мастер-
ством. Но этот спектакль, увы, ли»,
шен боциального гнева, жгучего иро-
теста против «темного царства».

Катерина в трактовке МХАТ: и
в прекрасном исполнении Еланской
предстает пред нами не как борец,
а’ как печальная, ’обреченная ¢
первого своего’ шаха’ жертва. Вот ona
ваговорила, двинулась, скорбная, из-
мученная своими’ сомнениями, и

На выставке «Москва и область за четыре года». На фото: образцы
	гостиириты Моссовета.
	энутреннето. оборудования
	Яков ГРИНВАЛЬД
<>
	П РЕМБЕРА «Грозы» в МХАТА
совпала с 75-летием со дня пер-
вой постановки этой замечательной
и лучшей’ пьесы. Островского. Юби-
лейная дата заставляет нас хотя бы
в нескольких словах вспомнить HC-
торию «Грозы». Это тем более необ-
ходимо, что в этой истории SCT
многое, очень многое, не потерявиее
своей остроты, своего глубокого ин“.
те и для нас.

к известно, появление «Грозы»
нА сцене и в печати вызвало 0же-
сточенные и страстные споры. `Уже
на первом спектакле в зрительном
зале на раду с бурей асплодиемен-
тов раздавались ‹пронзительные
свистки протеста и громкое возму-
щенное итикалье. На два латеря рез-
ко разделились и актеры. Одна их
часть восторженно встретила пьесу,
особенно актрисы, радостно потянув-
киеся _Е- сценически-великоленной,
яркой и сильной роли Катерины.
Другая часть во главе с «самим»

апкиным приняла пьесу, ITO Ba-
зываетея, «в штыки», обрушивигиеь
на автора за «трубый реализм и
‘скабрезность» действия. Но наиболь-
зпего ожесточения доститли споры 9
_«Грозе» на страницах газет и жур
налов, бсобенно ярко’ выразившиеся
в исторической схватке между An.
	Григорьевым и Добропюбовым.
	В чем была сущность этих CHO
ров? В коренном различии оценки
общественно-попитического — смысла
Порой пьесы Островского.

Если  революционно-демократичес-
кая критика во главе с разночин-
nem Добролюбовым увидела в «Гро-
зе» ярчайший художественный но-
каз той социальной грозы, которая
собирается над етемным царством»
российского самодурства и самодер-
жавия. если она пыталась доказать,
что «Гроза» дает картину начала
конца «темного царства» и что Ка-
терина — это’ носительница COTTE
алъного мротеста, зреющего в созна-
нии порабощенных и. угнетенных
«низов», то критика ‹реажционная,
славянофильская, исповедующая идею
«народности и самобытности», вся“
чески пыталась прежде всего пара-
лизовать самую возможность такого
толкования пьесы Островского.
‚ Ап. Граторьев, полемизируя © До-
бролюбовым и его ‚последователями,
всю силу свонх доводов и. направ-
ляет на то, чтобы доказать отсут”
ствие в пьесе политической тенден-
ции, усиленно подчеркивая роман-
тическую пассивность,  мечтатель-
вый пиризм творчества Островекого
всобще и «Грозы» в частности, не
замеченные Добролюбовым.

А ‘Добролюбов пействительно, ув-
лекшись своей задачей показать
ужас и смрад «темного царства»,
не разглядел и не подчеркнул идез-
лизации русской жизни, свойствен-
ной Островскому. Но зато он сумел
отобрать ‘у Островского и соединить
воедино те черты жуткой  россий-
ской действительности. которые в
силу таланта писателя об’ективно
давали сами ето произведения. Ото-
брав эти об ективные черты, разо-
блачающие  самодурство русской
жизни, русского самодержавия, До-
	‚бролюбов и‘указал путь резолюцион-
	ной трактовки Островского.
Вся 75-летняя сценическая HCTO-
рия «Грозы» и воть `в сущности
		1) На Т... o:d еледует. как известно
8, 1141.

2} Новая идея Пирчз. Обычное 1ро-
лолжение злееь 9. ЛИ—@1.

3) Хотя к ослабляет королевский
фламт, но yrposy по этой диагонали
иначе нельзя падрировать.

’ 4) Пирч считает этот ход решающей
виа и рекоменлует алесь 21... Кб
5) Угрожает 28. Ф: 41, Ф:а1 27, Kiwe+.
  6) Тонками мачеврами белые  доби»
лись подавляющего преимущества в по*
	ТО яювой 28. К +
) A 28. Kis +,
8) Если 28...) Bob ав. то 29. Kes, D
30. 246 + ‹ выигрышем фигуры.
9) Мат нензбежен.
	СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ВЕЧ. МО-
СИВЫ» ВЫЙДЕТ 7 ДЕКАБРЯ,
	Ore, ‘peaantop: A. POMAHOBSCHHA,
Wsparone: MOK BRITS).