В. КОЛАРОВ (Исполком Коминтерна)

Все учреждения, связанные с непосредственным обслуживанием материальных, духовных и культурных нужд населения, должны быть сосредоточены в жилых районах города. Таковы: кооперативы, общественные столовые, прачечные и т. д.; местные больницы, амбулатории, диспансеры и пр.; общеобразовательные школы, детские сады и т. д.; библиотеки и читальни, клубы, театры, кино, физкуль
турные учреждения, парки отдыха и культуры, мастерские для развития художественной культуры, изобретательства и т. д.; учреждения связи и т. д.
Города и поселки не должны быть привязаны только к одному заводу или к группе заводов одной отрасли промышленности. В интересах воспитания цельного человека и для обеспечения взаимного влияния людей разных профессий, необходимо соз
давать смешанные города и поселки. Кроме того, люди будущего будут чаще менять свою профессию.
Города и поселки необходимо связывать не только с фабриками и заводами, но и с совхозами. Необхо
димо обеспечить переход с работы на заводе на сельскохозяйственную или административную работу и наоборот.
Города необходимо обеспечить солнцем, воздухом, простором и растительностью.
Каждый дом с обобществленным бытом (домкоммуна) должен представлять комбинат неболь
ших жилых домов, объединенных общей кухнейстоловой, клубом, детским общежитием, парком, помещением для физкультуры и т. д.
Д. Б. РЯЗАНОВ - директор Ин-та К. Маркса и Ф. Энгельса.
Застройка малоэтажная. Желателен учет интересных с архитектурной точки зрения перспектив (рельефы и пр.).
Обобществление быта желательно при сохранении поквартального расселения и возможности пользоваться индивидуальными малыми кухнями. Должна быть хорошо организованная сеть общественных столовых.
Д-р С. ГУРЕВИЧ («Зеленый Город»)
Считаю, что в отличие от капиталистических стран не стихийный рост населения должен нами повелевать, а мы должны планово его регулировать и направлять в зависимости от наших контрольных цифр развития промышленности, сельского хозяйства, культуры и т. д.
Пределам нынешней Москвы мы, гигиенисты, считаем 3 млн. человек. Все остальное население должно быть расселено за пределами этих границ.
Обязательно отделение жилищ от места работы на расстояния, измеряемые километрами.
Плотность застройки не свыше 16%.
Этажность: не свыше 3-х без, не выше 5-ти - с лифтом. Детские учреждения - не свыше двухэтажного.
Проф. МАЙ - руководитель планировки Франкфурта-на-Майне
Дальнейший непосредственный рост Москвы, нак целостного компактного города, должен быть решительно прекращен, в связи с чем должен быть
выброшен жесткий лозунг «ни единого человека более в пределы старого города».
Москва в таком виде, как сейчас, способна рационально обслуживать не более 1.000.000 жителей, так как она приспособлена приблизительно к населению в 800.000 человек.
Развитие Москвы должно происходить путем включения отдельных и удаленных от непосредственного центра территорий, так назыв. драбантов.
Эти драбанты должны быть не ближе 10 км и не далее 35 км.
Жилищное строительство должно итти по линии невысоких домов и отнюдь не по пути небоскребов или многоэтажных (например, 4-этажных); хотя в общем большие дома и являются немного дешевле, учитывая расходы по организации блугоустройства, но для нормальных условий жизни, в особен
ности для детей, необходимо жилье не отрывать, от земли, не ставить в условия горного режима. Во всяком случае, при подъемниках и прочих технических усовершенствованиях разница в стоимости будет незначительна, санитарные же преимущества остаются целиком, за небольшим исключением.
Это обстоятельство привело к тому, что после войны в Англии новое строительство свыше 90% - не высокое.
Далее, чрезвычайно важно обильно окружать жилье зелеными насаждениями. Более всего пора
жает приезжего иностранца в Москве как в старых, так и в новых районах на окраинах бедность зе
лени, вследствие чего дети вынуждены играть на мостовых или пыльных бульварах.
В общем, на 1 га жилого района должно приходиться не более 100 человек населения.
ПРОЛЕТАРСКИЙ РАЙСОВЕТ (выступления рабочих по докладу МОКХ)
Тов. АГЕЙКИН (завод «Динамо»).- Необходимо жилье строить совсем отдельно от промышленности - и такой нужно создать план.
Надо выделить жилые районы и строить их отдельно.
Тов. ШОХИН. - Надо, чтобы рабочий мог отдохнуть от работы. Нужны зеленые городки.
Тов. ШАВЕЛЕВ. - Надо жилище отнести от Москвы на 10 - 20 километров и сделать хорошее сообщение с заводом; вынести жилье туда, где
больше лесов, в лес, а не строить там, гдемы задыхаемся в газах, где мы получаем туберку
лез - у нас большой процент туберкулеза, потому что мы живем в копоти. Мы ведь боролись за лучшую
жизнь, за социализм- - надо строить так, чтобы не забывать о человеке, который создает все. Я настаиваю на вынесении жилища за город.
Арх,: ТУРКУС, В. ПЕТРОВ, В. КРИНСКИЙ, БАЛИХИН («Аснова»)
При определении типа жилища как для постоянного, так и для временного населения, необходимоисходить не из единого типа жилья, но диференцировать типы в соответствии с диференциацией социальных функций и профессиональными особенностями.
Повидимому, техническая реконструкция существующих старых зданий с индивидуальными квартирами является экономически нецелесообразной.
Необходимо выделение жилых кварталов и районов и изоляция их от районов и кварталов другого назначения (административно-хозяйственного, промышленного и транспортного и т. д.).
Безусловно необходима радикальная изоляция жилых кварталов от шумных магистралей городского движения.
Крайне желательно создание пригородных зеленых жилых районов, при условии развития и электрификации пригородного сообщения.
Необходима максимальная координация между местом жилища и местом работы как из общественнобытовых соображений, так и транспортно-экономических.
Категорически нельзя допускать тип планировки жилых кварталов замкнутыми дворами.
Необходимо принять все меры к разрежению существующих площадей застройки жилых районов путем сноса отживающих жилых домов и замены освобождающихся площадей зелеными насаждениями.
И
н
ж
.

И

.

С

.

Н

И

К

О

Л
А
Е
В

Опытная постройка студенческого дома-коммуны

Строящийся в Москве, за Донской улицей, студенческий дом-коммуна представляет собой опыт, который должен будет дать материал для дальней
шей разработки вопроса о жилье коммунального типа. Читателям известны программы на проектирование этого сооружения и принятый за основу постройки вариант (см. № 12 «Строительство Мо
сквы» за 1929 г.), в дальнейшем переработанный и воспроизводимый в этом номере уже в том виде, в котором он осуществляется.
Напомним вкратце идею проекта и программы. Основное в решении:
1) выделение спальных помещений и дальнейшая диференциация помещений по родам бытовых процессов;
2) стерилизация и оздоровление этих процессов, сопряженная с развитием у живущих здоровых навыков и привычек;
3) равенство затрат на строительство с общежитием обычного типа (50 м3 внешнего объема здания на 1-го живущего).
Последний пункт является решающим во всей задаче. До сего времени дом-коммуна мыслился в большинстве случаев как некий городок-дворец, своим оборудованием отвечающий любым бытовым потребностям живущего. Здесь предполагается на
личие индивидуальной жилой комнаты на каждого
живущего и, вдобавок, целая серия разнородных бытовых учреждений воспитательного, школьного, санитарного, спортивного, увеселительного, куль
турно-просветительного порядка, не говоря уже о мощной кухне, столовой, прачечной обществен
ного пользования. Совершенно очевидно, что в наших условиях мы не можем приступить к созданию массового подобного типа жилья.
Уложиться при таких условиях в норму 50 м3 здания на 1-го живущего невозможно. Большая же норма уже непосильна индивидуальному рабочему бюджету, а увеличение государственных капиталовложений в жилищное строительство в годы напряжения всех средств на осуществление индустриализации также ограничено.
Таким образом, задача осуществления такого жилища коммунального типа в наших условиях
невыполнима, поскольку в нем обязательно надо обеспечить личный минимум жилплощади.
Воспроизводимый же проект отвечает на задачу создания коммунального жилья следующим образом.
Личная комната для жилья заменяется личной спальней, с которой снимаются избытки кубатуры (в сравнении с комнатой дневного пребывания). Эти же избытки, соединяясь вместе, служат неким обобществленным фондом кубатуры, за счет которо
го создаются просторные помещения дневного, утреннего и вечернего пребывания, физической зарядки и т. д.
Все дальнейшее и уже сказанное и следует рассматривать под углом зрения ограниченных норм жилища, фактически только спальни.
Если мы элементарно будем искать различие в функциях спальни и дневного жилища, то главное заключается в том, что человек, ночью, как правило, может быть обслужен оболочкой, помещением, иначе, чем в период своей сознательной деятельности, т. е. днем.
Для нормального сна, сна-зарядки, сна-отдыха необходим чистый воздух в большем количестве, необходимо также, чтобы помещение, в котором спит человек, было облучено солнцем в дневное время, чтобы было вычищено и проветрено, было лишено ненужной мебели и других предметов, порождающих пыль, испарения и бактерии.
Как это ни странно, помещение для сна не обязано быть большим. При условии действующей вентиляции оно может быть минимального объема, т. е. таким, при котором не возникает неудобств вентиляции (большие скорости потоков, значитель
ная разность температуры и др.). Считая, что в час человеку требуется нормально около 30 м3 чистого воздуха (из расчета на предельное содержание СО2), имеем необходимость в запасе на ночь 8 х 30= 240 м3
воздуха. Если бы мы могли создать спальни, дающие такую норму содержания воздуха, то су
мели бы обойтись без вентиляции. Но так как при наших нормах мы, в лучшем случае, имеем часовой запас воздуха, то отсюда вывод, что вентиляция необходима и надо научиться делать ее такой, чтобы на нее можно было полагаться так же, как на водо
Западный фасад дневной группы
Внутренний фасад дневной группы
Южный фасад дневной группы
Фасад спального корпуса