Начнем подготовку к строительству 1930/31 г.

Контрольные цифры строительства 1930/31 г. значительно увеличены против запроектированных в пятилетке, и по объему строительство будущего года почти вдвое превосходит программу текущего года.
Основной причиной, из которой в дальнейшем вытекают все недостатки строительства, является, главным образом, плохая, несвоевременная подготовка.
Параллельно с выполнением текущего строительства надо немедленно, не теряя драгоценного времени, приступить к практической подготовке к работам 1930/31 г.
КОНКРЕТНО ЭТО ОЗНАЧАЕТ;
ВО-ПЕРВЫХ: определение заказчиком (промышленностью и пр.) точных заданий, подлежащих строительству 1930/31 г. Разбивку объектов по очередности выполнения в зависимости от значимости и прочих обстоятельств. Распределение объектов по строительным организациям - выявление и загрузка производственных программ стройтрестов. Изыскание необходимых средств для ведения подготовительных работ. Передачу заданий проектирующим организациям.
ВО-ВТОРЫХ: предварительно проектировке должно предшествовать геологическое исследование участков и полная технологическая разработка объекта. Без этих данных надо правительственным распоряжением категорически воспретить проектировку и конструктивную разработку.
Слишком дорогое, медленное, нерациональное проектирование мы получаем, главным образом, в результате отсутствия этой четкой последовательности.
Мы ощущаем крайний недостаток в проектировщиках и конструкторах-расчетчиках, а между тем бесконечные поправки и изменения в процессе проектирования непродуктивно растрачивают квалифицированные технические силы.
Наконец, надо решительно сократить утверждающие инстанции. Опыт показал, что времени на рассмотрение проектов по главкам и НТС‘ам уходит больше, чем на самое составление проекта. Надо полную ответственность за технически правильное и целе
сообразное проектирование возложить на проектные организации. Технические советы проектных организаций должны быть соответственно этому усилены высококвалифицированными специалистами.
В-ТРЕТЬИХ: в области материального удовлетворения строительства необходимо наконец, составить точный баланс потребных стройматериалов.
Промышленность стройматериалов значительно отстает от достижений техники. Новые материалы вырабатываются кустарно. И в этом отношении необходимо
стройпромышленность повернуть лицом к строительству.
Проектирующие организации должны знать, на какие новые материалы им следует ориентироваться при разработке проекта. Надо организовать полную и своевременную информацию о сортаменте, спецификации вырабатываемых стройпромышленностью новых материалов.
Пора уже не только из года в год констатировать одни и те же ошибки в подготовке к строительству. Надо наконец, решительно, железной рукой заставить работать планово и изжить навсегда кустарные методы работы.

Строительство Москвы

июнь 1930 г.VII гОД ИЗДАНИЯ

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ журнал московского областного ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА советов Р., к. и к. депутатов
стройобъединений. Некоторый хотя очень не большой опыт этой реорганизации можно осветить по данным Мосстройобъединения.
В «Мосстройобъединение» влились непосредственно: тресты «Строитель», «Мосстрой», Строительный отдел Мосздрава, Контора специальных работ и
шесть районных строительных контор Москвы; в порядке планирования и регулирования дела (без
непосредственного подчинения) десять окружных стройконтор.
Программа всех этих строительных организаций таная:
1929 г. млн. р.
1930 Г. млн. р.
1931 г. млн. р.
Промышленное строительство2994
220 Жилищное строительство6981122 Общественное и социально
культурное строительство50107
Всего148
ОТВОД УЧАСТКОВ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО
Для своевременного отвода участков надо обязательно заранее иметь титулы строительства: к 1 октября 1930 г. на строительство 1931 г. и к 1 октяб
ря 1931 г. на строительство в 1932 г. Надо меньше сутяжничать, спорить о местах стройки, и вме
сто этого хорошо обсудить, с привлечением общественности, экономически и организационно обос
новывая, почему здание строится на том или ином участке. После отвода участка надо его привести в готовность, очистив от всего, что мешает строи
тельству, а последняя работа отнимает нередко не мало времени. В наших условиях отсутствия свободных территорий приходится иногда сносить целые здания, нежилые и жилые.
СНАБЖЕНИЕ СТРОЙМАТЕРИАЛАМИ
Как только место, где предположена постройка, отбито надо немедленно организовать подвоз стройма
териалов. Но комплектный завоз стройматериалов не всегда возможен. Стройматериалы у нас ведь весь год идут непосредственно из производства в дело. Поэтому завоз строительных материалов требует сугубого регулирования и оперативного маневрирования.
Во-первых, надо добиваться при недостатке нашего транспорта максимального завоза зимой по санному пути, во-вторых, завозить материалы надо так,
чтобы на месте постройки основными и в одно время расходуемыми строительными материалами построй
ка была бы снабжена в достаточных размерах, хотя бы для начала работ; в дальнейшем поток стройматериалов должен регулярно пополнять весь процесс работ.
До сих пор снабженческие органы находятся вне системы строительных организаций, в системе торгов, которые оперативно, непосредственно не подчинены строительным организациям, а следовательно, не подчинены и интересам строительства, отор
ваны от строительства. Отсюда вывод, что при всем добром желании они не могут сделать всего, что нужно для более быстрой и лучшей организации наступления на узкое место в строительстве.
Вопрос этот, конечно, большой и его надо осветить как можно полнее в печати.
РАБОЧАЯ СИЛА
Рабочая сила в строительстве бывает необходима в разное время и разной квалификации. Эти условия плюс общий недостаток строителей требуют
чрезвычайно гибкой маневренности. Надо процесс работ наладить таким образом, чтобы была очеред
ность использования специальностей рабочей силы. Необходимо выкинуть из употребления слово «стро
ительный сезон», которое надо заменить словом «строительной год».
Вопросы подготовки рабочей силы, ее переквалификации также, стоят у нас в порядке дня, как боевые ударные вопросы.
Наконец, необходимы дальнейшие индустриализация строительства и его механизация. Они дадут
сокращение потребности в рабочей силе и еще более усилят темпы и поднимут качество строительства.
Правильная расстановка по всему фронту рабочей силы, максимум мероприятий по механизации строительства - дадут немеделенно положительные результаты.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проектирование должно быть начато одновременно с отводом участка и получением производственного задания. Задание же должно быть предварительно детально проработано с привлечением широкой общественности, после чего надо запретить в него вно
сить в процесе проектирования всякие поправки, задерживающие работу. Часто вносятся поправки
в проекты даже во время производства работ, что вызывает крупнейшие переделки, удорожает значи
тельно стоимость строительства, отнимает лишние робочие руки, тормозит темн развертывания работ.
Проектировочное дело будет успешно разрешено типизацией строительства, его стандартизацией. По
этому мы должны добиться такого положения, когда ряд сооружений будет возводиться по уже гото
вым типовым проектам с внесением в последние поправок еще улучшающих дело. Это сократит сроки проектирования, сгладит остроту дефицита с проектировщиками.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТРЕСТОВ
Как построить строительные организации?Строить ли их по цеховому признаку или по производственному?
Программа строительства будет у нас беспрерывно увеличиваться, объекты строительства безусловно будут значительно укрупняться, качество работы должно все время подниматься, рационализация про
изводства должна быстрыми шагами подниматься на высшую ступень, мы наконец долго еще будем работать в условиях острого дефицита инженерно-технических сил, недостатка рабочей силы, несвоевре
менного завоза стройматериалов и т. п. Все эти условия требуют несомненно организации строитель
ных контор по цеховому признаку и специализации строительных организаций, объединенных в систему
стрй объединений. Последние же должны являться не планирующим, а оперативным органом, выстраи
вая строительные организации по видам работ и по специальности по фронту строительства.
Такой расстановкой мы устраним кустарничество в нашей работе, правильнее используем и больше нагрузим инженерно-технический персонал, рабо
чую силу, механизмы, оперативно маневрируя между строительными организациями. Все это даст возмож
ности широкого обмена опытом, вскроет больные места, сейчас замкнутых в себя строительных организаций, вскроет дееспособность последних.
Мосстройобъединение положило начало этому делу организацией «Моспроекта», который объединил все проектировочные бюро стройтрестов, орга
низацией конторы специальных работ из кустарных мелких единиц, конторы электрических и бетонных работ, объединением мелких производственных еди
ниц в более крупные мастерские по производству
деталей и т. п. Надо специализацию эту расширить и к осени 1930 г. закончить совсем.
Мы думаем, что в систему «Мосстройобъединениянадо передать и остальные стройорганизации областного значения (Москомстрой, МСПО), ибо от кон
центрации этого дела мы только выиграем. По этому вопросу есть уже решение президиума Мос
совета и его надо практически только провести в жизнь.