С ПОДГОТОВКОЙ УЖЕ ЗАПАЗДЫВАЕМ!

В строительстве текущего сезона имеется налицо целый ряд достижений. Но все же количе
ство недостатков настолько еще значительно, что о них следует говорить, в целях более успешной подготовки к строительству 1930 - 31 года.
Прежде всего отметим очень частые случаи изменения уже полученных заданий. Для иллю
страции приведем несколько со
вершенно конкретных фактов. Бежецкий механический завод дал проектной конторе задание выполнить проект реконструкции завода на сумму одного миллиона рублей по оборудованию и одного миллиона рублей по строитель
ству. Это задание дано было 16 января 1930 г.; в феврале же после проработки задания выяснилось, что объем работ увеличи
вается, примерно, до 3-х млн. руб. по оборудованию и 2-х млн. руб.
по строительству, т. е. всего до 5-ти млн. руб., а с энергетикой и специальными работами до 7-ми млн. руб.
По заводу АМО было получено задание в начале февраля на проектирование учебного здания из расчета на 2.500 человек. Эскизный проект был сдан заказ
чику 10 марта, 30 же марта было получено новое задание, требующее составления проекта из расчета на 1.520 человек. Аналогичных случаев можно было бы при
вести целый ряд. Естественно, что при таком положении вещей проработка проектов запазды
вает, на постройке неизбежны простои рабочей силы, а следовательно, и удорожание. Отзы
вается это все и на качестве составляемых проектов.
Вообще с заданиями у нас обстоит скверно. Часто они даются лишь тогда, когда надо присту
пать к строительству. В текущем строительном сезоне этот вопрос отличался особенной неурегу
лированностью. Так, например, проектная часть конторы «Строитель» по промышленному строительству до 1 апреля 1930 г. полу
чила заданий на 25 млн. руб., после 1 апреля, т. е. в самый разгар развертывания строительного сезона, было получено зада
ний на 23 млн. руб. Отражается на деле в плохую сторону также и значительное количество внеплановых работ.
Правительственное постановление от 26 декабря 1929 г. в достаточной мере четко и ясно предусматривало сроки осуществления целого ряда подготовитель
ных работ к сезону 1930 - 31 года.
Это постановление в самой категорической форме предлагало для сезона 1930 г. всем наркома
там и учреждениям СССР в 2-месячный срок установить календарное проектирование намеченных пятилеткой объектов и ука
зать, какая организация будет их проектировать. На 1930/31 г. даны были еще более жесткие сроки и предполагалось к соста
влению задания приступить не позже 1 января 1930 г. Совершенно очевидно, что это задание правительства не выполнено.
Последний пленум Мособлисполкома по докладу о ходе строи
тельства в 1929/30 г. поручил Областной плановой комиссии не позднее августа месяца рас
смотреть и доложить президиуму намечающийся объем строительства на будущий год и необхо
димые мероприятия для полного и своевременного осуществления этого строительства. Кроме того, поручено Облплану совместно с соответствующими организациями в 2-месячный срок разработать мероприятия, обеспечивающие дело проектирования и со
ставления технических чертежей, исходя при этом из необходимости стандартизации строительства и его типизации и необходимости привлечь к делу проектирования молодые инженерно-тех
нические силы и привести дело проектирования в соответствие с задачами социалистической реконструкции народного хозяйства и быта.
Постановления московских организаций, хотя и несколько уже запоздавшие, должны быть выполнены во что бы то ни стало. В противном случае мы в 1930 - 31 г. будем иметь в строительстве крупнейшие недочеты.
Большое значение в подготовке к строительству 1930/31 г. имеет вопрос об организации проектного дела.
При большом недостатке кадров специалистов создание Моспроекта является идеей вполне своевременной и целесообразной. Кроме большой экономии в расходовании дорогой рабочей
силы, созданием Моспроекта удастся достичь правильного соотношения в отдельных звеньях строительства. До последнего времени, несмотря на то, что про
мышленное строительство у нас стоит на первом плане и является ответственнейшим участком, про
ектирование его отставало от проектирования строительства общегражданского. Это, конеч
но, в первую очередь объяснялось тем, что наши строительные конторы имели свои проектные аппа
раты. Наиболее старой и сильной конторой, вошедшей в Мосстрой
объединение, является Мосстрой. Его проектный аппарат, насчитывающий больше 200 че
ловек довольно опытных проектировщиков, шел впереди других организаций. Так, по строитель
ству текущего сезона основные проекты по Мосстрою закончены в июне.
В то же время проектная часть «Строителя», выполнявшая проектирование промышленного строи
тельства, в состоянии закончить проектную работу по строитель
ству текущего сезона, примерно, только к ноябрю.
Создание Моспроекта должно такое несоответствие уничтожить и дело проектирования промыш
ленного строительства подогнать настолько, чтобы оно не находи
лось позади гражданского строительства. Кроме того, концентрация проектирования в одном ме
сте дает возможность избежать выполнения одной и той же работы разными организациями.
В настоящее время Моспроект уже получил совершенно твер
дое распоряжение приступить немедленно к подготовительным работам предстоящего строительного сезона; между тем выполне
ние этого приказа чрезвычайно затрудняется следующими обсто
ятельствами: 1) Моспроект до сих пор не имеет данных о размере ра
бот, предстоящих его выполнению на 1930/31 г., это мешает ему перестроиться организационно и правильно распределить свои силы. 2) Его изыскательское бю
ро не может, не имея конкретных заданий и не зная адресов по
строек, развернуть своих работ. 3) Совершенно неизвестен вопрос с контингентом строи
тельных материалов, отпускаемых заказчиком, без чего проектирование сплошь и рядом произво
дится впустую. 4) Развертывание работ тормозится также и потому, что постановление правитель
ства от 26 декабря 1929 г. «о мерах оздоровления строительства в части, касающейся проработки типизации и стандартизации строительства, соответствующими комиссиями и организация
ми» еще не выполнено, так как к составлению альбома типовых проектов приступлено только в самые последние дни.
Запаздывание налицо, необходимо теперь же принять все воз
можные меры для того, чтобы сроки, которые установлены Центральным правительством и Облисполкомом, были во что бы то ни стало выполнены. Необхо
димо на заказчиков возложить строгую ответственность за предоставление проектирующим организациям достаточно основательно продуманных и проработанных заданий.
Проектирование строительства
1930/31 г. должно производиться
И
л
.
М
А
Т
В
Е
Е
В

Рабочую силу строительству

Линия индустриализации нашей страны нашла свое яркое отражение в бурном росте строительства.
В «передовой» капиталистической стране - Америке - за целое десятилетие (1919 - 1928 гг.) затраты на строительство по 27 шта
там возросли на 128%, или на, 12,8% в среднем для каждого года. Наши темпы роста несравненно быстрее и особенно показатель
ным в этом отношении, является 1929/30 г., в котором затраты на
строительство против прошлого года выросли на 100% по Союзу и на 83% по Московской области.
Характерным является и то обстоятельство, что в Америке за указанный период (1919 - 1928 гг.)
стоимость строительства возросла на 54%, что при росте затрат в 128% дало прирост площадей вы
строенных помещений всего лишь на 49%. У нас же при колоссаль
ном темпе роста затрат на строительство идет снижение себестоимости его (хотя все еще недостаточное), что еще в большей степени повышает наши темпы роста. И, наконец, главнейшим нашим отличном, подчеркивающим проведение индустриализации стра
ны, является то обстоятельство, что из всех сумм затрат в настоящем году более 30% или 4 млрд. р.
идет на промышленное строитель-, ство, тогда как в Америке по тем же 27 штатам за 10 лет удельный вес затрат на промышленное строи
тельство упал, с 19,9% в 1919 г. до 8,7% в 1928 г., количество выстроенных промышленных , пло
щадей упало вдвое .(зато, как и следовало ожидать, , повысились затраты на сооружения религиоз
ного культа (1) и памятников по сумме затрат в 3 раза и но площади помещений почти в 2 1/2 раза).∙
Этих сравнений вполне достаточно, чтобы показать наши строи
тельные успехи даже в мировом масштабе.
Отметая решительно крики правых уклонистов о равнении на узкие места под руководством партии при напряжении всех сил рабочего класса, строительство успешно осуществляется, преодолевая эти узкие места каждодневно.
В настоящем строительном году, помимо прочих трудностей, ха
рактерных и для прошлых лет, мы имеем добавочную - недостаток рабочей силы и особенную остро
ту с квалифицированными рабочими.
• Все данные об Америке взяты ив книги к изд. ГИЗ. 1930 г. «Новейшие изменения в экономике Соединенных штатов» т. 1, стр. 299 и 301.
Достаточно указать, что еще при составлении планов снабжения рабочей силой строительства был определен дефицит но всему Союзу в 300.000 чел., по РСФСР -
100.000 чел. и только для одной Московской области в 35.000 человек строительных рабочих.
Исходя из общего объема строительства с учетом роста производительности труда, общая потребность в рабочей силе для Москов
ской области на настоящий год была определена в 174.300 чел. средне-годовых рабочих и в
275.000 человек на точку макси
мального развертывания сезона. В момент определения баланса рабочей силы (в январе 1930 г.) положение рисовалось следующим образом.
Занято было на строительстве 112.000 человек.
Таким образом, нужно было принимать меры к привлечению новых (275 тыс. - 112 тыс.) = =168.000 человек, которые и дол
жны были быть покрыты за сЧет отхода из деревень как Московской, так и других областей.
Несмотря на большие трудности организации рынка труда, отсутствие хорошего учета райо
нов отхода, недооценку местами
важности отхода, дезорганизацию рынка кулацкими элементами, нелегальную вербовку, развившийся в начале большой «самотек», отсутствие подготовленного вербо
вочного аппарата, Московскому областному отделу труда все же удалось справиться в основном с намеченным планом привлечения из деревень Московской области рабочих на строительство. Впервые в этом году, хотя и с опозданием, был организован вербовочный аппарат.
Развитие коллективизации будет играть несомненно положи
тельную роль в деле организации рынка труда,
Если из 93.000, предполагавшихся по плану, из Московской области мы привлекли на областное же строительство около
85.000 человек, то дело с, привлечением рабочих из других областей (Западной, ЦЧО, Средне
волжской) обстоит весьма плохо. Вместо 70.000 человек, предполо
женных по плану, нами получено не более 35.000 человек.∙ Труд
ности привлечения рабочей силы объясняются и том обстоятельством, что организация новых индустриальных центров и бурно
• Как в первом, так к во втором случае в исчисление вошло количество рабочих, пришедших в города неорганизованно - «самотеком».
развернувшееся в них строительство вызвали сокращение отхода в Московскую область. Направле
ние квалифицированных рабочих на важнейшее строительство усилило и без того напряженное состояние.∙ Это подтверждается хо
тя бы и тем, что на 1 мая 1930 г. на Московской бирже труда мы имели 2.829 чел. безработных
строителей, вместо 22.337 чел. на то же время в прошлом году.
Календарный план количества занятых рабочих на строительстве в области выполняется: на 1 июня 1930 г. мы имели на постройках
230.000 человек, вместо 152.000 на тот же период прошлого года,. Сле
дует оговориться, что отсутствие правильного учета количества занятых рабочих, а также и их дви
жения не дают оснований утвер
ждать точность перечисленных цифр, но отклонения, если они и есть, очень незначительны, и по всяком случае не могут изменить оценки положения со строи
тельными рабочими на настоящий период. Борьба же за постановку хорошего ежемесячного учета до сих пор не увенчалась успехом, несмотря на всю очевидную необходимость этого мероприятии.
Если организация рынка труда - сложное дело, то псе же глав
ные затруднения заключаются не в привлечении на строительство рабочих, а в самой организации труда на постройках. К главнейшим недостаткам в этом отноше
нии необходимо отнести: позднее развертывание работ, что приводит к сокращению сезона, недостаточное использование механизмов, что приводит к большей по
требности в рабочих руках, невнимательное отношение к об
служиванию культурно-бытовых потребностей строителей, слабое развитие . социалистического соревновании и ударничества в ра
боте, разница в оплате труда на постройках, что приводит к большой текучести рабочих и т. д.
Далеко не использованы у нас все возможности увеличения продолжительности строительного сезона. По приблизительным подсчетам 90% работ могут выпол
няться круглый год, тогда как в прошлом году только около 60% рабочих было занято весь год. Это неумение организовать «сезонподтверждается следующей табличкой численности строительных рабочих в Московской области на 1 число кварталов 1928/29 г.
∙ Из Московской области для других изъято до 10.000 чернорабочих и др 3.000 квалифицированных строителей, не считая последнего требования о снятии с Московского строительства и направлении на Магнитострой
2,500 квалифицированных строителей.,
И
.
И
В
А
Н
О
В