Технические кадры должны быть получены как за счет укрупнения ныне существующих в районах строительных аппаратов разных систем так и путем переброски части работников из ликвидируемых окруж
ных контор и отчасти из краевых стройобъединений и контор.
Материальная база районного строительства должна быть в максимальной мере построена на использовании местных сырьевых ресурсов; поэтому в кратчайший срок должны быть проведены необходимые разведочные работы и организованы простейшие производства строительных материалов из местных ископае
мых (камень, кирпич соломит, камышит и т. п ). Краевыми центрами на основе изучения залежей
местных ископаемых должны быть рекомендованы в районном разрезе наиболее рекомендуемые виды стеновых материалов, перекрытий и кровли с учетом наибольшей экономичности и возможной огнестой
кости. Все присылаемые из центра и разработанные в крае типовые проекты (как правило, все строитель
ство в районах должно осуществляться по типовым проектам) должны быть снабжены указаниями крае
вого центра о рекомендуемых в районном разрезе видах материалов.
Помимо районной строительной конторы, строительство в районах осуществляется или крупными строительными организациями краевого, республи
канского или даже союзного подчинения - по крупным объектам промышленности транспортного, мелиоративно-ирригационного, коммунального и т. п. харак
тера, имеющим областное и выше значение, или же небольшими кооперативными строительными ар
телями - по мелким работам ремонтного характера. Всекопромсоюз и областные союзы строительно-промысловой кооперации должны развернуть работу в районах и на селе по организации строительных артелей.
Планирование строительства в районах включает в себя установление на основе директив крайпланов
объема работ на территории района независимо от подчинения строительства и баланса всех ресурсов, необходимых для выполнения стройплана (материалы, рабочие и технические кадры).
Райпланбюро должено вести также разработку в соответствии с указаниями краевого центра лими
тов стоимости местного строительства, видов местных материалов, рекомендуемых для применения, и т. п.
Ограниченность штатов районных плановых бюро в большинстве случаев не дает возможности выделять для всех работ по планированию строительства специального работника. Поэтому необходимо: 1) воз
ложение этих обязанностей по совместительству на наиболее компетентного в технико-экономических вопросах работника райпланбюро и 2) максимальная помощь райпланбюро по вопросам строительства со стороны отделов местного хозяйства, районной строительной конторы и органов стройконтроля.
Строительный контроль в районах следует организовать в виде уполномоченных краевых управлений
стройконтроля на несколько районов (в районах с крупным строительством - на один). В круг ведения
межрайонных уполномоченных крайУСК должно войти согласование проектов местного строительства в районе с точки зрения местных условий и осущест
вление фактического контроля за строительством в отношении сроков, экономичности и качества работ. Вместе с тем основной задачей уполномоченных УСК в районах является оказание технической по
мощи местным стройорганизациям и строящим хозорганам, передача опыта крупных и лучших строек отстающим и слабым организациям, разработка кон
кретных мер по улучшению строительства в районе и т п. Своей работой уполномоченные УСК должны охватить в значительной мере функции технадзора, выделение которого в районах, безусловно, нецелесообразно.
Работа всех указанных выше трех основных видов органов, ведающих вопросами строительства в районе - районной строительной конторы, планирующего рай
планбюро и уполномоченного УСК - должна проходить во взаимном тесном контакте и должна быть тесно увязана с работой построечных общественных орга
низаций (производственные совещания, постройкомы и т. п.). Этим путем может быть обеспечена своевременая сигнализация с мест о недочетах и угрожающих прорывах и быстрое проведение мер по устранению последних, что в условиях мелкого разбросан
ного строительства в районах имеет особенно важное значение.

Строительный устав СССР

П
р
о

ф

.
Л
.
С
Е
Р
К
Уже в первые революционные годы обнаружилась потребность в издании советского строительного устава, при чем работа по составлению проекта устава была в то время сосредоточена частью в Наркомвнуделе, частью в Главкомгосооре.
Помимо подобных законодательных мероприятий строительство нуждалось в ряде технических и производственно-технических норм. В дореволюцион
ное время техническое нормирование до известной степени осуществлялось обязательными поста
новлениями по строительству бывших городских самоуправлений. В годы восстановительного пе
риода советских органов технического нормирования не существовало, и поэтому местные исполнительные комитеты принуждены были переизда
вать упомянутые обязательные постановления или отдельные части бывшего строительного устава.
Таким образом, наше строительство в течение нескольких лет регулировалось, с одной стороны, отдельными разрозненными, подчас исключающими друг друга, законодательными актами, а, с другой стороны, переиздававшимися дореволюционными нормами.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЙУСТАВА
На прочную базу разработка проекта строительного устава СССР стала лишь после образования КОМСТО, когда в 1928 г. Совнаркомом СССР дано было поручение КОМСТО приступить к этой работе.
Еще тогда в довольно широких кругах продолжала жить мысль о том, что новый строительный устав может быть создан путем переработки старого Эта мысль была, однако, очень быстро рассеяна,как только комиссия, работавшая над проектом, приступила к первой наметке будущего содержания устава. Равным образом, с первых же шагов работ стало очевидным,
что строительные уставы других стран танже не могут быть положены в основу разрабатываемого проекта вследствие резкого отличия иностранного строи
тельного законодательства от того, что предстояло
создать для нашего строительства. Иностранные строительные уставы в своей основе содержат положе
ния о государственном строительном надзоре (строи
тельная полиция) и ряд общественно-правовых и
санитарно-технических норм. Примерно такова же была и компетенция бывшего русского строительного устава.
В условиях СССР, когда планирование, регулирование и осуществление строительства почти целиком сосредоточено в руках государства, функции прави
тельственной власти распространяются на значительно более глубокие п широкие области строительного производства В виду этого система организации строи
тельства предусматривает не только органы надзора, но и органы оперативные, планирующие и регулирую
щие строительство. В условиях социалистического государства правительству принадлежат широчайшие функции установления политики строительства

С

Т

Р

О

И

Т

Р

Е

С

Т

Ы

,

В

О

З

Ь

М

И

Т

Е

Ш

Е

Ф

С

Т

В

О

Н

А

Д

С

Т

Р

О

И

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

О

М

В

Р

А

Й

О

Н

А

Х