как в отношении его экономики, так и в отношении технического выполнения. Отсюда, советский строи
тельный устав неминуемо должен оказаться по своему объему и содержанию значительно более обширным, чем другие до сего времени существовавшие строительные уставы, и по существу включить в себя гро
мадное число положений, совершенно не находящих своего отражения в строительном законодательстве капиталистических стран. При централизованном плановом хозяйстве СССР, строительный устав, являясь законодательным актом чрезвычайной важности, подлежит утверждению высших законодательных органов. Поэтому было бы совершенно нецеле
сообразным включать в таковой технические нормы, которые неминуемо нуждаются по мере прогресса техники в более частых дополнениях и изменениях, чем основные директивные положения достаточно ста
билизованной организационной системы. В виду этого решено в самый строительный устав не включать совершенно ни технических норм, ни технических деталей.
Строительный устав, как таковой, является только сборником наиболее важных административно-право
вых и хозяйственно политических тезисов, которые дают только общие установки в пределах всей организации строительного производства, при чем в пределах этих установок в общесоюзный строительный устав вклю
чены только такие положения, которые могут явиться общими для всего СССР. Особенности отдельных союзных республик найдут свое отражение в республиканских строительных кодексах, которые будут изданы на основе общесоюзного строительного устава.
Помимо законодательного закрепления упомянутых установок, во многих случаях представилось
необходимым в общесоюзном строительном уставе определить единообразный для всего Союза порядок разрешения ряда строительных вопросов. В этих случаях строительный устав, не разрешая вопроса по существу, устанавливает права и обязанности отдель
ных республик, ведомств и учреждений в области разрешения ряда вопросов строительного законо
дательства, и в частности по отношению к изданию технических и производственных норм. Самые же общесоюзные технические и производственные нормы образуют приложение к строительному уставу в виде двух «сводов»: «Свода технических норм» и «Свода производственных норм» (Урочное положение). Эти своды утверждаются, дополняются и переиздаются Госпланом СССР.
В отношении технических и производственных норм союзные республики могут, если это окажется необходимым, издавать некоторые дополнения, не идущие в разрез с общесоюзными, но, как правило, технические и производственные нормы должны быть едиными для всего СССР, поскольку они не зависят от местных специфических бытовых или климатических условий.
СОДЕРЖАНИЕ УСТАВА
Законченная ныне комиссией работа по составлению проекта строительного устава представляет собою труд относительно небольшого объема (около 800 статей в 10 печатных листов). Было бы совершенно неправильным искать в нем строго формулированных рецептов и норм для повседневной про
ектировочной и производственной работы. Такого материала в строительном уставе нет и не может быть. Строительный устав подводит под строительство толь
ко основную правовую базу в области организации и регулирования, а кроме того, дает ряд общих хозяйственно-политических директив. Все остальное практические работники строительства найдут в «сводах».
Строительный устав состоит из трех основных разделов: «Организация строительства», «Устройство населенных мост и районов» и «Устройство зданий и сооружений». В первом разделе говорится о вневедом
ственных и ведомственных органах регулирования и управления, о строительных и проектных организациях, о подготовительных работах по строительству (проектирование и изыскания), об отчетности и
учете, о научно-исследовательской работе, о содержании зданий и сооружений и т. п. Не нашли своего отражения в тексте вопросы планирования, финансирования, материального снабжения и снабжения рабочей силой. Все эти вопросы были намечены к вклю
чению в устав и были проработаны комиссией, но в последний момент оказалось целесообразным их из него изъять. На первый взгляд может показаться
ненормальным, что основной законодательный акт по строительству СССР не затрагивает столь важных для организации строительства моментов, но при более детальном изучении природы таковых не трудно заметить, что эти вопросы в равной или почти в равной сте
пени затрагивают другие области народного хозяйства;
так, например, планирование строительства не может быть организовано раздельно от планирования дру
гих отраслей народного хозяйства, поэтому вопросы планирования целесообразно отнести к положению о планирующих органах. Если даже строительство в отношении планирования и имеет несколько специфических черт, то практически нецелесообразно выхватывать их и помещать в строительный устав.
Далее, вопросы снабжения рабочей силой и финансирования разрешаются почти одинаково для всех видов промышленности и не имеют ничего такого специфично большого, что заставило бы разрешать их самостоятельно для строительного производства. •
Второй раздел, как уже сказано, посвящен устройству населенных мест и районов. В понятие «устрой
ство» включается и планировка, и застройка, и все виды благоустройства. Этот раздел является по своему объему очень обширным, а по своему содержанию отличается значительной новизной материала, так как
эта область строительства до сего времени находила мало отражения в законодательных актах.
Наконец, третий раздел приводит важнейшие принципиальные директивные указания по устройству зданий и сооружений. Казалось бы, трудно говорить
о зданиях и сооружениях, не затрагивая технических норм, а между тем содержание раздела показывает, что в отношении каждого вида сооружения можно дать ряд принципиальных, экономических, санитарных, культурных и даже конструктивных установок, при чем в строительном уставе меньше всего говорится о самом сооружении, главное же внимание обращено на факторы, которые влияют или затрагивают то, что окружает сооружение. Так, например, не гово
рится об устройстве плотины как таковой, но сказано, что надо предусмотреть при постройке плотины, чтобы оградить интересы пользователей водоемом и прилегающими земельными угодьями и т. д.
ТЕХНИКА РАЗРАБОТКИ
Работа комиссии была начата с составления подробнейшей сетки устава, при чем на ряду с перечнем
отдельных глав и даже параграфов в сетке уже была сделана первая наметка их внутреннего содержания.
Таким образом, сетка представляла собою подробное оглавление-конспект объемом в несколько пе
чатных листов. После проработки сетки в комиссии таковая была разослана на заключение ведомств и республик. К сожалению, число полученных отзывов оказалось крайне ничтожным.
В настоящее время проект устава разослан на отзыв республик, ведомств и учреждений. Но полу
чении отзывов в проект будут внесены, если окажется необходимым, соответствующие поправки, и 15 ноября 1930 г. проект устава поступит на утверждение Совнаркома СССР.
Соответствие выработанного проекта практическим нуждам строительства может показать только жизнь - она внесет, несомненно, ряд коррективов и дополнений. Но устав, даже несовершенный, внесет большое оздоровляющее и организующее начало в наше гигантски растущее строительство.
∙ Эта установка комиссии — неверна. в строительном уставе обязательно должны быть отражены и вопросы пла
нирования строительства и вопросы снабжения рабочей силой.
Редакция.