За большевистские темпы подготовки СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если проблема кадров есть центральная проблема всего народного хозяйства, то в строительной промыш
ленности она приобретает исключительное значение. Ни в одной отрасли народного хозяйства мы не имеем такого громадного дефицита в кадрах, как в строительстве. ВСНХ СССР определяет дефицит в инженер
но-технических кадрах для строительства к концу пятилетки примерно в 66%. Такой чрезмерно малый процент насыщенности объясняется целым рядом причин: недостаточная сеть строительных втузов и техникумов; почти полное отсутствие рабфаков для строительных рабочих; наконец, небывалый размах строительства, увеличивающий потребность в кадрах строителей в гораздо большей мере, чем в других отраслях народного хозяйства.
Мы не можем допустить, чтобы строительные кадры стали лимитом для развития народного хозяйства!
НУЖЕН ЕДИНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ
Все мероприятия по подготовке новых специалистов должны проводиться в строго плановом порядке. Между тем, как раз с планированием у нас далеко не благополучно из-за организационной структуры строительной промышленности. Отсутствует единый хозорган, обнимающий все строительство, и оно рас
пылено не только между различными, наркоматами, но и в ВСНХ между различными хозобъединениями,
одним из которых является Союзстрой. Последний свое название не подкрепляет объемом и содержанием своей работы, а между тем это название вызывает заблуждение в других ведомствах и хозобъединениях, полагающих, что покрытие потребности в кадрах для строительства они полностью получат от Союзстроя и что им в этой области не о чем беспокоиться. Единственным правильным выводом отсюда является тре
бование о создании действительно Союзстроя, не по названию, а по существу, т. е. хозоргана, охватывающего все строительство.
В настоящее время организация планирования кадров по строительству такова: каждое хозобъединение ВСНХ СССР представляет расчеты о потребном количестве кадров для строительства, планируемого им, в ВСНХ СССР, откуда эти расчеты идут в Госплан.
Последний получает такие же материалы и от других наркоматов.
Надо прямо сказать, что отсутствие единства немедленно даст себя знать, ибо расчеты о штатном количестве инженеров и техников на определенное строительство в различных объединениях ВСНХ и в различных наркоматах имеют подчас громадную амплитуду колебания.
Затем все расчеты не учитывают одно положение, которое имеет решающее значение, а именно - строит не тот, кто планирует, ибо у нас строительство идет, главным образом, подрядным способом. В частности, Союзстрой при указанной системе попадает в такое положение: он планирует совершенно назначительное строительство и его капиталовложения исчисляются в весьма скромных цифрах; производственная же его программа вместе с республиканскими стройобъединениями составляет около 4 млрд. руб. на 1930/31 год из общего чистого строительства по всему Союзу в 8,5 - 9 млрд. руб.
И если Союзстрой должен заботиться о получении потребного количества кадров для осуществления этой производственной программы, то Союзстрой и должен планировать потребность и покрытие.
Мы указали на две кардинальные ошибки планирования, происходящие вследствие существующей организации строительного дела. Ясно, что непра
вильный подсчет потребности в кадрах влечет за собою неправильное планирование покрытия.
60.000.000 РУБЛЕЙ НА СТРОЙКУ ВТУЗОВ
Союзстрой при исчислении капитального строительства учебных заведений должен исходить не из своей потребности в кадрах, а из потребностей всей строительной индустрии.
Союзстрой запроектировал на ближайший год строительство 10 новых втузов: в Воронеже, Перми, Челябинске, Кузнецке, Владивостоке, Сталине, Ростове, Иваново-Вознесенске, Ленинграде и Тагиле. В настоящее время Союзстрой имеет 16 строи
тельных втузов: в Ленинграде, Москве (4) Нижнем, Свердловске, Самаре, Сталинграде, Новосибирске,
Харькове, Киеве, Днепропетровске (2), Днепрострое и Ташкенте.
Контингенты действующих втузов в развернутом виде должны быть доведены по плану до 45 тыс. человек с тем, чтобы прием и выпуск каждого года составлял 11.250 чел.
Учитывая рост чистого строительства по годам в ценах 1929/30 г., мы имеем: 1930/31 г, - 8,5 млрд, руб., 1931/32 г, - 13,780 млрд., 1932/33 г, - 19,250 млрд.
Ориентировочная средняя потребность в инженерах на 1 млн. рублей. чистого строительства составляет минимально 3,81 чел. Таким образом, потребность по го
дам в инженерах-строителях составляет: в 1930 - 1931 г. - 30.500 инженеров; в 1931/32 г. - 52.500 инженеров; в 1932/33 г. - 73.342 инженеров и т. д. Следо
вательно, дополнительная потребность каждого года в связи с расширением строительства составляет 21 - 22 тыс. в год. Основную массу, примерно 80%, должны дать наши втузы. Что же касается существующего дефицита, который также выражается в гро
мадных цифрах, то его покрытие проектируется через курсовую внешкольную сеть. Таким образом, определяется необходимость организации новых втузов с кон
тингентом в развернутом виде в 29.000 чел. с тем, чтобы общая продукция каждого года составляла 18 - 18,5 тыс. инженеров.
Кроме того, Союзстрой запроектировал открытие 16 новых техникумов в местах наших втузов по прин
ципу учебных комбинатов (втуз - техникум, школа десятников - рабфак).
Ориентировочная потребность в техниках в среднем на 1 млн. руб. чистого строительства составляет минимально 5,7 чел. Таким образом, дополнительная потребность каждого года в связи с расширением строительства составляет примерно 32 тыс. чел. Союз
строй ставит перед собою задачу дать строительству 46% общей потребности, учитывая удельный вес Союзстроя во всем строительстве и прикрепление целого ряда строительных техникумов к другим наркоматам и объединениям.
В настоящее время Союзстрой имеет 15 техникумов с общим контингентом в развернутом виде в 19.500чел. Новые техникумы будут иметь контингент в развернутом виде в 25.500 чел., а всего 45.000 или ежегодный выпуск в 15.000 чел.
Совершенно естественно, что к контингенту в развернутом виде по втузам и техникумам мы сможем подойти постепенно в течение ряда лет, разворачивая их из года в год. Но заложить основы их в смысле капитального строительства необходимо в 1930/31 г.,
чтобы фактически их открыть уже в 1931/32 г., хотя бы с минимальными контингентами приема.’ Так, общий прием в стройвтузы в 1930/31 г. должен со
ставить 7.250 чел., а в техникумы - 5 035 чел. с тем, чтобы в 1931/32 г. было принято во втузы 10.800 чел.’ а в техникумы - 7.500 чел., в том числе в новые втузы 1.500 чел. и в новые техникумы - 1.600 чел.
Положение с рабфаками у Союзстроя крайне неблагоприятное, так как Союзстрой получил при рас
пределении весьма ограниченное число рабфакоп с ничтожной пропускной способностью, примерно в 2.000 чел., а прием на рабфаки уже в 1930/31 г.
Р

А

З
В

Е

Р

Н

Е

М

С

О

Ц

С

О

Р

Е

В

Н

О

В

А

Н

И

Е

И

У

Д

А
Р

Н

И

Ч

Е

С

Т

В

О

В

С

Т

Р

О

Й

В
Т
У
З
А

Х

К

А

Д

Р

Ы

М
и
х
.
Г
О
Т
Л
И
Б