И
.
О
Р
Л
О
В
определяется в 9.000 чел., что является минимальной цифрой, не вполне удовлетворяющей надлежащую рабочую прослойку приема соответствующего года во втузы. Таким образом, перед Союзстроем встает
неотложная и громадная задача уже в этом году организовать при каждом втузе рабфак, при чем не менее 40% общего приема на рабфаки должно быть принято на последний курс, чтобы дать выпуск к концу года.
Общая сумма капиталовложений на 1930/31 г. в учебную сеть определяется Союзстроем примерно в 60 млн. руб. Однако, Главпромкадр с этой суммой не соглашается и ориентировочно намечает для Союзстроя примерно 16 млн. Отпуск такой суммы недоучитывает ряд существенных моментов:
1) Главпромкадр не учитывает, что значительная часть наших учебных заведений не имеет своей пло
щади как учебной, так и для общежитий. Между тем Главпромкадр определяет капиталовложения только на прирост контингента 1931/32 г., что фактически сорвет разворачивание новой сети.
2) Главпромкадр исчисляет потребную кубатуру с учетом двухсменности и двухпоточности обучения
(один ноток проходит теоретическую учебу, а второй - производственную практику). Однако, полную двухпоточность в строительных втузах и техникумах организовать невозможно.∙
3) Исключительный дефицит в кадрах требует установить увеличение контингента приема в 1931/32 г. по отношению к 1930/31 г. на 50% против при
нятого Главпромкадром увеличения в 30%. Здесь Главпромкадр механически распространяет средний процент увеличения приема 1931/32 г. и на строи
тельные учебные заведения, что является совершенно неправильным.
4) При исчислении ассигнований, переходящих на 1930/31 г. по начатым строительствам, не учтены за
траты, которые должны быть фактически произведены по уже развернутым строительствам (Свердловск, Днепропетровск, Харьков, Иваново-Вознесенск).
Лимиты, запроектированные Главпромкадром, несомненно создадут тормаз в разрешении проблемы строительных кадров.
ЗА УДАРНИЧЕСТВО ВО ВТУЗАХ
Все приведенные соображения о необходимых затратах находят себе иллюстрацию в том положении, которое мы будем иметь в 1930/31 г. Одна дополни
тельная потребность на будущий год, за исключением наличных кадров, составляет по системе Союзстроя по инженерам 10.500 чел. и по техникам 17.600 чел. Продукция же нашей учебной сети, определяемая количеством учащихся на последних курсах, предста
вляет буквально ничтожные цифры: по всем втузам Союзстроя количество учащихся на старшем курсе составляет всего 894 чел., а по техникумам - 998 чел.
Союзстрой, однако, запроектировал довести выпуск втузов до 1.200 чел. С этой целью должны быть во втузах организованы ударные группы на трех курсах, кои обязаны освоить учебную программу 3 и 4 курса за один учебный год. К организации таких ударных групп уже приступлено в Ленинграде, Москве, Харькове, Киеве. Вокруг этой задачи необходимо мобилизовать энергию студенческой общественности и двинуть это дело подлинно большевистскими темпами. Ударники должны вызвать на соцсоревнование дру
гие строительные втузы, не имеющие еще ударных групп. Кроме того, Союзстрой делает упор на подго
товку инженеров и техников через внешкольную, курсовую сеть как с отрывом от производства, так и без отрыва, а также путем заочного образования. Надо
помнить, что каждый дополнительно выпущенный инженер представляет большую ценность в условиях жестокого дефицита.
1930/31 год является первым годом после реорганизации втузов. Союзстроем проделана большая работа по определению нужного профиля выпускаемых специалистов и заканчиваются проработкой уни
фицированные программы для каждого отделения.
Каждый втуз и техникум получает таким образом определенное лицо и перестраивает на ходу свою учебу.
Громадное внимание должно быть уделено постановке производственной практики, являющейся основой обучения.
Проблема кадров по своей величине и удельному весу, конечно, не может быть решена в течение одного
года. Однако, необходимо наметить правильный путь и решительно бороться со всеми препятствиями, откуда бы они ни исходили. Проблема кадров должна стать в центре внимания хозяйственных организаций и нашей общественности. Все директивы по кадрам, заложенные в контрольных цифрах Союзстроя на 1930/31 г., должны быть выполнены и перевыполнены.

Железобетонный втуз «институт в производстве

Для осуществления идеи «института в производстве», т. е. предприятия-школы необходимо устано
вить такую педагогическую систему образования, которая базировалась бы на изучении студентами производственных процессов в целом и была бы органически увязана с повседневной работой иа производстве.
Организация учебы в предприятиях - школах стремится сократить время окончательного формиро
вания инженеров в процессе учебы и устанавливает такой порядок в преподавании инженерных знаний, при котором теория и практика строительства со
ставляют единое стройное целое. Кроме того, студенты, работая на производстве и выполняя те функции, ко
торые присвоены данному рабочему месту, этим самым являются активными участниками борьбы за перевыполнение промфинплана.
В подготовке строительных специалистов идею предприятия-школы осуществляет Государственный проектно-строительный трест «институт в производ
стве». Этот трест по своим целям и задачам отличается от других трестов со специальными проектно-строительными функциями. Если общий характер деятельности всех строительных трестов определяется
• В корне неверно. Двухпоточность и стройвтузах должна быть введена немедленно.
Редакция.
выполнением заданий по строительству и проектированию, то целевая установка «института в производствесводится к подготовке инженерно-технических кадров для строительной индустрии на объектах строительства и проектирования, выполняемых трестом.
Выполнение такой задачи накладывает целый ряд существенных и своеобразных черт на всю деятельность Гипростроя, которые сводятся к следующему:
1) Проектно-строительная программа должна быть тесно увязана и подчинена учебной деятельности Института.
2) Подбор объектов для проектирования и строительства должен удовлетворять основному требова
нию обучения студентов, будущих инженеров-железобетонщиков.
3) Необходимо обеспечить для студентов разнообразие тем как в проектировании, так и в строительстве.
4) Инженерно-технические силы треста на ряду с практической работой на строительство и проектированием должны быть использованы на педагоги
ческой работе по производственному и теоретическому обучению студентов.
Учебная деятельность «института в производствебазируется на проектно-строительной деятельности треста, но, базируясь на ней, она (учебная деятельность) в процессе производственного обучения вырабатывает свои требования, влияющие на характер