мышленности в целом. Если Союзстрой, то почему в таком случае Союзстрой является органом ВСНХ - ведь строительство ведут и другие наркоматы; и за
тем почему в этом случае отдельные строительные втузы прикреплены не к Союзстрою, а, например, к ГУКХ, стройобъединению РСФСР, стройобьеди
нению ЗСФСР и т. д. Как будто бы по мысли правительства Союзстрой не является монополистом в подготовке кадров для строительства. В этом случае возникает другой вопрос: в каком объеме должен го
товить кадры Союзстрой и в каком объеме другие ве
домства и хозобъединения. Этот вопрос упирается в свою очередь в другой: кто именно будет осуществлять стройку тех или иных объектов по пятилетке?
Но на последний вопрос сейчас никто не может дать ответа, так как не существует производственной пяти
летки строительных организаций, и это обстоятельство является весьма существенным дефектом в работе этих организаций. В частности, данный пробел очень сильно дает себя знать в деле планирования кадров, так как планирование кадров - задача производная и зависит от производственных программ.
Наиболее целесообразной представляется следующая установка. Все строительство, происходящее в СССР, в основном на 80% должно охватываться под
рядным способом, при чем Союзстрой, либо какойнибудь другой орган должен стать планирующим орга
ном всего подрядного строительства. Внутри же этого подрядного строительства составители пятилетки ус
ловно распространяют на следующие годы удельный всесоюзных трестов (40%). Эта установка влечет за собой ряд выводов. Во-первых, развитие строитель
ных втузов, прикрепленных к Союзстрою, должно исходить из нужд всего строительства в целом: вовторых, все строительные втузы должны быть переданы Союзстрою; в-третьих, примерно, 20% продукции должно передаваться строительствам, осуществля
емым хозяйственным способом, а остаток должен итти в размере 40% в Союзстрой, а 60% - в республиканские стройобъедииения.
Вторая основная установка состоит в том, что продукция как втузов, так и техникумов должна дать строительству все количество, каковое потребно
в связи с ежегодным увеличением объема чистого строительства, а весь имеющийся дефицит в кадрах должен быть покрыт за счет внешкольной, курсовой системы. При этом, как правило, втузы должны быть сосредоточены в Союзстрое, техникумы должны быть переданы Союзстрою в размере 40% и республиканским стройобъединениям в размере 60% (техникумы Союзстроя, как правило, входят в учебные комби
наты, т. е. располагаются в местах нахождения втузов). Что же касается курсовой системы, то последняя орга
низуется как Союзстроем, так и республиканскими
стройобъединениями применительно к их удельному весу, при чем курсовая сеть должна быть использована на ближайшие годы и другими ведомствами и объ
единениями, пока охват строительства на 80% еще не осуществлен, и пока строительство осуществляется ими хозяйственным способом.
Только такими объединенными усилиями можно изжить дефицит в инженерно-технических кадрах по строительству.
В соответствии с этими установками намечаются производственные планы союзных трестов, их потреб
ность в кадрах, а также определяется развитие как школьной сети, так и внешкольного образования по Союзстрою.
По материалам ПЭУ Союзстрой охват строительства подрядным способом системой Союзстроя и рес
публиканских стройобъединений в ценах 1929/30 года составляет:
Дальнейшие годы исчислены теоретически на основании наметившихся темпов развития. Тенденция со
стоит в том, что прирост, выраженный в процентном отношении к объему предыдущего года (73,2%; 55,7%,
40%), составляет кругло около 70%. Сохраняя этот процент, можно допустить, что прирост 1934 г. будет составлять, примерно, 28% объема 1933 г., или 5,39 млрд., а объем строительства округленно будет соста
влять 24,75 млрд. Также исчислен объем строительства 1935 г., который ориентировочно будет составлять 30,0 млрд.
Охват подрядным способом системой Союзстроя и республиканских стройобъединений из года в год увеличивается и составляет в 1931 г. 42% всего строи
тельства, в 1932 г. - 53%, в 1933 г. - 65%. И так как по линии подрядного строительства мы идем к 80% охвата, то с учетом наметившихся темпов мы будем иметь для 1934 г. - 73% и для 1935 г. - 80%. При
мерный удельный вес союзных трестов в этом охвате составляет 40%, что условно сохраняется на следующие годы.
Таким образом, производственная программа Союзстроя выражается в следующих цифрах.
1929/30 г. 1931 г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г.
(В миллиардах рублей)
707 1,5 2,92 5 7,2 9,6
Все дальнейшие расчеты по кадрам и составлены применительно к этим производственным программам.
Одним из самых спорных моментов при выявлении потребности в инженерно-технических кадрах являет
ся определение нормальных штатов для строительства как по линии аппаратов, так и по линии производства. Старая пересматриваемая сейчас пятилетка в результате подсчетов приходила к заключению, что в среднем на 1 млн. чистого строительства потребно 5,5 ин
женеров, 7,5 техников и 0,6 экономистов, т. е. 13,6 техперсонала.
По заключению иностранной экспертизы можно допустить некоторое снижение потребности на следую
щие годы в связи с рационализаторскими процессами в строительстве, в частности с внедрением типизации строительства и с переходом на массовое фабрично-заводское изготовление отдельных строительных частей.
При пересмотре пятилетки было признано, что указанные количества инженерно-технического пер
сонала исчислены с преувеличением, и составители остановились на потребности в среднем на 1 млн., чистого строительства в 3,81 инженеров, 5,7 техников и 0,35 экономистов, т. е. 9,86 инженерно-технического персонала. Однако и эти цифры, принятые комиссией по реконструкции строительства при Союзетрое, под
лежат дальнейшему уточнению, для чего должен быть использован опыт строительства наших гигантов, обходящихся с меньшим количеством техперсонала.
Необходимо по этому вопросу учесть также опыт и иностранного строительства, например, Германии и Америки.
КАК ПОКРЫВАЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Указанные соображения о потребности в кадрах определяют объем как школьной, так внешкольной
сети, так и темп развития ежегодных контингентов приема. В частности, по втузам и техникумам запроек
тировано ежегодное увеличение контингентов приема в 50% до момента заполнения контингента в развернутом виде, после чего приемы стабилизируются.
Среднее увеличение контингентов приема из года в год по Союзстрою в 50% превышает среднее увеличение контингента для других отраслей промышлен
ности, составляющее 30%, что объясняется нашим дефицитом, значительно превышающим дефицит других отраслей промышленности.
Соображаясь с этим положением, запроектировано открытие 10 новых втузов и 16 техникумов, и вся
школьная сеть будет иметь контингенты: в вузах - 74.000 чел., в техникумах - 45.000 человек.
Развернутый контингент каждого втуза и техникума устанавливается с учетом удельного веса соот
ветствующего района, имея в виду приблизить учебу к месту приложения труда. При подсчетах выпусков
мы примерный процент отсева по втузам и техникумам брали в 15% за весь курс, обучения. Из выпуска втузов, примерно, 15% запроектировано передать другим ведомствам, имея в виду наш охват строитель