З

И

М

Н

И

Е

Р

А

Б

О

Т

Ы

ства и, кроме того, из остатка, примерно, 40% оставить для союзных трестов и 60% - для республиканских стройобъединений.
По техникумам мы всю продукцию оставляем в союзных трестах, имея в виду, что Союзстрой бу
дет иметь в своем распоряжении немного больше 40% всех строительных техникумов.
Сроки обучения в учебной сети установлены для втузов в среднем в 3 1/2 года, а для техникумов в среднем 2 1/2 года (2 года дневной техникум и 3 года вечерний) для рабфаков 3 года и 4 года для вечерних.
Исключительная напряженность плана покрытия дает свой результат к 1938 году, когда Союзстрой затеривает дефицит и по инженерам и по техникам. Переломным годом является 1934 для инженеров и 1932 для техников, когда процент деф щита впервые снижается и затем достаточно быстрыми шагами идет по пути к ликвидации.
Баланс в части покрытия имеет разделы пополнения с последующей подготовкой. Составители пред
полагают в виде опыта передвинуть на высшие и средне-технические должности квалифицированных рабочих-ударников, общественников, имеющих опыт организационной работы для использования их на должностях, где по штату предусмотрены инженеры и техники, но где имеется значительная часть адми
нистративно-хозяйственной работы. Таким образом, определенная часть инженеров и техников будет освобождена от нетехнической работы.
Система дополнительного образования играет на протяжении этих лет решающее значение в борьбе с дефицитом кадров.
Учитывая, что инженеры и техники, вышедшие из курсов, все же будут более низкой квалификации, чем окончившие стационарные учебные заведения, в пятилетием плане предусмотрены мероприятия по повышению квалификации этих групп: посылка за границу, на наши большие строительства, прикоман
дирование к научно-исследовательским институтам, прохождение специальных курсов по повышению ква
лификации и др. В общем повышением квалификации ежегодно будет занято 10% наличного количества инженеров и техников.
При существующем громадном дефиците в инженерно-технических кадрах, естественно нельзя подхо
дить к приглашению иноспециалисгов как к методу покрытия дефицита. Использование иноспециалистов, запроектированное в сравнительно незначительных размерах, имеет в основном задачу - использование заграничного опыта строительства Это привлечение иноспециалистов имеет в виду, главным образом, ис
пользование их 1) на научно-исследовательской работе, а по совместительству на педагогической и 2) на производстве непосредственно с совместительством в рационализаторских органах.
Из всех приведенных материалов нужно сделать следующие выводы:
1. Настоящая пятилетка не охватывает нужд всего чистого строительства, а только определенного участи
2. На ряду с мероприятиями Союзстроя в области подготовки строителей курсовой сетью много должны сделать как республиканские стройобъединения, так и другие хозобъединения и ведомства, осуществляю
щие строительство, при чем объем этих мероприятий должен полностью обеспечить потребность этих учре
ждений с учетом той части продукции наших втузов, которая в порядке планового распределения поступит к ним.
3. Для того, чтобы все исчисления опирались на реальную, а не теоретическую базу Госплану СССР необходимо в срочном порядке проработать с заинтересованными организациями производственную пяти
летку подрядных строительных организаций. Без этого исчисления основаны не на учете конкретных объектов строительства, а на общих цифрах, что безусловно отражается на точности подсчета.
4. Для своего осуществления план требует значительных капиталовложений по линии строительства как на прирост контингентов из года в год, так и на имеющийся контингент с реальным учетом его обеспеченности учебными помещениями и общежитиями.
5. Внешкольная сеть также должна быть обеспечена хотя бы научно-вспомогательными учреждениями (лабораториями и др.), так как втузовскими они пользоваться по причине их перегрузки не смогут. Для этого необходимо создание специальных научно
вспомогательных учреждений в местах сосредоточения курсов (Москва, Ленинград, Харьков, Свердловск, Нижний и др.).
6. Пятилетка в настоящем виде претендует лишь на установление определенных ориентировок в обла
сти кадров по строительству. Следующей составной частью работы составители считают доведение ее до втуза, техникума, треста, строительства, низовой
профорганизации с целью всесторонней критики со стороны общественности и выявления встречных предложений.
Пятилетка строительных кадров, которую Союзстрой должен был иметь уже давно, по существу им не создана до сих пор. Мы предлагаем Госплану, Наркомпросу, Главпромкадру указать на страницах «Строительства Москвы»,
что ими сделано для проработки пятилетки строительных кадров. РЕДАКЦИЯ.

Инж. БАРАНОВСКИЙ

За бетонные работы на морозе без тепляков

Колоссальный рост социалистической стройки выдвигает необходимость индустриализации ее. Последнее же требует перехода к про
изводству работ в течение круглого года.
Обычно производство бетонных и железобетонных работ зимой про
изводится в тепляках с созданием в них нужной температуры путом искусственного обогревания.
По в последнее время имеются сторонники бетонирования без теп
ляков, при чем здесь наметились два течении, основанные на целом ряде удачных экспериментов.
Так, инж. Л. М. Гинзбург предлагает материалы брать по возможности холодные, при чем, если пе
сок влажный, то его необходимо держать в тепле при температуре от
+ 2° до + 3°. Укладка бетона ведется тонкими слоями в 3 - 5 см и
быстро трамбуется. При таком способе работ предполагается, что пода в бетоне замерзает прежде, чем в нем начнется какая-либо реакция. В таком виде бетон в опалубке оста
ется до весны, когда начнется медленное оттаивание сверху, и цемент начнет схватываться, при чем про
цесс схватывания постепенно распространяется внутрь бетонной мас
сы. По свидетельству инж. Гинз
бурга, бетон при этом достигает
нормальной прочности в течение 2 - 3 недель. Нужно отметить, что при этом совершенно не освещен вопрос о тех наивысших температу
рах, при которых этот способ при
меним. А ведь возможно, что при 0° замерзание всей массы может произойти после того, как начался процесс схватывания. Подобное пи
ление, бесспорно, может привести к разрушению бетона. Так, проф.
Р. Залигер по этому поводу, на основании опытов проф. Крюгера, говорит •: «Если по время схваты
вания бетонная масса промерзла или температура ее была близка к точке замерзании, то после оттаи
вании бетон не имеет совершенно никакой прочности (или же имеет недостаточную) и но приобретает ее и после». Совершенно не освещен вопрос и о кратковременных отте
пелях и вообще о влиянии в этом случае на бетон колебаний темпе
ратуры в ту или другую сторону около 0°. Так как эксперимент вообще не подтвержден никакими на
учно поставленными опытами, то предлагаемый метод вряд ли может быть рекомендован до тех пор, по крайней мере, пока он не будет
• Р. Залигер. «Железобетон» 1927 г.,
стр. 46.