циентами иметь места не может, тем более, что количество выделяе
мой бетонной массой теплоты будет зависеть, повидимому, и от отноше
ния объема бетона к его поверхно
сти: в больших массивах выделение теплоты происходит более интенсив
но; в тонких же, например, плитах навряд ли можно ожидать того же.
Таким образом, и формула, данная проф. Киреенко для определения температуры бетонной массы, прак
тического значения не имеет. Тем не менее сама идея является, безу
словно, правильной и применимой. По, помимо расчетных норм и коэфициентов, надо выяснить предел применимости предлагаемого ме
тода. Так, эксперименты проф. Киреенко имели место на Украине при температуре не особенно низкой. Вероятно, имеется предельно низкая температура, при которой можно производить еще бетонные работы без тепляков при условии подогрева материалов.
Предел, надо думать, будет зависеть и от того, что предположено к бетонировке - массивы или тонкие конструкции.
Приобревший известность опыт Константиновского цинкостроя не может служить полностью под
тверждением положений проф. Киреенко, так как в этом случае распалубливания зимой не происходи
ло. Работа производилась таким образом, что бетон, приготовлен
ный из щебня при tщ= + 10° С, песка при 1П=10° С, цемента при 1Ц=5° С и воды при t„=34° С, укладывался в дело при морозах, дохо
дивших в отдельных случаях до 20° С, при чем опалубка устраива
лась обычным способом: плита из 20-мм досок, а короба для балок и колонн из 30-мм. Но укладке бетона плиты укрывались соломен
ными матами, уложенными через метровые доски во избежание при
мерзания матов к бетону. Балки сверху закрывались обрезками до
сок. В таком виде бетон оставался до весны. С наступлением весны последний стал мягким и предста
влял собой «мягкую мажущуюся массу, легко крошащуюся под нажимом пальцев» •. С этого момента началась обильная поливка бе
тона водой, сначала небольшими порциями, а потом усиленная без допущения высыхания бетона, призпаком чего является побеление его. Актом комиссий от 14 мая 1930 г.
установлено было, что в некоторых местах (немногих) бетон оказался с пониженной прочностью. Парал
лельно с бетонированием изгото
влялись и кубики, хранившиеся в тех же условиях, что и бетон в сооружении. Посвидетельству строившей конторы, среднее сопротивле
ние кубиков на сжатие оказалось 127 кг/см2. Кубики изготовлялись при температуре от 3° до 8° С и лишь в одном случае при 12° С. К сожалению, не указано отдельно сопротивление каждой партии ку
• На отчета стройконторы Укрхимтреста о постройке.
биков. Впрочем, и весь эксперимент очень слабо освещен. Неизвестен, например, водоцементный фактор, состав бетона и пр. При изготовлении кубиков для испытания на сжатие не изготовлялись попутно кубики при нормальных лаборатор
ных условиях, которые давали бы возможность судить об относительной прочности бетона в сооруже
нии. Опыт бетонирования Константиновского цинкостроя дает, по су
ществу, третий метод работ: работа зимой без тепляков с подогретым материалом, но с распалубкой вес
ной, при чем оказалось, что бетон распалубить зимой ни в коем слу
чает нельзя было, так как весной
он размяк. Следует отметить, что и раньше в отдельных случаях прак
тиковался подобный метод работ, но при заморозках не ниже 5° С.
При этом способе выгадывается время, потребное весной для бето
нировки, но он требует большего количества опалубки, так как последняя не оборачивается.
Во всяком случае, как эксперимент цинкостроя, так и эксперименты проф. Киреенко указы
вают совершенно ясно, что взгляд на бетонирование претерпел суще
ственное изменение. Претерпевает он ревизию и за границей, о чем свидетельствует, например, брошю
ра Франца Бема «Бетонирование на морозе»; о том же говорит и статья инж. Гейма в «Beton und Eisen» № 4 1930 г. Инж. Авнер Бадиан обратился в журнал «Beton und Eisen» с открытым письмом, в
котором, основываясь 1) на опытах Германского комитета железобето
на, 2) на сообщениях Габеркейта и Нара, сделанных ими в бюллетене Австрийского комитета железобетона, и 3) на собственных наблюдениях утверждает, что можно бетонировать при низких температурах и что в подобных случаях хо
лод лишь замедляет схватывание и твердение. Реакции «дремлют», или находятся в скрытом состоянии, пока не поднимается температура, после чего, по словам инж. Бадиа
на, схватывание и твердение идут нормальным ходом. Он приводит пример, когда железобетонная крыша, подвергшаяся после бетонирования сильным морозам, но про
держанная в опалубке после этого 40 дней при температуре в 5° С, затвердела вполне нормально∙.
Нужно признать совершенно бесспорным, что бетонировать на морозе можно, нс прибегая к устрой
ству тепляков без особого риска для целости сооружений при условии достаточного подогрева мате
риала. При этом следовало бы, но возможности, применять быстросхватывающиеся цементы, так как этим уменьшается, во-первых, риск разрушения бетона и, во-вторых, такие цементы при схватывании выделяют большее количество теплоты. Но вполне понятным причинам
• Инж. Л. Молявко-Высоцкий. Бетонирование зимой, «Строит. промышленность», № 9 за 1928 г.
желательно применение высокосортных цементов, дающих скорее требуемую прочность. Инж. Р. Гейм в указанной выше статье ре
комендует применение бокситовых цементов.
Равным образом, повидимому, применение более жирных бетонов
будет служить гарантией успеха дела, имен в виду то, что, увеличи
вая количество цемента, мы тем самым увеличим и количество выде
ляемой теплоты, а также раньше получим требующуюся прочность.
Кроме того, как выше было указано, твердение на морозе сопровождается понижением прочности бетона, почему увеличение количества цемента или применение вы
сокосортных цементов позволяет получить расчетный запас прочности .
Относительно наилучшей консистенции бетона вопрос не является окончательно выясненным. Повидимому, против применения пла
стичного бетона возражений не встречается.
К сожалению, столь актуальный вопрос очень мало освещен научными опытами. Без сомнения, в за
дачу «Института бетона» должна пойти немедленная разработка методологии и постановка соответ
ственных опытов, дабы в течение
1931 г. можно было получить ответы на недоуменные вопросы строителей. Но можно ли применять спо
соб бетонирования без тепляков уже зимой 1930/31 года - это первый вопрос, и второй - допустима ли распалубка зимой, ибо именно послед
нее и даст нам возможность развить соответствующие темпы (чего нет
в эксперименте Константиновского цинкостроя)? На тот и на другой вопрос следует ответить положи
тельно, предупредив при этом, что, конечно, здесь имеется определен
ный производственный риск по причинам, приведенным выше. Нужно только отметить, что требуется аккуратность и осторожность как при подготовительных мероприя
тиях, так и во время бетонировки. Надо обращать особое внимание на достаточное укрытие бетона тот
час же после укладки в дело, для чего необходимо заранее заготовить необходимое количество соломенных мат, соломита, войлока и т. п.
Особенно это важно при желании распалубить бетон зимой. В этом
случае необходимо учесть и потерю тепла бетоном в опалубке, считая,
что температура бетона может упасть до 0° не ранее 36 часов ∙. Подсчет требуемой температуры бетона может быть определен по фор
муле (1), предположив в ней W=0 и tT = t„, при чем, если предположить, что температура бетона ме
няется но непрерывно, а скачками,
через час, и что, следовательно, в течение часа температура бетона остается постоянной, то последняя в начале n-го часа с момента схва
• И. А. Киреенко. «Бетонные работы
на морозе»., стр. 86.