Пятница, 1 февраля 1946 г., № 28
	(7595)
		немецко = фашистских захватчиков ва территории
Латвийской, Литовской и Эстонской CCP

Судебтый процесс по делу о злодеяниях
	РИГА, 31 января. (ТАСС). Вечернее
заседание 30 января началось допросом
	обвиняемого Бертера, генерал-майора гер-
	манюкой армии. бывшего коменданта по-
	гевых комендатур № 159 № 186. коман-
	дира обороны 16 армейского корпуса по
охране побережья Рижского залива.

Суд устанавливает, что находившийся
в Денинградекой и Калининской областях
Вертер под предлогом борьбы с нартиза-
нами издал приказ о массовых расправах
над мирным советским населением. Немец-
кие убийцы расстреливали население де-
сятков деревень, а деревни стирали с лица
земли. зарегистрированы многочисленные
Факты, когда немецине каратели, руково-
димые Вертером, загоняли советеких граж-
дан в дома и зазиво ежигали; такие слу-
чаи установлены в селах МЛяды, Прит,
Лаптево и многих других.

Полевая комендатура № 186, кото-
рой командовал Вертер, е марта по июль
1944 года отправила на каторгу в Герма-
виню 17.000 советских граждан из горо-
	лов Валмиера и Несис. 4 с половиной ты-.
	сячя человек из г. блока. В апреле 1945
года зойсками и жандармекими частями
было оугнано в Германию все хатьниское
население из прифронтовой полосы.
Являясь начальником  етроительства
обороны г. Риги и рижекого взморья, Вер-
тер. насильственно привлекал мирных
	гразкдан и советских военнопленных К
	тяжелым земляным работам. Немцы за-
стазляли людей работать под артиллерий-
ским обстрелом, в результате чего были
многочиюлонные случаи ранений и гибели.

Подсудимый является также  соучает-
ником разрушения промышленных пред-
	>

приятий, культурно-бытовых учреждений
	и других сооружений -в городах Рига,
Валмиера, Цесис, Aayecne, Лимбажи и
других.
	  Цодеудимый Вертер подтверждает нока-
‘зания, данные их на предварительном
‚ следствии.
Свидетельница 72-летняя жительница
 Г. Слови Абине в сволх показаниях рас-
сказала суду о том, как в начале осени
1944 года по приказу Beprepa мирное на-
селение угонялось ча строительетво 05о0-
ронительных сооружений, возводящихся.
  под артиллерийским обстрелом.

Этот факт подтверждает свидетельница
А. Г. Рослева, работавшая на строитезь-
стве оборонительных сооружений в райо-
не г. Слока, вместе co свойм сыном. Она
говорит также о расстрелах немцами ми
ных граждан. От руки фашистских убийц
погиб и ее муж.

По ходатайству прокурора оглашаетея
текет акта комиссии по векрытию мест
захоронения трупов в г. Слови. В акте
говорится, что при вскрытии ямы было
обнаружено 19 трупов с пулевыми ране-
ниями и со следами страшных пыток.

Свидетель Быков показывает суду 0
  преступлениях подсудимого Вертера, со-
Г вершенных им на территории Пековекой.

области.

— По приказу комендатуры, возглав-
  ляемой Вертером; все население района
  должно было явитьея на определенный
  сборный пункт для отправки в Германию.

Люди не являлись, Тогда в район была
направлена карательная экопедиция, ко-
торой придали пожевую артиллерию. Кара-
тельный отряд в течение нескольких дней
сжег дотла деревни Высоково, Акатьево,
Костелево, Букино и многие другие.

— Затем немцы, — продолжает свиде-
тель, — все население района об’явили
«партизанами» и запретили хождение из
одного населенного пункта в другой. На-
рушение этого приказа каралоеь расетре-
лом. }

Процесс главных немецких военных преступников в Фюрнберге
	TIT ETNA
	По указанию Вейтеля гражданские ли-
ца, заподозренные в совершении каких-
либо антигитлеровских актов, должны
были уничтожаться немедленно.

Свидетельские показания. предетявлтен-
ные Трибуналу французским обвинением,
говорят о том, что смертные приговоры в
отношении гражданского населения окку-
пированных гитлеровцами территорий
выносились начальниками полиции 063
рассмотрения дел Трибуналом и даже 0ез
санкции начальников гарнизонов.

—- В результате этого произвола, —
говорит обвинитель, — погибло большое
число ни в чем не повинных людей.

Обвинитель прел`являет Трибуналу до-
кументы о массовых расстрелах гражхан-
ского населения оккупированных  гитле-
ровцами стран Западной Европы по подоз-
рению в совершении диверсионных актов.

Далее Дюбосс указывает на ответетвен-
ность подсудимого Зейсс-Инкварта за
убийства без суда участников лвижения
сопротивления в Голландии: обвинитель
цитирует распоряжение Зейсс-Инкварта,
по которому начальники СС и полиции по-
лучали неограниченную власть в раснра-
вах с голландекими палриотами. Из пред-
ставленных Трибуналу документов явст-
вует, что по этому распоряжению `Зейсс-
Инквалта в Голландии были совершены
многочисленные казни. Французский обви-
нитель представляет также Трибуналу до-
кументы 0б уничтожении немцами участ-
ников сопротивления в Бельгии, Норве-
гии и Люксембурге.
	В заключение Дюбоее оглалтает Трибу-
налу документы, в которых содержатся
подробности многочисленных убийств,
произведенных немецкой армией в раз-
личных городах Франции. В одном из до-
кументов говорится: «31 августа 1944
тода после полудня немецкие солдаты из
дивизии «Адольф Гитлер» приехали в го-
род Таво в департаменте Эн. Они тотчас
же направились на квартиру к. господину
Можан, являвшемуся руководителем дви-
жения сопротивления. Без всякого об’яс-
нения они выстрелили из нистолета в его
жену и затем сожгли ее. Все это проис-
ходило в присутствии ее пяти детей. Гит-
леровсвие бандиты угрожали детям рас-
стрелом, еели они не скажут, где их отец.
Перед тем, как уйти, они загнали детей в
погреб, заперли их там и подожгли дом».

На этом утреннее заседание Трибунала
закончилось.
	шихея в этой групие, пытались спастись
бегетвом. Тогда на колонну американцев
был направлен огонь немецкой артилле-
ии, продолжавшийся от 10 до 15 минут.
след за тем появились немецкие танки,
которые начали расстреливать  военно-
пленных из пулеметов. Раненых  гитле-
ревцы добивали прикладами.

Далее обвинитель приводит Трибуналу
документы, устанавливающие виновность
подсудимых Геринга, Кейтеля, Иодля,
Бормана. Франка, Розенберга, Пираха,
Штрейхера, Гесса и Фрика в преступле-
ниях, совершенных в коннентрационных
лагерях. Одновременно Дюбосс доказыва-
ет виновность в совершении этих пре-
ступлений германского военного командо-
вания, Генерального штаба, германского
правительства, руководящего состава
гитлеровской партии, а также СС и гес-
Taio.

Переходя к вопросу о террорястиче-
ской деятельности гитлеровских властей
в оккупированных Германией странах,
французекий обвинитель напоминает Три-
буналу об уничтожении гитлеровцами за-
ложников, о произвольных арестах, рас-
правах без суда, заключении в концест-
рационные лагери и лагери истребления.

— Деятельность французсвих патрио-
тов против немецких оккупантов. — го-
ворит Дюбосс, — вызвала волну гитале-
ровекого террора. Патриоты Франции и
других стран Западной Европы, независи-
мо от принадлежности к партиям, религии
и расе, угонялись в Германию или под-
вергались уничтожению.

На основании представленных докумен-
тов обвинитель Дюбоес заявляет, что во-
еннослужащие германской армии произ-
водили расстрелы сражавшихся француз-
ских палриотов на месте без суда и сле-
детвия или передавали участников дви-
жения сопротивления в распоряжение
гитлеровской полиции безопасности. Де-
лалось это по указанию  гитлеровекого
правительства.

В доказательство обвинитель цитирует
секретное распоряжение Гитлера от 30
июля 1944 года, в котором он приказывал
убиваль на месте участников движения
сопротивления на оккупированных терри-
ториях. По этому приказу жестоким ре-
пресесиям должны были подвергаться не
только участники борьбы с оккупантами,
но даже сочувствующие патриотам лица.
	НЮРНБЕРГ, 30 января. (ТАСС). В на-
чале вечернего заседания Трибунала
30 января председатель лорд Лоурене
заявил, что подсудимый Гесс обратил
внимание Трибунала на факт отсутствия
его, Гесса, защитника. Трибунал распоря-
дился отложить представление доказа-
тельств по обвинению подсудимого Гесса
с тем, чтобы сделать это в присутетвии
защитника. Нерекрестные допросы свиде-
телей, которые относятся к общему обви-
нению, а не в обвинению собственно. Гес-
ва, были нроизведены. Трибунал считает,
что перекрестный допрос, который произ-
водится защитниками, в равчой степени
производится и в интересах Гесса и что
этого достаточно для того, чтобы пред-
ставлять его интересы.

— Трибунал, — заявил далее Лоу-
ренс, — получил сегодня письмю от под-
судимого Гесса, в котором говорится, что
он не удовлетворен защитником, который
выступал за него, он не хочет, чтобы этот
защитник представлял его интересы в
дальнейшем и желает сам защищать себя.
Трибунал считает, что так как в соответ-
ствии с 16 статьей Устава был избран за-
щитник подсудимого Гесса, последнему не
предоставляется право на настоящей ста-
дии суда выполнять обязанности защит-
ника и защищать самого себя. Трибунал
считает, что не в интересах подсудимого
оставаться без защитника. Поэтому Три-
бунал назначил адвоката Штамера пред-
етавлять интересы подсудимого Гесса вме-
сто Роршейдта.

После оглашения заявления председа-
теля Трибунала, к микроофну подходит
французский обвинитель Дтобосс, который
продолжает представление документаль-
ных доказательств преступного обраще-
ния гитлеровцев с военнопленными. Воз-
вращаясь в вопросу о судебном преследо-
вании военнопленных, нарушающем ме-
Жждународное право, обвинитель ссылается
на официальный документ голландекого
правительства, сообщающего о казни гит-
леровцами по тайному приговору трех гол-
ландеких офицеров.

Дюбосс останавливает внимание Трибу-
нала на другом. официальном докумен-
те — отчете французского правительства
по поводу обращения с военнопленными,
представленном ранее Трибуналу, Из этого
документа явствует, говорит обвинитель,
что гитлеровцы, проводя ‘систематическую
политику устрашения, стремились неза-
конно захватить возможно большее число
военнопленных, чтобы оказывать хавле-
ние на страны, из которых были эти во-
еннопленные. Конкретизируя это положе-
ние, Дюбосс ссылается на отчет француз-
ского министерства по вопросам о воен-
нопленных. В отчете указывается, что, во
исполнение приказа Гиммлера о захвате
всех французов призывных возрастов, бы-
ли уведены в плен и не участвовавшие в
боях воинские части. Обвинитель назы-
вает номера полков и батальонов одного
укрепленного сектора, которые были Ta-
ким образом взяты в плен немцами.

Далее обвинитель устанавливает, что
немцы захватывали в качестве военно-
пленных и гражданских лиц, а также де-
мобилизованных, возвращавшихся домой
поеле заключения перемирия.

Приводя другие доказательства неза-
конного захвата немцами военнопленных.
	французекий обвинитель рассказывает 06
аресте офицеров голланлекой азмии, кото-
рые вначале. после капитуляции голланд-
	НЮРНБЕРГ, 31 января. (ТАСС). Ут-
реннее заседание Трибунала 31 января на-
чинаелся выступлением представителя
французского обвинения Дюбосса, кото-
рый продолжает прелбтавлять Трибуналу
документальные доказательства варварско-
го уничтожения гитлеровцами союзных
военнопленных.

Обвинитель приводит документы, сви-
детельствующие о преднамеренных убий-
ствах немцами союзных летчиков. самоле-
ты которых были сбиты в воздухе и ко-
торым удалось спастись се помощью пара-
	те дивизию на машины и бросьте в город, к.
	заводам.

Анализируя происходящие события, в ко-
торых главное то, что город еще держит-
ся, очень скупой на похвалу Муравьев otr
мечает:

— Решающее значение сыграли непре-
рывные атаки 21-й армии генерала Кри-
венко с севера, которая прикрыла собой
весь участок прорыва и пока удерживает
его.

Присутствующий на заседании раненый
Кривенко чувствует себя героем дня. Все
генералы < восторгом говорят о нем.
	В кабинет входит, лентенант Федоров.
Артисту В. Мареву, играющему эту труд-
ную роль, удалось показать истинного тру-
женика войны, рядового офицера, который
вместе с солдатами вынес все ее тяготы.
Это он и ему подобные не только удержа-
ли противника, но и сорвали все немецкие
планы и сроки, притянули на себя их ос-
новные силы, выиграли главное.

Командующий говорит ему:

— (Сейчас `каждый дом будет решать
судьбу обороны всего города, всего фрон-
та.

Устами всей армии Федоров отвечает:

— На том берегу для нас земли нет.

В этих простых словах высказана форму-
ла поведения всей армии. Так решили ге-
нералы, офицеры, солдаты, весь народ.

Муравьев отменяет все распоряжения
на случай оставления ‘города, ибо случай
такой исключается. Тогда подымается Кри
венко и заязляет. что если все останется
	‚ попрежнему, он не ручается за судьбу го-
	рода.

Наступает минутное молчание.

— Генерал-лейтенанту Пантелееву при-
казываю принять командование 21-й арми-
	ей, — говорит Муравьев.

— Вы снимаете меня как командира, не
справившегося c задачей? — спрашизает
	пораженный Кривенко, который за минуту
до этого был в центре всеобщего внимания.

— Нет, как человека, который может не
справиться.
	Кривенко требует втянуть резервы; он
требует того, на что больше всего наде-
	свои армии, были освобождены, а затем
некоторое время спустя вновь взяты в
плен. В мае 1942 года, говорит Дюбосе,
в голландских газетах было напечатано
уведомление о том, что офицеры голланд-
ской армии, состоявшие на службе до
10 мая 1940 года, должны явиться
15 мая 1942 года в казарму в Бреда. Ког-
да более тысячи офицеров явилось по это-
му распоряжению, двери казарм были за-
крыты, после чего германский офицер
об’явил, что все собравшиеся офицеры с
настоящего момента находятся в плену.
С вокзала Бреда все они были направле-
ны в Германию.

Дюбоес знакомит Трибунал с преследо-
ваниями, которым германское командова-
ние подвергало французских военнонлен-
ных, отказывавшихся работать на немец-
кую военную машину и вообще на Герма-
нию. Гитлеровские власти считали, что
эти мужественные люди предетавляют для
них угрозу, и начали уничтожать их. 06-
винитель приводит многочисленные при-
меры умерщвления гитлеровцами союзных
военнопленных под разными предлогами:
или потому, что они участвовали в дей-
етвиях отрядов «командос», или потому,
что они якобы совершали террористиче-
ские акты, или потому, что им вменялись
в вину побег, либо попытка к бегству,
или, наконец, потому, что их просто 0б-
виняли в сопротивлении гитлеровекому
режиму.

Разбирая различные сповобы умерщ-
вления гитлеровцами союзных военно-
пленных, обвинитель цитирует многочи-
сленные документы, подтверждающие
преступную роль в этом деле руководите-
лей германского государства и верховного
командования германской армии.

Последующая часть вечернего заседа-
ния была посвящена процессуальным во-
просам, ‘возникшим в связи с доказалель-
ством подлинности и достоверноети Tex
или других документов, представляемых
обвинением Трибуналу. В обсуждении
приняли участие английский обвинитель
Файф, французский обвинитель Дюбосе и
председатель Трибунала Лоуренс. Файф
напомнил Трибуналу, что документы,
представляемые суду из числа захвачен-
ных союзными войсками на территории
Германии, заверены письменным показа-
нием майора Вука. Таким образом устана-
вливается их достоверность и, согласно
	статье 21-й устава Грибунала, их можно
принимать, как доказательство. На оено-
вании этого французский обвинитевь Дю-
б0сс возбуждает ходатайство о принятии
документа, касавшегося уничтожения га-
зом заключенных в концентрационных ла-
гёрях. На утреннем заседании этот доку-
мент был отклонен Трибуналом, так как он
якобы не являлся официальным. Лоуренс
удовлетворяет просьбу обвинителя.

После этого французский обвинитель
Дюбосс продолжал представлять доказа-
тельства зверского преследования и уни-
чтожения гитлеровцами союзных военно-
пленных. Процитированные им документы
свидетельствуют об участии в этих пре-
ступлениях Кальтенбруннера, Риббентро-
па. Геринга и Вейтеля.

В заключение вечернего заседания
	французский обвинитель в ответ на поже-
лание председателя Трибунала сообщает
о порядке своего выступления на судеб-
ном заседании 31 января.

На этом вечернее заседание Трибунала
‚ заканчивается.
	шютов. Трибуналу зачитываются также
материалы о жестоких репрессиях, кото-
рым гитлеровские власти подвергали со-
юзных военнопленных, пытавигихея 0е-
жать из концентрационных лагерей.
Затем Дюбосс подробно рассказывает
об’ убийстве 129 американских военно-
пленных в декабре 1944 года во время
германского наступления в Бельгии.
Убийство было совершено в открытом
поле в то время, когда немецкие солдаты
конвоировали группу пленных в тыл. Не-
сколько американских солдат, находив-
	lui немцы, а именно, что мы втянем в
оборону стратегические резервы, которые
будут уничтожены до наступления решаю-
щего момента.

События развораниваются < нарастаю-
щей быстротой. И мы видим, что Муравьев
предвидит эти события. Зритель, следящий
за его поступками, за полетом его мысли,
начинает понимать, что решается не толь-
ко судьба города, а судьба мира, что здесь
узел всех успехов и в Африке и в Европе
и что именно здесь решаются сроки второ.
го фронта.

Фон Клаус неистовствует. Лучшие свои
дивизии он бросает на город. Он снял <
флангов почти все немецкие части и заме-
нил их румынами. Командующий советским
фронтом знает, что если немцы сейчас не
возьмут города, то будут вынуждены или
отступать по морозу, или зимовать в «меш-
ке».

Перед ним встает задача, поставленная
Верховным Главнокомандующим, — ной-
мать момент, когда главные немецкие си-
лы будут скованы в городе, ударить с се-
вера и юга, соединиться, сомкнуть кольцо
окружения и не выпустить ни одного нем-
ца. Но это строгая военная тайна, о ней
почти никто не знает.

Но не один Муравьев думает об окруже-
нии, Об этом мечтает и рядовой Степан —
сделать окружение в масштабе одного
дзота.

Но случилось непредвиденное. Немцы
	влруг прекратили яростные атаки, HO Ha
всем фронте наступило «затишье».
Лейтенант Федоров признается My-
равьеву:
— Тихо, товарищ командующий. Я с не-
	привычки заснуть не могу.

Но ждать нельзя. Муравьев понимает—
если он начнет наступление раньше, чем
немцы. то Клаус успеет перебросить диви-
зии, стянутые для генерального штурма
города к местам нашего прорыва.
	Генерал-лейтенант инженерных войск
Пантелеев, на оборону которого немцы
лелжны обрушиться всей своей махиной,
	просит у Муравьева подкреплений и полу-
чает две дивизии. Происходит полная за-
душевного юмора сцена:
	— Я ведь боялся, что вы у меня Диви-
	зии четыре выпрозите, — говорит кома
дующий.
— А я был уверен, что получу только
	одну, — отвечает Пантелеев.
	ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 30 ЯНВАРЯ
		уз.
32.
			BEE
	6Ta-
НЫ

Re
ест
		Мы
©3е-
TAZ
	PIB AC
ней
Ae
	10 0-
	тех-
рас-
дует
Hab
вая:
‚ аг-
pale
		Г
Hath
I,
ILE
yah
+ Ala
	oe
	Судебкый процесс по делу о зверствах немепко-
	фашистских захватчиков
	ВЕЛИВНЕ ЛУКИ, 31 января. (ТАСС).
На вечернем заседании 30 января первым
выступает адвокат Нроленно, защищаю-
щий по назначению ог суда подсудимого
Раппарда. защитник просит суд при вы-
несении приговора учееть, что его подза-
щитный «является, по существу, рядовым
генералом германской армии», что он He
может нести ответетвенность в той мере, в
какой должны понести ее главные воен-
ные преступники, сидящие на скамье под-
судимых в Нюрнберге. Защитник обвиняе-
мого Засса тов. Борхов, адвокат тов. Ми-
хеев, защищающий Зонневальда, защит-
ник подсудимего Ёнауфа тов. Ткачев и
алвокат тов. Марков, защищающий обви-
няемого Куленкампа, приводят некоторые,
по их мнению, смягчающие вину обстоя-
тельства и просят суд о снисхождении к их
подзащитным. На этом заканчивается 30
января вечернее заседание.

*

“На утреннем заседании 31 января про-
	января вечернее в,

На утреннем заседании 31 января про-
должались выступления защитников. За-
щитник подеудимого Ганна тов. Марков
просят суд при определении меры наказа-
ния учесть, что его подзащитный совер-
шил меньше злодеяний, чем другие, сидя-
щие вместе с ним на скамье подсудимых.

— Хотя у защиты нет оправдательных
мателиалюв. которые можно было бы прэ-
	в Беликолукской области
	тивопоставить государственному обвини-
телю, — говорит адвокат Старков, защи-
щающий но назначению от суда обвиняе-
мых Вольфа и Вункеля, — однако я про-
шу учееть, что мои подзащитные. как и
многие другие военнослужащие  герман-
ской армии, встали на путь грабежа,
убийств и жестокости в результате фапеи-
стекой пропаганды, отравивитей их созна-
ние.

Адвокат Волков, защищающий подеуди-
мых Герша, Пешеля и Ратца, говорит, что
его подзащитные признали себя виноз-
ными в преступлениях. против советокого
народа, и настаивает на утверждении, что
указанные лица были только исполните-
лями преступных приказов гитлеровского
командования.
	затем предоставляется последнее слово
подсудимым. Подсудимые Раппард и Засс,
давая 0б’яенения причин, вызвавитих ©о-
вершение преступлений, просят суд
учесть это при вынесении приговора.
	Подеудимые зонневальд и Ганн просят
суд о смягчении им наказатия. Подсуди-
мые Бнауф, Куленками, Гери,  Пешель,
Ратц, ссылаясь на то, что они линь вы-
полняли приказы старших начальников,
просят суд учесть это обстоятельство при
определении им меры нажазания..
	Суд над военными преступниками в Финляндии
	После речи Рюти его защитник Прокопе
		варя на суде по делу виновников ВОИНЫ огласил некоторые документы, прилагаемые
	к речи Рюти.

Во второй части судебного заседания вы.
ступили защитники Прокопе и Кютемаа,
обвиняемый Линкомиес, защитник Борени-
ус и обвиняемый Рамсай.
	началось слушание защитительных речей
обвиняемых. Первым выступил обвиняемый
Рюти, который продолжал зашищшать про-
водившуюся им политику и пытался сло-
жить с себя ответственность по всем пунк-
там обвинения.
	НАРОД АЛБАНИИ ТРЕБУЕТ ВЫДАЧИ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИНОВ
	БЕЛГРАД, 31 января. (ТАСС). Белград-
ское радио передает сообщение Албанско-
го телеграфного агентства о том, что 26
января население Кукеса устроило массо-
вую демонстрацию, требуя выдачи военных
преступников, находящихся в Италии и
Египте. Участники демонстрации приняли
текст телеграммы правительству, в которой
говорится:

Мы, жители Кукеса, боровшиеся с непоко-
лебимой верой вместе со всем албанским
народом за освобождение нашей страны от
фашистов и предателей, требуем выдачи
военных преступников, которые предавали
нашу страну. Было бы несправедливо, если
бы эти люди оставались свободными и мир-
		но разгуливали по улицам городов Италии,
Египта и других стран, где они продолжа-
ют свою преступную деятельность во вред
нашей родине. Мы требуем от наших вели-
ких союзников выполнения подписанных ими
договоров. Мы требуем, чтобы они отклик-
нулись на нашу просьбу. Эти требования
являются правом албанского народа, отдавав.
шего все свои силы борьбе за общее дело.

Подобную же телеграмму послали прави-
тельству и жители города Кавая. В этой
телеграмме сказано: Военные преступники,
ответственные за огромное колячество пре-
ступлений, совершенных в Албании, должны
быть выданы нам, чтобы их судил албан-
ский народный суд.
	ПРИГОВОР
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 31 января. (ТАСС).   и 320 Уголовно-процессуального Бодекса
	Нз венернем заседании 31 января послед-
826 слово предоставляется подсудимому
Вельфу, который просит суд о смягчении
ему приговора.

Суд удаляется на совещание.

В 22 часа председательствующий гене-
рал-майор юстиции Ф. М. Марчук об’явил
праговор.

Все обвиняемые по данному делу приз-
наны виновными в совершении ими пре-
стушений, предусмотренных статьей 1-й
Угаза Президиума Верховного Совета Co-
03а СОР от 19 апреля 1948 года. На ос-
новании статьи 4-й Уголовного Кодекса
РСФСР и руководствуясь статьями 319
		РОФОР суд приговорил:

Подеудимых Раппарда, Заеса, Зонне-
вальда, Куленкампа, Ганна, Вольфа, Пе-
шеля, Герша — к смертной казни через
повешение;

Подсудимого Кнауфа — к 20 годам
ссылки в каторжные работы;

Нодеудимых Ратца и Кункеля— к ссыл-
ке в наторжные работы сроком на 15 лет
каждого,

Присутствующие в зале жители Вели-
ких Лук и пригородных колхозов ветре-
тили приговор с большим  удовлетворе-
нием.

Великий перелом»
	Ноевый художественный фильм
	— Товарищ Сталин уполномочил меня
предложить вам это.

Виноградов принимает предложение и
сразу получает приказ отодвинуть штаб
подалыше от орудийного грохота: в штабе
нужно думать.

Происходит встреча Муравьева с гене-
рал-лейтенантом Кривенко — командую-
щим 21-й армией (артист А. Абрикосов).
Это старые друзья. Кривенко молод, го-
ряч, лишен выдержки и упорства, прису-
щих его начальнику. Чтобы спасти город,
Кривенко настойчиво требует ввести в де-
ло стратегические резервы и получает
категорический отказ. Он да и многие ге-
нералы еще не знают, для чего нужны эти
резервы!

Мы видим командующего фронтом
на переднем крае. Это смелый, мужествен-
ный, неумолимый человек, обладающий да-
ром комбинаций управляющий громадной
армией, как отдельным батальоном. Перед
	зрителем проходят незабываемые картины
боя, подвиг шофера «Минутки» (артист
М. Бернес), который ценой своей жизни
	исправляет перебитую осколками линию свя-
зи и умирает, зажав в зубах концы обор-
ванного провода.

В этот ответственный момент личное го-
ре сваливается на командующего.

— Вас ждет полковник Воронков. Он
привез документы и веши вашей жены...

Убита Лиза — жена Муравьева.

И туг приходит телеграмма товарища
Сталина: «О дочке не беспокойтесь... Здо-
рова, весела... еше не знает и не поймет,
будет гордиться такой матерью». Участие
вождя облегчает тяжесть личного горя. .

Бой гремит со все возрастающей силой.
Ряды доблестных защитников города реде-
ют, но Муравьев не разрешает брать лю-
дей из резерва.

В кабинете командующего фронтом про-
исходит заседание, и нам в какой-то мере
открывается сложный механизм ведения
войны, секрет ее выигрыша.

Муравьев говорит полковнику, который
го своей дивизией дрался в невероятно
трудных условиях несколько суток:

— Вы заслуживаете отдыха, но вы стои-
те ближе всех к участку прорыва. Посади-
			Заседание комитета по делам Лиги наций
	вестке дня заседания было избрание долж-
ностных лиц. По предложению представите-
ля Франции, поддержанного  представите-
лями СССР и Англии, норвежский посол
в Лондоне Эрик Кольбан был избран пред-
селателем Комитета.
	1 лавнокомандующего, которая движет по-
ступками командующего фронтом и от него
передается генералам и далыше бойцам
всей армии. Мы видим, что инициатива в
общем ведении войны, в выборе места ге-
неральной, решающей битвы. оставалась в
руках нашего Верховного Главнокоман-
дования.

В фильме прекрасно сделаны батальные
сцены обороны и наступления. Среди них
выделяется кадр, в котором немецкий рас-
чет противотанковой пушки стреляег по
советскому танку. Второй советский танк
наезжает и давит и пушку, и врагов.   Это
кусок жизни, правда войны.

Титанические удары с флангов заверши-
лись полным окружением армии фон Клау-
са. Мы видим преображенного генерала
Кривенко во главе механизированных сое-
	динений, несущихся вперел, сметающих
все на своем пути. «В наступлении он
орел», — так говорит о нем Муравьев.
	Муравьев бросает на пол фотографию
взятого в плен Клауса, как битую карту, и
говорит начальнику разведки:

— Займитесь-ка вы им сами. Меня те-
перь Манштейн интересует.

Анализируя происшедшие события, Му-
равьев констатирует:

— Великий перелом наступил.

Артист М. Державин, исполняющий роль
Муравьева, создал обаятельный образ стз-
линского полководца. Перед нами — жи-
вой советский человек с русским складом
ума, с беззаветной храбростью, горячим
чувством высокого патриотического долга,
с огромным запасом энергии и жизненных
сил, и вместе с тем человек удивительно
приветливый, душевный, обладающий чу-
десным юмором.

Прекрасное впечатление оставляет ap-
	а ребраеное виечатление оставляет apm
тист А. Зражевский в роли генерала Пан-
телеева. Он донес до зрителя богатый и
разнообразный психологический облик че-
ловека огромной воли и недюжинного при-
родного ума, трогательно нежного к под-
чиненным и беспощадного к врагам. Вся
его личная жизнь неразрывно связана с
бойцами. Служению Родине он отдал себя
безраздельно и целиком.

Весь фильм от первого и до последнего
кадра пронизан мужеством и отвагой, стра-
стным патриотизмом и ненавистью к Ффа-
шизму.
	Герой Советского Союза подполковник
С. БОРЗЕНКО.
	ЛОНДОН, 31! января. (ТАСС). Вчера
вечером состоялось первое заседание Комн-
тета по делам Лиги наций (специального
комитета, созданного Генеральной Ассамб-
леей для обсуждения вопроса о передаче ма-
териальных средств, принадлежавших Ли-
ге наций). Единственным вопросом Ha no.
	Чтобы ослабить немецкий удар по BOH-
скам Пантелеева, командующий принима-
ет рискованное решение: за час до немец-
кого штурма ударить всей артиллерией по
гитлеровским батареям и войскам, в полча-
са выпустить месячный запас снарядов.

Здесь фильм достигает наивысшего на-
пряжения. Перед нами проявление инициа-
тивы командующего фронтом, направлен-
ной к решению общей задачи, поставлен-
ной Верховным Главнокомандующим. Ав.
торам фильма удалось показать < вели-
чайшей правдивостью, как Муравьев берет
целиком на себя страшную, самую тяже-
лую ответственность за решение.

Для того, чтобы пойти на такой риск,
надо точно знать время начала немецкого
штурма. Задержаться или .ноторопиться
хоть на час — значит все провалить. Упу-
стить этот момент — тоже проиграть.

Советская аэтиллерия открывает огонь.
Люди < первого дня войны, находящиеся в
армии, ничего подобного не слыхали. Этот

неожиданный ураган огня заставляет ме-
таться фон Клауса. Стрелки насов при-
ближаются к назначенному времени. Раз-

в 4 часа немцы должны
начать штурм. На часы поглядывают ге-
нералы, поглядывает на них и лейтенант
Федоров в 309 метрах от немцев, сжимая в
руках гранаты.

Но уже 9 минут пятого, а немцы молчат.
И мы видим человеческое волнение Му-
равьева — этого подвижника и героя, его
сильные чувства, преисполненные высоко-
го горения.

10 минут понадобилось Клаусу на раз-
мышление. В 10 минут пятого он бросил
свои войска в приготовленную для него за-
падню. у

— Эти 10 минут стоят жизни, — POBOPHT
Муравьев.

Лучшие немецкие дивизии втянулись в
горэд. Здесь все — и танки, и артиллерия,
и Пехота. И тогда все стратегические
резервы, вся техника, вся исполинская
сила советских армий, стянутая для
решительного удара, ринулась на флан-
ги немецкого фронта, чтобы сокрушитель-
ной победой уничтожить противника. В мо-
мент нанесения решающего удара свежие

ведка показала:

советские дивизии, оснащенные первоклас-

сной техникой, оказались полностью в
нужном пункте.
На всем протяжении фильма мы чувствуем

великую несокрушимую волю Верховного
	Киностудия «Ленфилым» выпустила Ha
экраны новый художественный фильм
«Великий перелом» по сценарию Б. Чир-
скова в постановке Ф. Эрмлера. Фильм
этот посвящен ксталинградской битве — ве-
ликому перелому в Отечественной войне.
Зритель видит, как разразилось и как
окончилось одно из самых величайших ера-
жений, какие только были в истории чело-
вечества—битва, послужившая началом ос-
вобождения нашей Родины и всей Европы
от фашистских полчин.

Командующий фронтом генерал Кирилл
Муравьев (артист М. Державин) — цент-
ральная фигура фильма. Это  замечатель-
ный полководец сталинской школы, реши-
тельный и мужественный, обладающий вы-
сокими интеллектуальными качествами,
аналитическим умом. И хотя мы не видим
на экране товарища Сталина, мы с перво-
го и до последнего кадра чувствуем его
незримое присутствие, его руководящую
роль.

..5 часов утра. Из кабинета Верховного
Главнокомандующего выходит  генерал-
полковник Муравьев. Он получил приказ
отправиться на фронт и сменить там коман-
	длующего фронтом генерала Биноградова.
Так начинается фильм.
В штабе фронта Виноградов, старый,
	слишком осторожный генерал, ждущий от-
крытия второго фронта, узнает, что новый
командующий прямо < аэродрома уехал
на участок, прорванный немцами. Фронт
трещит сразу во многих местах. Ценою лю-
бых потерь немецкий командующий фон
Клаус решил взять город.

На дороге у переднего края Муравьев
встречает свою жену Лизу — майора ме-
дицинской службы. Происходит трогатель-
ная встреча. Кирилл передает жене письмо
й фотографию их дочурки. Мимолетная
встреча эта очень коротка, команлующего
ждут дела, но она показывает интимную
сторону характера полководца, у которого
все, вплоть до личного счастья, принесено
в жертву великому делу освобождения
‚ Родины.

Вернувшись в штаб, Муравьев предлага-
тает Виноградову — своему бывшему учи-
телю—<остаться у него начальником штаба.