ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
			’ завтра—
Всесоюзный день.
железнодорожника
	Массовые народные гулянья, 16:
священные Всесоюзному дню ‘’желез=
нодорожника, устраиваются завтра В
садах и парках столицы. В Зеленом
театре ЦПКиО им. Горького состоит=
ся большой концерт, в котором приз
мут участие ансамбли Центрального
дома культуры железнодорожников;
хор Министерства путей сообщения,
артисты московских театров, филар-
монии и эстрады. В Сокольническом
парке культуры и отдыха покажут
концертные программы самодеятель=
ные коллективы Московского желез.
нодорожного узла, Дворца культуры
Метростроя, станций Люблино, Ло-
синоостровская и др.

=
	Музыкальные коллективы ИДКЖ
подготовили к Всесоюзному дню жеё-
лезнодорожника новые программы;
Ансамбль песни и пляски исполняет
балладу «Солдаты трудах для со-
листа, хора и оркестра и лирическую
дорожную песню И. Дунаевского;
«Урожайную» М. Блантера, «Колхоз-
ную польку» А. Новикова. Танпо=
вальная группа показывает хореогра-
фическую сценку «Встреча железно-
дорожной молодежи со знатными маз
цтинистами» в постановке Н. Холфиз
на.

Возвратившийся из двухмесячной
поездки по железным дорогам Сред-
ней Азии джаз-оркестр, руководимый
Д. Покрассом, пополнил свой репер-
туар музыкальной картинкой «Весе-
лый паровоз» В. Соловьева-Седого;
«Приветственной песней железноло“
рожникам» К. Листова, новыми интер
медиями. Музыкальные коллективы
выступают с творческими отчетами
перед железнодорожниками Московз
ского узла.
	к

В залах Центрального дома куль:
туры железнодорожников открылась
	Всесоюзная выставка самодеятельного
изобразительного искусства железно-
дорожников. Всего поступило более
500 произведений живописи, графики,
скульптуры и прикладного искусет-
ва: вышивка, резьба по дереву, кера-
мика. В экспонированных  произведе-
ниях отображены героические полви-
ги железнодорожников в годы Вели:
кой Отечественной войны,  созида-
тельный труд советских людей;
дружба народов СССР.
	Встреча композиторов
оТолицы 6 моряками
	Вчера, 30 июля, в Московском ломё
композитора представители Военно=
Морского Флота встретились с ком-
позиторами стогицы. На вечере были
прослушаны новые песни, написанз
ные ко Дню Военно-Морского Флота.
Исполнялись ^ песни — «Черномор-
 ская» Жарковского, «Комсомол» Ho-
викова; «Морские орлы» Листова,
«Неразлучные друзья» Терентьева,
«Море» Сорокина, «Морской гарни-
зон» Кручиниьа, «Вперед, моряки»
Бочаровского и др. Тексты для этих
песен написаны Михалковым, Жаро>
вым, Сальниковым, Фадеевой, Флеро-
вым. Журавлевым.
	В обсуждении новых произведез
ний приняли участие представители
Главного Политического Управления.
Вооруженных Сил СССР, Политуп*
равления Военно-Морских Сил. кур=
санты военно-морских учебных заве-
дений, композиторы и музыковеды,
Большинство песен получило  поло-
жительную оценку.
	Перед юбилейным
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете М
			х
ЗАКАРПАТСНАЯ
	По
	Суббота, 31 июля 1948 года

OCW
B HOBbIX
	Театральный сезон в Ленинграде: за-
кончился. Труппам  предоставлен лет-
ний отпуск. Впрочем, не все им вос-
пользовались. Новый театр, например,
перешел на круглогодовую работу.
Это первый успешный опыт, и, очевид-
но, он получит дальнейшее распрост-
ранение.

Работа в новых условиях заставила
руководителей театров по-иному взгля-
нуть на работу в летнем сезоне. Имен-
но в летний период. четыре ленинград-
ских театра гастролируют в других
соролах. Все чаще практикуются вы-
ездные спектакли в парках и особен-
HO B домах культуры. Оказалось, что
и показ спектакля в здании другого
театра тоже приносит положительные
результаты. Об этом. свидетельствует
полуторамесячная работа Нового. те-
атра в помещении Театра комедии. В
это же время на сцене Нового театра
дал несколько параллельных спектак-
лей Ленинградский лраматический те-
атр. Характерно, что. сбор здесь был
больше. чем на основной площадке те-
атра.

Бездотационная работа уже принес-
ла свои плоды. У театральных работ-
ников исчезают иждивенческие наст-
роения, связывающие их инициативу. В
коллективе Театра им. Ленинского
комсомола родилась мысль использо-
вать малую сцену театра для показа
одноактных пьес. Пока основной со-
став труппы гастролировал в Москве,
здесь был подготовлен (М. Розано-
вым и Р. Рубинштейном) спектакль
старых русских водевилей.

Многочисленные факты свидетель-
ствуют о резком снижении расходов
театров на постановки. Это результат
разумного подхода к решению хозяй-
ственных вопросов. . Реорганизация
работы декоративно - исполнитель-
ских цехов в общегородском масшта-
бе дала значительную экономию
средств. Затраты на постановки резко
сократились. Это тоже результат
правильного использования накопив-
шихся в театрах декоративных и ко-
стюмерных фондов.

Важно, что театры наглядно убеди-
лись, какое влияние на посещаемость
оказывает качество . спектакля. Ха-
рактерный пример. В Малом оперном
театре сборы- стали резко падать.
	театре сооры стали резко падать..
Причины для этого были достаточно
	вески: почти все имевшиеся в репер-
туаре постановки имели 10—20-лет-
нюю давность, некоторые из спектак-
лей показаны до тысячи раз. Все по-
слевоенные оперные постановки, за
	исключением «Снегурочки», пришлось
	снять с репертуара. Когда театр по-
ставил «Разбойников» Оффенбаха и
зритель убедился в высоком качест-
	‚ Ве постановки, спектакли шли с ан-
		ч0ой земл
		инистров СССР
			Ь СИСТЕМУ _
	ВОСПИТАПИЯ
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ
	общей для всех факультетов. Без та-
кой кафедры невозможно организо-
вать надлежащим образом преподава-
ние этого важнейшего предмета.
Недостатки в учебной работе на-
ших художественных вузов и училищ
в значительной степени об’ясняются.
тем, что ряды преподавателей в вузах
и училищах засорены формалистами
	и художниками слабои квалифика-
ции.

Тщательная проверка  преподава-
тельских кадров, проведенная в
	Московском художественном  инсти-
туте им. В. И. Сурикова и в Инсти-
туте живописи, скульптуры и ар-
хитектуры им. И. Е. Репина, показа-
ла, что многих профессоров и доцен-
тов необходимо было освободить от
преподавательской работы. Такая же
проверка должна быть проведена и
в других художественных учебных.
заведениях страны. Здесь немало.
формалистов и людей, просто не при-
годных для преподавания. Например,
в Московском  художественно-про-
мышленном училище (бывшее Crpo-
гановское училище) — преподавание
живописи ведет П. Кузнецов. В
прошлом — это активный участник
формалистической группы  «Голу-
бая роза», не изменивший своего.
творческого метода и поныне. Немало
явных формалистов и среди препода-
вателей художественных вузов моло-
дых советских республик — Латвии,
Эстонии и Литвы.

Формалистическими влияниями за-
	ражены педагоги в Тбилисской ака-
демии художеств, в Саратовском и
Казанском художественных  учили-
щах. Педагог Данилов на творческой
конференции художников . Поволжья
	высказывался следующим образом:
«Я не представляю себе, в какой сте-
пени я, советский художник, могу
учиться у передвижников». Другой
педагог Саратовского училища  фор-
малист Касимов учил: «Для нас важ-
но не то, что художник делает, а
важно то, как он делает». Результаты
влияния таких учителей не замедлили
сказаться, Некоторые воспитанники
Саратовского училища  причиеляют
Сезанна к непревзойденным художни-
кам и считают, что у наших мастеров-
классиков и у советских художников
учиться нечему.

Одна из причин, которая тормозит
развитие изобразительного искусства
	и мешает улучшить преподавание
в художественных вузах, — отеут-
ствие первоначального художе-
	ственного образования в школах Ми-
нистерства просвещения. В общеобра-
зовательных школах рисованию отво-
дится такое ничтожное количество
часов, при котором детей невозможно
обучить даже элементарной грамоте
рисунка. Во многих школах рисова-
ние вообее -не-арепедают. Оеутствие.
первоначального художественного об-
разования сказывается на качестве
учебного процесса’ в художественных
вузах. Художественные ° институты
зачастую вынуждены принимать
в число студентов людей, недо-
статочно полготовленных ‘или со-
всем не имеющих подготовки по ри-
сованию. Склонность-к -изобразитель-.
	ному искусству не может проявиться-

у учащихся, если не представляется
возможности практиковаться в. этой
области. :

Все художественные вузы находят-
ся в ведении Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР

‘и Министерства высшего образова-

ния. Два института — Московский и
Ленинградский, кроме того, находят-
ся в ведении Академии художеств
СССР. Но несмотря на эту двойную
и даже тройную опеку в постановке
нашего художественного образования
много серьезных недостатков. .

Академия художеств СССР, орга-
низованная больше года назад, лишь
недавно занялась вопросами образо-
вания.

Главное управление учебных. заве-
дений Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР все еще

формально, бюрократически руково-

дит художественными вузами. Оно не
контролирует работу вузов, слабо
помогает в их работе.

Наши художественные вузы долж-
ны давать стране художников. высо-
кой квалификации, в совершенстве
владеющих методом  социалистиче-
ского реализма.

Постановления ЦК ВКП(б) по во-
просам литературы и искусства, док-

лад товарища Жданова о журналах

«Звезда» и «Ленинград», а также его
выступление на совещании деятелей
советской музыки. дают четкие руко-
водящие указания для перестройки
нашего художественного образования.
	Руководствуясь сталинским опре-
делением метода советского искусст-
ва как искусства социалистического
реализма, наша школа воспитала мно-
гих художников, ставших в первые.
ряды мастеров советского искусства.
Они создали произведения, получив-
шие высокую оценку советской 0б-
щественности.

Однако в учебной работе целого ря-
да художественных вузов и училищ
немало серьезных недостатков, кото-
рые сильно тормозят подготовку ква-
лифицированных творческих кадров.

Все еще плохо поставлено  препо-
давание дисциплин, формирующих
мировоззрение молодых советских ху-
дожников: основ марксизма-лениниз-
ма, политэкономии и эстетики. Сей-
час каждый вуз вынужден самостоя-
тельно разрабатывать программы по.
эстетике, ибо типовая программа от-
сутствует.

Большинство преподавателей спе-
циальных дисциплин не ведет вос-
питательной работы © учащимися,
	считая, что это не входит в их обя-
занности.

В дискуссии по вопросам натура-
лизма и формализма, к сожалению,
совершенно не затрагиваются вопро-
сы художественного образования,
тогда как первоисточник тех болез-
ней, какие имеются в творчестве на-
ших художников, кроется в непра-
вильных методах их воспитания. В
учебно-методической работе художе-
ственных учебных заведений очень
	сильны еще влияния Фформалистиче-
ских течений и натурализма.
Особенно плохо поставлено препо-
давание рисунка, который составляет
основу всех изобразительных ис-
	кусств. Это пренебрежение к рисун-
ку сказалось на качестве подготовки
и на дипломных работах большинства
окончивших Московский художе-
ственный институт им. Сурикова в
1947 году. В Институте живописи,
скульптуры и архитектуры им. И. Е.
Репина в преподавании рисунка
применялся вреднейший метод.
Целью этого метода было стремление
развить у учащихся только творче-
ские навыки, а познавательная сто-
рона в учебном процессе совершенно
игнорировалась. При этом, естествен-
но, утрачивалась научная база, кото-
рая должна служить основой обуче-
HHA.

В Московском институте приклал-
ного и декоративного искусства и в
некоторых других в преподавании
рисунка внимание учащихся фикоиро-
валось главным образом на технике
тушевки, а не на сознательном от-
ношении к форме. Слепое копирова-
ние натуры, не связанное со стремле-
нием осознать и раскрыть ее свойст-
ва, широко распространено в_практи-
хе наших зузов-и училине.

Все еще продолжает существовать
модная в свое время теория, создан-
ная импрессионистами, о том. что
цвет решает форму. Такая живопись
типична для мастерской профессора
Московского художественного  ин-
ститута. А. Осмеркина, где «культом
нзета» пытаются подменить целый ряд
	моментов, из которых складывается
весь процессе живописи.
Преподаватели некоторых вузов
	игнорируют огромные завоевания 5
об\асти передачи света. и цвета, до-
стигнутые крупнейшими западными
классиками и нашими русскими
мастерами — Александром Ивано-
вым, Суриковым, Репиным, Се-
ровым, Левитаном и другими. По-
добное игнорирование ведет к прими-
тивной, условной по краскам живопи-
си, лишенной цветного богатства.
Этот недостаток больше всего свой-
	ственен работам 1билисской акаде-
мии художеств.
Формалистические методы — приме-
	няются в преподавании живописи и в
Московском институте прикладного
й лекоративного искусства. В про-
	грамме, составленной этим инетиту-
TOM, прямо говорится, что «пятно —
первооснова живописи». Поэтому В
	заданиях первого курса перед сту-
пентами ставится цель «увидеть весь
натюрморт как соединение ряда цвет-
ных и темных пятен», а не как опре-
деленный реальный образ, включаю-
ший в себя разнообразные свойства
	предметов.
Почти во всех художественных
учебных заведениях недооценивают
	роль композиции. А между тем, ком-
позиция — одна из главных  дисцип-
лин, формирующих художника. Пре-
подавание композиции нередко ведут
художники. не имеющие  соответст-
вующих знаний и опыта в этой обла-
сти. Назрел вопрос 0б организации
при вузах кафедры по композиции,
	*
СВОДНЫЙ ХОР
		Однако интересы зрителя, его спра-
ведливые требования к художествен-
ному уровню спектакля порою еще
игнорируются. Об этом свидетельст-
вует скороспелое возобновление ста-
рых, давно не шедших спектаклей в
Болышном драматическом театре и Те-
атре им. А. С. Пушкина.

Попрежнему обветшалые, «заигран-
ные» постановки, исключенные из ве-
чернего репертуара, продолжают по-
казывать на утренних и выездных
спектаклях. Ленинградский драмати-
ческий театр поставил «Чужого ре-
бенка» Шкваркина. Ha постоязной
сцене этот спектакль стыдливо не
показывали. Зато он усиленно экс-
плоатировался на других площадках
города. Такая’ практика, кстати не
новая для этого театра, вызывает не-
доумение. .

Излишне говорить, какое. влияние
оказываег на качество спектакля уме-
лая расстановка актерских сил. Бес-
спорно, с увеличением числа премьер
актеры получили большую возмож-
ноеть для выявления своих способно-
	стей. Но наряду < этим театры
очень робко выдвигают  моло-
дежь, а ряд ведущих мастеров
	(Н. Симонов, Ю. Толубеев, Н. Черка-
сов) появляются на сцене весьма
редко.

Серьезные недочеты имеются и в
планировании репертуара. Можно, ко-
нечно, оправдать стремление театров
возобновлять высококачественные
спектакли. Это обновляет репертуар.
Но нельзя заполнять программу толь-
ко возобновленными спектаклями.
В репертуаре Пушкинского театра,
например, есть советские пьесы, в том
числе «Победители», «Великая сила»,
«За тех, кто в море!» и другие. Меж-
ду тем, в первой декаде июля театр
показал зрителю только одну пьесу
на современную тему — «Великая
сила» Б. Ромапюва. Остальные десять
спектаклей — возобновленные пьесы
зарубежных авторов.

Дирекция театральных касс прода-
ет в среднем 30—35 процентов биле-
тов. Она в меру своих возможно-
стей стремится популяризировать со-
временные спектакли. Но основная
работа по популяризации советского
	репертуара, по организании зрителя
	падает на самые театры. Сейчас эта
работа ведется неудовлетворительно.

В предстоящем сезоне театры наме-
чают показать ряд интересных работ.
Будут поставлены, в частности, но-
вые пьесы ленинградских авторов.
Однако успех всех начинаний театров
будет в значительной степени зави-
	оудег в значительнои степени зави--
сеть от того, насколько они учтут
		опыт истекшего сезона.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.),
	Лучшие коллективы и индивиду-
альные исполнители приняли участие
в заключительном концерте, прошед-
шем с большим успехом;

КИНОФИЛЬМЫ
НА МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКЕ

Одесская кинофабрика закончила
дублирование на молдавский язык
кинокартин «Жизнь в цитадели» и
«Пирогов». Фильмы эти демонстриру-
ются в сельских кинотеатрах Мол-
давской ССР. Готовятся к выпуску
на’ молдавском языке кинофильмы
«Русский вопрос», «Третий удар»,
«За тех, кто в море!».

ПО ИНИЦИАТИВЕ
ДЕПУТАТОВ

Депутаты Степь-Сочинского  сель-
ского Совета (Оргеевокий район) вы-
ступили инициаторами строительства
образцового сельского театра.‘ `Пред-
ложение их горячо поддержали из-
биратели. Строительство уже начато.
Зрительный зал рассчитан на 200
мест. Постройка будет закончена
к 31-й годовщине Октября.

КИШИНЕВ.
	(По телефону от корр. «Советского
искусства»).
		ЖГОРОД. (Наш корр.). В одном
из старинных дворцов центра Закар-
патья создается- постоянная «Закар-
патская картинная галлерея». Комитет
по делам искусств при Совете Мини-
стров УССР выделил для картинной
галлереи 300 картин и скульптур из
фондов киевских и харьковских музе-
ев изобразительного искусства. Кар-
THHHOH галлерее передается также
альбом известного украинского ‘ху-
дожника, мастера гравюр В: Заузе. В
альбоме собраны 25 лучших произве-
дений художника, в том числе пей-
зажи: «Лес», «Парк в Ливадии», «Зи-
ма на Украине» и ряд жанровых гра-
вюр. :
		МИНСК. (Наш корр.). Огромный ве-
лодром столичного парка им. Горь-
кого, заполнен до отказа. Подмостки,
построенные под открытым небом, за-
няли участники общегородского свод;
ного хора. Хор создан недавно и на-
днях состоялся его первый публич-
ный концерт.

— Начинаем выступление сводно-
го хора предприятий, учреждений,
учебных заведений Минска в соста-
ве четырех тысяч человек, — об’явил
ведущий. — Дирижирует хормейстер
Белорусского театра оперы и балета
Г. Петров.
	ослышались мощные звуки орке-
стра, и тотчае же тысячи голосов
подхватили слова Гимна Советского
Союза.
	Прекрасно прозвучали в исполне-
нии хора песни: «Мы белоруссы» (му-
зыка Н. Соколовского), «Бывайте
здоровы» (музыка И. Любана),
«Марш демократической молодежи»
(музыка А. Новикова ).
	В заключение была исполнена пес-
ня о Сталине (музыка С. Полонского).
	ВЫЕЗДНЫЕ
КОНЦЕРТЫ
	ХАРЬНОВЧАНЕ

В гостях
	У БУКОВИНЦЕВ.

ЧЕРНОВЦЫ. (Наш корр.). Впервые
на Буковину приехал Харьковский
государственный русский театр дра-
мы под художественным руководст-
вом народного артиста Союза ССР
А. Крамова. Коллектив открыл гаст-
роли показом пьесы Чехова «Три се-
стры».
	В течение месяца театр покажет
лучшие свои работы.
Параллельно с выступлениями в
	областном центре харьковчане дадут
несколько спектаклей в районных

центрах и селах для колхозников Со-
ветской Буковины.
			ЛЬВОВ. (Паш корр.). Для пропа-
ганды музыкальной культуры Львов-
ская филармония практикует выезд-
ные концерты своего симфонического
оркестра в города, гле нет своих сим-
фонических коллективов. Для выезд-
ных концертов в городах западных
областей Украины составлены три
программы.

Первые два выезда состоялись в
Луцк и Станислав. В обоих го-
родах концерты оркестра филармонии
прошли с большим успехом.

Коллектив симфонического оркест-
ра готовится к поездке в другие го-
рода. .
	ПА РОДНОМ
ЯЗЫНЕ
	СУХУМИ. (Наш корр.). Театраль-
ный сезон на абхазских. курортах — в
разгаре. В новом летнем театре Суху-
ми начал гастроли Грузинский‘ драма-
тический театр им. Руставели. Он по-
казывает здесь почти все свои новые
постановки.

В Сухуми с успехом гастролирует
также Музыкальный театр им. К. С.
	Станиславского и В. И. Немировича-
Данченко.
	ПОДШЕФНЫЕ МОСКОВСКОГО
		СТАЛИНО. (Наш корр.). Гастроли-
ровавший в городах Донбасса кол-
лектив Московского Нового театра
взял шефство над Дворцом культу-
ры шахты «Красная звезда» в Чи-
стяково. Для помощи художествен-
ой самодеятельности в Чистяково из
Москвы будут приезжать‘ режиссеры
и актеры театра.
		КЫЗЫЛ. Главкинопрокат Мини-
стерства кинематографии СССР выпу-
стил на экраны кинотеатров Тувинской
автономной области ряд кинофильмов,
дублированных на тувинском языке:
«Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 го-
ду», «Депутат Балтики», «Марите»,
«Суворов», «Сельская учительница» и
другие.
	’ЦЕННЫЕ ЭКСПОНАТЫ
МУЗЕЯ ИСНУССТВ
	ТАШКЕНТ. ( Наш корр.). Музей
искусств Узбекистана пополнился но-
выми ценными экспонатами. Приобре-
тен подлинный рисунок Репина «Дья-
чок», акварель Сверчкова «Тройка» и
др. паст
Приобретеныстакже старинные из-
делия бухарских ювелиров—женские
украшения тончайшей резьбы, сереб-
ряные пояса, украшенные кораллами
и бирюзой. Пополнена коллекция ста-
ринных керамических изделий, выпол-
ненных мастерами Гиждувана, Риш-
тана и других районов.

а
	НОВЫЕ ОПЕРЫ
	ТУРКМЕНИИ
АШХАБАД. (Наш корр.). За нос-
леднее время художники Туркмении

закончили работу над рядом больших.

полотен.
Народный ° художник республики

Baum -Hypanw: написал картину:

«Встреча», ‹ Якуб — Аннануров—<В
‘семье пограничника», Нияз - Дово-
дов «Юные музыканты». Хаки Ал-
лабердыев нарисовал несколько пей-
зажей. .

Художник К. Хныкин закончил ра-
боту. над картиной «За родину»,
П. Королев—«Пюследняя. граната».
Обе картины отображают эпизоды
Великой Отечественной войны.

Сейчас большинство. художников
выехало в районы республики для
сбора материала, связанного с подго-
товкой к юбилейной ` выставке, при-
уроченной к 95-летию республики.
	ATP
НА НОВОСТРОЙКЕ

СВЕРДЛОВСК. На крупнейшей
новостройке послевоенной пятилет-
ки — Уралхиммашзаводе построен
летний театр на 960 мест. В день
его открытия Свердловский драма-
тический театр показал машинострои-
	телям пьесу. Шекспира “Е веналиатая
НОЧЬ».
	к B M ongaeenoti. COP
	ГАСТРОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ
И КОНЦЕРТЫ -

Нынешайм летом столицу Молда-
вии посетили видные представители
искусств братских республик. На эст-
радных площадках Кишинева высту-
	пали композиторы В. Соловьев-Седой
	и И. Дунаевский, а также Б. Гольд-
штейн; К: Шульженко Кишиневцы
смотрели. постановки Московского
Литературно-драматического театра.

До конца сезона здесь выступит
еще ряд крупных театральных, музы-
кальных--и эстрадных коллективов.
		Пять -дней продолжался республи-
канский смотр самодеятельного ис-
кусства. Открылся ов на городском
стадионе - «Динамо» выступлением
об’единенного тысячного хора, fic-
полнившего под руководством заслу-
женного артиста Молдавской ССР М.
Брезденюк Гимн Советского Союза и
Гимн Молдавской ССР. Тут же, на
зеленом поле стадиона, состоялись
массовые пляски. Около трехсот че-
ловек ‘исполняло. моллавокий  народ-
ный танец «Молдаванеску».
	КИЕВ. (Наш корр.). Украинский
композитор К. Данькевич в содруже-
стве с Театром оперы и балета им.
Шевченко работает над оперой «Бог-
	дан Амельницкий» по либретто, на-
писанному А. Корнейчуком.

Композитор В. Нахабин и либрет-
	тист т. Гавриленко работают сов-
местно с Харьковским театром оперы
и балета над новым балетом «Данко»
по М. Гофькому.
	Фото С. Шйянгарева,
	ЛЕНИНГРАД (Наш корр.).. Пер-
вого августа, по возвращении из от-
пуска, приступает к работе Большой
Драматический театр им. Горького.
Ближайшие постановки театра—пьез
са ленинградских драматургов Е. Ми:
наи А. Минчковского «Успех» (pee
жиссер М. Королев, художник Д. По-
пов), «Враги» М. Горького (постанов:
ка Н. Рашевской, художник А. Рыч
ков). Будет также возобновлен спек.
такль «Свадьба Кречинского», после
чего театр приступит к работе над
«Ревизором».

В феврале 1949 года театр отмез
чает 30-летие своего существования.
Для юбилейного сезона пишут новые
пьесы К. Симонов, Б. Горбатов и
А. Гладков. Привлекаются также к
работе Б. Лавренев, Н. Погодин,
И. Прут, А. Крон и другие драма-
турги. Свою первую пьесу для театра
пишет ленинградский писатель П.
Лукницкий. Театр намеревается осуз
ществить инсценировку «Тихого До:
ва» М. Шолохова.
	`Советские артисты
в Финляндии
	Свыше месяца находилась в Газ
строльной поездке по городам Фин:
ляндии группа артистов эстрады и
цирка Москвы, Ленинграда и Киева.
На-днях эта группа возвратилась з
Москву. В беседе с сотрудником га-
зеты артисты С. Лаврентьев, Каз
ран д’Аш, М. Птицын и В. Яловой
поделились свойми впечатлениями 6
поездке.
	— да 33 дня пребывания в Финлян-
дии мы посетили 30 городов и дали 38
концертов, на которых присутствовало
около 50 тысяч человек.

Повсюду население проявляло ис
ключительный интерес к выступления
ям советских артистов, конперты проз
ходили -при. переполненных. залах.
Концерты на стадионах .-и в парках
	собирали. многотысячную - аудито-
рию. По просьбе рабочих со-
ветские артисты выступали и
	непосредственно на: производстве — в
паровозном депо, на целлулоидной
фабрике. Продвигаясь на север Фин-
ляндии, мы давали концерты в ме-
стах, гле в течение многих лет не бы-
	ло никаких концертных выступлении,
	Зрители. отмечали высокий уровень
мастерства советских артистов, проси-
ли передать слова благодарности со-
ветскому правительству, пославшему
в Финляндию представителей: замеча:
тельного искусства своей страны.

Многочисленные восторженные от
зывы прессы сопутствовали выступ-
лениям советских артистов. Всем им
были вручены ночетные значки обще-
ства «Финляндия—Советский Союз»:
	Лом-музей К.
	В тихом переулке, в.самом- центре
Москвы находится. старинный: двух-
этажный особняк. Этот. дом ‘является.
‘образцом” ‘русского классического
‘зодчества первой четверти ХПХ века:
Подобных  зданий почти не осталось,
и как редкий архитектурный  памят-
‘ник старой Москвы’ оно представляет
‚ большую историко-худо: твенную
ценность. Особняк был. построен в
1809 году и принадлежал герою Оте-
Чественной войны. 1812 roma генералу
Ермолову- .

`В 1951 году советское правитель-
ство предоставило особняк К. С. Ста-
ниелавскому. Здесь. создавались
оперная и о оперно-драматическая
студии, выросшие впоследствии в те-
атры имени великого мастера русской
сцены. Здесь артисты Художествен-
`Ного театра репетировали «Мертвые
ym», «Таланты и поклонники»,
«Тартюф»: и другие спектакли. Сюда
за советом и помошью приходили ак-
тер5г: московских. 4 ее те-
‘атров.

а. стене. ‘дома. == мраморная ме-
мориальная доска: с надписью:

«Здесь. жил, работал ‘и 7-го ‘авгу-
ста 1938 г. скончался народный ар-
тист. CCCP. Константин . Cepree-
вич Станиславский, основатель Мос-
ковского Художественного театра».

По широкой деревянной лестнице
мы поднимаемся ‘на второй - этаж ее
ринного особняка и попадаем в вес-:
тибюль.- На: столе—=портрет - Констая-:
тина Сергеевича. На`стенах — ‘цита-
ты из высказываний ` о Станислав-
<ком:

«Почтительно кланяюсь Вам, кра-
савец человек, великий артист и мо-
гучий работник, воспитатель арти-
стов. М. Горький».

«Ero знали миллионы советских
людей, любяших Художественный
театр, театр имени Станиславского и
ежедневно заполняющих как эти, так
и сотни других театров ‘нашей стра-
НЫ. : т :

Такой . популярности . Константин
Сергеевич- Станиславский лостиг в

Сергеевич- Станиславский достиг в
результате искреннего служения
народу, в результате полувековой
борьбы 3a искусство правдивое и
передовое, за театр. идущий в ногу с
	Станиславского
	Быставка произведений художественной
промышленности и народных. ремесел
	Федоскинской ‘артели — большой. ла-
рец-монумент. «30 лет советской’ вла-
сти». Палехские художники предста-
вили много работ, посвященных `Со-
ветской. Армии’ и Великой _ Отечест-
венной войне,-шкатулки «Александр
Матросов»; «Бой на Днепре», «За
Родину» ‘и-другие;
	С исключительным мастерством вы-
резан из кости кубок ажурной работы
с портретами маршалов Советского
Союза. Кубок увенчан звездой, .в
центре которой портрет товара
Сталина. а .
	Украина, Белоруссия, республики
Закавказья и Средней „Азии пред-
ставлены -на выставке большим коли-
чеством ковров, панно, ювелирных из-
делий, керамики. Прибалтийские со-
ветские: республики прислали в. Мэое-
кву декоративные: ткани, резные изде-
лия из дерева и кожи.
	27 июля в залах Академии хупо-
жеств СССР открылась Всесоюзная
выставка произведений .художествен-
ной промышленности и народных ре-
месел. .

На выставке представлено около
4 тысяч экспонатов — изделия из
камня, резьба по кости, керамика,
фарфор, стекло, вышивки, кружева,
ковры.

В вводном зале всеобщее внимание
посетителей привлекает большая се-
ребряная чеканная ваза «Дружба на-
родов СССР» — подарок товарищу
Сталину от латышского народа к
30-летию Великой Октябрьской со-
циалистической революции.

В двух залах выставлены изделия
промкооперации — лаки прославлен-
ных мастеров Палеха, Мстеры, Федо-
скино, филигранные серебряные изде-
лия из аула Кубачи, резная кость ар-
хангельских косторезов. Среди работ
	Дом-музей К. С. Станиславского. Слева — мемориальная доска, установленная на фасаде дома.
			жизнью, за театр подлинно CO-
ветский, подлинно’? реалистический;
Н.Булганин». - Е

Из вестибюля лверь-ведет в репв-
тиционный зал. На`двери небольшая
табличка: «Репетиция началась, TH-
шина».

В этом репетиционном зале моло-
дая оперная студия, выросшая впюс-
ледствии в Музыкальный театр им.
К. С. Станиславского и В. И. Неми-
ровича-Данченко, поставила свой пер-
вый спектакль «Евгений Онегин».

Сохранилея и этот, (зал, залитый
ярким солнечным светом, льющимся
из десяти ‘окон. ‘Сохранились ‘и сцена
и ‘архитектурная арказ с четырьмя
колоннами. Злесь, на: первом спектак-
ле «Евгения Онегина»: Станиславский,
сидя в углу сцены, ‘открывал и за-
крывал занавес и шопотом подсказы-
вал актерам реплики
	со- Е:’Стены украшают фотографии pene-
	тиций, происходивших в этом зале
под руководством Константина Сер-
геевича. На тумбочках — альбомы,
хранящие записи репетиций, ‘замеча-
ний и высказываний великого мастера
русского театра.

Многочисленные экспонаты, нахо-
дящиеся в следующей комнате, дают
яркое и живое представление о том,
как создавались Станиславским книги
«Моя жизнь в искусстве» и «Работа
актера над. собой». Представлены из-
дания этих трудов на 17 языках —
английском, французском, китайском,
болгарском и других. В многочислен-
ных снимках и фотоколиях рукописей
запечатлены этапы’ творческой рабо-
ты Станиславского, ‘начатой еще з
Любимовке пол Москвой и продол-
жавшейся до последних дней ero
жизни. .
	Отсюда по узкому коридору? мы
попадаем в кабинет и спальню, в ко-
торых Константин Сергеевич: прожил
17 лет. Исключительно скромная;
простая обстановка сохранилась в
полной неприкосновенности.

Рядом расположены мемориальные
комнаты артистки Художественного
театра М. П. Лилиной, верной спут-
ницы К. С. Станиславского на сцене
и В ЖИЗНИ.

Недавно закончился ремонт  особ-
няка. Расчищена и обновлена заме-
чательная художественная роспись.
потолков. Все приведено в образцо-
вый порядок. 7 августа, в десятую
годовщину со дня смерти великого
мастера русской сцены, здесь откро-
ется Дом-музей К. С. Станислав-
ского.
		Премии участникам праздника песни
	РИГА. (Наш корр.). В крупней-
ших залах латвийской столицы —
Государственной консерватории,
	большой аудитории Рижекого уни-
верситета и других — состоялись
традиционные соревнования хоровых
коллективов `— участников республи-
канского праздника песни.
	Свыще 150 коллективов оспарива-
ло первенство. Во втором туре сорев-
нования приняло участие более 3.000
	исполнителеи. Затем лучшие коллек-
тивы, отобранные жюри, выступили
ка заключительном концерте в пере-
	полненном зале Геатра оперы и бале-
та.

Первую премию жюри присудило
хоровым коллективам: Цесисского
учительского института, Талсисского
дома культуры, Центрального клуба
профсоюза. работников. полиграфиче-
ского производства и печати и ‘об’-
единенному детскому хору неполных
средних школ города Талси.

Знамя республиканского — празд-
ника песни Советской Латвии, по’ ре:
® шению жюри, передано на хранение
	хору Цесисского учительского инсти-