% 3

далеко не на должной высоте. Вы-
строенные здания совсем не обсуж-
даются. Критика проектов обычно не
идет далыше стен Дома архитектора,
конкретные решения не принимаются.
	Таким образом, эта критика очень
мало влияет на архитектурную
практику.

Молчание, которое ныне хранит
	союз, находится в разительном про-
тиворечии с нашей архитектурной дей-
ствительностью. Сотни и тысячи” ар-
хитекторов неустанно работают над
собой, над углублением своего миро-
воззрения, крепят свои связи 6
жизнью, с народом, творчески ищут,
соревнуются, спорят.

Появляется новый важный проект,
сооружается новое здание, строитзя
поселок, реконструируется улица или
площаль, на книжный рынок выхолит
новая книга об архитектуре—все` это
немедленно становится предметом
изучения, живого обсуждения. Но это
обсуждение не’ направляется Союзом
архитекторов в широкое общественное
русло и не приобретает поэтому необ-
ходимой силы и ‘резонанса, характера
подлинно коллективной деятельности.
` Союз, видимо, считает, что борьба
с идеалистическими воззрениями #
архитектуре, послё собраний актива, —
этап уже пройденный. Не видит союз,
если судить по его молчанию, необ-
ходимости вести борьбу и с лругими
явлениями, загрязняющими  идейную
чистоту советского зодчества, нашей
архитектурной науки. Речь идет о
примитивном, ‘крайне упрощенном,
вульгарном понимании некоторыми
проектировщиками и теоретиками за-
дач советской архитектуры.
	Такая вульгарная точка зрения, при.
водящая к отрицанию архитектуры,
как искусства, как формы обществен-
ного сознания, выражена в недазвч»
появившейся книге ‘проф. Серка «Ос-
новы строительства и архитектуры».
В примитивных по своему характеру
определениях проф. Серк не замечает,
вопреки <воим декларациям, роли
идей в архитектуре, ее образности в
приходит, по существу, к мысли, что
нет особого различия между архитек-
турой и, например, производством аз-
томобилей. Так же вульгарно тракту-
ются проф. Серком  практические 31-
дачи советской архитектуры, напри-
мер; в области жилищного строитель:
стваа Им выдвигается в качестве
едва ли не решающей задачи жилиш-
ного строительства проблема : созля-
ния «жилья-минимума», идеал KOTO-
рого он находит в каюте парохода, в
железнодорожном ’ вагоне.
	А книга проф. Серка является
учебником. По ней будет учиться нз-
		К спорам о натурализме в советской живописе
	Реализм подлинный и мнимый
		Статья В. Сажина «Против натурт-
лизма в живописи» поднимает весьма
актуальный вопрос. Как бы ни оцени-
вались отдельные положения этой ста-
тьи, следует ‘признать, что напомина-
ние об опасности ‘натурализма сдела-
но своевременно.
	К сожалению. статья В. Сажина со-
	держит в себе некоторые логические
	противоречия и целый ряд неудачных
примеров, бьющих мимо цели. Выскл-
зав сначала справедливые мысли о на-
турализме, В. Сажин подводит затем
под рубрику натурализма самые раз-
личные произведения, неудача кото-
рых зависит не столько от натурали-
стических тенденций, сколько от дру-
гих. причин.

Существует ли в. настоящее. время
опасность натурализма в_ советской
живописи? Если такая опасность есть,
если она реальна и дает о себе знать
на наших выставках, то нужно ли мно-
го рассуждать о том’ — главная этэ
опасность или не главная? Пусть оча
не главная—бороться с ней все-таки
необходимо, иначе она может вырасти
ий превратиться в главную.

Художественным критикам следсва-
ло бы прежде всего попытаться вне-
сти теоретическую ясность в вопрос 2
натурализме.
	Натурализм. как и формализм, несо-
мненно, является порождением распа-
да буржуазного искусства. В самой
общей форме! натурализм можно’ опре-
делить Kak безразличие к идейно-
образному, внутреннему содержанию
искусства — ‘в этой своей основе’ он
совпадает с формализмом. И формз-
лизм, и натурализм уводят искусство
от жизни, от борьбы за счастье чело-
вечества.
	Художник - натуралист проявляет
свою творческую активность в мини-
мальной степени, исключая из искус-
ства интеллектуальное, эмоциональ-
ное, действенное начало. Поэтому у
него нет стремления самой композиця-
ей, а также цветом, линией заставить
говорить свою мысль, свое чувство,
подчеркнуть главное в теме, убрать
излишнее, воспеть прекрасное, осудить
безобразное. Достаточно, чтобы было
похоже на натуру. Только на это и на-
правляется мастерство художника-на-
туралиста, и тут оно, действительно,
перерождается в «мастеровщину», оно
начинает существовать само по себе,
оно не служит идее художника и
имеет свою спокойную маленькую
цель: чтобы было похоже. Форма, тз-
ким образом, как бы выносится за
скобки — и здесь натурализм явным
образом подает руку формализму.

Я думаю, что В. Сажин, упреках ху-
дожников в пренебрежении эмопно-
нальными возможностями цвета, рит-
ма и пр. имел в виду именно то, что
художники He пользуются ими для

ci ЗАДЕЛ, ЛЕ ЗЕЕ

cee о Зари драва от иридий
	цель: чтобы было похоже. Форма, т3-

Я думаю, что В. Сажин, упрекам ху-
дожников в пренебрежении  эмошно-
нальными возможностями изета, рит-
ма и пр. имел в виду нмеяно то, чт»
художники не пользуются ими для
выявления содержания,

Стоит  всмотреться в ‘картину
Кукрыниксов «Конец» — как там
целенаправлена каждая деталь, как
остро и метко использованы все
средства: и освещение, и компози-
ция! «Конец» не только подпись под
картиной: на какой бы подробносту
зритель ни сосредоточил внимание, все
говорит о позорном конце кровавой
авантюры Гитлера. Мы смотрим ва
жесты рук персонажей — один судо-
рожно подносит руку к горлу, другой
вцепился в ручку кресла, третий барз-
банит пальцами но столу, — и эти же
сты говорят: конец: поваленный стул,
смятая скатерть, покосившиеся карти-
ны на ‘стене говорят: конён. И чуветво
справедливого торжества, совершив-
шегося возмездия неотразимо захва-
тывает зрителя перед этим полотном.
	Но на той же выставке «АХХ лет
Вооруженных Сил СССР», к сожале-
нию, немало картин, не вызывающих
ни Гнева, ни радости, ни сочувствия,
ни даже интереса — о них можно ска-
зать только: «взгляни и пройди». Не
то, чтобы они были заведомо формали-
стическими, не то, чтобы авторы их
были профессионально неггамотны, —
нет. Но. они не волнуют, ибо, видимо,
сами художники писали их без твор-
ческого волнения.

Приходится сознаться, что на наших
выставках попадаются неполноценные
портреты ‘замечательных ‘людей нантей
Родины, недостаточно выразительно,
недостаточно ярко передающие их об-
	ОТ РЕДАКЦИИ. Статья Н. Дмит-
риевой печатается в порядке обсуж-
дения.
	усугубила недостатки сценария. Ше-
чать схематизма лежит на всех ре-
жиссерских решениях. Вот один из
эпизодов: только что закончены чер-
тежи нового пулемета. Как будто. си-
туация значительная, требующая глу-
бокого, поэтического решения. Но на
экране мы видим холодную необжи-
тую декорацию, где нет ни одной за-
поминающейся детали, ни одной яр-
кой черты. Мизансцена построена: пу-
тем примитивного чередования круп-
ных и средних планов. Вместо эпизо-
`дических персонажей мы видим се.
рые, мертвые тени, не включенные
органически в происходящие дейст-
вия. Ни светом, ни яркой деталью, ни
актерской игрой режиссер не украсил
этого эпизода. Фигура героя в карти-
‚неё кажется схематичной и нежизнен-
“ной. А лирическая линия в фильме
_брганически не увязана с деятельно-
стью героя. В результате фильм ока-
зался вялым и неинтересным. А ме-
„жду тем еценарий лавал возможность
	} режиеёсеру В. Журавлеву убелитель-
	но и правдиво воплотить образ совет-
ского изобретателя и окружающую
его среду.

Те: же недостатки сказываются и в
	исторических фильмах, и в сказках,
где бутафория порой подменяет поэ-
тическое решение темы.

Фильм «Анаит» -сделан по мотивам
прекрасной: народной армянской сказ-
ки, посвященной всепобеждающей си-
ле труда. Но опытный режиссер A.
Бек-Назаров. не сумел проникнуться
поэтической идеей сказки и создал
примитивный, плохой фильм. Сказоч-
ная атмосфера заменена условной. де-
коративной помпезностью. Батальные
	эпизоды в этом фильме заставляют
	вспомвить о дурных штампах «опер-
ных» массовок. С трудом веришь, что
этот фильм поставлен автором «Непо»
и-«Давида Бека»,

‚Частой . причиной творческих не-
удач режиссера является неправиль-
ный выбор сценария, Именно здесь,
В выборе сцечария сказываетея его
мировоззрение, ‘его теоретический
урсвень, его вкус.

Режиссер Райзман упорно добивал-
ся постановки сценария «Поезд идет
на восток». Веря в свое профессио1
нальное мастерство, он забыл о том,
что этот сценарий не оживет на эк-
ране, какими бы украшениями и дета-
лями второго плана ни были прикры-
ты ‘недостатки общего замысла.

Неудача картины «Поезд идет. на
восток» ‘лишний’ раз показывает, что
режиссер является не простым вопло-
титёлем сценария; а в творческом со-
дружестве со сценаристом автором!
	‘фильма.
	Нередко и в хороших лентах, - по-
	ледняя тенденция была присуща
В. Ефанову в его чисто внешних пср-
третах деятелей искусства.

Проявлением ватуралистической
тенленции является и, если так мож-
но сказать, повышенный физиологизм,
преувеличенио «плотский» аспект вос-
приятия мира. Мы охотно миримся ©
этим в живописи П. Кончаловского,
пока рёчь идет о пышных натюрмор-
тах, об изображениях дичи, снеди я
пр.. но эта тенденция становится
решительно неприемлемой, когда без
разбора переносится на изображения
одухотворенных, мыслящих совремез-
ников художника. Не только Конча-
ловский, но и такой, по существу, да-
лекий от него художник, как А, Г»-
расимов, иногда также увлекается +
портретах физическим обличьем. в
ущерб раскрытию духовного богат-
ства образа.

Очень уязвимым местом для худож-
ников, склонных к натурализму, яв-
ляется композиция. Случайность, бес-
характерность композищии—это более
верная примета натуралистического
произведения, чем сухая выписаз-
ность деталей. Композицию нельзя
назвать чисто формальным моментом,
это скорее момент интеллектуальный.
она слишком тесно и непосредетвен-
но связана с мыслью и чувством взего
произведения в целом. И там, где- нет
единства, ясности и целенаправленно-
сти мысли и чувства, там композиция
роковым образом распадается.
	Мы можем припомнить немало бэль-
ших многофигурных произведений, гд>
все фигуры сливаются в какую-т›
аморфную массу и взгляд не может
нащупать центра, остановиться. на
главном, найти те композиционные ли-
нии, по которым развивается действие.
Так выдает себя натуралистическо»
бессилие. А ведь какая железная ло-
гика была в композициях массовых
сцен ‘у Сурикова! Художник Горелов,
быть может, любит Сурикова и стре-
мится следовать по его пути, но как
раз композиционная четкость в исто-
рических полотнах Горелова («Вос-
стание Болотникова», «Минин перел
народом») полностью отсутетвует,

Если обратиться К последней вы-
ставке и припомнить «Взятие рейх-
стага» Д. Мочальского, «Победу»
Tl. Кривзоногова, «Портрет Героев
Советского Союза инженерных войск»
Б. Щербакова, — мы столкнемея с
этим же недостатком: натуралистиче-
ской, невыразительной композицией.

В произведениях с натуралистиче-
ской тенденцией даже самое виртуоз
ное мастерство не радует, не достав-
ляет эстетического наслаждения, пэ-
тому что в таких картинах не ощу-
щается той центростремительной. с 1-
лы, ‘которая заставляет ` звучать  со-
сласным хором все компоненты худо
жественного произведения. Отсутст-
вие целостного образа, отсутствие ды-
хания жизни обесценивает и. мастер-
ски написанные вещи. В качестве при
мера можно привести одну из послел-
них картин В. Яковлева «Осенняя
охота». В «Осенней охоте» некоторые
‚детали действительно приковывают
внимание и поражают, например, уби-
тый лебель, его снежно-голубоватов
густое оперение: Но лебедь этот смо-
трится внё связи со всем остальным,
как самостоятельный натюрморт. В
картине нет целостного образа; на-
строения, а значит, нет и живописного
пелого.
	Несомненно, что корни недостатков
многих картин лежат уже в самом ме-
тоде работы над ними. Когда, напри-
мер, художник, работая над важней-
шими общественными историческими
темами, ориентируется только на фо-
тографический материал И почти ‘без
изменений переносит композицию фото
на свое полотно, — разве это неё яв-
ная уступка натурализму? Или’еели
художник для задуманного им боль-
шого серьезного произведения поль-
зуется готовыми, привычными  нйтур-
шиками ‘вместо того, чтобы‘ ‘настойчи-
во искать нужный зыразительный» ти-
паж, — это тоже путь наименьшего
сопротивления, идя 10 которому‘ врял
ли можно притти к вершинам ‘реал *з-
ма, скорее, он может завести в вату-
ралистическое болото. о

«Музыкальное произведение тем
выше, чем больше струн человеческой
души оно приводит в ответное звучя-
ние». Эти слова из. речи товарища
Жданова ‘на совещании деятелей со-
ветской музыки можно и нужно от-
нести и к живописи.
	Министров СССР в постановления
о плане производства художествен-
ных, документальных и видовых
картин на 1948 год вскрыл ряд не-
достатков в работе советской кинема-
тографии. Отмечено, что идейно-ху-
дожественное качество многих. кино-
картин не отвечает возросшим требо-
ваниям советского зрителя. Перед ‹о-
ветской кинематографией стоит зада-
ча преодолеть недостатки в своей ра-
боте и добиться того, чтобы все
фильмы находились на уровне соз-
данных ею лучших произведений.

- В первую очередь необходим более
продуманный выбор режиссеров для
постановки тех или иных фильмов.
Нетернимо такое положение, когда из
года в год постановка фильмов” по-
ручалась режиссерам, не сумевшим
доказать свое право на это ничем,
кроме того, что они числятся в шта-
те той или иной студии, Это особен-
но нетерпимо в то время, когда ряд
наших лучших мастеров снимает. один
фильм в два или три года. Право на
постановку должно быть подтверж-
дено творчеством, а не только ста-
жем или наличием определенных про-
фессиональных знаний.

Ко всем стадиям режиссерской ра-
боты нужно подходить более тша-
тельно и продуманно. Немало’ ре-
жиссеров еще считает, что режиссер-
ский сценарий пишется для сметы: н
что: творческое решение будет найле-
но только-в павильоне. Результатом
такого отношения к режиссерскому
сценарию является огромнейшее ко-
личество перес’емок и раздробленный)
лишенный единого творческого ре-
шения кинофильм. #3

Режиссерский сценарий — основ-
ная, творческая заявка режиссера,
которая должна подтвердить его пра-
во на постановку. р `

Все: составные элементы режиссер-
ской работы, пробы актеров должны
быть тщательно проверены и взвеше-
ны, ибо режиссер обязан стремиться
к максимальной выразительности -и
не останавливаться на первых попав-
шихся решениях, защищая себя ссыл-
ками на несуществующие трудности.

Чем шире будет развернута критика
на всех стадиях работы, тем ярче _н
плодотворней будет работа киноре-
жиссуры. Чем шире будет идейный и
творческий горизонт. кинорежиссеров,
тем выше и значительнее будут соз-
данные ими фильмы.

Советские кинорежиссеры доказа-
ли свое высокое мастерство. У вих
есть все права и возможности для
создания подлинно народных произ-
ведений искусства. У них не должно
быть только единственного права —
‘права ставить’ плохие фильмы.
		собрания актива зодчих столицы в
марте нынешнего года. В основу 06-
суждения был положен один из круп-
нейших документов нашей партии 15
вопросам искусства — постановление
ЦК ВКП(б) об опере «Великая друж-
ба».В. Мурадели. Величайшее, под-
	ба». Б. Мурадели. Беличаише?, Под”
линно программное значение этого до-
кумента, глубокая характеристика,
лаННая им состоянию музыкального
	кумента, глуоовал мара ери 5-26
данная им состоянию музыкального
искусства-в СССР, наметили ясную и
прямую дорогу к расцвету всего со-
ветского искусства. Новую могучую
опору в борьбе за социалистический
	реализм, за народность и демократич-
	ность советского зодчества, за разви-
тие критики и самокритики получили
	и деятели архитектуры.
	В архитектурной среде трудно. най-
ти более «ходовую» тему, чем
тема критики деятельности Союза со-
ветских архитекторов. Люди самого
различного положения в архитектур-
ном мире: проектировщики массовых
типов жилья, авторы уникальных про-
изведений архитектуры, главные ар-
хитекторы городов, сотрудники госу-
дарственных органов архитектуры, на:
учные работники — все еходятся в
утверждении, что. работа союза захи-
рела, никого не удовлетворяет.

Критика эта справедлива. Подсчет
того, что не сделано Союзом архитек-
торов, занял бы много времени 4
места. Е

Сессия. Московского Совета депута-
тов трудящихся детальна занималась
проблемами строительства по типовым
проектам. Союз не обсудил материа-
лов сессии, вопросами типового проек-
тирозания для Москвы не занялся.
	Немало недостатков в архитектур-
ной практике Москвы. Но союз ни
разу не заслушал отчета главного ар-
хитектора столицы Д. Чечулина, чле-
на своей творческой организации.
	Во многих городах и областях стра-
ны замечаются серьезные недостаткн
в проектной и строительной практике.
Помошь проектным ‘организациям в
	строительству должна была, казалось,
	быть в центре внимания правления
Союза архитекторов. Из  Жазахета-
на, например, пишут, что во MHO-
гом  неудовлетворительны  резуль-
таты творческой деятельности ал-
ма-атинских архитекторов, — высок
процент брака в проектировании. Толь-
ко в 1947 году республиканское Уп-
равление по делам архитектуры и3
	‘рассмотренных им эскизных и техниче-
	ских проектов отклонило или возвра-
тило для переделки около 60 крупных
архитектурных работ. Работы, вы-
пускаемые самим Управлением по
делам архитектуры, также отличают-
ся невысоким архитектурным  уров-
нем. Союз советских архитекторов не
помог своим товарищам выправить по-
ложение.

В ряде городов, где развернуго
крупное строительство, ощущается
недостаток в квалифицированных ар-
хитектурных кадрах, в то время как в
Москве опытные архитекторы порою
заняты на второстепенной работе. Но
Союз архитекторов ничего не сделал
для правильного распределения  кад.
ров архитекторов по стране.
	Архитектурная пресса, в частности
газета «Советское искусство», жур-
нал «Архитектура и строительство»,
писали о серьезных ошибках в осно-
вных научных работах, изданных в По-
следнее время по вопросам истории и
теории архитектуры. Союз ни одной
из этих книг не обсудил.

Нетерпимое положение в Союзе
советских архитекторов создалось по-
тому, что в последнее время его ру-
ководство утратило боевой дух,
принципиальность отношения K OC-
новным фактам архитектурной прак:
тики и архитектурной теории. Сниже-
ние идейного уровня работы союза
выражается не только в том, что он
проходит мимо многих важных явле-
ний. Даже вопросы, которые оказы-
ваются в поле его внимания, часто че
находят должного направления и раз-
решения.

Длительное время Союз советскчх
архитекторов занимается переучетом
своих членов. Повестки дня заседаний
правления загружены прежде всего
вопросами переучета. Но какая скукл,
какое равнодушие царят на этих засе-
даниях правления, не собирающих й
половины своих членов. Важное дело,
смысл которого прежде всего заклю-
чается в том, чтобы поднять на боле?
высокий уровень идейно-творческую
деятельность об’единения советских
зодчих, усилить его влияние на архи-
тектурную практику, превращено 8
обыденную статистическую операцию,
в казенную перепись. Не делается на-
каких принципиальных выводов о На-
правлении творчества хотя бы крун:
нейших проектных организаций, где
число членов союза особенно велик”.

Многие важные вопросы теряют
при обсуждении в союзе свое приния:
пиальное значение, свою  идейную,
политическую, творческую — остроту.
Долгое время руководители союза
(ответственный секретарь К. Алабян)
не видели борьбы направлений в со-
вётской архитектуре, балансировали
между различными творческими шко-
лами, не вникая глубоко в их работу,
в их творческие позиции.
	На вечерах, собраниях, дискусси-
		ях, проводимых за последние годы
Союзом советских архитекторов,
чаще всего слышалась хвала. От-
мечалея ли союзом выпуск но-
вых кадров зодчих, проводился
ли конкурс среди молодых деяте-
лей архитектуры, —тотчас раздавалазь
приторно-сладкая, никакими  серье“-
ными фактами не подкрепленная хва-
ла: руководству Московского архи-
тектурного института, его достиже-
ниям и его дальновидности, проектам
выпускников. Захваливалея тот, кто
обучал, захваливались те, кто обучал-
ся. Шедро раздавались эпитеты  та-
лантливых, щедро раздавались и пре-
мии. А на поверку выходило, что В
Московском архитектурном институте
недостатков куда. больше, чем достн-
жений. На поверку выходило, что ру-
ководетво института, делая хорошее
дело в том смысле, что заботилось о
повышении формального мастерстза
будущих архитекторов, в то же время
	забыло о главном, --06 идеином нача-
ле искусства, идеино разоружилось,
передоверило обучение  студечтов
формалистам и сторонникам идеали-
стического направления в архитекту-
ре. На поверку выходило, что премии
	на конкурсах выдавались не тольво
	за хорошие проекты, но и за форма-
листические опусы, за маниловские
фантазии на архитектурные темы, за
графические упражнения, не имеющие
ничего общего ни с архитектурой, ни
с социалистическим реализмом вар-
хитектуре. ни с конкретными задача-
ми советского золчества:
	Союз обсуждал творчество некото-
	рых крупных мастеров советской ар-
хитектуры: Н. Колли, И. Жолтовско-
го, Л. Руднева и других. Формальнс
обстояло именно так. Но по существу
справлялся в Центральном доме архи-
тектора всего лишь традиционный об-
ряд, главным содержанием которого
было выразить юбиляру восхищение
сделанным им. Работы мастерсв серь-
	езной, вдумчивой оценки не получа-
	ли. Пользы изэтих ритуальных вече-
ров не могли извлечь ни сами мастера
архитектуры, ни слушатели. Идейно-
творческое, воспитательное значение
	ное значение
«обсуждений»
тому «значе-
	подобных творческих
равнялось едва ли не
	нию», каким обладали так называемые
«среды» Дома архитектора, где соб-
	равшимся представляли молодых ма-
стеров культуры, представляли без
цели какого-либо серьезного сужд*-
ния о их творчестве. На «средах»
критики не полагалось уже «по шта-
ту».

На творческих вечерах в. Союзе ар-
хитекторов выступают с речами и с
докладами одни и те же лица. Круг
выступающих, как и полагается кру-
гу, замкнут. Но замкнут он не тольз
ко в этом смысле. Гораздо серьезнее
то, что вСоюзе советских архитекто-
ров замкнуты уста людей. Живое слэ-
во, меткое суждение, нелицеприятная
критика слышны обычно только в
кулуарах, в перерывах между докла-
дами. Речи же, произносимые на «дис-
куссиях», так сказать, уже в офици-
альном порядке, замкнуты в кругу од-
них и тех же идей, литературных обо-
ротов, неясных, ‘неточных, но «гчб-
ких». В такой штампованной, сложен-
ной по определенному образцу «кри-
	тической» речи мудрено выяснить что-.
	либо путное, но зато и невозможно
кого-либо обидеть, задеть чье-либо
самолюбие. К сожалению. такой тон,
абсурдный в условиях работы совет-
ской творческой-организации,” задан
самими руководителями Союза совет-
ских архитекторов и особенно его
крупнейшего отделения-—московского.
	Тот, кому доводилось слышать на
протяжении последних семи-восьми
лет выступления Н. Колли, воз-
главляющего московское отделение
Союза советских архитекторов, не в
состоянии составить себе представле-
ние, чем, собственно, отличается одна
такая речь от другой. Традиционные
выступления Н. Колли о путях разви-
тия советской архитектуры, о творче-
стве тех или иных советских зодчих
всегда носят отвлеченный, общий ха-
рактер. Они настолько лишены Кон-
кретного содержания, оценки явлений
архитектурной действительности, боз-
вого духа, принципиальности, что He
только не дают верного направления
критике и самокритике в союзе, но
совершенно уводят от нев,
		На фоне «творческих» сред, четвер-
	гов, пятниц и иных вечеров, устраи-
ваемых время от времени Союзом
архитекторов, как яркое и вол-
	нующее событие вспоминаются дни
	Н. ДМИТРИЕВА
Oo
	лик, встречаются изображения трудЭ*
вых процессов, которые не только из
выражают пафоса, величия труда. нэ
нагоняют уныние и скуку. Бывают
жанровые картины, где главным яв-
ллется какое-нибудь крепдлешиновое
платье или чайник на столе. В. боль.
шинстве случаев ‘это проистекает не
от неумения, а от натуралистически
холодного отношения к своему искус-
ству, к самой действительности.
	Такое отношение компрометирует 4
самые большие темы, если художники
беру1ся за них с холадной душой.

Не так давно на одном собрании вы-
ступил В. Ефанов с речью в защиту
некоторых работ, которые перед этим
подвергались критике. Смысл его речч
сводился к тому, что критика этих ра-
бот неправильна, так как они берут
большие темы. При этом художник во-
все не пытался утверждать, что они
хорошо решают эти темы, — вет, он
ставил им в исключительную заслугу
лишь то, что они берутся за решение
больших тем, и уже одно это, по згэ
мнению, делает критику неуместной. С
точки зрения натурализма вполне лэ-
статочно правильного выбора сюжета.
С точки же зрения реализма браться
за болыную тему можно лишь тогда,
когда художник ставит своей целью
вызвать ‘у зрителей большие мысли и
большие чувства. Можно извинить ху-
дожнику и профессиональные промахн,
и даже явную неудачу, если только
это неудача творческая. Но нельзя из-
винить бесстрастия, бездушно-спокой-
ного, ремесленнического отношения к
высокому призванию’ художника.
	Следует заметить, что едва ли средч
советских художников много закон-
ченных, «неисправимых» натуралистов.
Сама действительность побуждает к
творческим исканиям, к отходу от ня-
туралистического равнодушия. Я ау-
маю, что Г. Недошивин прав, утвер-
ждая, что нужно говорить скорее о
натуралистических картинах  некото-
рых наших художников, а иногда о
натуралистических тенденциях в таках
картинах, нежели о’ художниках-нату-
ралистах. Делить художников на реа-
листов и натуралистов было бы и не-
точно и это не соответствовало. бы на-
стоящему положению вещей. Также
неправильно было бы говорить, что
советское искусство чуть ли не все
целиком находится в плену натурализ-
ма.
	Однако есть целый ряд характерных
‘особенностей, которыми натуралисти-
ческие тенденции упорно и навязчиво
‘дают о себе знать. Это, собственно,
уже производные, вторичные черты
натурализма — иногда именно их счи-
тают определяющими, но едва’ ли это
верно. Определяющим является отсут-
ствие сознательной целеустремленно-.
сти, отсутствие пафоса и активности,
отсутствие идейного средоточия. А от-
сюда возникают и другие специфиче-
ские особенности. Сам автор невольно
‚стремится хоть как-нибудь восполнить
внутреннюю. пустоту, чем-то все же
призлечь внимание зрителя, чем-то его
поразить, заинтересовать. И вот тут и
выступают на, сцену различные грубс-
ватые эффекты, ухищрения чисто фор-
мального порядка, В музыке — вво-
дятся «натуральные» звуки; подражз-
ния грохоту, гуденью, скрежету и пр.
В литературе — «натуральные» пол-
робнейшие описания, часто грубо фи:
знологического характера.
	В живописи приемы такого рода до-
вольно разнообразны и не сводятся к
одной. только «отделке деталей», ко-
торая, кстати сказать, вполне уместна
и в полноценном реалистическом про-
изведении. Иногда, действительно, ху-
дожник стремится подкупить зрителя
иллюзорностью, стереоскопичностью,
доводя до возможного предела свою
способность «писать похоже» и пре-
вращая ее в самоцель. Это свойст-
венно многим работам З. Яковлева.
	Или, не давая себе труда пролу-
мать колористическое построение кар-
тины в связи с ее идейным пафосом,
хуложнук ярко раскрашивает свое по.
лотно. очевилно думая, что этим при-
дает ему «оптимистический»  харак-
тер. Этот нелостаток есть, напримез,
у Д. Налбандяна.

Или, наконец; автор’ картины mnyc-
кает пыль в глаза дешевой роскошью,
салонным шиком аксессуаров. Пос-
	ставленных нашими лучшими ре-
жиссерами, также приходится сталки-
ваться с эпизодами, в которых сказы-
вается. недостаточная требователь-
ность к своей работе. В «Пирогове»
режиссера Козинцева, где ярко обри-
сован образ центрального героя, ряд
эпизодов выпадает из общего худо-
жественного замысла и сделан по-
верхностно, неярко. Достаточно на-
помнить эпизод в трактире. Этот эпи-
зод, интересный в сценарии, на экра-
не выглядит, как цитата из плохого
штампованного фильма. Даже хоро-
шая игра актера Черкасова не преодо-
лела неудачной режиссерской трак-
товки сцены.

В фильме «Подвиг разведчика» (ре-
жиссер Б. Барнет) нё использованы
целиком богатые возможности, пре-
доставленные режиссеру сценарием.
Ряд эпизодов, в частности разговор
Федотова с Шлюбингом у кинотеатра,
лишен той ‘внутренней ` драматиче-
ской напряженности, какой он обла-
дал в сценарии. Не интересен по ми-
зансцене разговор с’ предателем, си-
дящим в автомобиле, лицо которого
почему-то скрыто от зрителя.

В фильме «Навои» (режиссер Ярма-
тов) неудачно подобраны. исподни-
тельницы женских . ролей, и поэтому
лирическая линия не украшает, а
отягощает фильм. - = .

В фильме «Марите» (режиссер
Строева), в особенности во второй
половине, ряд эпизодов решен схе-
матично и отличается ненужной дек-
ламационностью. ,

В фильме «Возвращение с победой»
(режиссер А. Иванов) на первый план
выдвинуты детективные моменты, а
психологические характеристики ге-
роев обеднены. Там же, где режиссер
пытается передать психологию геро-
ев, он впадает в ненужный мелодра-
матизм, который особенно чувствует-
ся в финальных кадрах встречи сына
с матерью.

Режиссер Браун поставил большое
количество морских картин и создал
фильм «В дальнем плавании», отлича.
ющийся тонкой режиссерской работой
и прекрасным актерским исполчени-
ем. В фильме «Голубые дороги», на-
ряду с удачно решенными сценами,
он снял ряд эпизодов схематичных и
примитивных. Если в сцене размини-
рования ему удалось добиться необ-
ходимого ‘ритма и хорошего актерско-
го исполнения, то вся лнчия ‘семейной
жизни героя решена примитивно н ли-
шена жизненной правды.

Все эти примеры свидетельствуют о
том, что недостаточная требовагель-
ность к режиссерскому решению
фияьма губительно сказывается на
	эго художественном качестве: ^ Совет:
	Архитектурная общественность
вскрыла серьезные недостатки в на-
нтей архитектурной практике и теория,
дала решительный отпор тем, кто
пытался смазать значение происхоля-
щей в архитектуре борьбы направле-
ний, спрятать идеалистический харак.
	тер воззрений так называемой школы
Жолтовского на архитектуру. Руко-
	водство ‘Союза советских  арАи-
гекторов показало в те дни, что
когда оно отбрасывает побочные
и мелочные соображения о  соблю-
дении «хорошего тона» и руковод-
ствуется лишь принципиальными со-
	ображениями о благе советской архи-
тектуры, оно способно вести за собой
массу архитекторов, давать верное на-
правление в оценке основных. явлений
	архитектурной деиствительности,
возглавлять в союзе критику и само-
критику.

Архитектурную общественность
	представлял тогда не привычный уз-
КИЙ круг отдельных деятелей союза;
ее представлял подлинный архитек-
	турный актив столицы. И слышались
	на собрании не холодные и штампо-
ванные речи, а страстные и верные су-
ждения о творчестве мастеров 4
школ,.о дальнейших путях развития
советской архитектуры. Собрание ак-
тива показало, как волнуют общест-
венность принципиальные вопросы яр-
хитектурной науки и практики, идей-
ные задачи советской архитектуры,
каким резервом неиспользуемых твор-
ческих и общественных сил распола-
гает Союз советских архитекторов,
	Но после этого взлета обществен-
ной и творческой мысли в союзе,
после этой поднявшейся волны кри-
тики и самокритики, сделавшей жизнь
в Союзе архитекторов  содержатель-
ной, высокополезной, страстной, нз-
ступила вдруг мертвая тишина. Оза
наступила едва-ли уже не на сле ую-
щий. день. Комиссия, которая была
выделена для того, чтобы составить
проект решения по важнейшим вопро-
сам, обсуждавшимея активом, Wake
не собралась и никаких решений He
приняла. Во всяком случае общест-
венности они неизвестны, о них ей
никто не локлалывал.
	С тэх пор прошло немногим менее
полугода. Попрежнему в союзе ца-
рит тишина. Хранит молчание по ос-
новным идейно-творческим вопросам
советского зодчества и печатный ор-
ган Союза советских архитекторов, —
сборник «Архитектура СССР». Перел
нами лежит письмо одного из чита-
телей этого сборника, архитектоба
Каетерина. Он пишет:
	«Кроме передовых статей, осталь-
ные статьи сборника выдержаны В
сугубо «академическом» духе,  очй
абстрактны по существу, но ‘наполне-
	ны поклонами и расшаркиванием 8
	сторону «корифеев — архитектуры».
Сборник «Архитектура СССР» не ве-
дет большевистской борьбы за совет-
	‘скую архитектуру, за то, чтобы горо-
	да, села, здания, в которых мы живем,
работаем, учимся, были удобны, уют-
ны, красивы, дешевы. Нет в нем това-
рищеской, но принципиальной и стра-
стной критики. Аполитичностью веет
со страниц «Архитектуры СССР», в
какие бы одежды ни рядились авто-
ры статей сборника».
	Сурова эта оценка читателя, но слз-
дует сказать, что она во многом  за-
служена печатным органом Союза co-
ветских архитекторов. Остается линть
добавить, что работа редакции сбор
ника ни разу в союзе не обсуждалась
на протяжении многих лет.
	По существу, ничего не делает го-
стоянная теоретическая комиссия, соз-
данная тод назад при президиуме
правления союза (руководитель ко:
миссии Б. Иофан). Работа  критиче-
ской секции московского отделения
(руководитель Ю. Савицкий) стоит
		нас часто говорят, что тот или иной
режиссер не умеет работать `с актера-
ми, не проводит репетиций, не счи-
тает нужным разрабатывать ре-
жиссерский сценарий, и при этом по-
чему-то никто не удивляется, что та-
кой режиссер пытается ставить филь-
Мы.

Производственно-технический под-
ход к постановке фильма, ремеслен-
ное представление о режиссерской
работе для нас совершенно неприем-
лемы. Кинорежиссер, который не вла-
деет основными эстетическими прин-
ципами социалистического искусства,
не вооружен марксистско-ленинской
теорией, не может быть советским ре-
жисеером. Нетерпимо такое положе-
ние, когда режиссер основную часть
своей творческой работы с актером,
изобразительную трактовку или мон-
таж полностью передоверяет другим;
В советской кинематографии нет ме-
ста режиссару-антрепренеру,

Плохие фильмы не одинаковы. Бе-
да одних из них в стилевом разнобое,
других — в неудачном подборе ак-
теров, которые лишь’ механически
произносят положенные им по ролн
слова, третьих—в отсутствии второго
плана или в рыхлости композици-
онного построения. Но во всех пло-
‘хих фильмах мы сталкиваемся либо с
порочной режиссерской трактовкой,
идущей вразрез с творческим замыс-
лом автора, либо с беспомощным при-
митивным воплощением сценария на
экране,
	В этом последнем случае режиссер
приходит в павильон неподготовлен-
ным и занимается механическим пере-
несением на экран литературного тек-
ста, нередко передавая его в исковер-
канном и урезанном виде.

Примеры этому мы найдем в ряде
фильмов.
	Сценарий «Повесть © «Неистовом»
был одним из удачных сценариев 1947
года, Автор его П. Фурманский прав-
	пиво и с болышой теплотой рассказы-_
	вал о незаметных героях — советских
военных моряках, жаждавших откры-
той борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками, но вынужденных, вы-
полняя специальное задание коман-
дования, отказываться от встреч с
противником.   .
	Режиссер Б. Габочкин, поставив-
	Незерные взгляды, подобные тем,
какие высказывает проф. Серк, нахо-
дят порой свое практическое вопло-
щение в проектах, в которых архнтек-
тура низводится до уровня ремесла;
ее идейное содержание, ее образность
игнорируются. Не ясно ли, что Союзу
советских архитекторов в первую го
лову Надо уметь ‘анализировать полоб-
ные, как будто бы разрозненные, яв-
ления, видеть ‘за ними их. об ективное
общественной ‘содержание? Он’ дол-
жен противопоставить неверным \ео-
ретическим воззрениям, негодной ар’
хитектурной ‘практике правильную
линию советской архитектуры, Как
синтеза искусства, науки и техники, и
мобилизовать всю массу архитекто-
pos Ha ee выполнение.

Работы у Союза советских apxiiter-
торов много, большой и ответственной
работы. Все, шире развивается в стра-
не массовое строительство HO —§ THUG-
вым проектам. В.ответственную фазу
вступает дело. восстановления и. р:
конструкции советских городов. Идаг
перестройка. архитектурного образова-
ния. Академия архнтектуры готоРит.
труды по истории и теории _ архитек-
туры. Предетоят . большие научные
конференции. Везде нужна помощь ч
поддержка Союза советских архитек-
торов. Эта поллержха должна быть
оказана. Но для.этого нужно, - чтобы
руководство союза поняло свою ответ-
ственность за судьбы архитектуры и
строительства в стране, во всем ру-
ководилось той” принципиальностью,
которой нас учит партия.
	Надо‘укрепить руководящий состав
правления союза, влить в него новые
творческие силы. Не может. быть
признано’ нормалвным, что ‘правление.
	союза в`течёние. более ‘десяти лет нет
	перевыбиралось и не отчитывалось
перед своими избирателями.
	ший фильм, не смог органически по-
чувствовать стиль сценария и вопло-
	_ тить его на экране. В постановке это-
	го фильма Бабочкин совершил ряд
крупных творческих ошибок.
	Взявшись сам за исполнение роли
Никитина, Бабочкин противопоставил
авторской точке зрения <вою ре-
жиссерскую трактовку. Роль. коман-
дира эсминца заслонила в фильме все
другие роли. И здесь ошибка. Бабоч-
кина-режиссера стала. ошибкой. и Ба-
бочкина-актера. Непосредственность,
к которой стремился он в роли Ники-
тина, перешла в ‘развязность. «Ча-
паевская» стремительность презрати-
лась в неуместную  суетню на капи-
танском мостике. Образ Никитина —
спокойного, сдержанного моряка — в
фильме пропал, И вместе с тем про-
пали и образы других моряков, кото-
рые в картине оказались оттесненны-
ми на второй план. А тема произве-
дения могла быть решена только’ по-
казом целой галлереи советских мо-
ряков.
	режиссер не‘нашел поэтического
решения и для’ раскрытия ряда важ-
нейших эпизодов — смерти радиста
	и гибели эсминца «120». В картине мы
не узнаем людёй, о которых читали в
сценарии. Не раскрыв сценария ‘на
экране, не обогатив его, ‘не ycTpa-
нив его отдельных недостатков, ре-
жиссер допустил ряд неточностей в
изображении боевых действий и жиз-
ни корабля. В ‘результате получился
серый, рыхлый фильм.
	Одним из популярнеиших жанров
советского кино является биографи-
ческая повесть... Судьба советского
героя, показанная в связи с историче-
скими событиями, — вот что состав-
ляет особенноеть нашей биографиче-
ской киноповести. Уже создан ряд
советских фильмов, авторы которых
удачно справились с этой трудной за-
дачей лаконичного и обобщенного

рассказа. К таким uapMaM можно от-
нести, например, «Зою». -
	„Видимо, к такому же решению
стремились и авторы фильма «Маль-
чик с окраины», фильма, созданного
по мотивам хорошей повести В. Ко-
жевникова «Грозное оружие». Все в
этом фильме задумано правильно.
Перед зрителем должно было пройти
десять лет жизни нашего современ-
ника — изобретателя сверхскорост-
рельного. пулемета, чья. молодость
совпала © ‘моладостью созетекой рес-
публики:  Сценарий ‘фильма; не лишен-
ный отдельных‘ недостатков, правди-
во рассказывал о. жизненном пути
изобретателя. Но вялая и неинтерес-
	‚ная режиссерская трактовка. В. Жу-
	равлева не сустранила, а, наоборот,
	  ворческая ответ
	История советского кино говорит,
что сила советских фильмов всегда
была обусловлена их высокой идей-
ностью и режиссерским мастерством.
Содержание сценария, его образы, его
конфликты только тогда находили
яркое кинематографическое выраже-
ние, когда режиссер проявлял подлин-
но творческий подход к произведе-
нию, когда в основе его работы лежал
оригинальный и глубокий режиссер-
ский замысел :

Значение режиссера, его творческа
ответственность в кино несравненно
больше, нежели в театре. Если в теат-
ре драматическое произведение может
найти множество режиссерских трак-
товок, то в кинематографе сценарий
воплощается на экране только один
раз, и созданный режиссером фильм
является его единственным, неповто-
римым осуществлением, расечитан-
ным на миллионы зрителей. Поэтому
всякое снижение художественного ка-
чества фильма, отклонение от .эсте-
тических норм социалистического
искусства в кинематографе. особенно
нетерпимо. Всякий наш фильм
лолжен отвечать самым взыскатель-
ным требованиям.
	Советская кинематография имеет
немало таких произведений; ставших
народными, признанных замечатель-
ными образцами социалистического
искусства. В создании этих фильмов
немалая роль принадлежит нашим
кинорежиссерам. Ни одна кинемато-
графия мира не располагает такой за-
мечательной когортой высоко талант-
ливых мастеров, создавших образны
продуманной, вдохновенной режиссер-
ской работы.
	Своеобразие режиссерского почер-
ка таких мастеров, как Эйзенштейн,
Чиаурели, Пудовкин, Пырьев, Дов-
женко, Козинцев и Трауберг, Эрмлер,
Ромм, сказалось во всех созданных
ими фильмах.

И в последние годы советской ки-
нематографией созданы высокойдей-
ные по содержанию н прекрасные по
форме фильмы: «Сказание о земле
Сибирской», «Русский вопрос»,
«Сельская учительница», «Третий
удар», признанные народом и высоко
онененные нашей критикой.

Все эти фильмы, резко отличающие.
ся друг от друга индивидуальными
	кинорежиссер е
		И. ЮГОВ
	особенностями режиссерского мастер-
ства, обладают одним общим свойст-
вом—это ярко выраженный, закончен.
ный режиссерский замысел, ориги-
нальный и целенаправленный, без ко-
торого не может быть создано поя-
линное произведение кино.

Режиссеры, которые поставили
фильмы «Третий удар», «Русский во-
прос», «Сказание о землё Сибирской»,
«Сельская учительница», не являются
узкими профессионалами и ремеслен-
никами. Это в подлинном смысле
творцы фильмов, авторы их, наряду
со сценаристами. В каждом эпизоде
их фильмов сказывается целостный и
до конца продуманный постановочный
замысел.

Можно привести немало примеров,
говорящих о высоком уровне мастер-
ства советской режиссуры кино, ©
том, что с каждым годом ее замеча-
тельные традиции углубляются и. со-
вершенствуются. Этот высокий уро-
вень должен определять нашу тре-
бовательность к Cee enon pe-

шению каждого фильма, должен за-
ставить нас особенно настороженно
отнестись к каждой ошибке, к каж-
дой неудаче, которая тормозит разви-
тие советского киноискусства.
	Одна из причин этих творческих не-
	удач кроется в неправильном ис-
пользовании и выдвижении наших
режиссерских сил, в нетребователь-
ности и отсутствии принципиально-
сти, которая сказывается у некоторых
крупных режиссеров при выборе сце-
нария.

В кинематографической среде не
изжито еще представление о том, что
достаточно уметь монтировать, знать,
как организовать массовку или вы-
брать актеров на главные роли, чтобы
поставить отличный фильм. Те, кто
думает так, забывают, что’ недоста-
точно обладать профессиональными
знаниями или даже мастерством для
того, чтобы создать фильм. Нужно
еще быть творцом, подлинным ху-
дожником, глубоко знающим  на-
шу. советскую жизнь и тонко чувст-
вующим замысел сценариста, возмож-
ности его воплощения на экране, У