ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСВ?
		ОИ,
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Суббота, 7 августа 1948 года
			Собрание архитекторов 10-я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ
	столицы I pysun
	ТБИЛИСИ. Три дня продолжалось
собрание архитекторов Тбилиси. В
нем приняло участие около 400 архи-
текторов, работников искусств, пред-
ставителей проектных организаций.

С докладом о задачах советских
архитекторов Грузии выступил на-
чальник Управления по делам о архи-
тектуры при Совете Министров Гру-
зинской ССР тов. Курдиани.

Докладчик подверг критике дея-
	тельность проектных организации
(«Тбилгорпроект», «Кавтранспро-
ext», «Грузпроект» и «Союзгипро-
	торг»). Многие проекты, выходящие
из стен этих организаций, не отвеча-
ют высоким требованиям, которые
пред’являются к советской  архитек-
туре:

Докладчик указал также на то, что
среди архитекторов слабо развернута
критика и самокритика, недостаточна
воспитательная работа.

После содоклада ответственного
  секретаря Союза советских архитек-
‘торов Грузии А. Инцикирвели раз-
вернулись оживленные прения.

Говоря о необходимости быстрее
изжить формалистические проявления
в работе некоторых архитекторов,
выступавшие внесли ряд предложе-
ний, в частности об улучшении рабо-
ты архитектурных советов.

Собрание приняло развернутое ре-
шение, направленное на улучшение
творческой деятельности архитекто-
ров Грузии:

Московские театры
в Ленинграде
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Доме
культуры промкооперации спектаклем
«Великие дни» начал свои гастроли
Московский театр драмы. Он покажет
в Ленинграде восемь спектаклей.

Театр будет выступать также в Вы-
боргском доме культуры и во Дворце
культуры им. А. М. Горького.

В помещении Ленинградского дра-
матического театра начал гастроли
цыганский театр «Ромэн».
	Народные песни
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Бригады
музыкантов и фольклористов Дома
‘народного творчества Армении за по-
следнее время записали около 250
различных народных песен. Многие
из них посвящены Героям Советского
Союза и Героям Социалистического
Труда. Интересны песни, записанные
со слов армян, недавно репатрииро-
ванных из-за гранины на родину.
Зангибасарском районе записаны пес-
ни о родине, составленные репатриан-
тами на пути в Советскую Армению.

Одна из бригад обнаружила тет-
раль с армянскими народными трудо-
выми и лирическими песнями, запй-
санными старыми армянскими нотны-
ми знаками. Записи датированы 1883
голом.
	Новые польские
	КИНОФИЛЬМЫ
	ВАРШАВА. - Киностудия «Поль-
ский фильм» закончил производство
нескольких документальных и науч-
но-популярных фильмов. Один из. них
—«Поселение ‘у реки Нейссе»—посвя-
шен жизни и хозяйственному устрой-
ству демобилизованных солдат
Польского войска на западных 3eM-
лях. Кинокартина «Дворцы и имения»
показывает использование  крестьян-
скими обществами дворцов и имений,
ранее принадлежавших помещикам и
польской шляхте. Ряд. фильмов по-
священ показу борьбы с детской бес-
призорностью, работе горняков, ме-
таллургов, борьбе за дисциплину
	труда ит. д
(ТАСС).
	Fl

Выпускается 8-е изпание книги
К. С. Станиславского «Моя жизнь в
искусстве». Переиздается также труд
Станиславского «Работа актера зад
собой», часть первая — «Работа над
собой в творческом процессе пере-
живания». Впервые издается вторая
часть этой книги — «Работа над
собой в творческом процессе вопло-
щения», подготовленная к печати К,
Алексеевой, Т. Дорохиной и Г. Кри-
сти. До сих пор публиковались в
«Ежегоднике МХАТ» лишь отдель-
ные главы этого труда.

Книга «Работа актера над собой в.
творческом процессе воплощения»
была задумана К. С. Станиславским
одновременно с вышедшей в свет
первой книгой его исследования ак-
терского творчества. . .

Сохранивииеся планы построения
книги свидетельствуют о том, что
Станиславский хотел выпустить свой
труд в одном томе, но по чисто тех=
ническим соображениям работу при-
шлось разделить на две части.

Первая часть была отредактирова-
на и сдана в печать при жизни Ста-
ниславского, вторую часть ему не
удалось довести до конца. Незадол-
го до смерти он отобрал необходи:
мый для окончания работы рукопис-
ный материал, который и лег в осно=
ву второй части «Работы актера над
собой».

a

ВТО подготавливает к изданию
сборник, посвященный системе К. С.
Станиславского. В него войдут ста-
тьи на тёмы: «Станиславский и. рус-
ская классическая театральная. куль-
тура», «Станиславский и советский
театр» и др.
	НК. С. СГАНИСЛАВСНОГО
		Театральная общественность  сто-
лицы отмечает сегодня 10-ю годов-
щину со дня смерти К. С. Станис-
лавского.

На Новодевичьем кладбище у мо-
гилы К. С. Станиславского в 9 часа
дня соберутся ученики, друзья, род-
ственники великого мастера pyccko-
го театра. Артисты МХАТ СССР им.
Горького, Музыкального театра им.
К. С. Станиславского и В. И. Неми-
ровича-Данченко, Драматического те-
атра им. К. С. Станиславского воз-
ложат на могилу цветы.

В 3 часа 30 минут дня состоится
открытие дома-музея К. С. Станис-
лавского (ул. Станиславского, д. 6).
В этом доме Константин Сергеевич
провел последние 17 лет жизни.
		Зайонньшм тестрем-виимоние
советской обегествениости
		25-летие Метерекой художественной артели
	Исполнилось четверть века сущест-
вования замечательного художествен-
ного промысла миниатюрной живоли-
си на папье-маше — Мстерской хуло-
жественной артели «Пролетарское ис-
кусство».

Наряду с прославленными мастера-
ми Палеха, Федоскина и Холуя, ху-
дожники Мстеры являются непревзой-
денными мастерами русской лаковой
миниатюры. пользующейся мировой
известностью.
	Артель возникла в 1923 году. В
ней` работало тогда всего 9 человек,
среди них — известные . художники-
миниатюристы Н. П. Клыков, А. Ф.
Котягин, А. И. Брягин, и В. Н. 0з-
чинников; ‘явившиеся инициаторами
этого дела.

Мстерцы являются замечательными
мастерами пейзажа, Произзедения их
отличаются богатством фантазии, ху-
	стью, сочным национальным колори-
том. Языком правдивого народного
искусства они сумели ярко отобра-
зить славное историческое прошлое
нашей великой Родины, героические
подвиги советского народа в годы
Великой Отечественной войны, карти-
ны созидательного труда в городе и
деревне.

Сейчас в`артели «Пролетарское ис-
кусство» работает около 100 человек.
	Творческий коллектив артели по-
полнился такими молодыми даровиты-
ми художниками, как’ А. Захарова, А.
Смирнов, А. Саламатова, В. Шепурова
и другие. Это — выпускники Мстер-
ской художественной профтехшколы,
выращивающей кадры мастеров” жи-
вописи на папье-маще.

Сегодня, 7 августа, 25-летие худо-
жественной артели отмечается торже-
ственным собранием в поселке Мсте-
	дожественным вкусом, декоратизно- ра, Владимирской. области.
	В трех союзных республиках—на
Укранне, в Казахстане и Узбекистане
— проходит в эти дни смотр районных
и колхозных театров. В Грузии смотр
уже закончился. Факты говорят о
том, что и в названных здесь четы-
рех республиках и повсеместно поло-
жение районных театров, несущих со-
ветскую театральную культуру  ши-
роким массам зрителей, заслуживает
пристального внимания советской о5-
щественности, а работники этих Te-
атров нуждаются в серьезной помощи
и поддержке.
	Как раз привлечение общественного
внимания к деятельности «низовых»
театральных коллективов и к услови-
ям, в которых она протекает, и  яв-
ляется одной из важнейших залач
смотра. В самом деле, если переход
на бездотационную работу представ-
ляет собой сложное и ответственное
испытание для самых крупных теат-
ров страны, то еще более сложные
задачи приходится решать районным
коллективам с их сравнительно  не-
большимн штатами. Представители
местных организаций, комитетов и уп-
равлений по делам искусств,  участ-
вующие в смотре, должны дать прин-
ципиальную оненку репертуару каж-
дого театра, качеству его  спектак-
лей и добиться того, чтобы эти теат-
ры решительнее «отрывались» OT
своих стационарных площадок и ак-
тивнее обслуживали население сель-
скохозяйственных районов, индустрч-
альных центров. И дело, конечно, не
только в том, чтобы  предетавители
соответствующих организаций и
учреждений просмотрели спектаклин
высказали свое суждение о них,—они
обязаны оказать действенную помощь
театрам, не избалованным’ вниманием
комитетов, управлений и отделов пс
делам искусств.
	Руководители некоторых районных
театров с переходом на бездотанион-
ную работу резко снизили  требова-
тельность к репертуару, увидели ре-
шение вопроса в том, чтобы привлечь
внимание зрителя легковесными пье-
сками, рассчитанными Ha нетребова-
тельные вкусы. Так, например, Оло-
нецкий театр Карело-Финской ССР в
течение целого месяца жил одннм
спектаклем «День отдыха», нисколь-
ко не считаясь с тем, что пьеса эта
не представляет серьезного интереса
для советского зрителя и с полным
основанием считается уже давно вы-
шедшей в тираж. Гурьевский колхоз-
но-совхозный театр Казахской ССР в
течение целого месяца довольство-
вался одной только пьесой «Джам-
бул и Аккумыс». Нет ничего удиви-
тельного в том, что в течение месяца
этому театру улалось привлечь Ha
свои спектакли всего-навсего 761
зрителя. Такая «работа» театра—сви-
детельство того. что его руководите-
ли не понимают своих прямых задач
и обязанностей, а деятельность  ак-
терского коллектива становится бес-
плодной и бесцельной, отдаляет его
от зрительских масс, требующих бо-
гатого, разностороннего, идейно со-
держательного репертуара.

Севастопольский театр раз’езжазт
по Крыму, показывая постановку
пьесы А. Успенского «Жили три лру-
га». Эту же пьесу ставит и ряд дру-
гих небольших театров. Чем привлек-
ла она внимание передвижных, по-
	стоянно гастролирующих театральных
	коллективов? Гем, что в ней участ-
вуют всего несколько действующих
лни, и крайней простотой декоратив-
ного оформления. Прельщенные эти-
ми постановочными удобствами, не-
которые театры готовы закрыть гла-
за-на крайнюю бедность содержания
пьесы.
	Репертуар районных театров дол-
жен быть приспособлен к выступл®-
ниям на небольших сценических пло-
щадках при минимальном актерском
составе, но это не значит, что они
могут браться за любую пьесу без
разбора, лишь бы она была «порта-
тивна». Переход на новые условия
работы не дает права и оснований за-
сорять репертуар легковесными 4
примитивными пьесами-—они могут
только ухудшить, а не улучшить по-
ложение Театра.
	Лучшие районные театры в новых
условиях не снижают требований к
репертуару и приобретают еще боль-
шую, чем прежле, популярность сре-
ди своих зрителей Один из таких
коллективов — Константиновский
театр Сталинской области (директор
т. Амитов). В его репертуаре—15 со-
ветских и классических ньес. Обладая
таким репертуаром, театр всегда и в
любом месте может предложить. зрч-
телям пьесу, способную  заинтересо-
вать их. И действительно, гастроли
этого театра на клубных сценах, в
дворцах культуры проходят с успехом
— рабочие Донбасса знают и уважают
свой театр, знакомящий их < совре-
менным советским репертуаром. Кон-
стантиновский театр, подобно всем
другим, сократил в последнее время
свои штаты, но сделал это разумно,
без ущерба для постановочных
возможностей труппы, и потому он
не прибегает к таким пьесам, един-
ственным достоинством которых яв-
ляется постановочная «простота».
Благоларя своей подвижности, по-
стоянным  ноездкам по рабочим
предприятиям театр обеспечен до-
ходами, позволяющими ему — спо-
койно планировать дальнейшую ра-
Gory. Новые пьесы  репетируются
здесь и на стационаре, и в гастролях,
проходящих по точному плану, и по-
Тому Театр имеет возможность по-
	стоянно расширять и обогащать свой.
репертуар.

Немалую роль в успехах Констан-
тиновского театра играет и то об-
стоятельство, что местные организа-
ции оказывают ему помощь и содей-
ствие. В иных условиях и с иными
результатами живет и работает сей-
час Нижне-Ломовский театр Пензен-
ской области. Этот коллектив — один
из первых колхозных театров, начав-
ший свое существование как Земет-
чинский филиал Малого театра, — не
встречает никакой поддержки со сто-
роны пензенских областных органи-
заций. В зимние месяцы театр не
был обеспечен топливом. В зритель-
ном зале на стационаре не было да-
же скамеек. Областные организации
не помогли театру добыть необходи-
мые для гастрольных поездок по
колхозам транспортные средства, ион
ведет  безрадостное «оседлое» су-
ществование, не выполняя главней-
ших своих задач по обслуживанию
массового зрителя. Все областные ор-
ганизации  — и партийные и совет-
ские, не говоря уже об Отделе по де-
лам искусств, — заинтересованы в
плодотворной деятельности. районно-
го театра. Равнодушие пензенских
организаций к  Нижне-Ломовекому
театру, влачащему жалкое существо-
вание, непростительно.

Многие районные,  колхозно-сов-
хозные театры были созданы в свое
время на базе самодеятельных кол-
лективов. Они не располагали -необ-
холимыми кадрами квалифицирован-
ных актеров и . режиссеров. (Сейчас,
при сокращении штатов республикан-
ских, областных, городских театров,
районные коллективы имеют возмож-
ность усилить свой актерский и ре-
жиссерский состав. Но это осущест-
BHMO лишь в том случае, если облает-
ные и районные организации позабс-
тятея о создании квалифицированным
актерам и режиссерам необходимых
материально-бытовых условий. При
подлинно хозяйском отношении к
нуждам театральных работников они
могут добиться укрепления и творче-
ского роста. районных театров.

В каждой республике, в любой об-
ласти необходимо организовать си-
стематическую учебу работников рай-
онных театров для повышения их
марксистско:ленинского образования
и квалификации по специальности.
Узкий, деляческий «практицизм» В
этом деле недопустим — он противо-
речит основам партийной политики в
области идеологической работы.

Плодотворноеть деятельности рай-
онного тватра зависит прежде всего
от того, насколько близок он широ-
ким зрительским массам. Если театр
весь год проводит на стационаре, го-
товя премьеру за премьерой в лихо-
радочной спешке, лишь бы привле-
кать внимание узкого круга зрителей“
новыми *и новыми названиями пьес,
он не может рассчитывать ни на ху-
дожественный, ни на материальный
успех. Но для того, чтобы обелужи-
вать зрителей сельскохозяйственных
центров и отдаленных сел, театру не-
обходимы транспортные средства. От
инициативы всех заинтересованных
организаций зависит обеспечение рай-
онных театров транспортом, позволя-
ющим им проводить большую часть
года в поездках по заводам, шахтам,
колхозам. :

Районные театры жлут помощи от
Комитета по делам искусств при. Со-
вете Министров СССР в обеспечении
их достойным репертуаром. И Коми-
тет имеет возможность оказать им
такую помощь. При широко практи-
кующихся государственных заказах
драматургам надо учитывать потреб-
ности и возможности театров с не-
большими штатами. Комитет по лде-
лам искусств и Союз советских пи-
сателей обязаны предпринять выпуск
специальных, упрощенных вариантов
лучших советских пьес, предназна-
ченных для постановки на малых
сценах.

Почетные и ответственные задачи
стоят перед районными театрами в
период уборочной кампании. Нельзя
смотреть на обслуживание колхозно-
го зрителя во время посевных и убо-
рочных кампаний только Kak - Ha
«шефское». ‘мероприятие. Такую
ошибку соверпил Прилукский театр
Черниговской области: он довольно
активно обслуживал колхозников в
период посевной ‘кампании «в поряд-
ке шефетва», но в результате оказал-
ся в крайне тяжелом` материальном
положении. Выступления на полевых
станах. с концертными программами,
с одноактными пьесами должны-быть
включены в производственный план
театра, ^ и проводить -их следует” не
от случая к случаю, а по заранее
разработанным маршрутам. Участие в
уборочной: кампании — важнейшая
общественно-политическая задача
районного и колхозного театра, тре-
бующая самой тщательной подготов-
ки, строгого и взыскательного: подбо-
ра репертуара. мобилизации лучших
творческих сил коллектива.

Среди работников районных” театров
немало подлинных энтузиастов сво-
его дела, готовых отдать ему все
свои силы. Они нуждаются в. товари-
щеском ‘внимании, помощи . и под-
держке, и она должна быть оказана
им не только в периол смотров. Теат-
ры, несущие свое искусство миллио-
нам рабочих и колхозников, имеют
право на постоянное заботливое вни-
мание общественных организаций и
учреждений, руководящих театраль-
ной жизнью в стране.
	СОВЕТСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
	Украина», «Советская Латвия», «Они
видят вновь», «Юные таланты», «В
долине реки Вахш», «Конек-горбу-
нок» и другие. Эти фильмы также
встретили ‘теплый прием у зрителей.

Полный провал потерпела на фе-
стивале кинопродукция американских
и английских фирм. Америка и Англия
прислали много фильмов, героями ко-
торых являются шизофреники, убий-
цы, алкоголики. Эти «произведения»
заслужили резко отрицательную оцен-
ку участников фестиваля и зрителей.
	Характерно, что из многочисленных
американских и английских картин
только одна удостаена премии. Ee
присудили Уайлеру за режиссерскую
работу в фильме «Лучшие годы на-
ней жизни»:
	`Заслуженный успех выпал на долю
фильмов. поставленных в странах но-
вой демократии. Нольская лелегация
показала на фестивале картину «Ос-
венцим». Этот фильм, разоблачающий
звериное лицо неменкого империализ-
ма, поставлен режиссером Вандой
Якубовской, которая сама провела не-
сколько лет в Освенцимском лагере
смерти. Комитет фестиваля присудил
этому произведению польской кинема-
тографии одну из главных междуна-
родных премий.
	Значительные достижения проде-
монстрировали на фестивале мастера
чехословацкого киноискусства. Фильм
«Белая тьма» удостоен национальной
премии. Эта картина рассказывает о
словацком народном восстании против
немецко-фашистских захватчиков В
1944 году. Одну из центральных
ролей фильма — роль русского пар-
тизана, борющегося за освобождение
Словакии, — играет советский артист
Б. Андреев.
	Делегации стран новой демократии
показали на фестивале и ряд других
картин, свидетельствующих о боль-
шом творческом росте киноискусства
этих стран.
	Но просьбе чехословацких горняков
члены советской делегации выезжали
в Кладно, гдэ показывали шахтерам
советские картины и выступали с рас-
сказами о жизни в Советской стране.

В состав советской делегации вхо-
дила группа ведущих киномастеров—
народные артисты СССР’И. Пырьев,
Н. Черкасов, заслуженный деятель яс-
кусств М. Ромм, заслуженные артисты
РСФСР М. Ладлынина и О. Жакюов.
	4 августа посол СССР в Чехосло-
вакии тов. Силин устроил прием в
честь советской делегации на между-
народном кинофестивале. На приеме
присутствовали заместитель премьер-
министра Чехословакии г-н Фирлин-
гер, видные политические чехослован-
кие деятели, деятели чехословацкого
киноискусства, иностранные гости на
	фестивале и лр.
ПРАГА. (По’ телефону).
	Третий международный кинофести-
валь, проходивший в чешском ку-
рортном городе Мариянске Лазне, за-
кончился крупной победой  совет-
ского киноискусства. Из двенадцати
международных премий шесть при-
суждены советской кинематографии.

Две из трех главных международ-
ных премий присуждены на фестива-
ле советской кинематографии: пре-
мия Мира за фильм «Русский воп-
рос» и премия Труда — за фильм
«Сказание о земле Сибирской».

Кроме двух основных, советская
кинематография получила еще четыре
международные премии. Фильм «Они
видят вновь» удостоен премии, как
‘лучшая научная картина, фильм «Ска-
зание о земле Сибирской» — как луч-
шая цветная полнометражная карти-
на. За лучший сценарий: премия при-
суждена А. Первенцеву—автору сие-
нария «Третий удар»: Премия за луч-
шую музыку к кинофильму. присуж-
дена автору музыки к картине «Рус-
ский вопрос» композитору А. Хачату-
pany.

Кроме того, жюри комитета фести-
валя присудило почетные дипломы! с0-
ветскому цветному мультипликацион-
ному фильму «Конек-горбунок» ‘и опе-
ратору А. Москвину за кинокартину
«Нирогов».
	Одновременно с фестивалем в Ма-
риянске Лазне, в г. Злыне — круп-
ном промышленном центре республи-
ки — проходил кинофестиваль тру-
дящихся Чехословакии. И здесь со-
ветская кинематография добилась
крупных успехов. Из четырех глав-
ных премий советская кинематография
получила три: за фильмы «Сказание
о земле Сибирской», «Русский воп-
рос» и «Третий удар». Кроме того,
режиссеру М. Ромму присуждена 30-
лотая медаль фестиваля трудящихся
за ряд его постановок на остро поли-
тические темы.
	Б фестивале принимали участие 15
стран. Два кинотеатра «Часино» и
	«Коллонало» в Мариянске Лазне 4
	огромный летний кинотеатр в элы-
не, вмещающий 20 тысяч зрителей,
были отведены для просмотров худо-
жественных, документальных и науч-
но-популярных фильмов.

В дни, когда ‘демонстрировались
советские фильмы, зрительные залы
были переполнены. Особенно болыним
успехом пользовался фильм «Сказа-
ние о земле Сибирской», который на
фестивале шел под названием «Песня
тайги». В последующие дни членам ко-
митета и широкой публике были по-
казаны картины «Русский вопрос»,
«Жизнь в цитадели»,  «Нирогов»,
«Третий удар» и недавно выпущенная.
комедия «Далекая невеста». В KHHO-
театре «Коллонадо», где проходили
просмотры документальных, wayuo._
популярных и: мультипликационных
фильмов, шли картины «Советская
	Портреты, плакат, книги к Ю-й го-
довшине со дня смерти К. С. Стани-
славского подготовило издательство
«Искусство».

Выпущена массовым тиражом ре-
продукция портрета великого мастера
и сцены работы В. Ефанова.

здается также удостоенный Ста-
линской премии портрет <К. С. Ста-
ниславский за работой» Н. Ульянова.

Наглядное представление о важ-
нейших этапах жизни и творческой
деятельности Станиславского даст
большой иллюстрированный плакат.
На нем приведены цитаты из выска-
зываний М. Горького и Н. Булгани-
на о Константине Сергеевиче, вос-
произведены сцены из поставленных
им спектаклей, помещены снимки
Станиславского в ролях Верши-
нина, Астрова, Гаева, Сатича, Кру-
тицкого, князя Абрезкова, Фамусова
и др.
	Перед новым учебным годом
		Нлакаты к уборочной кампании
		В театральных, музыкальных и ху-
дожественных учебных заведениях
столицы широко развернулась подго.
товка к новому учебному году.
	Около 500 заявлений поступило в
Государственный институт театраль-
ного искусства им. А. В. Луначар-
ского. Веего в ГИТИС будет принято
около 90 человек. Впервые в нынен-
нем году открывается эстонская дра-
матическая студия. Приемочная ко-
миссия отмечает высокий уровень ра-
бот, представленных поступающими
ва театроведческий факультет. Ceii-
час преподаватели института проводят
консультации с ‘будущими студента-
ми. Приемные экзамены начнутся
10 августа.
		ние. На оркестровый, вокальный, фор-
тепианный, теоретико-комнозиторский
и дирижерско-хоровой факультеты бу-
дет принято 155 новых студентов.
После Многолетнего перерыва осенью
откроется  дирижерско-симфоническое
отделение. Приемные экзамены в KOS.
серватории будут проведены c 20 ne
29 августа. :
ei

Начались приемные экзамены 6 @
крупнейшем ‘архизектурном вузе стрг-
ны — Московском архитектурном ин
ституте. В этом году на первый курс
будет принято 125 человек. Свыше
150 юношей и девушек приехало из
различных республик, областей и кра-
ев — Белоруссии, Украины, Грузии,
Армении, Татарии и др. Из подавших
заявления 46 человек окончили сред-
нюю школу с золотыми и серебряны:
ми медалями, 12 человек окончили ар-
хитектурные и строительные технику-
мы. —-

Учебные программы Московского
архитектурного института пересмотре-
ны. В наступающем учебном году вво-
дятся новые дисциплины =— курс” со
ветской архитектуры, истории строя-
тельной техники и т. д. Больше вни-
мания уделяется производственной
практике — студенты будут работать
на стройках в качестве десятников;,
техников, прорабов.

К преподаванию в институте’ приз
влечены крупные мастера архитектуз
ры — Л. Руднев, В. Гельфрейх и пр:
При ‘директоре института образовая
творческий совет под председатель
ством академика А. Шусева. :

Приемные` экзамены продлятся до
20 августа.
	шо ^ трудиться — хлеб уролится»
М. Соловьева, «Нервый хлеб государ-
ству едадим досрочно» А. Горпенке;
«Уборка — дело сезонное», четыре
листовки 0 борьбе с потерями на
уборке урожая художника. И, Кеша
и др. а
			Большое количество заявлений по.
ступило также на актерский факуль-
тет школы-студии им. В. И. Немиро-
вича-Данченко при Московском Худо-
жественном театре. Здесь на каждое
место претендует около 20- челове.
Конкурсные испытания в школе нач-
нутся 15 августа и будут проведены
в 3 тура.
			Марнксистско-ленинсная учеба.
киноработников
	Год назад 680 творческих „и руко-
волящих киноработников Москвы: на-
	Хороших результатов - добились и
слушатели экономического факуль-
	чали заниматься в филиале Унизер-! тета. Из 89 слушателей, экзаменовав-
	ситета  марксизма-ленинизма  МЕК
ВКП&б) при Манистерстве ` кинема-
тографии СССР.
	Экзаменационные комиссии OTME-
тили большую и серьезную работу,
проделанную слушателями в течение
учебного года. Об этом свидетельет-
вуют и результаты экзаменационной
сессии. Так, например, из’ 468 слу-
шателей философского факультета
235 сдали экзамены по истории
CCCP на «отлично» и 145 получили
отметку «хорошо».
	ПРАЗДНИЧНЫЕ
ПРЕМЬЕРЫ
	ПЕТРОЗАВОДСК. Закончился
смотр театрального и музыкального
искусства Карело-Финской ССР, по-
священный 25-летию республики. Вс
время смотра Театр драмы показал
спектакль «Ветер с юга» по повести
лауреата Сталинской премии Э. Гриня,
Карело-Финский драматический театр
поставил пьесу молодого драматурга
Я. Ругоева «Огни Марикоски». С боль.
шим праздничным концертом высту-
пил ансамбль песни и пляски «Кан-
теле».
	СВЕТОВЫЕ
КИНОГАЗЕТЫ
	КИЕВ. (Наш корр.). В своем по-
становлении об опыте. массово-поли-
тической работы на селе в Марьин-
ском районе Сталинской области ЦК
КПб)У отметил проявленную здесь
инициативу по ‘выпуску районной
световой киногазеты «Новости неде-
ли».

Световая киногазета изготовляет-
ся Ha чистой,  неэмульсированной
кинопленке, текст и рисунки нано-
сятся обычными чернилами или ту-
шью и подкрашиваются цветными
чернилами. Для лучшего восприя-
тия чернил смытая пленка смазы-
вается белком. у

LIK кпкб)У считает, что световые
киногазеты должны выпускаться в
каждом районе республики. В связи
с этим Министерство кинематогра-
фии УССР предложило всем област-
ным, городским и районным управле-
ниям кинофикации и директорам ки-
нотеатров организовать. ‚демонстра-
цию местных световых киногазет в
колхозах, МТС, на шахтах, лесораз-
работках.

По распоряжению  Министеретва
кинематографии УССР во всех шко-
лах и на курсах киномехаников вво-
дится обучение выпуску световых
киногазет.
			ВИЛЬНЮС. При Государственной
филармонии создан двухгодичный
вечерний музыкальный университет.
Рабочие и служащие получат возмо-
жность прослушать здесь лекция о
музыке, познакомятся с лучшими
	музыкальными произведениями,
	шихся по политической экономии, от-
личную оценку получили 36 и хоро-
щую. 28.

Среди отличившихся в учебе слу-
шателей — старейший работник со-
ветской кинематографии профессор
Л. Кулешов, лауреаты сталинских
премий режиссер И. Сеткина, опера-
тор Г. Троянский, заслуженные ар-
тисты РСФСР Т. Гурецкая, А. Кмит,
режиссер А. Медведкин и другие.
	Со всех концов страны — из Тби-
лиси, Баку, Киева, Днепропетровска,
Куйбышева, Смоленска, Краснодара
и других городов-—получены заявле-
ния от желающих поступить в Москов-
скую государственную консерваторчю
им. П. И. Чайковского. В большин-
стве это выпускники музыкальных
училищ и участники художественной
самодеятельности, стремящиеся полу-
чить высшее музыкальное образова-
	Издательство «Искусство» выпусти-
ло массовым тиражом серию много-
красочных плакатов к уборочной кам-
пании. Среди них: «Работать в колхэ-
зе честно» художника В. Иванова,
«Не опоздаем ни на одну минуту, He
	потеряем ни одного колоса» и «AOpo:
		LL oO OAHON
	РАСКОПКИ
АФРАСИАБА
	САМАРКАНД. Вблизи Самарканда
расположено древнее городище Афра-
сиаб. На выжженных солнцем лёссо-
вых холмах видны следы крепостных
валов и цитадели, угадываются линии
арыков и водохранилищ.

На протяжении нескольких десят-
ков лет Афрасиаб исследовался архео-
логами Н. Веселовским, В. Бертоль-
	дом, В. Вяткиным и др. И все же оч
	таит в себе множество неразрешенных
‚загадок.

Изучению их посвятил себя научный
сотрудник Института истории и архе-
ологии Академии наук УзССР А. Те-
реножкин. .

Трехлетние  исследования Теренож-
кина дали обширный материал. Архео-
лог собрал интересные образцы мате-
риальной культуры Согдианы, попол-
нивние коллекции музеев Узбекиста-
на. .

Нынешним летом Тереножкин про-
должает раскопки. В слое зольника,
образовавшемся в начале нашей эры,
среди остатков гончарных’ печей и
керамических изделий Тереножкин
нашел статуэтки зорастрийской боги-
ни плодородия Анахиты, фигурки
всадника, головку оленя и жертвен-
ник © изображением, ‘напоминающим
Будду.

` Все эти терракотовые изделия по
своей технике и стилю являются ти-
пичными образцами согдийского ис-
кусства. Находки, представляющие
большую культурно-историческую
ценность, будут подвергнуты деталь-
ному изучению. `
	_ ПОРТРЕТЫ ЗНАТНЫХ
CTAJIEBAPOB
	ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.).
Народный художник СССР А. Шов-
куненко ни заслуженный деятель ис-
кусств УССР. Н. Глущенко пишут на
Днепродзержинском металлургиче-
ском заводе им. Дзержинского портре-
ты знатных металлургов, сталеваров-
скоростников тт. Кочеткова и Абессо-
нова. Кроме того, художники работа-
ют над портретами старейшего метал-
‘лурга завода обер-мастера мартенов-
ского цеха т. Трушина и начальника
доменного цеха т. Орешкийа.

Большое полотно о восстановлении
домны № 8 готовит Н. Глущенко.
Портреты и картина предназначены
для предстоящей. . республиканской
	Преект памятника Зое Космо-
демьянской для города Тамбова.
	Автор скульптор М. Манизер.
	МАЛЫЙ ТЕАТР
ВО ЛЬВОВЕ

„ЛЬВОВ. Здесь спектаклем «Ha
бойком месте» ‘начались гастроли:
	Московского Малого: театра. Бо вре-
мя своих выступлений во Львове: те-
атр покажет цикл пьес великого ру-.
ского драматурга А. Н. Островского.
	КИНОФИКАЦИЯ
УЗБЕКИСТАНА
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). 45 кино-
передвижек с электростанциями ча
правляет Министерство  кинематогра-
фии УзССР в районные центры Таш-
кентской, Ферганской; Андижанской,
Кашка-Дарьинской и других областей
республики. Получив эту аппаратуру,
все районы Узбекистана, помимо ста-
ционарных установок, будут обеспе-
чены передвижками; ‘‹предназначенны-
мя лля ‘обслуживания колхозников,
			Сцена из 2-го акта балета «Кале-
випоэг» (либретто А. Сярева, му-
зыка Э. Каппа) на сцене Таллин-
	ского ‘театра. Дева Острова —
арт. Г. Раудсепи, Калевипоэг —
арт. Ф. Вяйке.
	Фото Г. Акмолинского (ТАСС).
Oo o>
	ДОМИК-МУЗЕИ .
АКАДЕМИКА КУЛИКОВА
	ВЛАДИМИР. (На корр.)..В My-
роме открыт домик-музей академика
живописи Ивана Семеновича Кулико-
ва. Здесь представлены его картины,
эскизы, портреты и академические ра-
боты. Большой интерес вызывают
книги, фотографии и письма Репина.

Ученик гениального русского ху-
дожника Куликов блестяще владел
техникой рисунка и живописи. Его
работы «Гулянье зимой», «Муромская
ярмарка», «Портрет матери», «Сбор
фруктов» пользуются большим` успе-
хом у посетителей музея. `

И. С. Куликову принадлежала бо-
гатая коллекция произведений сов-
ременников. Семья покойного акаде-
мика живописи хранит подлинники
работ Кустодиева, Левитана, Горбато-

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Рес
таврационные мастерские Акалемии
художеств СССР ведут большую
работу по восстановлению картин:
Недавно закончена реставрация две-
надцати копий с картин Тициана и
Рафаэля. Эти копии были выполне-
ны художниками К. Брюлловым ий
Ф. Бруни еще в бытность их учениз
ками Академии художеств.
	Заведующая мастерскими Е. Ма:
ковская, внучка известного русско-”
го художника, сообщила нашему
корреспонденту:
	— Аудожники - реставраторы раз
ботают сейчас над восстановлением
картин из большого собрания покой-”
ного художника И. Бродского. Уже
восстановлено 74 картины. Среди
них — портрет дочери художника.
работы И. Репина, пейзаж И. Лег
витана, две картины В. Серова (пейз
заж с лошадкой и крестьянская из=
ба) и картина Б. Кустодиева «Маз
сляница». Из произведений самого
И. Бродского реставрированы полот+
но «Днепрострой ночью» и несколько
портретов.

Мастерские готовятся к работе па
реставрации картин И. Репина, при-
везенных из «Певат».
	КОЛХОЗНЫЙМ ХОР
	УФА. (Наш корр.). В нескольких
десятках километров от Уфы — в селе

лешки живет талантливая исполни-
	тельница русских народных несен;
60-летняя колхознина-Мария Ивановаз
Кочкарева. Участница многих област-
ных конкурсов Мария Кочкарева соз-
	  дала нелавно в родном селе русский.
	народный` хор. Е

Более 150 колхозниц под руководст:
вом своей односельчанки разучивают
хоровые песни русских композиторов;
Первые выступления колхозного хора
в областном центре прошли с боль-
шим успехом.
	СВЕРДЛОВСКИИ ТЕАТР
В ЧЕЛЯБИНСКЕ
	`ЧЕЛЯБИНСК. Балетом «Лебединое
озеро» ‘начал свои гастроли в Челя-
бинске Свердловский театр оперы ‘и
балета им. Луначарского. В peneprya
ре ‘театра оперы: «Пиковая дама»;
«Дубровский» «Аида»; «Кармен»;
«Флория Тоска», «Наяцы». А
	  выставки изобразительного. искуества,   ва, Попова H Op,