По-новому воспитыват!
советских музыкантов
	тебретико - композиторские факульте-
ты булут готовить_и таких специали-
стов, как историк-теоретик народного
	ного искусства.

Наше вокальное искусство за по-
бледние годы сильно отетало. В зна-
чительной Mepe S16 результат. того,
что Пение часто преподавали люди,
не имеющие должной квалификации.
Не были привлечены к педагогичее
ской деятельности крупнейшие созет-
ские вокалисты. На вокальные фа-
культеты консерваторий принимали
людей без серьезного предваритель-
ного отбора. Отныне с этим будет по-
кончено. Постановление Совета Ми.
нистров обязывает «принимать на в0*
кальные факультеты консерваторий и
вокальные отделения музыкальных
училищ только лиц, обладающих от-
личными голосовыми данными И CO.
ответствующей музыкально-теорети-
ческой подготовкой; проводить пред-
варительный отбор кандидатов в кол*
лективах художественной самодея-
тельности, музыкальных училищах и
школах». Правительством предусмот-
рен ряд Мероприятий, коренным обра-
зом улучшающих качество подготов-
ки вокалистов. В 1948—1949 гг. будет
проведена перваттестация преподава-
телей пения в консерваториях и му-
зыкальных училищах. В некоторых
консебваториях созлаются вечерние
отделения вокальных факультетов.
Злесь без отрыва от производства
смогут обучаться наиболёе одарен-
ные участники певческой художест-
венной самодеятельности. К педаго-
гической работе привлекаются круз-
нейшие мастера вокального искусства.
С обени 1948 г. прв 11 музыкаль-
ных школах-десятилетках булут от-
крыты хоровые отделения. В конбер-
ваториях и музыкальных училищах
повсеместно организуются студенчес-
ские хоры. Очень важен пункт поста=
новления, обязывающий Министерства
просвещения союзных республик «ко-
ренным образом улучшить постановку
преподавания пения в полных и непол-
ных средних школах; ввести факуль-
тативный курс хорового и сольного
пения во всех учительских инетиту-
тах и педагогических училищах».
Претворение в жизнь этого указания
правительства создаст все условия
для приобщения к музыкальной и во-
кальной  культуре широчайших Mace

творчества И для композиторов и
для музыковелов Введены крайне
необходимые дисциплины — основы
оперной драматургии, основы вокаль-

нашего народа:
		ОТ СОВРЕМЕННО
	Bd
Н. ПЛАТОНОВ
Oo
	борцов за освобождение парода, пат-
риотов Родины: В главе о „Лермонтове
проф. С. Дурылин, пренебрегая ленин-
скими указаниями, полностью отры-
вает революционные взгляды Герце-
Ha, Огарева, Лермонтова от радищев-
	‘ской ий лекабристекой традиций, 0ез-
	мерно преувеличивая роль шиллеров-
ских образов в русской * драматургии.

В планё «Истории  французекого
театра» (т. № проблемы театрального
искусства изолированы от социально“
исторической обстановки. Также
неправильно построен план 2-го полу-
тома, раздел «Третья республика ло
конна первой мировой войны» (автор
полутома А. Эфрос). План этого по-
лутома лишен какой бы то ни было
социально-исторической конкретно-
сти. Работа А. Эфроса — яркий при-
мер буржуазно-либерального об’екти-
визма, «беспартийного» отношения к
науке. А. Эфрос ранее занимался во-
поосами изобразительного ‘искусства.
Ныне по поручению руководителей
инстиТуТа он разрабатывает пробле-
мы французского театра. Иначе гово-
ря; свои чуждые советской идеологии
установки в области живописи, разо-
блаченные «Правдой», А. Эфрос ре-
	‚итил ныне примевить в области исто-
	рии французокого театра.

Отсутствие в институте ‘борьбы
против об’ективизма послужило одной.
Из причин того факта, что антимарк-
систекие концепции проводятея
не только люльми, и прежде сто-
явшими на неправильных позициях, но
и некоторыми более молодыми науч-
ными работниками; ввиду чего об’ек-
тивистская идеология имеет уже ряд
своих сторонников и представляет
значительную опасность. 9

Проявлением чуждого марксистской
науке об’ективизма, формализма и
низкопоклонства перед Западом явля-
ются работы музыкального вектора и
его бывшего руководителя Т. Ливано-
вой. В очерках и материалах по чето-
рии русской музыкальной культуры
Ливанова, игнорируя отечественную
Музыкальную историографию, назы-
‘вает обновоположником исторического
обзора музыкальной культуры в Рое-
сии баварского немна Штелина; жив-
его в России в конне ХУШ века.
Реакционную и невожественную кни-
гу церковника Д. Разумовского «Цер-
ковное пение в Россни» она называет
«вполне компетентным, вполне науч-
`иым труйом во истории церковной му-
зыки в России». Музыкальные рёцен*
зии черносотенца Иванова профессор
Ливанова характеризует. как содержа-
тельные, мастереки написанные очер-
ки и в то жё время игнорирует нерво-
классные музыковедческие труды Се-
рова, Стасова и др., относя их, каки
высказывания Чернышевского, к сла-
вянофильской, — националистичеекой
музыковедческой мысли.

Ложный  об’ективизм Ливановой
особенно полно проявил себя в реши-
тельном и безоговорочном отрицании
какого бы то ни было значения рус-
ской песенной музыкальной культуры,
а также в апблогетике средневековой
клерикально-католической музыки. B
книге «История западно-европейской
  музыки» Ливанова без тени юмора
анализирует «Господи, помилуй»,
«Слава в вышних», «Верую», «Свят»,
«Благословен», «Агнец божий» и т. п.
В вознеличении Боли соедневековой
	католической церкви она дошла до
	признания того, будто бы именно эта
церковь выдвинула из срады своих
служителей подлинных, ученых, по-
борников и пропагандистов: музыкаль-
ной культуры. Вопреки историческим
фактам, Ливанова утверждает, что
средневековые католические монасты-
ри, «уберегли зерна античной образо-
ванности». А между тем известно, что
именно духовная диктатура средневе-
ковой церкви «стерла с лица земли
древнюю цивилизацию, древнюю фи-
лософию.., в руках попов политика и
юриспруденция, как и все остальные
науки, превратились в простые от-
рабли богословия» (Энгельс).

Т. Ливанова в своих печатных ий
подготовленных к печати трудах вы-
ступает в качестве откровенного про-
поведника формалистической методо-
логии и покровителя тех работ науч-
ных сотрудников, которые отличают-
ся прямой защитой формалистических
тенденций в музыкальном искусстве и
музыковедении. Подготовленный к
печати сектором музыковедения сбор-
ник, посвященный  кантам ХУШ в.,
открывается большим предисловием
Ливановой, вылержанным в форма:
листическом духе.

Наиболее концентрированным выра-
жением формализма, который прочно
обосновался в секторе музыковедения
Института истории искусств, являет-
ся сборник статей, посвященных
30-летию — советской музыкальной
культуры. Статья Л. Данилевича о
Ф‹имфониях Д. Шостаковича, Д, Жа-
томирского—о творчестве С. Прокофь-
ева и Н. Мясковского, статья Г. Шие-
ерсона «Советская музыка на мировой
арене» и некоторые другие предетав-
ляют прямую и открытую апологети-
Ky формализма в советской музыке.

Полностью отрипая самобытность
русской композиторекой школы, ко-
торая берег свое начало в конце
ХУШ в. и развивается в первой по-
ловине XIX в, Ливанова пишет:
«В основе ее лежали теоретические
принципы академической болонской
школы, традиции венецианского кон-
пертного стиля и музыкальная прак-
тика. всего первого итальянского пе-
риода русской музыки». Далёё эта
мысль в кказана в еще более катего-
рической форме: «Многие обороты,
многие приемы музыкального языка
итальянских композиторов  восприня-
ты русской онерой, русской художе-
ственной песней с самого ее рожде-
ния, так глубоко врезались в ce
стиль, получили такоз значение для
ее развития, что историк русской му-
зыки должен основательно изучить
вопрос об «итальянском влиянии»...
«Да и не только итальянское влияние
мало изучено истбфиографией русской
музыкальной культуры. Быть может,
еше более игнорировалось влияние
неменкой музыки».

Злесь, как мы видим, He только
русская комтозиторская Школа, не
только опера, HO и фусская пес-
ня рассматривается как прямой  про-
дукт иностранных влияний.

Неудивительно после этого, что вся
работа музыкального ‘сектора Инети-
тута историй искусств оказалась це-
ликом бесплодной, ошибочной, анти*
научной, Примечательно также и то,
что в докторской диссертации В. Ко-
нен «Очерки по историй музыкальной
культуры Соединенных Штатов» джа-
зовая музыка, которая, как известно,
приобрела широкое распространение в
эпоху бужуазного декаданса, полузи-
‘ла истолкование как выражение рас-
вета национальной художественной
и. «Джаз, — пашет

Институт историй искусств Акаде-
мии наук СССР, созданный по реше-
нию правительства в 1944 году, яв-
ляется крупнейшим научно-иселело-
зательским учреждением в области
искусства. В его задачи входит разра-
ботка истории советского искусства
(театра, музыки, живописи, скульйту-
ры, архитектуры, кино), разоблачение
реакционных” и антинаучных теорий
буржуазных историков и искусство-
ведов и критический анализ явлений
упадка современного искусства Эа-
палной Европы и США, разработка
проблем истории искусств народов
СССР, истории искусств славянских
стран во взаимосвязи с фазвитием
русского искусства, научное изучение
народного искусства, в первую оче-
рель народной музыки и музыкаль-
ного фольклора.

Как же институт обеспечивает вы-
полнение возложенных па него залач
и каковы результаты его деятельно-
сти?

За относительно короткий срок сво-
его существования институт сумел
подготовить к печати ряд изданий, в
числе которых Можно — назвать:
«Историю русского искусства» т. Ь
«Художественное наследство» 1. №
посвященный И. Е. Репину, «Про-
исхождение итальянского Возрожде-
ния» тт. Ти И, «Памятники искусства,
разрушенные фашистскими захватчи-
ками на территории Советского @6ю-
за», «Ежегодник института» вый. 1
я П, «Сообщения института» вып. I,
А. А. Сидоров — «История превне-
русской книжной графики», И. Э. Гра
барь — «Серов» т. Ги др. Для 06у-
ществления этой работы были привле-
чёны вилные специалисты различных
отраслей искусств. 2

Однако в научной деятельности
института имеется ряд весьма серьез-
ных недостатков идеологического по-
рядка, о которых необходимо сказать
со всей резкостью.

Прежде всего следует отметить
присущую институту боязнь coBpe-
мённости. В своих работах сотрудники
всех секторов института уходят в
далекую историю. Например, в плане
института на 1948 г. в разделе «Ис-
тория искусств» до самого последнего
времени не было ни Одной темы по
истории современного театрального
искусства. Сектор изобразительного
искусства также не связан в
своей научно-исбледовательской ра-
боте с важнейшими проблемами co-
времежмости. В самом деле, «Западно-
еврояейское искусство XVI—
XVITl se», «Классивеская живопись»,
«Sayapa Мане», «История итальян-
ского искусства средних веков и
Возрождения» и еще несколько ана-
логичных тем — таков основной план
института.

Такая же точно картина наблюдает-
сяй в тематике докторских ий аспи-
рантеких диссертаций по изобрази-
тёльному искусству и архитектуре.
Мы встречаем здесь работы И. Аб-
рамова — «Псковское зодчество»,
С. Зомбе — «Строительство в Мо-
скве после 1812 года», Е. Михай-
ловского — «Классическая архитек-
турная форма в московском зодчестве
ХУИП века», Т. Сытиной — «Архитек-
тура Верхнего Поволжья ХХ века»,
В. Толстого — «Иековская живопись
ХГ/—ХУ вв.» ит. д. Современных
тем нет!

Тот факт, что в Институте истории
искусслв не подготовили работ, по-
священных современному  изобрази-
тельному искусству, театру, архитек-
туре, свидетельствует об отрыве ин-
ститута от практики развития искуе-
ства советского периода.

Прежде в планах института иссле-
дование советского искусетва просто
отсутетвовало. Существовала даже
попытка нодвести некую  теоретиче-
скую базу под такой совершенно не-
допустимый отрыв. от современности.
Этот отрыв якобы обусловлен самим
профилем института, которому. над-
лежит будто бы занйматься только
историей искусства. После решений
ЦК ВКИ(б) по идеологическим во-
просам и обсуждения этих решений в
институте наметился поворот 8 Ha-
учной работе. В план были включены

. темы, посвященные истории советекой
живописи, истории советского театра,
истории советской музыки и т. д. Ин-
ститут подготовил 6=й тсм, посвящен-
ный истории советского изобразитель-
ного искусства, а также сборник
«Тридцать лет советской музыкаль-
ной культуры». Однако сборник о
советской музыкальной культуре был
составлен < чужлых советским уче-
ным позиций и полностью оказался
идеологическим и научным браком.

Показательно для института, что
задуманные труды о советском йскус-
стве выполняются им на более низком
научном уровне, нежели труды, по-
священные отдаленным периодам.
Еели научные работы, посвященные
славянскому искусству, древнему
русскому искусству ХИ=ХУ вв,
отличаются богатым фактическим ма:
териалом, фундаментальностью  по-
строения, тщательным и детальным
описанием памятников, подробной
характеристикой отдельных школ и
вылающихся деятелей, то работы по
истории советского искусства скорее
можно назвать пухлыми, но” пибверх-
ностными журнальными статьями, чем
систематическим исследованием исто-
рии советского искусства. Им недо:
стает ни фундаментальности, ни 60-
гатства фактических сведений, ни
систематичности изложения материа-
лов, ни продуманности и зрелости
оценок.

Крупнейший порок ряда работ; под-
готовленных секторами Ийститута ис-
тории искусств, — их об’ективизм,
аполитичность. Это выражается в
трактовке различных форм художеет-
венной деятельности, в отрыве от 0б-
щественню-политических событий и
классовой борьбы. Так, например,
план «Основных этанов истории со-
ветского театра» (1917—1947 гг.), со-
ставленный проф. Б. Алперсом, рас-
сматривает историю советского теат-
ра как некую имманентную сущность,
оторванную от истории советского об-
щества. Редкие упоминания о классо-
вой борьбе являются формальными и
не связаны с сутью разбираемых воп-
росоз. История советского teatpa
дана автором вне связи с историей
советской культуры.

Этот порок в еше большей степени
сказался в плане-конспекте «Истории
русского театра ХПХ века», состав-
ленном проф. С. Дурылиным. Кон-
кретный анализ общественно-истори-
ческих событий подменяется аб-
страктными формулировками в духе
буржуазно-либерального  литературо-
ведения. О театре николаевекой эпохи
сказано, что он «принимает живейшее
участие в строении русской политиче-
ской культуры под знаком народного
освобождения». Ироф. С. Дурылин
рассматривает русский театр никола-
евской эпохи в духе об’ективистской
теории «единого потока». В соответ-
етвин с этой антинаучной установкой

Bo mate
		Многое предстоит сделать для под-
готовки высококвалифицировавных
специалистов па: народным музыкаль-
ным инструментам. До сих пор дири-
жеров оркестров народных инстру»
ментов. по существу, Не готовили. В
	будущем году отделения для подт®»
товкн дирижеров оркестров народных
инструментов ‘и’ виртуозов-солистов
на народных инструментах откроются
в 9 консерваториях.

Обширны мероприятия, намеченные
для перестройки системы воспитания
музыкантов. Но план. только тогла
становится реальным, когда он обес.
гёчен всем нёобходимым для претво-
рения его в жизнь. Для реализации
плана нерестройки системы восвита“
ния музыкантов прежде всего необхо-
димо располагать полноценными про-
фессорско-преподавательскими кадра“
ми. Между тем работа по укрепле-
нию ‘руководящего педагогического
состава консерваторий; по существу,
даже не начата. Е

Большое значение для нормального
обучения имеет наличие полноценных
учебников. До сих пор положение с
учебниками было неблагополучным:
Достаточно напомнить, Что. всего
лишь несколько месяцев назад был
выпущен в свет сугубо формалисти-
ческий учебник проф. И. Способина
по важнейшей дисциплине — анализу
музыкальных произведений. Поста-
новлание Совета Министров большое
внимание уделяет вопросу создания
новых учебников. полностью отвеча-
ющих задачам профессионального и.
илейно-политического воспитания Мо*
лодых специалистов. Постановление
обязывает Комитет по делам искусетв
в течение 1948—49 годов  подгото-
вить к печати и издать новые учеб-
ники по основным  музыкально-тео-
ретическим, историческим и специаль.
ным дисциплинам. О масштабах пред:
стоящей работы достаточно ясно го-
ворят даже сухие цифры. Спибок ут
вержленных правительством новых
учебников представляет собой серию
книг, общим об’емом в 177 печатных
листов! Опыт прошлых лет показыва-
ет, что из-за недостаточно четкой и
слаженной работы редакционного и
излательского аппарата своевремен-
	ный выпуск учебников легко может
быть сорван. Допустить повторение
этого нельзя,

Предстоящий учебный год должен
быть годом решительной перестройкв
всёй системы музыкального воспита-
ния.
	Совет Министров Союза ССР при:   профессора и преподаватели обязаны

нял постановление «Об улучшении   поэседневно бороться е проявлениями

подготовки музыкальных ий вокальных   формализма, аполитичности, об’екти-
>=?  > с 24-8 a.
	кадров». Трудно переоценить значе-
ние этого документа. В нем зафикси-
рованы важнейшие руководящие по-
ложения по перестройке Всей системы
воспитания советских музыкантов.
	Постановление правительства отме-
	чает серьезные недостатки в под: ®-
товке музыкальных ‘кадров. Одним
из них является неудовлетворитель-
	ная работа HO идейно-политическому
	воспитанию  профессореко-преподава-
тельского и студенческого состава.
	Именно недостаточная  идеологаче.
ская подготовка многих наших музы-
кантов, их неумерие разобраться В
сложной и острой борьбе формалисти.
	ческого и реалистического направле-
	ний в искусстве привели к господству
формализма в советской музыке. И
понынё подавляющее  большинетво
вынускников консерваторий coped:
шенно беспомощны в практическом
ПоимМенении получаемых ими обще-
	ственно-политических и философских!
	знании.  Бесенняя. экзаменационная
сессия 1948 г. снова показала; что
знание учащимися марксизма-лениниз-
ма остается схоластическим и начет-
вическим. —^

Отныне, в соответствий с постанов-
лением правительства, цикл обще-
ственно-политических дисциплин, пре-
подаваемых в консерваториях, будет
значительно расширен, (Мо новым
учебным планам студенты всех фа-
культетов должны теперь  дополни-
тельно изучать курсы диалектическо-
го и исторического Материализма и
основ марксистско-ленинской эстети-
ки. Студенты-музыковеды, кроме то-
го, обязаны прослушать курс истории

философии,

Эти мероприятия очень важны, Од-
вако ни на один момент нельзя забы-
	‘визма и преклонения перед буржуаз-
ной культурой. В лекциях и на семи-
нарах необходимо показывать превос-
‘ходелво ‘ советского искусства над
упалочным Искусством буржуазного
декаданса, пропагандировать демокра-
тические принципы советского искус-
ства, органически связанного с-наро-
дом; полнимать лучшие реалистиче-
скиз традиции классической русской и
	  мировой музыкальной культуры.
	В свёте этих задач большое Shame.
Ние приобретают индивидуальные и
групповые занятия  професборов #
преподавателей по изучению Tpy 508
классиков марксизма-ленинизма. Юка
эти занятия всё еще носят полуку-
старный характер. А между тем, марк-
сыстско-ленинским образованием дол-
жны быть охвачены буквально все
педагоги. Это — первое и решающее
условие для успыиной перестройки
системы музыгального воспитания.
Известно, как сурово оценена ра-
бота наших консерваторий в поста-
новлевии ЦК ВКП(б) «Об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели»,
«Порочное, антинародное, формали-
стическое ‘Направление в советской
музыке оказывает также ‘пагубное
BAHAHHE на подготовку и воепитание
молодых композиторов в наших коз-
серваториях, и, в первую очёредь, в)
Московской консерватории (директор
т. Шебалин), где формалистическое
направление является  господетвую-
щим. Студёнтам не прививают уза-
жение. к лучшим традициям русской
‘и-запайной классической музыки, He
зоспитывают в них любовь к народ-

Е нь Е Ва
a западной клаесической музыки, не
  Воспитынают в них любовь к народ-
ному творчеству, к. демократическим
музыкальным ‘формам. — Творчество
многих воспитанников консерваторий

авляется слепым подражанием музны-
	о формам. — Творчество
, является слепым подражанием музы-
‚ке Д. Шостаковича, С. Прокофьева
[и др».

Естественно, что к работе теорети-
  ко-композиторских факультетов всех
‚ консерваторий, и в первую очерель
  Московской, приковано сейчас внима-
inde sce музыкальной обществённо-
‚ сти. От того, насколько быетро булут
  улучшены методы воспитания компз-
‚ зиторов и музыковедов, во многом 22-
 зисит успех грандиозной программы
  перестройки системы музыкального
образования в Нашей стране.

Новые учебные планы для студев-
  тов — будущих композиторов и му-
зыковелов, разительно отличаются ет
прежних. По новым учебным планам,
	рике и Западной Европе непосредхт-
	венно носле первой мировой воины...
В нем ясно виден этот яркий, но про-
тиворечивый период, в который на-
циональная художественная культура
достигла расцвета и совершениоле-
тия...» Таким образом, невзирая на
упадочнические и мещанско-философ-
ские черты, характерные для джаза,
В. Конен называет этот период пе-
риодом расцвета национальной хуло-
жественной культуры Америки.

В плане работы института и среди
уже написанных статей нет ни одной
темы, непосредственно посвященной
разоблачению. и критике буржуазного
формализма в музыке, изобразитель-
HOM искусстве, архитектуре и т. д.
Институт wake не поставил перед
собой задачи борьбы с гнилым, раз-
‚Лагающимея  формалистическим ис-
кусством современной Европы и Аме-
рики. А между тем борьба против
формализма должна быть развернута
в Институте история искусств особен-
но широко и последовательно еще и
потому, что среди научных сотрудни-
кон института есть носители форма-
листических взглядов и откровенные
защитники формализма во всех обла:
стях искусств.
	Известно, что в советской архитек-
турё ло сих пор имеют широкое рас-
пространение формалистические тен-
денции. Одним из наиболее ярких вы-
ражений этих Тенденций явился кол-
лективный труй о градостроительстве,
который был подвергнут резкой, но
справедливой критике на страницах
газеты «Советское искусетво», в Ака-
демии архитектуры и ряде строитель-
ных организаций. Однако это не по-
будило сектор архитектуры Институ:
та истории искусств (руководитель
А. ШЩусев) провести самостоятельное
обсуждение этого порочного издания
й развернуть серьезную критику фор-
мализма, проявляющегося в. архитек-
турной теории и практике.

Сектор историй театра (руководи-
тель А. Дживелегов) в еще большей
степени отетает от практики COBET-
ского театрального искусства. Этот
сектор уклонился от обсуждения
книги Б. Алперса о русском теат-
ральном искусстве XIX 8. Которая
вызвала на страницах газеты «Совет-
ское искусство» резкую критику й
послужила темой ряда дискуссий, про-
веденных в ГИТИСе и ВТО. Сектор
не обсудил и не подверг надлежащей
критике работы С. Мокульского, А.
	Эфроса, С. Дурылина, Н. Сигала
и др., принятые -к печати и имеёю-
щиё ряд грубых ошибок. Критика
формализма, получивиего широкое
	распространение в театроведении в
20—30-х годах; в работах института
отсутствует.

Критики формализма нет и в сек-
торе изобразительных искусств (руко-
водитель В. Лазарев). Это подтверж-
дается не только прежними реакци*
онными формалистическими работами
А. Эфроса, не получившими должной
оценки на заседании Учёного совета,
но и недооцеякой со стороны сектора
важности борьбы против формализ-
ма в занадноевропейской живописи.

В интересах советского искусства
институт должен также обсудить и
труды своего директора акад. И. Гра-
баря, сбдержащиё ряд серьезных
ошибок и; к сожалению, не подвергав
шиеся до сих пор критике с позиций
марксистско-ленинской теории.

Чем об*яснить, что в Институте ис-

TOPHH искусств имеют хождение
столь грубо ошибочные воззрения на
искусство и его историю? _ В значи-
тельной мере это об’ясняется OTOP-
ванностью истории искусства OT
марксистской эстетической теории,
недооценкой теории, пренебрежением
к ней. Недаром институт неё дал и
не наметил к разработке ни одной
темы по марксистской теории искус-
ства, Пренебрежение к теории. ис-
кусства нашло у многих работников
института тем большую поддержку,
что оно было выгодно им, как сред-
ство прикрытия в своих работах эм-
пиризма, фактографии и многочислен-
ных идейных ошибок.
о Столь. многочисленные пороки Мог-
ли найти свое выражение в трудах
работников Института истории ие:
кусств еще и потому, что в инсти-
туте совершенно неудовлетворитель-
но поставлена работа по идейно-по-
литичёскому воспитанию сотрудников
и подбору научный кадров.

К числу недостатков, характерных
для работы Института истории ис-
кусств, следует отнести разобщен-
ность и замкнутость в деятельности
его секторов, отсутствие между ними
творческого контакта и идёйно-теоре-
тической кбординации. А между тем
такая координация должна придать им
необходимые единство и общность,
без которых не может существовать
институт в качестве цельного  орга-
низма. Любопытно, что келейность и
замкнутость, характеризующие жизнь
института в целом, уже успели ска-
заться и на деятельности самого мо-
лодого из его секторов — на кино-
секторе; созданном менее года тому
назад. Свою основную работу — с93-
дание программы истории советекого
кино-—киносектор (и.о. руководителя
Н. Лебедев) ви разу не выносил на
обсуждение широкой кинематографи-
ческой общественности, ов не сумел
привледь к ней ни научных и твор-
ческих работников; ни кинокритику.

Институт почти не связан с други-
ми учреждениями, разрабатывающими
теорию искусств (Академия худо-
жеств, Академия архитектуры и др.).
Широкая общественность советской
художественной интеллигенции даже
не знает о самом существовании Ин-
ститута истории искусств.

Институт слабо откликается на
крупные явления советского искусст-
ва, не организует дискуссий по 0с-
новным вопросам советского искусст-
воведения, не развертывает  больше-
вистской критики и самокритики вну-
три института. Неумение многих  со-
трудников применять марксистско-ле-
нинский метод в разработке историй
яскусетва и провести последователь»
но в своих трудах принция больше-
вистской партийности — главный не-
достаток работы института.

Однако справедливость требует от-
метить также и то обстоятельство,
что ни Комитет по делам искусств,
ни Союз совётских композиторов, ни
другие творчёские союзы не прояв-
ляют никакого интереса к работе ин-
ститута, полагая, очевидно, что раз-
работка проблем советской науки в
области история и теории искусства
— дело узкой группы специалистов.

Недавно Президиум Академии наук
СССР обсудил состояние работы Ив-
ститута истории искусств и наметил
ряд конкретных мероприятий, обеспе-
‘чивающих решительное улучшение
всей его деятельности. Ныне задача
состоит в том, чтобы институт сумел
в кратчайшее время перестройться в
‘соответствии в решениями Пентраль-
ного Комитета партии по идеологиче-
`ским вопросам, в духе высоких тре
боазний нарксистско-ленинской науки,

вать, что учащиеся консерваторий   Ke Д. Шостаковича, С. Прокофьева
	только тогда будут хоропю усваивать
марксистско-ленинские знания, когда
	преподаватели в своих лекциях и се-
	минарах на конкретных примерах
будут показывать, как нужно приме-
нять положения марксизма-ленивиз-
ма к искусству. Именно о поэтому
Главному управлению учебных заве-
	лдений нужно до   сентября тщатель-
	но проверить, укомплектованы ли
консерваторские кафедры марксизма-
лёнинизма высококвалифицированны-
ми педагогами,

Вся система консерваторского обра-
зования лолжна быть пронизана лу-
	`хом большевистской партийности: Вее
	ДНЕВНИН ГАСТРОЛЕЙ

„закон чести“ в „Бессмерних
	Гастрольные спектакли Геатра им.
Леси Украинки в Москве закончились
постановкой двух советских пьес: «Заз
кон чести» А, Штейна и «Бессмертие»
Г; Березко.

«Закон чести» поставлен К. Хохло-
вым с реалистической достоверностью.
Для нас несомненна правдивость тех
нсихологических переживаний, кото-
рые испытывал префессор Добротвор-
ский (Ю. Лавров) зюсле. возвращения
из заграничной поездки профессора
Лосева. Не менёё ‘правдив образ ака-
демика Верейского в исполнении
М. Романова. ° . :

Эти образы казались еозланными са-

MoH жизнью, являлись художествен-
ным воплощением виденного в реаль-
ной действительности. Вбесторонняя
драматургическая разработка этих об-
разов находила свою выразительность
в Игре обоих исполнителей — Романо:
ва и Лаврова. И первые сцены спекз
такля, рисующие ‘борьбу академика
Верейского за честь и достоинство с0-
ветского ученого, за приоритет совет*
ской: науки; обентали не менее напря-
женное продолжение спектакля, Одна-
ко тедтр не почувствовал всех осо-
бенностей стиля Ньесы А. Штейна, тре-
бовавшей наряду 6 психологической
обстоятельностью в обрисовке таких
образов, как Верейский, Добротвор-
ский, публицистической страстности,
а местами даже и сатирических кра:
сок: .
Режиссура, опасаясь плакатности,
избегала резкой характеристики даже
такой роли, явно гротесковой в пье-
се. как роль жены Лосева.
	С другой стороны, весьма бледно
были представлены такие персонажи,
как председатель правительственной
комиссии (М. Розин), председатель су-
да чести (Г. Долгоз), доктор Нётрен-
кб (Е. Черни), Курчатов (П. Киян-
ский);-— Вуд (А. Чистяков), Уилби
(Г. Лазарев).

В оправдание театра можно сказать,
что эти эпизодические роли написаны
автором слишком односторонне и
внешне. Упрек -—= законен, но законно
и желание увидеть в работе актеров
хотя бы и внешние, но достоверные
портреты. У многих исполнителей за-
метно было только «прицеливание», но
«попаданий» не происходило. Все это
вносило известную искусственность в
стиль спектакля. В эти моменты он
заметно тускнёл, обнажая многие дра-
матургические несовершенства пьесы.
Но основные исполнители спектакля
сб своими задачами справлялись от-
ЛИЧНО,

Здесь на первый план выступает
блестящая игра М. Романова, вумёв-
шего создать в роли Верейского цель:
ный образ советского ученого, отте*
нить в нем самое характерное и
значительное и показать внутренний
мир этого человека.

Характер дарования М, Романо-
ва—необычайно мягкий, поражающий
своей задушевностью. Эта теплота и
залушевность, являющиеся  господ-
ствующим настроением в творчестве
Романова, всегда присутствуют в. его
игре; Его Таланту. свойственны: ойти-
мистичность, лирическая ясность и
прозрачность чувств.

..Вдва только Мы разглядели эту
высокую, чуть согбенную фигуру, ©
ясным взглядом, мягкой улыбкой, с
упрямой складкой на лбу, как весь об-
раз академика Верейского нам стал
близким и понятным.

В истолкование тёх отношений, ко-
торые сложились между академиком
Верейским и профессором Добротвор*
ским, М: Романов вносит нечто новое,
Он несколько смещает ось драмати-
ческого конфликта. Если в пьесе
центром этого конфликта является
схватка академика Верейского с про-
фессором Добротворским, схватка, в
которой решается проблема истинно-
Го и мнимого гумавизма, то в. спек-
такле основным мотивом становится
столкновение. Верейского с профессо-
ром Лосввым Академик Верейский
борется не столько с Добротвореким,
сколько за него, против Лосева,
Лосев-—вот истинный враг. Разобла-
чить этого врага, отнять у него Доб-
ротворского-—значит выиграть битву
за человека. Романов начинает эту
борьбу с большим под’емом, страст+
`‘востью и настойчивостью, Он sects
	Правда, и в этом спектакле мы ви-
дим отдельные актерские удачи. В
исполнении роли Рябинина (Ю, Лав-
pos) можно найти не мало удачных
сцен, с большой психологической
правдой раскрывавших внутренний
мир этого человека. Рябинин— Лавров
жил на сцене в остром напряженном
ритме, был полон страсти, целеустре-
мленности. Было в этом образе ни
что-то роднившее его © внутревним.
обликом таких русских полководцев, —
как Суворов или Багратион. Это. —
воля, напор, устремленность. „Мень-
ше в нем чувствовался большевик,
революционер, человек «особой порэ-
ды». В лучшем случае все это былое
только реминисценцией каких-то ли-
тературных образов. Талантливость
артиста чувствовалась во многом, од-
нако положение явно ухудшалось, ко-
гда режиссура создавала  искус-
ственные Мизансцены, например,. в
эпизоде, ‘где раненого командарма
уносили на носилках, как гёроя антич-
ных времен на щите. 5

Нередко артист прибегал к резким,
диссонирующим интонациям, подчёз-
кивая В герое не свойственную ему неё-
врастеничность,

Прекрасное впечатление и на этот
раз оставил М. Романов в эпизодиче-
ской роли хирурга Юрьева. В этом
образе он сумел подчеркнуть значи-
тельность и содержательность чело-
веческой личности. Старался придать
психологическую убедительность и
как-то индивидуализировать роль
Горбунова М. Белоусов.

Но вбего этого оказалось маловато.
Театр, хотя и стремился воссоздать
‘образ эпохи, передать героическая
дух советбкого народа, но решил эту
	задачу неполно и неглубоко.
= =
Мы видели на сцене этого тватра
такие интересные и значительные
	классические спектакли, как «Живой
труп», «Дети солнца» Эти сиектак-
ли, несмотря на отдельные неудачи,
были достаточно убедительны и гар-
моничны. Что-то свое и новое сумели
сказать в них многие актеры. des
смотря на-то; что в их игре подчаё
заметен был стилевой разнобой, в
этнх спектаклях мы видели много та-
koro, что создавало стройный худо“
жественный ансамбль. Иное мы ва:
дим в современных постановках тез
атра. Им чаёто нехватает ябности 06:
mero замысла, той  слаженностия й
ансамблевости, которые присутствуют
в постановках классики.

В чем же здесь дело, почему ре-
жиссура в этих спектаклях не об’ёли-
няет исполнителей, почёму нарялу ¢
яркими актерскими улачами мы видим _
так много невыразительно сыгранных
ролей, почему устремления постанов-
щиков иногда вступают в противоре-
чие со стилевыми особенностями
пьес?

Мы очень далеки от того, чтобы
обвинить этот интересный и значи-
тельный театр в небрежности работы:
Напротив, оба последних сиектакля
вносят следы значительного труда, п9-
исков = наиболее впечатляющих
средств. Дело, очевидно, в другом, &
том, что STH поиски зачастую идут
по проторенным дорожкам, что уста-
вовился какой-то определенный круг
изобразительных приемов, к Которым-
привыкли и от которых Re хочется
отступать. Между тем живая жизнь.
и каждое новое драматургичееков
произведение требуют новых поис-
ков и решений. А здесь продолжаю?
пользоваться старыми испытаннымя
художественными средствамн, не fa
капливая новых средств для днижё-
ния вперед, В этом — корень зла;
Театр в брошюре, выпущенной к га:
стролям, утверждает, что «советская
пьеса на всем протяженин истекшях
лет была и остается основой penep-
туарной линии театра_и составляет 67,
проц. всех сыгранных театром пьес»:
Что же, это отлично, но за всем этим
надо иметь еще нечто другое: надо
уметь итти в разведку боем, прояв-
лять больше требовательности к соб-
ственной работе, а главное, больше и
глубже постигать современную жизвь,
которая одна может дать театру ей-
лы для подлинного творческого наз
ступления, для воплощения живых

образов наших современников ва
сцене.
		ступно прёслёдует Лосе-
ва, человека с темной и
грязной о давно
презревшего орал

Mec se

В.

oe]
ЗАЛЕССКИЙ
o

в эту  реалистическую
пьёсу интонации. вВыю-
пренности и _ романтиче-
ской ходульности. А ведь

законы советского обше-
ства, продавшего за чечевичную по-
хлёбку приоритет советской науки.

Но возникает вопрос == законно ли
такое смещение «центра тяжести»
драматического - конфликта? ` Если
трактовать образ Добротворского ‘не
как сознательного сообщника Лосева,
а как человека, допустизшего тяже-
лую личную ошибку, такая переакцен-
тировка вполне допустима. Ведь кто
такой Добротвовскяй?  Сверётник и.
старый друг академика Верейского,
человек суб’ективно честный, но оче-
видно зараженный еще смолоду бо-
лезнью космополитизма, пиэтетом пе-
ред иностранной. наукой: Однако, за
эти заблуждения Добротворского в
какой-то степени отвечает, хотя бы
перед своей совестью; и сам Верей-
ский. Где-то на’ каком:то жизненном
повороте он просмотрел в душе свое-
го друга эти бациллы кобмополитиз-
ма. Теперь их надо убить. И Верей-
ский—Романов убивает эти бациллы,
срывая маску с лжеца Лосева, обна-
жая перед Добротворским его же че-
столюбие.

Ю. Лавров играет роль Добротвор-
ского так, что создает для Верейско-
го полную возможность относиться к
своему другу именно с таких позиций
принципиальной, строгой и беском-
промиссной дружбы.
	Но в умной и благородной игре
Ю. Лаврова мы замечаем стремление
как-то смягчить вину Добротворского.
Своего героя он рисует излиние
уставшим, утомленным человеком, с
некоей ноткой постоянной грусти.
	Из других исполнителей еще хоте-
лось бы отметить М. Стреёлкову в
роли жены Добротворского — она
здесь лучше, чем в других спектак-
ляя, и А; Таршина, создавшего вер-
ный и точный портрет авантюриста в
науке — Лосева.
	Но в цёлом спектакль, несмотря на
выдающуюся игру М. Романова, зна-
чнтельноеть работы Ю. Лаврова, неё
вызывает большого душевного волне-
ния. Это свидетельствует о том, что
театру не удалось достаточно полно
выявить публицистическую остроту
пьесы.

Более противбречивое впечатление
оставляет другой советский спектакль
киевлян — «Бессмертие» Г. Березко.
	самый метод писателя,
все время обрашатющегоея к. душев-
ным переживаниям героев, требует от
артистов глубокого нсихологического.
раскрытия образов и совершенно HE
терпит искусственной театральности и
ложной патетикн.

В этой пьесе надо уметь не только
читать текст, но и хорошо чувство-
вать «подтекст». Иначе то лирическое
начало, которое присутствует в оббра-
зах Маши, Горбунова, рядовых сол-
дат, да и в образе самого. командар:
ма Рябинина, может легко погаснуть
или выродиться в искусственную
многозначительность. В душевном со-
стоянии героев и раскрывается ос-
новная тема произведения — тема
гёроизма советских людей, источни-
ка подвигов советского народа.

Вл. Нелли очевидно не заметил
этих особенностей пьесы и с_первой
же картины поетаралея усилить внен!-
нюю олинамику спектакля, созлазая
ряд новых мизансцен, не предусмот-
ренных ни ремарками автора, ни ком-
позицией пьесы. Так появились сце-
ны на мосту и на дороге, где впер-
вые встречаются основные герои.

Но это деталь, важно другое: Со-
храняя общий реалистический стиль
игры большинства исполнителей, ре-
жиссер не погасил выспренность в иг-
ре О. Смирновой (Маша). Последняя,
создавая в целом искренний и обая-
тельный образ советской  девушкы,
нередко прибегала к мелодраматиче-
ским эффектам (например, истонтый
крик перед раненым Горбуновым). Этн
«эффекты» язно снижают образ, Tou-
но так же почему-то атака батальсна
изображена примитивно,  плакатно.
Неприятно было слышать и деклама-
цию в роли Рябинина; все это и еще
много другое, что не сообразуетея ©
суровой мужественностью и проето-
той советских солдат на войне, к
сожалению, присутствует в спектакле.
	В этих местах епектакль OTpH-
вается от своей реалистической -07-
новы и устремляется к ходульностя.
Ходульная «романтичность» разрыва-
ла реалистическую ткань пьесы, с03-
давалось впечатление той театральной
эклектики, которая очень часто по-
чему-то выдается за «революционную
романтику».

Странное впечатление производил?
художественное оформление М. Уман-
	ER OEE NERDS I he Beeps ского, напоминавшее. декоративное
Постановщик спектакля Вл. Нелли убранство давно забытых символиче-
ne удержался от соблазна привнести ских пьес.
		На гастроли а Москву. послезавтра
приезжает коллектив  Черновицкого
государственного украинского драма-
тического театра, который успешно
заканчивает сейчас свои гастроли в
Киеве.

Директоб театра В. Раввинов й ху-
дожественный руководитель Б. Борин
сообщили сотруднику газеты «Совет-
ское искусство»:

— Наш театр был создан в Харь-
Kose Bp 1931 г. Труппу его составили
артисты двух харьковских  теат-
ральных коллективоз—ТРАМ ’а и Те-
атра Революции. В 1940 г., после oc-
вобождения Северной Буковины, ре-
шением правительства УССР театр
был переведен в г. Черновцы.

До этого здесь не было националь-
наго театра. И совершенно естествен-
но’ первобчередной задачей театра
явилось приобщение населения Север-
ной Буковины к достижениям совет-
ского искусства.

Основное внимание наш коллектив
сосредоточил на пьесах советских
драматургов. В репертуар театра во-
шли также лучшие произведения рус-
ской, украинской и  западноевропей-
ской классики.

Возвратившись а 1944 г. из эвакуа-
ции на освобожденную украинскую
землю, театр показал в Черновцах
новые современные спектакли. За
‘минувшие годы былн поставлены:
«Платов Кречет», «Нравдаз. «Прнез-
	жайте в Звеонковое», «Земля», <«Рус-
ский вопрос», «Встреча с юностью»,
«Егор Булычев и другиё», «Доходное
место»,  «Виндзорские _ кумушки»
и др.

Театр приезжает в Москву  впер-
вые. 11 августа в помещении Театра
им. К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко будет показана
инсценировка повести «Земля» клас-
сика украинской литературы буко-
винской писательницы О. Кобылян-
ской. Театр везет в столицу и другие
свои постановки: укракнскую класси-
Ческую комедию И. Кариенко-Карого
`«Житейское море», «Егор Булычев и
` другие» М. Горького, «Губернатор
‚ провинций» бр. Тур и Л. Шейнина,
«Коварство и любовь» Шиллера,
«Мачеху» Бальзака,

В этих спектаклях, поставленных
‚народным артиетом СССР В. Васыль-
ко, художественным руководителем
театра Б. Бориным, режиссерами Ю.
Козаковским, В. Гаккебун и Е.
Стеёпановым, принимают участие на-
родный артист УССР В. Сокйрко, за-
служенные артисты УССР Э. Кисе-
лева, Г. Янушевич, П. Михневич, П.
Столяренко-Муратов и др.

С. огромным творческим волнением
‘готовится коллектив Черновицкого
Театра к встрече со столичным зри-
телем, сознавая, что гастроли в
„Москве — это ответственный творче-
ский экзамен.