СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Генеральный план
	госстановления села Гарутино
	о проектированию сельских насе-
ii план восстановления историче-
ого на старой Калужской дороге.
	В Государственном институте по проектировавию
ленных мест разработан генеральный план восстанов

let A:
	CaAUlTO Ltvia ар т. зы Заза a
на живописных берегах реки Нара. В 1812 году в этом месте русские
Е И А НЯ
	жение армии Наполеона.
	Прося сохранить для потомства исто
тинского лагеря, М. И. Кутузов писал:
	«Село Тарутино.,. ознаменовано
	войска над неприятелем. Отныне имя его
летописях наряду с Полтавою, а река На]
знаменита. как Непрядва, на берегах котоГ
	полчища Мамая...».
	И. Кутузова нанесли первое пора“
	рические укрепления Тару-
	было славною победою русского
мя его должно сиять в Наших
ека Нара будет для нас так же
х которой погибли бесчисленные
	‚ вдохновляемые подвигами своих
Тарутиным нашествие немецко-
			На. экранах -страны с. успехом. де-
монстрируется новая советская кино-
комедия «Далекая невеста». Она по:
явилась после нескольких, - следовав-
ших одно за другим, неудачных про-
изведений комедийного жанра.
	О чем рассказывает этот фильм?
На вопрос, поставленный таким образ
зом, можно ответить по-разному. Он
повествует о братской дружбе совет-
ских народов; о чистой любви фрон-
-товика к далекой туркменской -девуш-
ке, о творческом: соревновании: двух.
передовых колхозов, о встрече демо-
билизованных воинов-победителей, 0
радостном послевоенном труде... Ho
	лаже самое подробное изложение сю- ~
	жета картины не могло бы дать пол-
ное представление о том, в чем со-
стоит главная ценность фильма.
	_ Чем же об’яснить успех «Далекой
невесты» у нашего советского зрите-
ля? Прежде всего тем, Что авторы
картины старались найти типические
черты людей передового социалисти-
ческого общества в героях, взятых
‘из самой гущи жизни народа, в про-
стых советских людях, находящихся
рядом с нами. И эти типические `ка-
чества советских людей они передали
‘в своеобразных характерах. ``
`Фабула «Далекой невесты» постро-
ена на традиционных комедийных
недоразумениях. Казалось бы, что
может быть ‘тривиальнее, чем лю-
бовный конфликт ‘из-за недостав-
ленного письма или телеграммы! Но
эта телеграмма не была ` доставлена
‘донскому казаку Захару Гарбузу;
послала эту телеграмму туркменская
девушка Гюзель; а не получил теле-
грамму Захар из-за того, что связист
Мерген был увлечен радиопередачей
футбольного матча. И так как в сю-
жете фильма действуют и живут на-
стоящие советские люди Захар, Гю-
зель, Мерген, Керим и Джамал, тра-
диционность ситуации пропадает. Да
и сама ситуация На поверку оказы-
вается всего лишь мотивировкой воз-
можной и допустимой. :

Для сценаристов «Далекой. “неве-
сты» больший интерес . представляет
то, как будет себя вести в дайной си-
туации именно Захар Гарбуз, а не то,
‘какая ситуация будет следующей, по-
тому что они знают, что следующая
ситуация будет органически вытекать
из поведения живого Захара Гарбуза.
В этом отличие комедии «Далекая не-
веста» от многих комедий последнего
времени, где смешное порой стано-
вится самоцелью.

Стремление выразить прежде всего
лучшие качества простого советского
человека определило успех авторов
Е. Помещикова, Н. Рожкова и В.
Шкловского и сделало сценарий «Да-
лекая невеста» основой жизнерадост-
ного, увлекательного и веселого
фильма.

И вот перед нами на экране коме-
‚лия «Далекая невеста». Ее интересно:
поставил опытный режиссер Е. Ивз-
нов-Барков, давно. работающий в
 Туркмении и превосходно знающий и
чувствующий национальные — осо-
бенности. Постановщик верно прочя-
тал сценарий, выявил в нем главное
и обогатил его всеми имеющимися в
его распоряжении средствами. Широ-
кие панорамы обильных колхозных
полей, веселый праздник встречи де-
‘мобилизованных воинов и. решенные в
приподнятой романтической тонально-
сти лирические сцены; создают на эк-
ране правдивую жизненную атмосфе-
ру; Для большинства эпизодов режис-
сер нашел правильное звучание и ес-.
тественные мизансцены.

Вот сцена первой встречи Захара и
Гюзель. Казак видит эту сцену ва
сне. М какой-то сказочный колорит
пронизывает этот болышой эпизод.
Зритель чувствует, что это не просто
обыкновенная  Ффронтовая. встреча.
- Сцена первого разговора двух пю-
феров Сары и Кумыш сделана совсем
по-другому. Очень короткие, энергич-
ные кадры, почти целиком решенные
на крупных планах, с тонким юмором
показывают, какие отношения суще-
ствуют между этими людьми, шофе-
реми двух соревнующихся колхозов.
Комедийная пара Сары и Кумыш в:
превосходном исполнении С. Каррые-
ва и К. Мурадовой проходит Через
весь фильм. Не отвлекая. внимания
зрителей от основной темы ленты,
она доставляет зрителю немало весе-
лых минут.

Мы умышленно останавливаемся
на этих “ye главных, на первый взгляд
проходных, сценах. Они характеризу-
ют любовное, бережное отношение !
режиссера к материалу. И это_об’яс-!
няет то сильное звучание, которое’
приобретают центральные эпизоды
фильма, где действуют Керим, Захар,
Гюзель и Джамал.
На другой день пбеле праздничной
встречи Захар все-таки решает уехать
из Туркмении. Он думает, что ‚уже
все потеряно, тем более, что мать

«Далекая невеста». Производство Ашхабад-
rent eweartyvnpyw. 1048 - Cnevwanus Е Иа.
	«Далекая невеста». Производство Ашхабах-
ской кнностудии, 1948 г. Сценарий Е. Поме-
викова, Н. Рожкова, В. Шкловского. Поста-
новка Е, Иванова-Баркова. Гл. оператор А. Бу-
зинский. Текст песен В, Винникова, Компози-
тор К. Корчмарев.

_В Комитете
	по делам искусств
	Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР в специальных
приказах отметил гастрольные вы-
ступления во Москве Белору--
ского драматического театра им. Янки
Купалы и Киевского русского драма-
тического театра им. Леси Украинки.

Комитет об’явил благодарность все-
му коллективу театра, премировал его
руководителей и ведущих творческих
работников—В. Стельмаха, Г. Глебова,
А. Гайдарина, Л. Литвинова, К. Сач-
никова, И. Жданович. В. Владомир-
ского. и Б. Платонова. В распоряжение
дирекции выделено 15 тысяч рублей
для премирования других работнчков
театра. Принято также решение об
организации при Театре им. Янки Ку-
палы с 1948—49 учебного года теат-
ральной студии с первоначальным
контингентом в 15 человек,

Комитет по делам искусств об’явил
благодарность всему коллективу Ки-
евского Государственного русского
драматического театра им. Леси УК-
раинки и премировал его руководящих
работников — В. Гонтаря, К. Хохлова,
Л. Махновецкого и`В. Нелли. Для
премирования лучших работников те-
атра в распоряжение директора зы-
делено 20 тысяч рублей.
	„Каталог строительных
Материалов и изделий“
	С целью оказания помощи - строи-
тельной промышленности Академия
архитектуры СССР при участии мини-
стерств промышленности строймате-
риалов и строительства предприятий
тяжелой индустрии, провела работу
по составлению «Каталога строитель-
ных материалов и изделий». Основная
задача каталога — составление номен-
клатуры материалов и изделий, их
технических характеристик и архитек-
турно-художественных требований для
рекомендации к освоению нашей
строительной промышленностью. Ка-
талог состоит из 20 разделов, выходя-
щих отдельными выпусками.

Все разделы составлены научно-
исследовательским отделом каталога
при Президиуме Акадёмии архитек-
туры СССР под руководством дейсг-
вительного члена Академии архитек-
	туры СССР К. Алабяна, члена-кор-.
	респондента Академии архитектуры
СССР А. Кузнецова и кандидата архи-
тектуры М. Макотинского.

Уже вышли в свет разделы катало-
га — «Камень», «Стекло», «Металл»,
«Вяжущие материалы», «Пластмассы»,
«Асбестоцемент», «Изоляционные ма-
териалы». В скором времени будут
выпущены разделы — «Дерево»,
«Краски и лаки» и «Растворы штука-
турные и для кладки».
	Репертуар
	для малых оркестров
	Киноотдел Мосэстрады разверты-
вает большую работу по созданию
репертуара для оркестров, выступа-
	репертуара для оркестров, выстуна-
юших в фойе кинотеатров. Налажена
	связь с Союзом советских KOMITO3H-
торов. в котором при секции массо-
вых жанров создана подсекция лег-
кой музыки. Ряд новых пьес из ре-
пертуара концертных ансамблей
Радиокомитета, оркестра пол управ-
лением Юрьева и других коллективов
уже приспособлев для исполнения
небольшими оркестрами. Привлечено
внимание композиторов к созданию
специальной легкой бытовой инстру-
ментальной музыки, рассчитанной на
исполнение различными оркестрами
небольшого. состава.

На очередном заседании  Хулдо-
жественного. совета киноотдела Мос-
эстрады, состоявшемся на-днях, были
прослушаны пять пьес советских ав-
торов, оркестрованные композитором
Г. Крейтнером для оркестра из 9
участников. На обсуждение этих
пьес были приглашены представители
Мосэстрады и Союза композиторов.

Выступавшие в прениях дали высо-
кую оценку оркестровке этих пьес,
отметили свежесть и новизну реше-
ния своей задачи  композитором-
оркестровщиком.

Художественный руководитель
Мосэстралы Н. Доброхотов, худо-
жественный руководитель киноотде-
ла Б. Зисман, секретарь парторгани-
зации Союза композиторов Б. Те-
рентьев подчеркнули ценность TBOD-
ческого сотрудничества композитоосз
	и работников эстрады. давшего пер-.
	вые положительные результат.
	Юбилей старейшей.
художницы
ЛЬВОВ. Общественность отметила
	70-летие со дня рождения и 40-летие
творческой деятельности старейшей
	художницы Украины Елены Львовны
	Кульчицкой. На юбилейной выставке
представлено 300 лучших ее работ.
	их ЛЮДЯХ
	- Кадр из фильма «Далекая неве-
ста». Артистка С. Клычева в роли
Гюзель.
		Не помогают колхозно-совхозным театрам
	бы такой факт: в некоторых районах
Хорезма и Кара-Калпакии самовольно
организовали * 14 колхозно-совхозных
театров. Укомплектованные случай-
ными людьми, эти театры стали при-
станищем для людей малоквалифици-
рованных, а порой и просто далеких
ет искусства. Естественно, что «дея-
тельность» этих театров, возникших
из-за беззаботности управления,
встретила более чем холодный прием
у сельского зрителя и оказалась
очень кратковременной.

Плохо помогают театрам и некото-
рые местные организации, казалось
бы, кровно заинтересованные в их
плодотворной работе. Так, к примеру,
помещение одного из старейших в
Анлижанской области театров — Из-
	баскентского района — отдано под...
	коконосущшилку.
` Порочную практику самовольной
ликвидации театров и замены их
раз’ездными концертными бригадами
проводят областные организации Хо-
резма. Нередки случаи, когда район-
ные организации заставляют коллек-
тивы колхозно-совхозных театров вы-
ступать бесплатно. Этим они подры-
вают их финансовую базу. Иной раз
подрыв финансовой дисциплины в
театрах идет по другой: линии: руко-
водители местных организаций требу-
ют бесконечного количества бесплат-
ных пропусков. Так, например, про-
курор Наманганской области потребо-
вал от областного театра предоста-
вить для работников прокуратуры и
членов их семей 10 -бесплатных про-
пусков!

Невнимание. ° которое ‘проявляют
сейчас в Узбекистане к колхозно-сов-
хозным театрам, совершенно -HeTep-
	ПИМО,

ТАШКЕНТ.

М. НИКОЛАЕВ.
	Коллективы колхозных и совхозных
театров Узбекистана — желанные го-
сти тружеников социалистических по-
лей. Эти театры побывали на строи-
тельствах Катта-Курганского водо-
хранилища, Фархадской ГЭС и других
новостройках.

Однако в последнее время в дея-
тельности колхозно-совхозных теат-
ров заметен большой спад. Достаточ-
но сказать, что из 25 колхозно-сов-
хозных театров республики только. 8
ставят спектакли, остальные 17; за-
частую укомплектованные случайны-
ми людьми, предпочитают заниматься
лишь концертной деятельностью.

Немногие колхозно-совхозные теат-
ры (в Янги-Юле, Гиждуване, Ленин-
ске, Шахризябзе) на хорошем счету в
Управлении по делам искусств. Но
даже их деятельность нельзя тризнать
удовлетворительной. Репертуар этих
театров, как правило, составлен из
пьес только на. исторические и леген-
дарные темы, в репертуаре большин-
ства театров совершенно нет пьес на
современную тематику. Спектакли
осуществлены на низком художест-
венном уровне, Причина — отсут-
ствие артистов-профессионалов. Нат
в театрах и опытных режиссеров. А
ведь Управление по делам искусств
при Совете Министров Узбекской
ССР имело возможность помочь этим
театрам, пополнив творческие коллек-
тивы кадрами за счет работников, ос-
вободившихся в республиканских, об-
ластных и городских театрах.

Почему же Управление по делам
искусств при Совете Министров Уз-
бекской ССР не помогает театрам,
обслуживающим тружеников колхоз-
ных и совхозных полей? В управле-
нии попросту самоустранились от ру-
ководства этими творческими коллек-
тивами. Не говорит ли 0б этом хотя
	Тюзель заявила, что у девушки есть.
другой жених. Керим расстроен ка-
‚жулнейся изменой Джамал и не знает
даже, как `это`выразить. Но вот он
узнает о решении Захара. Огорчение,
тревога и воспоминания о долгой
солдатской. дружбе наполняют ‘его
сердце. «Я не могу видеть, как ты
собираешься!» — кричит Керим, и в.
эту короткую фразу он вкладывает
‘и-свою привязанность к другу, и оби-
ду за нарушенный обычай ‘гостепри-
‘имства; и свою любовь к Джамал.
Четкое и лаконичное решение этой
сцены, ‘скупые ^ правдивые ‘детали
(шашка, книга)’ передают волнение’
Керима зрителям. И зритель радует-
ся тому, что после разговора со ста-.
риками Захар изменил свое решение,
и остается.
	Так, от сцены к сцене, постанов-
шик раскрывает душевное благород-
ство своих героев, новые качества,
которые воспитали в наших людях
партия и советская власть.
	Режиссер Е. Иванов-Барков сумел.
об’единить в своей работе крепкий и
интересный творческий „коллектив.
Солнечная Туркмения предстает на
экране в кадрах, отлично снятых под
руководством главного оператора
А. Булинского. Интересна работа ху-
дожника фильма В. Хмелевой. Акте-
ры играют живо и темпераментно.
Артист А. Карлиев создает запоми-
нающийся и интересный образ‘ моло-
дого туркмена. Человек горячего
темперамента, но внешне ‘сдержанный
и спокойный, Керим в исполнении
А. Карлиева как бы олицетворяет
собой новое поколение народа, вырос-
	шее в годы советской власти. Керим
освобожден. от груза старых, обветша-
лых привычек. Ему подстать и Джа-
мал (в’ исполнении артистки М. Ша-
фигулиной), и Гюзель (в исполнении
артистки С. Клычевой) — две девуш-
ки, трудолюбивые, верные, связанные
благородной дружбой.
	Очень хорошо проводят свои роли
А. Кульмамедов (Алты-Ага) и А.
Овезова (Ай-Биби). В созданных ими
образах зритель находит черты наших
многочисленных героев сталинских
		«Далекая невеста» — фильм музы-
кальный и праздничный, здесь много
песен, плясок, музыки. Композитор
К. Корчмарев хорошю использовал
национальные туркменские мотивы и
(в содружестве с пбэтом В. Виннико-
вым) ‘написал песни, имеющие право
на жизнь и‘за пределами фильма. Это
прежде. всего относитея ‘к весне
фронтовых друзей, которую поют
Керим-и Захар.

Не все, однако, бесспорно в этой
удачной картине. Несколько однооб-
разно играет Захара актер В. Нещип-
	ленко; Следует, - впрочем, сказать,
что и сценаристы написали его
роль - значительно бледнее, чем
	все остальные, лишив Захара и зна-
чительных поступков и ярко выра-
женной индивидуальности. ‘Совсем
неоправданным представлен в фильме
разговор Захара и `Керима на BoKaa-
ле. Лобовой и плоский диалог снижа-
ет значение этой сцены. То же мож-.
но сказать и об эпизоде прихода Гю-
зель к спящему Захару.

Крупная творческая победа Ашха-!
	зель к спящему Захару.

Крупная творческая победа Ашха:”
бадской киностудии заключается B
том, что она добилась успеха в од-
ном из труднейших жанров — жанре
кинокомедии. Мы вовсе не собира-
емся утверждать, что пути советской
кинокомедии определяются жанровы-
Mil особенностями «Далекой неве-
сты». Но мы убеждены в правильно-
сти творческой позиции авторов «Да-
лекой невесты», стремившихся выра-
зить в своем фильме новые качества
нового советского человека.
		Зимой 1941 года советские воины,
	великих предков, остановили под
	фашистских захватчиков, рвавшихся к Москве.
Немецко-фашистские захватчики почти разрушили село Тарутино.
Здесь осталась только девятая часть жилых домов, а вместо улиц

с тенистыми аллеями — заросшие бурьяном пустыри-
По генеральному плану, составленному архитекторами Л. Яку-
шевой и Н. Меркуловым и одобренному колхозниками, село станет

gt Ч
	Кроме большого ко-
построек намечено
	еще краше и благоустроеннее, чем до войны. Кроме 00.
личества жилых домов и производственных построек,
	соорудить новую школу, клуб, гостиницу, комбинат бытового обслу-
живания, медицинский пункт. На нентральной площади около пар-
ка запроектирована постройка здания для филиала Исторического
	музея.
	На фото: перспектива центра села Тарутино.
	Нравы в Ивановской филармонии
	вечеров и совершенно не приспособ-
ленной к проведению серьезных му-
зыкальных мероприятий. .

Второе выступление состоялось в
парке хлопчатобумажников на... тан-
цовальной эстраде. Танцы были пре-
кращены в 22 ч. 45 мин. и только
оставшиеся здесь после танцев стали
слушателями концерта.

После окончания концерта дирек-
тор парка... благодарил нас за то,
что мы сумели «продержаться» на
эстраде 40 минут (!)-

Третий намеченный концерт, `коте-
рого мы ждали с нетерпением, вооб-
ще не состоялся.

«Деятельностью» Ивановской обл-
филармонии следовало бы заинтере-
соваться Комитету по делам искусств.
	_Р. ГЛЕЗЕР, А. ПАЗОВСКАЯ,
артисты Московской государ-
ственной филармонии.
	театра. Его коллектив осталеч в сто-
роне-от жизни, отстал от возросших
требований зрителя, который хочет
видеть на сцене театра не только
классические пьесы, не только па-
мятники старины, но и такие спек-
такли, которые отражают социалисти-
ческий труд советского. человека,
рассказывают о нашем настоящем,
	Директор театра тов. Котовский и
художественный руководитель тов.
Незбненко с молчаливого благосло-
вения краевого отдела по делам HC-
кусств ведут театр по неправильно-
му пути. В этом причина того, что
гастроли театра в нашем совхозе
проходили при полупустом зале.
		Совхоз «Кубань»,
_ Краснодарский край.

Иваново — крупный“ промышлен-
‚ный город, областной центр. Направ-
‚ляясь туда для проведения лекций-
‘концертов, посвященных Римскому-
Корсакову и Чайковскому, мы, арти-
сты Московской ‘филармонии, были
уверены, что местная филармония
(директор А. Васин) тщательно под-
‘готовилась к ним. К сожалению, ока-
‘залось, что площадки не приспособ-
` лены для выступлений, инструменты
‘в плохом состоянии, об организации
зрителя никто не заботится. Лекции-!
концерты были назначены на 3 и 4 ию-
ля, а фактически они состоялись лишь
16 и 17 июля. Это, естественно, сор-:
  вало график наших последующих вы-.
ны В афишах администрация
стыдливо опустила слово ^ «лекция»,

аа к а. м а

стыдливо опустила слово ^ «лекция», ‚
выделив крупным шрифтом сообще-
ние о концерте.  Летняя открытая пло-
шалка ипаока им. 1! Мая оказалась
	Памяти выдающихся художников
	Г. П. Светлицкий, С. М. Прохоров, Е. О. Буковецкий
	‘Новые книги
		Смерть вырвала из рядов украин-
ских советских художников трех ста-
рейних мастеров.

23 июля после тяжелой болезни на
75-м году жизни в Харькове скон-
чался заслуженный деятель HC-
кусств, профессор Харьковского, ху-
дожественного института Семен
‘Маркович Прохоров. 27 июля на
82-м году жизни в Одессе умер ху-
дожник Евгений Осипович Буковец-
кий 98 июля на 76-м году жизни
	скончался народный художник
УССР, профессор Киевского  худо-
кественного института Григорий
	Петрович Светлицкий.
За свою долгую творческую жизнъ
старейшие художники Украины CO3-
	‘дали ряд ярких произведении, укра-
	шающих картинные галлереи и му
зеи ` Москвы, Ленинграда, Киева,
Харькова и других городов Совет-
ского Союза.

С лервых дней советской власти
на Украине Г. П. Светлинкий был
активным строителем советской со-
щиалистической культуры.

Более чем за 50 лет выдающийся
мастер кисти дал сотни произведе-
ний, многие из которых войдут в 30-
лотой фонд изобразительного искус-
ства украинского народа.

Правительство Советской Украины
достойно отметило заслуги Г. П.
Светлицкого в деле развития укра-
инского,; советского изобразительно-
го искусства, присвоив ему почетное
звание народного- художника УССР.

С. М. Прохоров принадлежал к
группе передвижников, был учеником
И. Репина.

На художественных выставках
С. М. Прохоров стал выступать ©
	ГОЛУБОВ (Потапов) В. Танец 1а-
лины Улановой. Ленинградское отдз-
ление Всероссийского. театрального
общества. 170 стр. Цена 16 руб.
	ДАДАШЕВ С. А, и УСЕЙНОВ
М. А. Архитектура Азербайджана.
Издательство Академии архитектуры
СССР (Очерки по истории архитекту-
ры народов СССР). 96 стр. Ценз
8 руб.

ЖДАН В. Советская Армия в кинс-
искусстве. Госкиноиздат, 108 стр.
Цена 5 руб.

ЛАЗАРЕВСКИЙ И. Василий Ва-
сильевич Матэ. 1856—1917. Очерк о
творчестве известного русского гр-
фика. «Искусство». (Массовая биб-
лиотека). 36 стр. Цена 2 руб.
	$3 Грн Главизо Комитета по делам искусств
учреждена Комиссия. для приема произведений
нзобразнтельного искусства, выполняемых по го-
судаэственным заказам. В составе комиссии —
П. Сысоев, А. Герасимов, А. `° Замошкин,
В. Ефанов, М. Манизер, П. Котов, Н. Соко-
лова, Н. Томский, Д. Шмаринов и другие.
	@9 Архитектурная выставка, посвященная
восстанозлению городов, пострадавших от не-
мецкой оккупанин, открыта в ‘парке культуры н
отдыха «Сокольники».
	#9 Комитет по делам искусств утвердил ре-
пэертуарный план Болыного театра Союза ССР
на второе полугодие 1948 года. На основой
сцене пойлут <Борис Годунов» Мусоргского,
«Три толстяка» Сранского, «Садко» Римскогз-
Корсакова; на сцене филиала — «Проданная
невеста» — Сметаны, «Мирандолина» Василен-
ко и «Фауст» Гуно.
	$3 Творчеству и педагогнческой деятельно-
сти народного артиста СССР М. М. Тарханова
посвящена полнометражная картина, заснятая
Московской студней научно-популярных филь-
мов( режиссер В. Юренев). В фильме показы-

Редакционная коллегия:
	1908 г. Его картины <Без хозяев»,
«Возле хаты» были отмечены преми-
ей им. Куинджи. Он — участник
всех советских выставок.

За самоотверженную творческую,
общественную 4H педагогическую
деятельность С. М. Прохоров на-
гражден званием заслуженного дея-
теля искусств УССР и орденом
«Красная звезда». С. М. Прохоров
был членом Оргкомитета Союза co-
ветских художников СССР и членом
правления Союза советских худож-
ников Украинской ССР.
	Е. О. Буковецкий, вступив в 1885 г.
	в Петербургскую академию худо-
жеств, не мог примириться © су-
ществовавитим в ней консерватизмом.
Оставив академию еще до окончания,
Е. О. стал на путь самостоятельного
творчества и вскоре участвует в пере-
движных выставках. Его картины —
«В справочной конторе», «В суде»,
«Аматор-фотограф» —  свидетельст-
вовали о демократической направлен-
ности его творчества, а картина «У бо-
гатого родственника» была высоко
оценена И. Репиным и Вл. Стасовым
за ее выразительность и реалистиче-
скую трактовку темы и была приоб-
ретена для Третьяковской ‘галлереи.
В советские годы Е. О. создал значн-
тельное число реалистических портре-
тов выдающихся деятелей укранв-
ской советской культуры.
	Комитет по делам искусств УССР
организует в Киеве посмертную вы-
ставку произведений народного ху-
дожника УССР Г. Ш. Светлицкого;
заслуженного деятеля искусств ©. М.

Прохорова и художника Е. О. Буко-
вецкого.
	ПЕЛЛЬ В. Г. Рабочая книга осве*
тителя киностудии.  Госкиноиздат,
248 стр. Цена 13 руб.

ПТУШКО А. и РЕНКОВ Н. Ком-
бинированные и трюковые кинос’емки.
Госкиноиздат, 256 стр. Цена 20 руб.

Сборник постановлений, приказов и
инструкций по вопросам планировки
населенных мест и архитектурного
проектирования, Государственное ap-
хитектурное издательство. 296’ стр.
Цена 14 руб.

ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК Т. п.
Театр в моей жизни. «Искусство».
424 стр. Цена 25 руб.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н. Г. Эстети-
ческие отношения искусства к ‘дей-
ствительности. Госполитиздат, 180 стр.
Цена 2 р. 50 коп.
	ваются фрагменты из спектаклей «Горячее
сердие», «Мертвые души», в которых М. Тар-
ханов ‘исполняет роли Градобоева и Собаке-
вича.

#3 В. Шебалин освобожден от обязанностей
днректора Московской Государственной кон-
серваторни им. П. И. Чайковского. Директо-
ром Консерватории назначен народный артист
РСФСР профессор А. Свешников.

< Утвержден новый состав Художествен-
ного совета’ Московской Государственной фн-
лармонии. В него вошли В. Власов (председа-
тель), В. Аксенов, В. Барсова, А. Гаук,
К. Мванов, Д. Журавлев, Н. Иванов-Ралкевич,
Л. Оборин, Д. Ойстрах и пругие,
$9 За долголетнюю плодотворную работу в
области эстрадного искусства Комитет по делам
искусств при Совете Министров СССР об’явил
благодарность заслуженному артисту РСФСР
Н. П. Смирнову-Сокольскому,

< Коллектив Белорусского театра им. Янки
Купалы выехал 3 августа из Москвы в Минск,

Ленинградский театр комедии начинает га-
строли в Москве 18 августа в помещении Teat-
ра оперетты.
				В fee eee I erreurs oe rr
пригодной разве лишь для эстрадных ! хтвенной филармон!

——

Три года одно и то же

Весной 1946 года в клубе ордена   театра. Ero коллектив.

Tw +. ИА. ЗА Е.   teary дж знамя = ATPeTatrt
	Весной 1946 ‘года в клубе ордена
Ленина совхоза «Кубань» гастроли-
ровал Краснодарский краевой укра-
инский музыкально - драматический
театр. Он.показал пьесы украинских
драматургов «Запорожец за. Дуна-
ем»; «Майская ночь», «Цыганка
Аза», «Сорочинская ярмарка», «Най-
мычка», «Ой, не ходы Грыцю, тай на
вечорныци», . «Шельменко-денщик».

Прошло два.года. И вот сейчас в
клуб нашего 2эвхоза снова прибыл
на гастроли этот театр. Но как ни
странно, зрители увидели тот же
самый репертуар. в

Видимо, исторические решения
партии о репертуаре драматических
театров, борьба: всех работников ис-
кусств за обновление репертуара
прошли мимо Кразнодарского укра-
инского музыкально-драматического
	Образцовая кинопередвижка
	дание по киносеансам они выполвн-
ли на 133,9 проц., по количеству об-
служенных зрителей план выполнен
на 131,2 проц. и по. сбору средств
на 102,5 проц. -

На производственных совещаниях
киномехаников тт. Васильев и Пав-
лов делятся опытом работы. Сейчас
все кинопередвижки района перезы-

полняют план.

И. КОВАЛЕВ,
начальник Лужского районяо-
го отдела кинофикации.

г. ЛУГА; Ленинградская область
	На смотре, проведенном Минисгар-
ством кинематографии СССР, звуко-!
вая кинопередвижка Лужского pai:
она Ленинградской области в прозш-
лом году заняла первое место. Кино-
механик М. Васильев и моторист А.
Павлов получили денежную премию
и грамоту. :

Получая награду, тт. Васильев и
Павлов обязались работать еше

— р ЕЕ
	лучше. Слово у них не разошлось с.
делом. Уже в конце июля тт. Ва-
сильев и Павлов рапортовали о зы-
полнении годового’ плана. Годовое за-!
	По слелам неопубликованных пиеем
	Комитет по делам искусств при
Совете, Министров РСФСР, куда бы-
ло направлено письмо т. Сурмилло,
обязал” Управление по делам искус-
ств Мосгориеполкома выделить для
	Озерской музыкальной школы трех
	педагогов из числа оковчивших сто-
личные музыкальные учебные заве-
дения.
		Директор музыкальной школы ®
г. Озеры, Московской области, т.
Сурмилло сообщила ‘редакции, что
работа школы поставлена‘ под угрозу
Из-за отсутствия - преподавателей.
	‚Школа никак не может добиться, что-
]
  Obi ей прислали квалифицированных .
			Московская хроника
		ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
		В эстрадном театре «Эрмитаж» на-
чались традиционные летние гастроли
Ленинградского театра’ эстрады ‘и ми-
ниатюр. В нынешнем году исполняется
10 лет со дня рождения этого театра.
Одновременно отмечается 10-летие
эстрадной деятельности его  худо-
жественного руководителя и актера
Аркадия Райкина.
	Это дает нам основание поговорить
0’тТех художественных накоплениях,
с которыми пришли к своему первому
‘творческому десятилетию театр и ак-
тер.

23-летний Райкин, окончивший. Ле-
нинградский театральный институт, в
течение 4 лет не мог «найти себя».
Актерская работа в Ленинградском
театре им. Ленинского комсомола ему
не удалась — Райкину не давали ро-
лей. Томимый бездействием, он часто
выступал в концертах. ,
	Почти случайный дебют. в качестве
конферансье в ленинградском «Саду
отдыха» принес Райкину шумный ус-
пех и решил его актерскую. судьбу.
Через год’ Райкин так. же лёгко. заво-
евал популярность у москвичей, вы-
ступив в «Эрмитаже».
	С ИНАЯ об эстрадном
конферансье. у -нас ассоциируется
шумная с Я позерство: и са-
молюбование, форсированный звук го-
лоса, неестественная ` походка и т. п.
15—20 подобных конферансье: из. года
в год выступают на советской эстра-
де. К ним привыкли, их каламбуры и
«экснромты» хорошо известны за-
всегдатаям ‘эстрадных спектаклей.
Эти конферанеье в большинетве слу-.
чаев на наших глазах выросли, воз-
мужали и постарели. Дебют. конфе-.
рансье — событие в жизни эстрады;
дебют удачный — тем более. Вот
		ха. Исполнение таких пьес, Kak
«Спальный вагон прямого сообщения»
‘или «Из окон дома», отняло у арти-
ста много сил и не поднялось над
уровнем мастерства среднего тране-
форматора-профессионала.
	Более серьезные недостатки стали
ощущаться. в творчестве: Райкина в
‘самое последнее время. Стоило рань-
ше Райкину подойти к рампе, по-дет-
ски застенчиво улыбнуться, взволно-
ванно вздохнуть, скромно потупив
взор, — и зритель был уже в его
власти. Эти пленительные данные
безотказно служили Райкину в тече-
ние всех-10 лет. Сейчас on Tak же
улыбается, вздыхает, смотрит дет-
ским застенчивым взглядом, но то,
что прежде было юношеской непос-
редственностью, шло от сердца, те-
‘перь подменяется техникой, сцениче-
ским ‘приемом, не `согретым живым
чувством.
	В «юбилейном» представлении «На
разных языках», в целом мало удач-
ном, Райкин создает вместе с- тем
ряд интересных по мастерству номе-
ров.

От шуток и инсценированных анек-
ROTOR,  об’единенных B различные
циклы  («Мз записной книжки»,
«МХЭТ» и т. д.), в которых, несом-
ненно, имеется значительная доля
смеха ради смеха, Райкин перешел к
острейшему публицистйческому жан-
ру — фельетону. Здесь особенно яр-
ко сказалось его незаурядное даро-
вание. Если в фельетоне В.  Мас-
саи М. Червинского” «Мои: со-
временники» Райкин удачно пробовал
свои силы в этом еще новом для не-
го искусстве, то. в фельетонах Вл.
Полякова «В гостинице «Москва» и
«Мечты и люди» он уже показал се-
	‘OA мастером этого жанра, по-своему
чувствующим его особенности, в со-
зершенстве владеющим формой жи-
вого рассказа. 2

Героями фельетона «Мечты и лю-
ди» являются ученые, общественные
деятели и просто советские люди,
берущие пример с верного сына нар-
тии, пламенного мечтателя С. М. Ки-
рова, великого преобразователя при-
роды И. В. Мичурина, выдающегося
ученого К. Э. Циолковского. Подоб-
но им, они готовы отдать все свои
силы любимой Родине, посвящают ей
свои сокровенные помыслы и мечты.
	«Мечты и люди» — фельетон на
положительную тему, в котором ав-
тор стремится отобразить лучшие чув-
ства и качества советского человека.
Обидно, однако, что Пеляков -ради
дешевого. успеха не удержался от
мелких острот, мало подходящих K
политическому фельетону.
	В спектакле «На разных языках»
соответствующее место уделено и
артистам концертной эстрады — вы-
ступают акробаты Т. Птицына и Jt.
Маслюков, жонглер Ф. Савченко
	‘и др. Они не только не потерялись
	‘среди многочисленных интермедий и
‘миниатюр, но даже успешно
соревнуются с ними по исполнитель-
ской линии, пред’являя свое четкое,
завершенное жизнерадостное искус-
ство. :
	После юбилейной премьеры возни-
кает весьма серьезный и тревожный
вопрос—что же в конце концов пред-
ставляет собой Ленинградский театр
эстрады и миниатюр, — театраль-
ный организм или концертный ан-
самбль? Вот он ‘просуществозал 19
лег и претендует на «скромный юби-
лей». Кого же воспитал этот театр,
каковы его заслуги перед искусством
малых форм? Есть ли у него, как го-
ворят, своя «марка», своя «чайка» и
борется ли он за нее? Допустим, что
	завтра выйдет из состава «труппы»
Райкин, и от театра не останется нн-
чего, кроме груды старых афиш #
неиспользованных бланков. А коллек-
тив? — спросите вы. Увы, вместо кол-
лектива имеется 5—6 актеров, суще-
ствующих главным образом для того,
чтобы «обрамлять» выступления Рай-
кина, быть его ассистентами, подавать
ему реплики. Когда же эти артисты
выступают самостоятельно, без Рай-
кина (такие случай бывают), то не-
зависимо от качества ‘исполняемых
ими миниатюр, на сцене’ царят се-
рая скука и посредетвенность, как,
например, в скетчах «Мистер Джинс»
или «На шхуне». Зрители привыкли к
подобной прослойке, смотрят на нее
как на принудительный ассортимент
и терпеливо ждут Райкина.
	Быть театром одного актера, пусть
даже такого талантливого, как Рай-
кин, согласитесь сами, нельзя. Ленин-
градский театр миниатюр, несомненно,
нуждается в срочном пополнении сво-
их исполнительских сил и не менее
срочном отказе от не свойственных
ему функций концертного ансамбля.
	«Я люблю эстраду, — читаем мы в
статье Райкина «Мысли вслух», — я
люблю свое искусство и хочу, чтобы
в Театре миниатюр, которым я руко-
вожу и в котором ежевечерне высту-
паю, был интересный, содержатель-.
ный репертуар, удовлетворяющий ме-
ня как художника и гражданина».

В искренности ‘этих слов никто,
конечно, не сомневается.
	Райкин руководит Ленинградским
театром миниатюр в меру своих сил
и возможностей, своего художествен-
ного вкуса, преисполненный самыми
добрыми намерениями. Но кто же ру-
ководит самим Райкиным? Вот вопрос,
над которым необходимо подумать
Комитету по делам искусств и Ленин-
градской госэстраде, в системе кото-
рой работает Райкин.
	Виктор ЭРМАНС
Oo
	почему первое выступление Райкина
в эстрадном театре «Эрмитаж» при-
несло нам ‘большую радость, которую
испытываешь всякий раз, когда ви-
дишь новое яркое дарование. Райкин
конферировал оригинально и талант-
ливо. Чувствовалось, что он смотрит
на искусство -конферанса’ новыми,
пытливыми глазами, что’ ‘ему претяг
эстрадные штампы, что он ищет че-
го-то ‘нового, своего,

Это`помогло ему быстро сделаться
полным хозяином зрительного зала,
завоевать его-симпатии, стать `обая-
тельным собеседником. Неслучайно
одна из программ Ленинградекого
театра эстрады и`миниатюр называет»
ся. «Приходите, побеседуем». `Райкин
— приятный, умный и наблюдательный
собеседник. Он’ едва’ ли не единет-
венный на нашей эстраде конферан-
све; облалающий дагоценным умени-
ем создавать” обстановку  непринуж-
денной-интимности в любой ‚аудито-
puH.

Олнако говорить о Райкине только
как о конферансье было бы; конечно,
соверщенно несправедливо. Райкин
раныше_ всего блестящий комедийный
актер, мастер сценической миниатю-
ры, заставляющий зрителя ‘не только
смеяться, но и размышлять, думать.

На этом ‚счастливом сценическом
пути Райкина были, естественно, и
отдельные срывы и неудачи.

Как. известно, длительное  увлече-
ние голой, лишенной образов” транс-
формацией не принесло Райкину ни

творческого удовлетворения, ни успе-
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор).
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	ПНаучно-исследовательский институт художественной
промышленности Управления промысловой кооперации
при Совете Министров РСФСР
	ОБ’ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
НА 1948/49 УЧЕБНЫЙ ГОД.

АСПИРАНТУРА ГОТОВИТ:
Г. Искусствоведов -в_ области истории и теории народного искусства.

о

2.  Лудожников декоративного искусства: художественная роспись на папье-маше,
дереве и металле; художественная скульптура: дерево, камень, кость: керамика. rv im

sds AYO
кружево,
	>» кость, керамика;
ковроткачество. кр
	художественный текстиль;
	жественная обработка: металлов;
вышивка. набойка.
	‚ В аспирантуру принимаются лица _не старше 40 лет, имеюш

образование и стаж практической работы по данной спепнально:
Заявления подаются на ямя директора института.

К заявлению необхедимо приложить `слелующие локументы:

а Роба: ЗЕ ЗТОРНСТИКУ С, последнего ‘места, работы,
бот или композиций в области избранной специальности и 4 oy
сутствии научных работ прелставить реферат ‘на тему ‘по соглас:

Приемные испытания по курсу «Основы марксизма-ленинизма»,
иплине и по одному из иностранных языков nnoRennnaree,

НО ВСЕМ СПРАВКАМ ОБРАЩАТЬСЯ В ИНСТИ
ул, СТАНИСЛАВСКОГО, д. 7; ТЕЛ. К 4-06-06 ИЛИ
	нмеющие законченное высшее
нальности не менее 9 лет.
	енты: диплом 06 окончания
места работы, список научных pa
ности и 4 фотокарточки. При от-
‘My по согласованию с институтом.
ма-ленинизма», по специальной днс-
производятся с 15 по 30 сентября
	ТУТ ПО АДР ECY: MOCKBA,
К 0-22-00 доб.

Министерство кинематографни CCCP ¢ глубоким прискорбием из-
вещает о смерти старшего’ редактора киностудии «Союздлетфияьм»
	AK. Ne DEM,
	Юрия Николаевича. ГРОМОВА
	и выражает соболезнование семье покойного.

Адрес редакции в издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отлелы театра, музыки, изобразительных искусств,
	Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7.
	KEHO — ВБ 5-45-12; издательство — К 1-48-98.