>

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО — == _—_—_——=—

К СПОРАМ О НАТУРАЛИЗМЕ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ.

АМЕТКИ ЖИВОПИЕС
	>

Б. ИОГАНСОН
>

живое «мясо» своего образа. и уже
своим ‘талантом. своей — мыслью
	олухотворяет это «мясо». преврашая
его В образ. Так поступали весе ве-
ликие Мастера реалистического  ис-
кусства прошлого, создавшие незабы-
васмые произведения.

Мы, советские художники, pa6o-
тающие под лозунгом социалистиче-
ского. реализма, конечно, не являемся
«Иванами, не помняшими родства», С
величайшей любовью и уважением
относимся мы к реалистическому ху-
дожественному. наследию. Реалисти-
ческий метод испытан веками, и все
большие художники-реалисты, по <у-
ществу, едины во взглядах на приро-
ду, ибо реализм — ‘единственный ме-
тод, способный полнокровно отразить
жизнь во всех ее проявлениях. Вели-
уив о хуложники-беалисты Тициан,
	кие художники-реалисты  зазван,
Веласкез, Рембрандт, Вермеер, Кур-
бе. Репин, Суриков писали единым
	реалистическим методом. Этим мето-
дом, развитием его они выражали
разные идеи, соответствующие той
	или другой эпохе. Но в том-то и
заключается сила реализма, что, даже
будучи представителями разных
	эпох, передовые художники неизоеж-
но выносили приговор реакционным
идеям своего времени, отражая про-
грессивные идеи своего народа. Ре-
пин и Суриков были художниками,
	предельно ярко отразившими свою
SHOXY., И нет никакого основания
упрекать советских художников B
	подражании Репину и Сурикову за
их стремление овладеть реалисти-
ческой формой.

Мы принимаем все новое, когда оно
органично, и отметаем всех горе-нова-
торов, спекулирующих на новаторет-
ве только потому, что они хотят най-
ти во что бы т% ни стало себе место
в искусстве. Эти люди понимают, что
в силу своей малограмотности и ма-
лой одаренности им иначе не удер-
жаться в мощном потоке социали-
стического реализма, так как овладе-
  ние реализмом—дело слишком труд-
  ное и требует огромных сил, мастер-
  ства, таланта,

Натуралистический подход сущест-
венно отличается от реалистического
отсутствием цельности мировоззрения,
отсутствием идейной направленности.
Натуралистическое кредо заключает-
ся в утверждении, которое последо-
ватели этого направления целиком
или же отдельными тенденциями
своего творчества выражают: «Мы
изображаем жизнь так, как она есть,

не преувеличивая и не преуменьшая.
Е отказываемся от оцелки, пусть

зритель сам разбирается и дает оцен-
ку. Мы наиболее‘ правдивы, мы не
тенденциозны». Конечно, натурализм
  теснейшим образом  сплетаетсея <
формализмом. Взгляды на искусст-
	деленной среды, определенного вре-
мени. Он выступает перед нами, как
единичное явление; со множеством
личных, присущих этому челозеку
черт характера. И в то же время в
этом единичном. отдельном явлении
воплошены законы всеобщие, Зада:
ча художника и специфика его рабо-
ты в том и состоят, чтобы  индиви-
дуальное, единичное было проявле-
нием всеобщего, чтобы личные черты
героя и его поведение собтветствова-
ли характеру и повелению той с0-
циальной среды; к ‘которой он’при*
надлежит. Типизация —= это отбор
самого существенного, характерного,
это отражение внутренних тенденций
развития. 7 з =.

На последней выставке; посвящение
ной 30-летию Совётской Армии, по-
явилась отличная картина Кукрыник-
сов «Конец». В ней художники по-
казывают не только кочец Гитлера,
поражение, катастрофу, постигшую
маниака, но конен всей ДЬЯяволЬской
гитлеровской машины, конец. герман-
ского фашизма.
	— Ошибки, совершаемые некоторыми
советскими художниками,  происхо-
AAT OT того. чтогследуя естествен-
	ному желанию возвысить образ. героя,
	придать ему пафос, торжественность,
	они упускают живые, ему присущие
черты, выхолащивают живое, KOH-
кретное. Отсюда омертвение образа,
потеря убедительности, Требова-
ния декоративности законны, когда
речь идет`о болыших,  монументаль-
ных произведениях. Нетрудно в#-
деть, что в этом случае интимное,
	личное обаяние образа часто стирает-
ся пафосом резко выраженных
страстей. но в станковой скульптуре
и живописи это недопустимо Bee
обаяние станковой скульптуры за-
ключается именно в животрепещущей
форме, выражающей образ. Здесь мы
можем назвать ряд станковых
скульптур Манизера, обвинив его В
стилизаторских наклонностях, выхо-
лашивающих живую форму. Иногда
же, напротив. в произведениях наших
художников личное, частное  засло-
няет типическое.

Великие художники - реалисты
прошлого, угадывая диалектику елди-
ничного и всеобщего в жизни, сти-
хийно отразили ее в своих  произве-
дениях.

Советский художник, воспринимая
все совершающееся в нашей действи-
тельности, откладывает в своей ху-
дожественной памяти образ советско-
го человека, и чем глубже он изуча-
ет жизнь. чем болыше ‘он размыш-
ляет о ней, тем ярче этот образ вы-
рисовывается в его сознании и тем
настойчивее требует своего воплоще-
ния. Реалистическое кредо заклю-
чается в том. что главным источви-
ком, главным творческим  материа-
лом для художника является дей-
ствительность, натура. Художник
изучает жизнь, у него складываются
	представления oO ней. Он находит
	представлению
о выражаясь,
	отвечающую своему п
натуру. Находит, грубо
	смысле отрицания  тенденциозности,
идейности в искусстве одинаковы.
Но каждый честный художник, став-
ший на путь  социалистического ре-
ализма, открыто и прямо говорит:
«Да, я тенденциозен, я потому тен-
денциозен, что я советский человек.
А каждый советский человек тенден-
циозен потому, Что тенденция Halla
это великая идея построения KOM-
мунизма, и служению этой идее мы
отдаем все свои силы, свой труд».
Труд наш радостен, у нас есть чем
гордиться.  Упадочнсе безидейное
буржуазное искусство Западной Ев-
ропы и Америки часто отказывается
или скорее делает вип, что отказы“
вается от тенденциозности. Причина
проста: у него действительно нет
идей, которые можно было бы от-
крыто высказать, и вместе с тем нет
другой ‘цели, кроме одурманивания и
порабощения масс. Сознавая это, ка-
питализм, естественно, всюду и везде
борется против. передового идейного
искусства в расчете на то, что пусть
уже лучше будет в искусстве. «ни-
что». нежели такое «нечто», от кото-
рого ему не поздоровится. В совет-
ском изобразительном искусстве  на-
турализма и формализма как опреде-
ленного направления, на мой
взгляд, нет wake в скрытом
виде. Есть только натуралистические
и  формалистические тенденции, C
которыми мы боремся и надеемся, что
окончательно ликвидируем их.
Художник-реалист принимает приро-
ду, как единственный источник зало-
женных в ней необ’ятных, неистощи-
мых эстетических ценностей. Аксиома
реалистического искусства — нераз-
рывность, единство формы и содер-
жания. Безусловно неоспоримо тб,
что нельзя рассматривать  изолиро-
ванно форму от содержания. Но
это совершеняс не значит, что ‘нель-
зя вообще говорить о таких элемен-
тах формы, как цвет, свет, ритм, ли-
ния. силуэт, светотень, — элементах,
	способствующих наиболее  вырази-
тельному воплощению идеи. Поэтому,
оценивая художественное произве-
	дение и исходя в первую очередь из
содержания картины, критик, раз-
‘бирающийся в живописи, может и
‘должен говорить именно об_ эстетике
реалистической формы.

Начинающий живописец, еще не
освоивший законов реалистической
фармы. сталкивается CO многими
	Начинающий живописец, еще не
формы, сталкивается CO многими
трудностями. Вспомним свои. перво-
начальные шаги, когла мы впервые
самостоятельно пытались писать ©
нагуры, скажем, простейший  натюр-
морт. Мы, конечно, не имели тогда
настоящего понятия об общем, о том,
что общему мы лолжны подчинять
детали. Мы добросовестно копирова-
ли натуру. У нас получалось похоже
после того, как мы доходили до седь-
мого пота, но получалось не . так
живо и красиво, как у болыших о ма-
стеров. И до тех пор мы мучились,
чувствуя, что делаем не то, пока не
		во натуралистов и Фформалистов в 1 рый обяснял нам, почем нас не
yy
	., °°
A. BYBHOB
o

помогали бы ему в жизни, борьбе и
труде, мы, советские художники,
	должны понять, где таятся опасно>
сти, которые угрожают нашему ис-
кусству и с которыми мы обязаны
бороться.

Различные формы отхода от реа-
лизма, собственно говоря, фастут из
одного корня — из отсутствия це-
лостного восприятия мира. Целостное
же восприятие мира — это стремле-
‚ние к идейно-направленному понима-
нию единства формы и. содержания.
Если этого нет — возникает опас-
‘ность всяческих «измов».
	  Иному художнику нечего сказать
‘своему зрителю. Его не тяготят HH-
‘какие идеи, и он ставит перед собой
‘одну несложную задачу — решает
‚ два-три цветовых отношения на не-
 брежно сделанном уродливом рисун-
  ке. Делается это с весьма серьезным
‚видом и без всякой связи с жизнью.
 `Впоследствии появляются критики и
художники, которые с не менее серь-
езным видом находят в этой мазне
несуществующие положительные ка-
чества.
	Другой художник, тоже не «обре-
мененный» идеями и мыслями, берет
первый попавшийся кусочек жизни и
рабски копирует то, что находится у
него перед глазами, с одинаково ту-
пым усердием нанося на полотно как
нужные, так и ненужные подробно-
сти. В результате получается жалкое
подобие дейстзительности © невыра-
зительным рисунком. беззвучным цве-
том. Е

Есть У нас и такие художники, ко-
торые считают, что лучшая манера
нисьма — это манера старых MacTe-
ров, и они старательно копируют эту
манеру со всей вековой патиной и
потемнением красок. Некоторые ху-
дожники уверены, что если они из-
брали значительную и нужную тему,
их произведение не подлежит крити-
	ке. Поэтому они беззаботно  отно-
сятся к качеству выполнения.
	Такие художники не видят пол-
линной большой жизни, не замечают,
что над ними голубое небо, что их
окружают живые ‘люди, их современ
ники. Они не вспоминают о прошлом
и не мечтают о прекрасном будущем.
	Художник В. Н. Яковлев пользует-
	ся репутацией крупнейшего мастера.
Но в Чем же его мастерство? В том,
что он подражает старым, почернев-
	шим от времени картинам? Его, как
подражателя - стилизатора,  интере-
суют- не мысли и чувства человека.
	Эрмитаж восстанавливается
	рых частях даже шести-и семиэтаж-
ное. Сейчас пришлось ликвидировать
множество всевозможных надстроек,
антресолей, перегородок, число ком-
нат во дворце доведено до 550.
Реставрируемые залы Зимнего
дворца предназначены для размеше-
ния экспозиции самого мололого в
	Эрмитаже отдела — истории pve KO
	культуры. Злесь же будут экспониро-
ваны собрания отдела истории и ис-
кусства народов Востока.
Заканчиваются работы по восста-
новлению Иорданской лестницы Зим-
него дворца. Хуложникам пришлось
	заново возрождать POCHHCH Ha потол-
ках по рисункам, найденным в архи-
вах.

Созланный известным руеским
	озданныи - известным  руескем
скульптором Александром Теребенг-
	ИДЕЙНОС
	которого он пишет, а лишь его одеж-
да и тело. Его интересует не худо-
жественный образ, а лишь музейный
способ обработки поверхности хол-
ста. В его картинах нет жизни. Пер-
сонажи его произведений, будь то па-
же лучшие люди нашей страны
(«Бой в сальских степях», «Путина»,
«Охота»). независимо от того,
	«Охота»), независимо OT того,
нахолятся ля они в помещении или на.
	воздухе, производят одинаково › гне-
тущее впечатление своими  черно-
коричневыми тенями:

Вместе с музейной манерой Яков-
лев перенес в свои картины видение
жизни и социальную сущность ста-
рых, часто второстепенных мастеров.
Трудно поверить, что эти картины
писались нашим современником.

У Яковлева есть последователи и
ученики. В своей статье «Главная
опасность — формализм» К. Ситник
спрашивает т. Сажина, кого он имел
в виду, говоря а последователях В.
Яковлева, — уж не Лактионова ли?
	Думаю, что да! Именно „Лактионо-
ва, Шербакова, Грицая и других
учеников Яковлева.
	Было бы неверным отрицать неоо-
ходимость изучения работ старых
мастеров. Копирование этих произ-
ведений — замечательный способ
изучения. Но состоявшаяся недавно
в МОССХ выставка работ учени-
ков и последователей В. Яковлева
показала, что. у этой группы худо-
жников изучение превратилось в не-
критическое подражание. И это при-
вело их к утере чувства современ-
HOCTH.
	У нас часто говорят о необходимо-
сти овладеть ремеслом. Против это-
го. спорить нельзя. Но для художни-
ка высокое ремесло — это средство
	для воплошения болыших  творчес-
ких замыслов. Одно ремесло, без
идеи, без страсти, — мертво. А в.
	работах упомянутой выше группы
художников налицо холодное, бес-
страстное ремесло. В их произвеле-
ниях мы не ощущаем окружающей
нас- социалистической  действитель-
ности. И это преподносится как ре-
ализм! Нет, это не реализм. Худож-
ник-реалист — это прежде всего
‘гражданин, активно участвующий
своими творениями в построении но-
вой жизни, разговаривающий со сво-
ими современниками на современном
языке, а не на языке предков.
	То же происходит и с художнн-
ком А; Ромасом. В своих последних
произведениях, где он подражает
манере перовского письма, Ромас те-
ряет чувство современности. Учиться
У классиков русской жизни вовсе не
означает разговаривать языком, на
котором об’яснялись наши ‘предки
сто лет назад. Прежде всего мы
учимся у мастеров прошлого соответ-
ствию их идейных замыслов и их
	был во время войны поврежден зр-
тиллерийским снарядом. Сейчас вос-
станавливается первоначальный облик
карниза и лепки.
	Парапет вокруг крыши Зимчего
дворца украшают статуи, чередую-
щиеся с вазами. Эти скульптурные
произведения, поврежденные оскол-
ками снарядов, также реставрируют-
ся.
	После полной реконструкция Эрми-
тажа общее количество выставочных.
зал достигнет 370. Музей булет за-
нимать площадь в 6 раз большку:о, чем
	до Великой Октябрьской соцналисти-
ческой революции. Если раньше по-
сетитель, чтобы осмотреть экспозиции,
должен был пройти.20 километроз, то
в дальнейшем для осмотра коллекций
понадобится пройти около 30 клм.

‘Порочный стиль.
руководства художниками
	_ (Письмо в
	редакцию)

ответственный секретарь Оргкомите-
та В. Журавлев. — Мало нас — не
успеваем..,
	Может быть, действительно Мало
работников в Оргкомитете? Но тогда
тем более необходимо было привлечь
широкий общественный актив и опи-
раться на него в повседневной рабо-
те. Сделать это было нетрудно, Под
боком у Оргкомитета находится са-
мый крупный союз художников—
Московский. Но Оргкомитет прене-
брег работой с активом. Не обоснова-
ны, кстати, и жалобы на малочислен-
ность работников. Пленум Оргкоми-
тета, состоящий из 38 человек, имеет
свой президиум из 17 человек. Прел-
седатель Оргкомитета А.’ ` Герасимов
имеет двух заместителей и двух
штатных ответственных секретарей.
Но беда-то в том, что к практической
‘работе привлекается лишь неболь-
`шая избранная группа людей.
	Оргкомитет не только плохо ру-
коволит периферийными союзами: Не
ощущают его помощи даже < -
мые крупные союзы, например, Ле-
нинградский. Еще ни разу работа
этого огромного коллектива не была
‘подвергнута Оргкомитетом широкому
общественному обсуждению. Еще
‘хуже обстоит, дело е руководством
Московским союзом. Уже < самого
начала существования Оргкомитета
между ним и Московским союзом
сложились нездоровые отношения.
Теперь же эти отношения вылились
в групповую беспринцинную борьбу-
Члены Оргкомитета, одновременно
являющиеся членами правления
`МОССХ; не ведут никакой работы
в правлении. В оценке творчества
художников не допускается никакая
иная точка зрения, кроме той, какую
высказывает руководство Оргкомите-
та. Потому-то, очевидно, и происхо-
дят бесконечные конфликты с прав-
’лением Московского союза. Расхож-
`дение и отсутствие ‘единой линии ка-
‘сается не только практически-органи-
‘зационных но и принципиально-
творческих вопросов. -

С момента создания Академии ху-
 дожеств СССР Оргкомитет ‘факти-
`’ чески растворился в ней, и сейчас
уже не представляется возможным
найти границы между этими двумя
’ совершенно различными по своему
назначению учреждениями.
		В силу создавшейся в Оргкомитете
обстановки семейственности и взаим-
ного захваливания здесь не было 4
не могло быть действенной критики
и самокритики. Критику и самокря-
тику здесь просто-напросто изжива-
ют. Были случаи, когда на пленумах
Оргкомитета раздавались недоволь-
ные голоса. Хотя и робко, но подвер-
галась критике работа Оргкомитета,
высказывались предложения. Но за-
канчивался очередной пленум, пред-
ложения и пожелания тут же забы:
вались, а в отношении людей, осме-
лившихся критиковать работу Оргко-
митета, делались оргвыводы вплоть
до лишения их работы.
	Творческие дискуссии, вокрывзю-
щие недостатки, безусловно  способ-
ствуют улучшению всей творческой
работы. Но у руководителей Оргко-
митета на этот счет другая ‘точка
зрения. Насаждая чинопочитание и
угодничество, Оргкомитет, при попу-
стительстве Главизо Комитета по де-
лам искусств, пренебрегает обсужде-
нием наболевших вопросов.
	Оргкомитет пытается всячески изо.
лировать основную группу критиков,
лишить ее возможности выступать в
печати. А. Герасимов окружил себя
такими критиками, как `Лобанов, Со-
кольников, Машковцев. За 9 лет эти
люди не проронили ни одного крити-
ческого слова, ни одного замечания в
адрес своих руководителей. Оргкоми-
тет сделал все, чтобы не об’единить
а раз’единить критиков, Об’единения
критиков нет до сих пор. Так и жи-
вут сами по себе изокритики Москвы,
Ленинграда, Украины, Грузии и т. д.
На пленумах Оргкомитета ни разу не
ставились вопросы о состоянии кри-
тики и теории искусства. Смешно ска-
зать, но при обсуждении ` постановле-
ния ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели
«Великая дружба» на заседание Орг-
комитета не были допущены ни пред-
ставители печати, ни критики, ни
художественная общественность. И,
конечно, нельзя признать, что это об-
суждение важнейших документов,
прямо касающихся и художников,
было проведено в демократическом
духе.

Этой же нетерпимостью к критике
об’ясняется и болезненная реакция ру-
ководителей Оргкомитета на дискус-
сию о натурализме в живописи и
стремление смазать ее значение.

Олна из причин того, что Оргкоми-
тет оказался неспособным возглавить
движение вперед нашего  изобрази-
тельного искусства, заключается в
том, что руководители Оргкомитета
оторвались от массы художников, не
прислушиваются к их голосу. Творче-
ский Союз художников превратился
в замкнутую группу, которая не в <о-
стоянии ‘осуществлять правильную
партийную линию в советском изобра-
зительном искусстве.

Художники И. ТИТОВ,
			ясное об’яснение того. как. создается
реалистическая форма, дал Констан-
тив Коровин, отсылавший смотреть
в Музеях работы Александра Ивано-
ва. Он говорил, что все в. природе
цельно и подчинено друг другу.
Познать детали можно, иля только от
целого, а выявлять детали нужно,
помня все время слово «разница»,

Мне кажется что характер  твор-
чества, манера; метод Y художни-
ков-натуралистов целиком связаны с
их мировоззрением:  абсолютируя
единичное. они, создавая свое произ-
ведение, придают каждой детали
равноценное, самостоятельное  значе-
ние, отрывая ее от целого.

Это совсем не значит, что нельзя
выписывать каждую малейшую де-
таль. Мы знаем, как писали голланд-
цы, как писал Гольбейн, но тем не
менее каждое движение их кисти бы-
ло подчинено целому.

Натуралистические тенденции’ ярко
выражены в портрете красноармейца
с перевязанной рукой работы худож-
ника Лактионова, экспонированного
на выставке  «30-летие Советской
Армии». Лицо портретируемого абсо-
лютно выпадает из общего тона. Co-
вершенно ясно, что художник не
представляет себе единства и гармо-
нии целого в тональности. ,

-Я привел несколько примеров из
творчества советских художников
только потому. что они первые при-
шли мне в голову и иллюстрируют в
какой-то мере мои высказывания. Не-
сомненно, можно ‘привести гораздо
болыше примеров.

Конечно, к реалистическому- мастер-
ству ведет крепкая, верно направлен-
ная школа. Поэтому нам кажется, что
начинающий студент, у которого еще
не открылись глаза на действитель-
ность и который робко, скрупулезно
копирует натуру, не так грешен, как
тот. кто заражен формалистическими
	вывертами. Из первого можно сд.
	лать художника-реалиста, из второго
значительно труднее, даже если он
будет к этому стремиться.

Задача всей семьи советских ху:
дожников, задача критики вскрывать,
ошибки художников, исходя из прин-
ципов марксистской эстетики. Но,
вскрывая их, нужно любить совет
ское искусство. Есть приемы крити-
ки недопустимые, Я был удивлен,
например, когда такой орган, как
«Комсомольская правда», вместо то-
го чтобы высказать те или иные
несогласия со статьей К, Ситника,
употребил по его адресу такое ос-
корбительное выражение, как
«холуй». Вряд ли это способствует
воспитанию молодежи.

Если мы будем едины в понимании
главного—в понимании. задач соци-
алистического реализма, нам не
страшны несущественные расхожле-
ния. Если мы будем помогать друг
другу товарищеской критикой, то
легче преодолеем трудности, стоящие
на пути развития советского искусет-
ва.
		Деятельность советских людей
пронизываёт единая благоролнейшая
идея, которая когда-либо существо-
вала у человечества, — идея комму-
низма.

Во имя ее живут и творят со-
ветские художники. Они владеют мо-
гучим средством воспитания, непос-
редственно воздействующим на лю-
дей. Не ясно ли, что люди искусст-
ва должны стоять на очень высоком
уровне культуры. Но этого еще мало.
Художник, служитель искусства,
должен быть большевиком по су-
ществу своему, должен иметь боль-
шевистское сердце. Овладевая марк-
систской идеологией, он должен вос-
питывать и свои чувства. Только тог-
да он сможет создавать подлинно
партийное искусство. ,

Служение великой идее коммуниз-
ма требует от художника непрерыв-
ного совершенствования. Путь к та-
кому совершенствованию лежит че-
рез развитие критики. и самокритики.
Пусть критика эта будет резкая, но
если в ней есть доля правды, настоя-
	щий болыневик примет ef. A MBI,
художники, — нечего закрызать на
это глаза. — иной раз болезненно
	себялюбивы. Мы нетерпимы порои к
критике и вместе с тем блажечно мле-
ем, когда нам поют дифирамбы. До-
стойно ли это мужественного челове-
ка, человека нашего советского вре-
мени? .

Несмотря на совершенно четкие
указания, содержащиеся в постанов-
лении ЦК партии о музыке, `опреде-
ляющие отношение к формализму и
натурализму, наши искусствоведы
еше очень Часто путано комментиру-
ют эти вопросы.

Гениальное ленинское определение
процесса познания, однаково -OTHOCA-
щееся как к науке,.так и к искусст-
ву. гласит: «От живого созерцания к
абстрактному мышлению и от него к
практике...». Первый момент твор-
ческого процесса у художника—это
живое созерцание. Художник наблю-
дает сырой материал действительно-
сти, затем ‘осмыюливает виденное из
множества отдельных явлений жизни,
сплошь да рядом случайных, выбира-
ет существенное и типичное. Иными
словами, происходит процесс обобще-
ния. Ленин указывал: «..уже самое
простое обобщение... означает позна-
ние человека все более и более глубо-
кой об’ективной ‘связи мира».

Значит, образ есть обобщение, он
раскрывает сущность, т. е. формули-
рует общее в виде единичного. «Об-
mee, — пишет Ленин, — существует
лишь в отдельном, через отдельное.
Всякое отдельное есть (так или ина-
че) общее. Веякое общее есть (час-
тичка или сторона или сущность) от-
пельного. Всякое общее лишь  при-
близительно охватывает все отдель-
ные предметы. Всякое отдельное н®-
полно входит в общее и т. д., и т. д.».

Образ индивидуален. Образ чело-
века, например, является как бы дей-
ствительным, реальным, конкретно
существующим представителем. опре-

Статья Н. Сажина «Против натура-.
лизма в живописи» («Комсомольская
правда» от 6 июля 1948 г.) вызвала
среди деятелей изобразительного ис-
кусства живые творческие споры.
Художники и критики обсуждают во-
просы, связанные с дальнейшим раз-
витием нашей’ живописи, стараясь
вскрыть причины ее ведостатков.

И не только деятели изобразитель-
ного искусства, но и представители
самых различных слоев советской ин-
теллигенции горячо заинтересовались
вопросами, поднятыми в печати, желая
разобраться в ошибках, которые со-
вершают наши живописцы, стремясь
двинуть вперед советское изобрази-
тельное искусство.

Сама дискуссия создает благопри-
ятную обставовку для развития кри-
тики и самокритики, при помощи ко-
торой нужно до конца выявить все
причины, мешающие росту изобрази-
тельного искусства. И уж кто, как
не Оргкомитет Союза советских XY-
дожников, призван возглавить это до-
брое дело.

Однако на деле получилось инач®.
Оргкомитет не сумел использовать
дискуссию для улучшения всей с7-
стемы руководства работой хулож-
никоз. Руководители Оргкомитета
А. Герасимов, М. Манизер, Г. Ряж-
ский, В. Лобанов и В. Журавлев нэ
только не способствуют, развитию
дискуесии, ‘но, прямо скажем, чинят
препятствия в ее проведении. Иред-
седатель Оргкомитета А.. Герасимов
не явился на собрание в МОССХ,
руководство Оргкомитета в целом не
	сочло нужным выступить на AHMCKYC-
	сии. Не потому ли так ведет себя
Оргкомитет, что резкой критике нол-
вергается как творчество, так и прак-
тическая работа членов Оргкомитета?
Но лело не только в том, что руко-
водители Оргкомитета в своей  пов-
седневной практической деятельносги
смазывают борьбу с натурализмом.
Дело еще и в том, что вся работа
Оргкомитета, в конце концов, екла-
дывается таким образом, что она ужз
не способствует дальнейшему разви-
тию изобразительного искусства. Не
случайно, что на дискуссии, в высту-
плениях художников и критиков, В
их письмах в редакцию неизбежно
ставится олин и тот же вопрос—вол-
	рос организации и: руководства твор-.
	ческой работой художников.
И в самом деле, нельзя рассматри-
	вать творческую работу в отрыве от
	организационной, нельзя бороться ©
	ошибками и антинародными явления-
ми в искусстве беспредметно. Вот по-
чему в процессе дискуссии многократ-
но поднимается вопрос и о содержа-
нии работы Оргкомитета. Художники
считают, что пришла пора серьезно
поговорить о крупных ошибках вра-
боте своего руководящего органа,
Девять лет сушествует_ Оргкоми-
тет Союза советских художников. Он
был создан для об’единения разроз-

‚ ненных творческих союзов‘и с целью

+

подготовки Всесоюзного с’езда ху-
ложников. Ввиду того, что сезд не
был созван, Оргкомитет, естественно,
стал руководящим органом, призван-
ным направлять всю работу твор-
ческих союзов художников в нашей
стране. У нас нет, пожалуй, ни од-
ного областного центра, где не суще-
ствовали ‘бы союзы художников. Но
что знает Оргкомитет о жизни итвор-
честве художников, работающих Ha
периферии? Только самые крупные
творческие об’единения Москвы, Ле-
нинграла, Украины, Белоруссии, Гру-
зии, Армении и Прибалтийских рес-
публик участвуют время от времени
на государственных выставках. Но
остаются почти неизвестными произ-
ведения художников, живущих и ра-
ботающих в таких значительных цен:
трах, как Саратов, Куйбышев, Уфл,
Киров, Ярославль и ap. `Оргкоми-
тет, призванный организовать вокруг
себя массы художников, фактическая
ничего не сделал, чтобы не дать за-
глохнуть самобытным национальным
традициям этих школ. В Уфе, где
работал Нестеров, в Казани, из ко-
торой вышло много передовых совет-
ских художников старшего поколе-
ния, в Кирове, где создавало свой
произведения Рылов, сейчас растеря-
ны кадры, заглохла общественная
жизнь художников. Да и как ей не
заглохнуть, если Оргкомитет о пери-
ферийных художниках знает больше
понаслышке! Руководящие работники
Оргкомитета мало бывают на пери-
ферии. Все непосредственное  новсе-
дневное руководство ‹ периферией в
Оргкомитете сосредоточено в руках
двух референтов. Нетрудно себе пред-
ставить, как они руководят сою-
зами художников. Годами сидят эти
люди, прикованные к спискам, и все
свое руководство, в сущности, сводят
к регистраций существующего поло-
жения. я :

При такой «системе» руководства
не приходится серьезно говорить, о
том, что Оргкомитет знает и изучает
искусство и кадры периферийных
художников. Какая уж тут система,
если утверждение членов Союза ху-
дожников зачастую происходит в
Оргкомитете на основании... ‘фотоко-
mai произведений, которые, конечно,
ни в какой мере не характеризуют
квалификацию художника.

— Из-за малочисленности работ-
ников нам не удается во всей полно-
те постигнуть суть дела, — заявляет
	В выставочном зале Союза совет-
ских художников СССР. 11 августа
открылась выставка произведений
ученика И. Шишкина, мастера рус-
ского реалистического пейзажа
Н. Хохрякова, двадцать лет со дня
смерти которого исполняется в теку-
шем году.

На‘ выставке‘ представлено около
100 работ. Большинство экспонатов
принадлежит Кировскому ‘ художест-
венному музею, хранителем картин-
ной галлереи которого почти до KOH-
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Художники
Армении выехали на новостройки и в
колхозы республики. Они пишут здесь
картины о строительстве, портреты
стахановцев, Героев Социалистическо-
го Труда. Группы художников работа-
	РОСТОВ-на-ДОНУ. (Наш  kopp.).
В ростовском салоне Северо-Кавказ-
ского ‘отделения Союза советских ху-
ложников организована выставка ра-
	бот талантливого художника дона,
одного Из виднейших Мастеров pyc-
ской пейзажной живописи — Н. Ду-
	бозского, .
Искренне и горячо любил чудесную
	приролу и людей своего родного
края Н. Дубовский, Немало ярких
картин посвятил ‘он’ Дону. Среди них
	особенно в «Курган в ете

жение с формализмом, стычки ©. вим
еще неоднократно будут. Нельзя за-
крывать глаза на то, что влияния
растленной буржуазной идеологии
еще чувствуются в творчестве неко-
торых художников. Но мы боремся
за социалистический реализм и не
допустим, чтобы в нашей борьбе ©
формализмом третьими радующими-
ся были натуралисты.

В нашей стране жизнь идет семи-
мильными шагами вперед. С каждым
голом повышаются требования. совет-
ского народа к работникам искусств.
То, что создано нашими художника-
ми, как бы ни было оно значительно,
не сможет вечно удовлетворять со-
ветского зрителя, который тоже неиз-
меримо вырос и будет расти’ дальше.
В своем стремлении к совершенство-
	ванию мы должны равняться че про-.
	сто на хорошее искусство, а на такие
	высокие образцы, как Суриков, Pe-
пин, Ал. Иванов, Федотов, Левитан,
Серов. Рембрандт, Тициан, Микель
	Анжело, Веласкез: Но для этого мы
должны ясно видеть цель и знать,
что мешает нам на этом благородном
пути:
	Y нас много спорят о том, что яв-
ляется главной опасностью в изо-
бразительном искусстве — форма-
лизм или натурализм. Мне кажется,
что опасность прежие всего кроется
в наличии безидейности, в низком по-
литическом сознании некоторых ху-
дожников, в холодном и равнодуш-
ном ремесленничестве.

Что характёрно для подлинно вели-
ких произведений? То, что в них пла:
стические средства выражения по-
ставлены на службу эмоциональ-
ному претворению больших мыслей
художника, Такое произведение обя-
зательно несет большую идею, в нем
есть свое литературное повествова-
ние. Стройной и убедительной компо-
зицией хуложник из окружающей
его жизни отбирает только то, что по-
могает ему выразить его замысел и
передать его чувства. Он берет все
типическое и отметает все случай-
ное. Замечательный рисунок и пре-
красное цветовое и световое разре-
шение тоже не есть что-то. обособ-
ленное, а служит выражению идеи и
замысла автора. Художник  расска-
зывает своим зрителям об интересном
и нужном явлении выразительным и
впечатляющим языком. Но, чтобы со-
здать такое произведение, художник
должен уметь мечтать. Мечтать не
беспредмеётно, витая в облаках, а на
основе реальной жизни и в интересах
улучшения этой жизни. И такое про-
изведение найдет отклик в сердцах
зрителя, взволнует его, будет вооду-
шевлять его на подвиг, на труд, Ha
благородный поступок.

Во имя создания таких произведе-
ний, которые были бы любимы наро-
дом, будили бы его лучшие чувства.
	ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.). Госу-
дарственный Эрмитаж — один из ве-
мичайших музеев мира. Ныне он зави-
мает 4 здан:я: Зимний дворец, Малый
Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Эрми-
тажный театр. Связанные между со-
бой переходами и арками, эти здания
представляют одно художественное
целое.

Поврежденные в дни блокады вра-
жеским обстрелом _ здания. Эрмитажа
ныне усиленно  восстанавливаются.
Вошедший в состав Эрмитажа Зимний
дворец будет реконструирован.

— На ремонт и реконструкцию зда-
ний, — рассказывает главный архя-
тектор Эрмитажа А. Сивков, — а2-
сигновано около 65 миллионов руб-
лей. Здание, спроектированное Pat-
трелли в 3 этажа, впоследствии пре-
	Формы. Если угодно, мы учимся у
них реалистическому чувству совре-
менности, высоте их социальных за-
мыслов. Нам дорого то, что сделал
Перов для русского искусства, и
мы должны у него учиться. Но
ведь сейчас другой век, другие об-
щественные отношения, и слепое
подражание его манере приводит
не к возвышению и. утверж-
дению жизни, а снижает про-
изведение до мелких бытовых фак-
тов. Я уверен в том, что Ромас, до-
статочно талантливый художник,
неизбежно поймет фальшь  избран-
ного им метода. Порукой тому его
прежние работы, дышащие чувством
современности. Но- беда в том, что
наша критика усиленно расхвалива-
ет последние работы Ромаса, считая
их достижениями социалистического
реализма. Эти критики забывают о
TOM, что социалистический реализм
предполагает в произведении в пер-
вую очередь обобщение  образз,
полного жизни и обаяния современ-
ности, а не сужение его до’ мелкого
частного случая.
	Вообще надо сказать, что наша
критика зачастую по тем или иным
кон’юнктурным соображениям  захва-
ливает неудачные произведения, ока-
зывая художникам мелвежью услу-
гу. У каждого, даже самого замеча-
тельного художника, возможны сры-
‘вы и неудачи, но это вовсе не озна-
  Чает,‚ что’ неудачные работы xo-
роших художников надо оценивать
положительно. А. Герасимов по пра-
ву занимает одно из первых мест
среди советских художников. У него
немало хороших работ, пользующих-
ch заслуженной любовью зрителя.
Но некоторые его последние произве-
дения, в том числе серия «Рожь-ма-
тушка» и иллюстрации к «Тарасу
Бульбе». страдают крупными _ нело-
статками. Но ни один критик не ска-
зал об этом откровенно. Происходит
это потому, что А. Герасимов занима-
ет большие «посты» и от него многое
зависит. Как это ни прискорбно, но

причины лифирамбов кроются имен-
НО в этом.

Некоторые говорят: надо учесть,
что А. Герасимов в своем творчестве
берется за болышие я значительные
темы. Но ведь большая тема обязы-
вает к высокому качеству  выполне-
ния! Во всяком случае безудержное
захваливание не только. не приносит
пользы, а вредит А, Герасимову.
	Нельзя оправлывать важной темой
низкое качество: некоторых произвеле-
	нии и других признанных художни:
Ков.
	Мы должны, наконец, добиться то-
го (а это возможно лишь при широ-
ком развитии критики и самокрити-
ки), чтобы ранги и отличия, общеет-
венное положение художника не вли-
яли на суждение о его творчестве.

Статья т. Сажина в «Комсомоль-
ской правде» и проходящая в связи с
ней дискуссия тем н полезна, что она
ставит очень важные и большие воп-
росы дальнейшего развития советско-
го изобразительного искусства. Их
не под силу разрешить одному чело-
веку или небольшой группе художни-
ков и критиков. Это дело всего на-
шего коллектива, и мы все вместе
должны разобраться, где гаятся опас-
ности, мешающие нашему движению
вперед. А опасно все то, что пытает-
ся обеднить и еделать олнобоким на-
	ше искусство, ее

Нам дороги судьбы нашего искус:
ства, и мы должиы честно и прямо
смотреть правле в глаза. Продолжая
борьбу с формализмом,  несбходимо
научиться безошибочно отличать хо-
лодную фалын натурализма от ис-
кусства социалистического реализма.
	_ Отличать и разоблачать.
	Статья` тов. Сажина «Против на-
турализма ‘в живописи», напечатач-
ная в газете «Комсомольская прав-
да», принесла мне, художнику, чув-
ство большого удовлетворения тем,
что в ней прямо и честно были по-
ставлены вопросы, глубоко волную-
ние деятелей изобразительного ис-
кусства. Можно не соглашаться с
некоторыми частностями статьи, но
общая характеристика состояния на-
шего искусства дана правильно.
	Почему же эти мысли высказаны,
так сказать, «со стороны» — инже-
нером-конструктором, а не художни-
ками или критиками — людьми, по-
святившими свою жизнь искусству?
Разве у них не возникали эти мыс-
ли, разве художники и изокритики
безразлично относятся к тому, чте
мешает росту нашего советского изо-
бразительного искусства? Конечно,
нет. Их глубоко волнуют ненормаль-
ные явления в жизни советского
изобразительного искусства. Но беда
B TOM, что высказываются-то они в
узком кругу, да и то с оглядкой-

Происходит это потому, что кри-
тика и самокритика почти начисто ис-
коренены практикой Оргкомитета
	Союза советских художников. Мы
боимся обидеть критикой не
«младшего», а, именно «старшего»
	брата, «обремененного» ‘положением
и званиями. Во избежание неприят-
ных последствий мы предпочитаем
говорить нашим крупным мастерам
одно только приятное. Мы утерялн
способность выслушивать резкую,
критику своих произведений, честно
и прямо критиковать работы своих
товарищей.

Партия призывает нас к прямой и
эткрытой критике недостатков, не.
взирая на лица. Почему же во всех
рецензиях о картинах известных х\-
‘дожников, какого бы качества эти
произведения ни были, неизбежно
пишется: «Привлекает всеобщее SHH
мание», «Пользуется успехом у зри-
телей» и т. д., хотя на’самом деле
часто бывает как раз наоборот. В
больших статьях крупным мастерам
сбычно приписываются те положи-
тлельные качества, которые попчас у
них отсутствуют, и ничего не гово-
рится об отрицательных для совет-
ского искусства тенденциях. наблю-
лаюшгухся в творчестве нокоторых из
тех художникэв.
	Какое же право имеем мы, ху-
дожники и критики, молчать? Нам
партия, народ доверили важнейший
участок советской культуры для то-
го, чтобы совершенствовать его, сде-
лать его лучшим в мире, а мы бо-
имся говорить о наших недостатках,
Критика и самокритика — показа-
тель силы, а не слабости нашей.
	Кто осмелится сейчас отрицать
колоссальный рост нашего изобра-
зительного искусства? Мы можем
назвать целый ряд замечательных
произведений советских художников,
которые войдут в историю искусст-
ва и которыми заслуженно гордится
наша страна. Не только советские
люди, нс и все прогрессивное чело-
вечество высоко оценивает наше
изобразительное искусство — самое
передовое в мире, развивающееся
под знаком социалистического рез-
лизма.
	Победа в. советском искусстве ме-
тода социалистического реализма,
победа тенденций глубоко идейного
искусства, искусства жизненного,
реалистического художественного
образа далась не сразу. Она выковы-
валась зв длительной борьбе с фор-
мализмом, в борьбе со всяческими
проявлениями гнилой буржуазной
теории «искусства для искусства».
Мы прекрасно понимаем, что хотя
наше изобразительное искусство с
	в.
	ца своей жизни был Н. Хохряков. В
экспозинию выставки вошел также
ряд произведений из Государствен-
ной Третьяковской галлереи, в том
числе известная картина «Гасмурный
день». Это полотно фигурировало на
«Передвижной выставке» в 1886 го-
ду, было приобретено Tl. M. Tperpa-
ковым ‘и вошло в постоянный. состав
галлереи.

Кроме живописных работ, «на вы-
ставке представлено много рисунков
и офортов Н. Хяхрякова.
	ют на строительстве Гюмушской ий
Севанской гидроэлектростанций, на
промышленных предприятиях Еревана
и других городов, в колхозах Арарат:
ской долины и высокогорных районов
республики. .
	пи», «Летние облака», «Мишкина бал-
ка», «Сенокос», «После ливня».
Более 30 картин завещал Н. Ду-
бовский своему родному городу—Но-
вочеркасску. Он передал городу так-
же ценную коллекцию собранных им
оригинальных полотен выдающихся
русских художников—Брюллова, Ма-
ковского, Ярошенко, — Мясоедова,
и др. Эти картины, хранящиеся в Но-
вочеркасском областном музее исто-
рии донского казачества, сейчас так-
же представлены на выставке Н. Ду-
	ee
Художники на новостройках
	Мастер русского пейзажа
	честью выиграла _ хенеральное сра-%-вратилось в четырех»пяти, а з некото--вым портик Эрмитажа © атлантами