ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
	WAM
	ОБЗОР ПИСЕМ
В РЕДАКЦИЮ
			ных нововведений в этой области.
При этом он предлагает фантастиче-
ский проект «индивидуальных норм»
для каждого обучающегося, полагая,
что более одаренные студенты могут
быть избавлены от длительных заня-
тий по программе. И еще более стран-
но выглядит следующее высказыва“
ние т. Чабаненко: «На актерском фа-
	культете нередко профилирующие
дисциплины оказываются под спу-
дом многократного васлоения тео:
ретических предметов, подчас дуб-
лирующих целые разделы  про-
граммы. Теоретический курс во
всем своем’ комплексе зачастую
перехолит из подкрепляющего, из
способствующего развитию творче-
ских сил учашегося в отвлекаю-
щий, обременяющий. В конечном
итоге непомерно затягивается вре-
мя, необходимое для воспитания бу*
дущего актера».

Смысл этих громоздких фраз в том,
что теоретические дисцинлины толь-
као мешают, затягивают воспитание
актера. Странное представление с
роли и значении теории у доцента
Киевского института т. Чабаненко!
О том, что теория должна служить
основой идеологического воспитания
студента, он не пишет ни слова. В
лучшем случае он готов признать ев
каким-то «подкрепляющим», «способ-
ствующим», вепомогательным средст-
вом, если только она не замедляет
темпы. выпуска студентов из’ институ-
та.

Неверные взгляды на значение теб»
ретических дисциплин излагает в сво-
ем письме т. Чабаненко, и потому
внушает сомнение применяемый им в
Киевском институте педагогический
метод. Хх
	Одновременно с обсуждением проб-
лем воспитания актера авторы писем
затрагивают также существенны” во-
просы организации учебы на режис-
серских и театроведческих факульте-
тах.

«Часто наши театральные вузы
выпускают из своих стен режиссе-
ров, которые дальше литературно-
критического анализа пьесы не
идут, которые «докладывают» идею

‚ и тему спектакля так, что она едва
затрагивает сознание и чувство ак-
тера, а выходя на сценическую пло-
щадку, не умеют решать эту «идею»

и «тему» в художественных образах

спектакля, не умеют построить ми-

зансцену, найти внутренний ритм
действия и т, д» — пишет тов.

В. Галицкий. О серьезных недостатках

в подготовке режиссеров в Гитисе и

других учебных заведениях пишет
также тов. А. Агафонов.

Тов. В. Циглер отмечает крупные
недочеты в деятельности тватровед-
ческих факультетов:

«Окончивший театровелческий фа-
культет не знаком с процессом рабо-
ты театра над постановкой спектак-
ля, даже неясно представляет себе
функции режиесера, театрального
художника. Это и понятно — на те-
атроведческом факультете нет та-
ких дисциплин, как мастерство ак-
тера, режиссера. А ведь театровед-
критик должен не только разобрать
спектакль, но в отдельных случаях
‚и подсказать что-то актеру и ре-
зжиссеру».
`Тов. Ниглер пишет также о ‘TOM,

что в будущих критиках не воспи-
тывается  боезой  публицистический
темперамент. Разбор просмотренных
спектаклей на рецензентских практи-
кумах носит чаше всего эстетско-
академический характер:

«В результате такого «оранжерей:
	ного» воспитания студент понятия.
	не имеет об умении спорить, дока-
зывать правоту своей мыели, подби-
рать доказательства. Рецензентские
практикумы в ряде случаев совер-
шенно лишёны политической наз
правленности».
	Эти и многие другие вопросы, ка=
сающиеся обучения и воспитания мо-
лолых специалистов сценического
искусства, серьезно волнуют теат=
ральную общественность. Актеры, ре-
жиссеры, педагоги единодушно вы-
сказываются за перестройку учебно-
педагогического процесса, за органи
ческое сочетание в нем марксистско-
ленинской теории и творческого опы-
та Станиславского, Немировича-Дан“
ченко, Вахтангова, за насыщение уче
бы полноценной сценической практи-
кой. Театральная  общественноств
ждет от Комитета по делам искусств
практического решения вопросов,
связанных с решительным улучшеня-
ем театрального образования в стра-
не. -
		Письмо Е. Брилля о некоторых воп-
росах идейно-художественного воспи-
тания молодых актеров, напечатанное
в № 29 «Советского искусства», выз-
‘вало мнсгочисленные читательские от-
клики. Режиссеры, актеры, педагоги
	пишут в редакцию о насунной необ-
	а TeaT-
рального образования. В том, что сле-
дует принять срочные меры для пере:
стройки системы воспитания актерз,

единодушно сходятся авторы всех пи-
сем.
	Откликнулись на это выступление
опытного режиссера-педагога и сту-
денты театральных училищ и инсти:
гутов. Для настроений учащейся мо-
лодежи весьма характерно письмо ету-
дента 4-го курса Гитиса им. Луначар-
ского Л. Юрасова. О чем пишет
т. Юрасов? Рассказывая о занятиях в
институте, он справедливо отмечает
основной недостаток в организации
учебного процесса — «разрыв между
теорией и практикой»; а

«.можно увидеть скорее междо-

усобную распрю, чем взаимодейст-

вие между теоретическими и прак-
тическими дисциплинами. Удиви-
тельную косность проявляют в ре-
неении этого вопроса, который неод-
HOKpaTHO поднималея студенчест-
вом, преподаватели теории. Безраз-
личны и равнодушны к этому вопро-
су и «практики». Они видят свою
задачу в том, чтобы обучить воспи-
танника ремеслу. Ремеслом можно
считать и приемы реалистической
школы, если они не служат глав-
ным идейным целям советского ис-
кусства. Уничтожьте разрыв между
теорией и практикой, вызовите в
молодом художнике страстное от-
ношение к событиям общественной
жизни, и в театр придут. люди, спо-
собные двинуть развитие нашего ис-
кусства дальше». рее
< Тов. Юрасов далее подчеркива-
ет роль руководителя курса, Как ос-
новной фигуры -в воспитании будущих
художников сцены. Именно он, руко-
водитель курса, должен об’единять Я
направлять весь учебно-воспитатель-
ный процесс и нести ответственность
за этический облик и профессиональ-
ную подготовку выпускника институ-
та. :
	Театральное студенчество с благо-
дарностью отмечает плодотворную ра-
боту таких педагогов, как Б. Захава
(Гитис), И. Толчанов ‘(училище им.
Шукина), В. Нашенная (училище им.
Щепкина), умеющих воспитызать не
ремесленников, а художников сцены,
и, наоборот, подвергает критике»педа-
гогическую деятельность тт. Белоку-
	рова, Бибикова и некоторых других
преподавателей за узкий «практи-
цизм», за одностороннее понимание
своих задач. и

Вполне законно желание студентов
лучше, глубже познать  пелагогиче-
скую систему великого русского ре-
жиссера К. С. Станиславского, всегда
отрицавшего начетничество и `‘ремез-
ленничество в искусстзе. Многие пе-
дагоги, рекомендующие себя ученика-
ми и последователями К. С. Стани-
славекого, на самом деле грубо иска-
жают его «систему», превращают ее в
набор штампов и ремесленнических
рецептов.. Учащаяся. молодежь ждет и
требует, чтобы руководители. курсов
глубоко и серьезно изучали литера-
турные труды и все творческое насле-
дие К. С. Станиславского, воспитав-
нтего несколько поколений замечатель-
ных мастеров сцены.
	О том, что теоретическое обучение
необходимо органически сочетать со
сценической практикой, никто не спо-
рит. Не оспаривается и факт сущест-
вующего разрыва между ними. Но раз-
норечивые мнения и предложения вы-
зывает вопрос, каким способом по-
стичь единства между ними. Художе-
ственный руководитель Тамбовского
драматического театра В. Галицкий и
ряд других товарищей настойчиво ре-
комендуют культивировать студийный
метод обучения при театрах:

«Тов. Брилль глубоко прав, —
пишет В. Галицкий, — говоря: о ча-
сто встречающемся ` профессиональ-
HOM превосходстве студийцев,
воспитанных при театре, над выпуск-

` никами актерских институтов и
училищ. Два года назад в Калинин-
ский театр приехала «просматри-

‚ваться» группа выпускников

Московского театрального училища,

После просмотра старейшие работ-

ники театра единодушно признали,

что сотрудники вспомогательного
состава, воспитанные в стенах
театра, превосходят по своим. про-

ессиональным данным и сцениче-
ской подготовке выпускников теат-
рального училища. И действительно,
	рицательном положительное и в поло-
жительном отрицательное, что мы
слишком резко отделяем в человече-
стве зло и добро.

Злинские рабочие с необыкновенной
убедительностью разрешили этот
спор. Я не заметил в них никакого
желания отыскивать в Макферсоне из
«Русского вопроса» положительные
черты. Поджигателей войны они ечи-
тают поджигателями войны и так к
ним зи относятся. Горячо приняли
злинские зрители заключительную
речь Смита в том же фильме. Этот”
эпизод неоднократно прерывался бур-
ными аплодисментами.

Я раньше уже знал, что западная’
кинематография тяжело больна, что
она насыщена убийствами, эротикой,
альковными драмами и смакованием
всевозможной патологии. Но я никог-
да не ожидал, что после специально-
го отбора, который был проведен жю-
ри кинофестиваля, на экране все-таки
окажется такое количество выстре-
лов, удушений, шизофрении, пьянства
и всевозможной, грязи. Убивают са-.
мыми разнообразными способами!
Особенно ‘преуспели в этом деле
итальянцы. Они перещеголяли даже
Америку: В картине «Потерянная мо-
лодость» кульминационный момент—
убийство молодым бандитом своей
возлюбленной. Очаровательно краси-
вый блондин © волнистыми волосами,
с непреклонным, жестоким и мужест-
венным взглядом ведет влюбленную в
него девушку в лес. И когда она, ра-
дуясь его любви, бросается emy на
шею — он, держа ее в об’яТиях,
выпускает в Hee пять пуль под-
ряд... Говорят, что буржуазная цен-
зура установила предельную дли-
тельность поцелуя на экране, но в
пределах установленного метража
эротические сцены доходят до такой
животной гнусности, что мне стыдно
становилось за актеров...

Действие огромного количества
картин происходит в городских тру-
щобах, «на дне», там, где скапливает-
ся разное отребье. Современная запад-
ная кинорежиссура и кинодраматургия
любуются грязью, развратом, нище-
той и, в сущности говоря, ‚злостно
клевещут на человека.

Патологическая жестокость, болез-
ненный интерес к темным сторонам

ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ КОМПОЗИТОРОВ
	рируют в специальном списке ‹пред-
полагаемые договоры». Разговор о
них ведется так лавно, что было бы
трудной и неблаголарной задачей но-
пытаться ‘подсчитать, сколько раз
задолго до рэшения ЦК ВКП(б) о му-
зыке наша пресса информировала чи-
тателей о работе авторов над этими
произведениями. Нельзя. разумеется,
возражать против углубленной пере:
работки композиторами отдельных
свонх сочинений или доработки нача-
тых много лет назад произведений и
до сих пор не оконченных. `Но не
слишком Ли затянулась работа над
новыми ралакциями старых опер? Не
пора ли Комитету по делам искусств
перестать потворствовать таким ком-
позиторам?

Между тем Комитет не привлекает
новых композиторов и либреттистов к
созданию произведений для музыкаль-
ного театра. Вместо этого составляет-
ся план государственных заказов, в
значительной степени состоящий из
работ, начатых авторами не только до
постановления ЦК ВКП(б), но в от-
дельных случаях и в конце 30-х го-
дов. Если в этом плане встречаются
такие произведения, как оперы «Ча-
паев» Мокроусова «ИМван Болотни-
	ков» Степанова и «Александр Нев-
	Прошло полгода со дня спублико:

вания исторического постановления

НК ВКП(б) «Об опере `` <Велнкая.

дружба» В: Мурадели». Это постанов-
ление и выступления товарища А. А.
Жданова на совещании деятелей со-
ветской музыки в Центральном Коми-
тете партии на многие годы вперед ос:
ветили путь развития музыкального
искусства в нашей стране.
Центральный Комитет партии при-
звал композиторов следовать вели-
ким тралициям классики, глубже изу-
чать нашу советскую  дейсцвитель-
ность, стать ближе к жизни, к наро-
ду, преодолеть чуждые советскому
искусству формалистическяе влияния
в музыкальном творчестве. Настоя-
тельная задача каждого ^ советского
композитора, глубоко и всесторонне
усвоив постановление ЦК ВКП(б} об
опере «Великая дружба», неустанно
претворять его в жизнь. Та же зада-
ча стоит перед Комитетом по делам
искусств и Союзом советских компо-
зиторов. Е
Нри старом руковолётве эти орга-
низанчи не только не боролись за
развитие в советской музыке  реали-
стического направления, но, напротив,
всей своей деятельностью поошфояли

формалистическое направление, чуж-
	участие в производственной жизни
театра дает студийцу — сотруднику
вспомогательного состава ценней-
ший опыт. Театральные студии при
республиканских и областных теат-
“pax — OHO из крупнейших завоева-
ний нашей советской театральной
культуры. Студии надо сохранить,
быть может, в меньшем числе, но
сохранить, преодолевая недостатки
воспитания, иногда значительные,
расширяя учебные программы и уве-
личив сроки учебы».
	Не все руководители театральных
институтов достаточно ясно поняли
необходимость улучшения качества
подготовки актеров. Директор Киев-
ского института театрального искусет-
ва С..Ткаченко, критикуя постановку
учебно-воспитательной работы в выс-
ших учебных заведениях, высказы-
вается все же за существующее по-
ложение зещей, возражая против про-
хождения сценической практики в
крупнейших театрах. Возражения
т. Ткаченко основываются на том, что
«нормативный учебный план имеет в
среднем лекционную нагрузку студен-
та не менее 36 часов в неделю», что,
кроме того, студент должен прочиты-
вать большое количество литературы
ит. д. Другими словами, т. Ткаченко
неликом высказывается за кабинет-
	ный, классный метод обучения aKTe-
ра, против приближения учебного про-
цесса к реальным условиям сцениче-
ского творчества. Правда, автор пись-
ма настаивает на необходимости орга-
низации учебных театроз при институ-
тах. Но ни в московском Гитисе, ни
в каком-либо другом институте «учеб-
ный театр» пока что не оправдал себя.
Эта форма сценической практики еще
требует проверки и значительного со-
вершенствования. Казалось бы, прак-
тический критерий — опыт воспита-
ния лучших советских актеров в Ху-
дожественном, Малом и других круп-
нейших театрах страны, доказывает
необходимость. стажировки студентов
в ведущих театральных коллектизах.
Но тов. Ткаченко против этого возра-
жает ‘ввиду «занятости» студентов.
Он предлагает ограничить прохожде-
ние практики студентами лишь сле-
дующими задачами: 1) посешение
спектаклей с последующим обсужде-
нием их во время лекций; 2) разбор и
обсуждение спектаклей проводить
преподавателями отдельных предме-
тов в процессе чтения лекций. Про-
смотренные спектакли должны при
этом служить материалом, полкрепля-
ющим изложенный курс; 3) ознаком-
ление с устройством театра осущест-
вляется в связи с прохождением кур-
са оформления сцены, истории театра
и мастерства актера; 4) знакомство с
процессом созлания спектакля, встре-
чи с мастерами сцены следует осуще-
	ствляъзь путем посещения студентами
показательных (для студентов) репе-
тиций.

Итак, посешение спектаклей, озна-
комление с устройством. театра — вот
что предлагает т. Ткаченко. Мало это-
го. мало!
	Для «систематического укрепления
творческих сил» студентов директор
Киевского института предлагает уст-
раивать академические  вечера-кон-
церты, выступления в клубах, воин-
ских частях, ‘и, наконец, студенче-
ские спектакли в учебном театре. Вте
это вместе взятое он называет «про-
граммой-максимум производетвенного
воспитания молодого актера». С этими
предложениями уожно согласиться,
если-не считать их даже «программой-
минимум», потому что’ программа обу-
чения актера обязательно должна пре-
дусматривать практическое усвоение
студентами опыта, метода, системы
лучших советских театральных кол-
лективов, а не только посещение их
спектаклей.
	Вще более скромна «программа-
максимум» у доцента этого же ин-
ститута тов. И. Чабаненко. Он, напри-
мер, возражает против введения 5-го
года обучения на актерских факульте-
тах. Почему? Потому что, по мне-
нию т. Чабаненко, учеба в институ-
тах и без того затянута, а некоторые
одаренные студенты томятся ее про-
должительностью, дожидаясь «дня
так называемого творческого дебо-
та». Тов. Чабаненко утверждает, что
«уже выработаны и практикой прове-
рены основы принципов, на коих зиж-
дется театральное учебное заведение.
Углублены и унрочены методы вос-
питания актера». И потому он возра-
	MaeT против каких-либо существен-
	Народная артистка СССР О. Л. Книппер-Чехова разрезает ленту, от-
крывая доступ в дом-музей К. С. Станиславского. .
у Фото С. Шингарева.
			ОТНРЫТИЕ ДОМА-МУЗЕЯ
Н. С. СТАНИСЛАВСНОГО
	В 19-ю годовщину со дня смерти
К. С. Станиславского в старинном
особняке, где протекали последние
17 лет жизни великого мастера рус-
ского театра, открылся  мемориаль-
ный музей, 1

В доме № 6 по улице Станислав-
ского 7 августа вобрались . деятели
театрч и литературы — сподвижин-
ки, ученики, родные,‘ друзья и почи-
тателн Константина Сергеевича.
	заканчивая сезон, Таджикский театр
оперы и балета показал зрителям чет-
вертую премьеру этого года — балет
«Шехеразада». Постановка А. Про-
ценко и П. Бернацкого, оформление
Е. Чемодурова, дирижер П. Мирош-
ниченко.

Накануне закрытия сезона театр
организовал зрительскую конферен-
цию. Рабочие, служащие и интелли-
генция столицы Таджикистана в
своих выступлениях одобрительно
отозвались о работе театра, пропаган-
дирующего русскую классику, пока-
завшего оперу «Пиковая дама» и балет
«Лебединое ‘озеро» Чайковского. а
также произведение советского компо-
зитора С. Баласаняна — балет «Лейли
и Меджнун». Наряду с этим зрители
требовали от театра более углублен-
ной работы с местными писателями по
созданию национальных спектаклей на
современные темы. Серьезные упреки
были адресованы театру за нёдоста-
точную исполнительскую культуру
хора, балета и оркестра,

Академический театр драмы им.
Лахути показал премьеру — пьесу
А. Н. Островского «Бесприданница»
в переводе на таджикский язык ани
	На открытии дома-музея с речами
выступили Е. Калужский и Н. Вол-
ков. О. Книппер-Чехова прочла теле-
грамму, полученную из Ялты от сест-
ры А. П. Чехова — Марии Павлов-
НЫ.

За эти дни дом = музей посетили
тысячи трудящихся Москвы и дру-
гих городов.
	Абдулла. Спектакль поставил Е. Ми-
тельман в декорациях художника
М. Шинулина.

Театр в полном составе выехал на
гастроли в Узбекскую ССР, в г. Бу-
хару. Здесь он покажет все основные
спектакли своего репертуара. Во время
гастролей театр продолжит работу над
постановкой «Овода» Э. Войнич. Этой
пьесой предполагается открыть сезон
1948/49 г.

Русский драматический театр им.
Вл. Маяковского впервые за одиннад.
цать лет работы в Таджикистане вые-
хал в конце мая на длительные гастро-
ли. Он побывает в городах Ленинабад-
ской области. `Этот театр полностью
выполнил план выпуска новых спек-
таклей, показав в 1948 г. зрителям
6 премьер. Основное мёсто в репертуа-
рё театра попрежнему занимает совет.
ская драматургия. Однако последние
премьеры театра — «Будет шторм»
А. Гайта и «Вас вызывает Таймыр»
А. Галича и К. Исавва — получили не-
высокую оценку у зрителей: В погоне
за количеством новых спектаклей
театр снизил их качество.
	an LEB.
СТАЛИНАБАД.
	но качество постановок. Обществен-
ность не привлекают к ‘обсуждению
работы театров. He созывают творче-
скиё конференции. Неудовлетвори-
тельно поставлена ‘и ‘воспитательная
работа с актерами.

Много поработал коллектив Госу-
	дарственной филармонии. Артисты
эстрады пополнили свой репертуар
произведениями советских авторов.
	Но зачастую выездные бригады все
еше выступают < низкопробными
программами.

Подводя итоги совещания, секре-
тарь обкома ВКП(б) т. Пустовалов
отметил, что театрам, несмотря на
некоторые успехи, следует обратить
самое серьезное внимание на улуч-
шение качества ‘и повышение илейно-
го уровня спектаклей,

Совещание наметило мероприятия
	для дальнеишего улучшения работы
учреждений искусств.
	ЭСТРАДНЫХ КАДРОВ
	ственной самодеятельности. К педа-
гогической работе привлекаются ма-
стера эстрадного искусства. Худэже-
ственный совет, создающийся при
студии, будет наблюдать за учебно-
производственным процессом, принн-
мать новые номера и программы дс
их выпуска.

Принято также решение о привле-
	чении в состав студии лучших мсло-
	дых представителей эстрадного er
	кусства национальных республик.
	легатов перекочевал из мариянеских
гостиниц в Злин, а на заключитель-
ном торжественном дне присутство-
вали послы и атташе семи держав,
министры, мэр города Праги, огром-
ное количество журналистов, киноре-
жиссеры, актеры.

Как известно, советская кинемато-
графия одержала победу на обоих ки-
	нофестивалях. В Мариянске Лазне из.
	трех равноценных, главных премий со-
ветская кинематография получила две
принципиальные премии—«премию Ми-
pa» (за фильм «Русский вопросе) и
«премию Труда» (за фильм «Сказание
о земле Сибирской»). Ей были при-
суждены еще четыре премии: за луч-
ший сценарий («Третий удар»), за
лучший цвет («Сказание о земле Си-
бирской») за лучшую музыку («Рус-
ский вопрос»), и за лучшую научно-
популярную . картину («Они видят
вновь») и, кроме того, два почетных
отзыва — за мультипликацию («Ко-
нек-горбунок») и за операторскую ра-
боту («Пирогов»): В Злине из четырех
равноценных главных премий  совет-
ская кинематография получила три:
за картины «Сказание о земле Сибир-
ской», «Русский вопрос» и «Третий
удар».

На. обоих фестивалях выдающийся
	успех имела также польская картина
	«Освенцим», созданная в традициях
советского киноискусства, что было
признано всей прессой. Фильм «Освен-
цим» на обоих фестивалях получил по
одной из главных премий.

Когда в Злине на’ огромном экране
замелькали первые кадры какой-то
американской картины, думаю, что не
только я, но и все присутствующие
сразу поняли, что этот суррогат искус.
ства не может рассчитывать на успех у
подлинно демократического зрителя,
у людей, строящих новую жизнь. Он
им враждебен и чужд. В то же время
радостно было видеть, с каким энту-
зиазмом приветствовала 20-тысячная
аудитория советские картины. Появ-
ление товарища Сталина в фильме
«Третий удар» вызвало громовую ова-
цию и превратилось в горячую. демон-
страцию братской дружбы наролов.

Многие критики в Мариянске Лазне
упрекали нас в тенденциозности, гово-
рили, что мы забыли заветы Стани-
славского, что мы ‘Не ищем уже в от-
	В театрах Сталинабава
	дое советскому народу. Особенно от-   ский» Попова (в eter ее Попов полу-
	с 1941 г). то по-
	рацательно эта сказалось Ha самом! чает аваксы еше
	любимом и доступном широким слоям   чему бы не включить сюда и оперу
народа музыкальном жанре. — на опе-   «Декабристы», над которой Ю. Шапо-
‚ре. Не случайно поэтому, что из 600   рин работает уже более 20 лет?
	Можно ли после всего‘ этого ска-
rb, Что Управление музыкальных
	-с лишним опер, написанных. совеАки-
	-ми композиторами за годы советской   зать.
	власти, в репертуаре театров ‘удержа-   театров действительно перестроилось,
	лось лишь ничтожно малое ксгичест-
	пашло новые методы, новую систему
	Направлять цеятельноеть KOMMORH-

во. На оперных сценах сейчас звучат   работы. Безусловно. нет!

преимущественно руеские- и западно-
	-европейские классические оперы, Со-   торов и помогать им лолжен Союз со-
	ветских композиторов. За последнее
время в этом отношении появились
некоторые сдвиги. Избранное Всесо-
	ветекий нарол попрежнему с нетерпе-   ветских композитосов.
	нием ждет от. комнозиторов нолноцен-
ных опер, воплошающих живые и
	‘сильные образы нашей современности,   юзным с’ездом композиторов правле-
утверждающих торжёство советского   ние уже проделало определенную ра-
	велодического стиля.
* Олной из пеовос
	боту. Отдельные секции и комиссии,
	ервосчерелных задач,   ‘апример, секция массовых жанров,
	вотавших перед Комитетом по делам   ДОСТИГЛИ некоторых успехов.
	Так обстоит дело в Москве.  С
творческими -же работниками перифе-
рии руководство союза связано очень
плохо. Из Украины, например, сооб-
щают, что композиторы республики
работают над десятью новыми опера-
ми. В Союзе же композиторов СССР
об этом совершенно не. знают,
	Нужно ли.напоминать о том, что
руковолить созданием новых опер в
республиках и областях— вовсе не зна-
чит прочитывать время от времени
присылаемые местными организациями
сводки и отчеты. Комитет и союз
призваны активно помогать компози-
торам в их работе, а‘не пребывать в
роли пассивных регистраторов собы-
тий. Широко известно, например, о
том, что С. Прокофьев закончил но-
вую оперу «Повесть о настоящем че-
ловеке». Однако эта опера до сих
пор нигде не была прослушана. и _об-
суждена. :

Случай. этот не единичен. Он сви-
детельствует о том, что процесё. ра-
боты композиторов над произведе-
ниями для музыкального театра по-
прежнему носит замкнутый характер.
‚Большую долю вины за создав-
	шееся положение несут наши музы-
ковелы и в первую очередь музыко-
ведческая секния Союза KOMITO3HTO-
	ведческая секция Союза KOMITO3HT¢-
ров. Ее члены раз’ехались на летние
каникулы, так и не приступив к реа-
лизации плана, составленного еще
весной.

Близится начало нового театрально-
концертного сезона, в течение. KOTO-
	рого есветские композиторы ДОЛЖНЫ:
	‚делом ответить на суровую критику
  их работы Центральным Комитетом
партии. Но Комитет по делам ис-
KYCCTB A Союз советских композито-
	ров сейчас, когда остались считан-
ные дни до начала сезона, не имеют
даже достаточно точного представ-
	ления о том, что и как делается в 00-
ласти создания новых музыкально-
сценических произведений. «Незна-
He» это распространяется и на дру-
гие музыкальные жанры. Композито-
ры пишут ‘новые симфонические, ка-
мерные, инструментальные и вокаль-
ные сочинения, но и о них в Союзе
композиторов мало что знают. Если
так обстоят дела в Москве, не вызы-
вает удивления To обстоятельство,
что новые произведения, создаваемые
в национальных республиках, «краях
и областях РСФСР, руководству сою-
за в лучшем случае известны только
по названиям.
	  Комитет по делам искусств и Союз
‘советских композиторов должны, серь-
‚езно задуматься над тем, как они в
` недалеком будущем отчитаются перед
партией и правительством з выполне-
‚нии исторического решения Цент-
‘рального Комитета ВКП(б) о разви-
‘тии советской музыкальной культуры.
	искусств после опубликования поста-
новления ЦК ВКП(б) «Об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели», было
коренное изменение порочной практи-
ки государственных заказов.  Раньше
в этом важнейшем деле Комитет ру-
коволился мнением нескольких поль-
зовавшихся его доверием KOMMOSHTO-
‘ров и музыковедов-формалистов, фак-
тически решавших судьбы советско-
го музыкального творчества.

’(Сейчас в Главном управлении музы-
кальных театров Комитета по делам
искусств принимают меры, чтобы ис-
править это ненормальное положение.
Руководители убравления тщательно
рассматривают поступающие от ком-

позиторов творческие заявки, рабо-
тают < авторами в начальной стадии.
‘создания оперного произведения. Об
этом говорит хотя бы тот факт, что
43-34 невыпслнения авторами своих
‘обязательств или низкого идейного и
художественного качества представ-
ленного материала Управлением му-
зыкальных театров в 1948 г. расторг-
нут и отклонен 31 договор.

Какой же план заказов существует
сейчас в Главном управлении музы-
кальных театров? На новые музы-
кально - сценические произведения
подписано 9 договоров. Заканчивается
работа также по 9 договорам, заклю-
зенным. до, 1948 Г... се. не

‚ Однако внимательное рассмотрение
плана государственных заказов, ©о-
ставленного Управлением  музыкаль-
ных театров, приводит к весьма пе-
чальным выводам. Невероятно, но
факт, что среди невяти договоров, за-
ключенных в 1948 г., т. е. после по-
становления ПК ВКП(б) 0б опере
«Великая дружба», на новые оперы
фактически нет ни одного. договора!
В. числе девяти договоров — три пока
лишь на оперные либретто, один — на
либретто для музыкальной комедии,
один — на оперетту, два — на бале-
ты. В список, правда. входят два до-
говора и на оперы «Мван Болотни-
ков» Л. Степанова и «Сказка о мерт-
вой царевне» М. Черняка. Но здесь
необходимо внести некоторую  яс-
ность. Что касается пушкинской. сказ-
КИ, то эта опера еще в прошлом году
была поставлена в Москве, и сейчас
речь идет лишь о ее новой редакции,
Опера «Иван Болотников» — также
старая работа композитора, которую
Управление музыкальных театров на-
прасно хочет преподнести в качестве
«нового» произведения. «Иван Болот-
ников» и «Сказка о мертвой царевне»
	— не исключение. В списке работ, за-
	вершаемых по договорам, заключен-
	ным до 1948 г., мы находим давно H3-
	вестные оперы — «Степная быль»
В. Шебалина, «Александр Невский»
Г. Попова. Больше того, такие давно
знакомые названия, как, например,
опера «Чапаев» Б. Мокроусова, фигу-
	Во второй половине июля в Чехо-
словакии одновременно происходили
два международных кинофестиваля —
в Мариянске Лазне и в Злине. Это
были очень разные фестивали и каж-
дый из них интересен по-своему.

Европа за последние ‚десятилетия
привыкла к кинофестивалям. Реклам-
ная шумиха и коммерческий ажиотаж,
как правило, сопутствуют такого рода
международным состязаниям.

Оценка картин производится обыч-
HO жюри из представителей стран —
участниц фестиваля, и главным мери:
лом в оценке являются чисто. фор-
мальные достоинства картины.

Как только появилась официальная
программа’ 3-го Международного ки-
нофестиваля в Мариянске Лазне, его
участникам стало ясно, что установив-
шиеся традиции подобных междуна-
	родных конкурсов на этот раз будут,
	нарушены. _ Принцивиально . новым
прежде всего был характер премий.
Были установлены две политические
премии “+ «премия Мира» и «премия
Труда». Затем был об’явлен . офици-
альный лозунг кинофестиваля — «За
нового человека, за лучшее человече-
ское общество». Такое идейное отно-
шение к искусству резко ограничило
возможности присуждения премий
гангстерским или опереточным карти-
нам, которыми Америка наводняет ев-.
ропейские страны. Жюри кинофести-
валя, состоявшее только из чехов —
критиков и киноведов, производило
предварительный отбор картин.
Борьба между кинематографиями
Советского Союза и стран новой де-
мократии — < одной стороны, и кине-
матографиями Америки, — Англии,
Франции — с другой, определила
весь характер фестиваля. Зал кино-
	‚театра, где демонстрировались филь-.
	мы, часто становился ареной борьбы
двух миров. Чехослованкая интелли-
генция, жадно интересовавнтаяся со
ветским киноискусством и искусством
стран новой. лемократни, ‘искала в
этом соревновании ответ на многие
волнующие ев вопросы. Присутство-
вала на Фестивале и буржуазная пуб-
	нь
VCRT:
	ыы
		ни =

opi

e

edt
		вст»

iy
qa

KHC!
eel
	я
И!
	sate’
	CRU
		«а
	Первые итоги перестройки

В отделе пропаганды и агитации
Свердловского обкома партии на-
днях состоялось совещание работни-
ков искусств. В своем локладе на-
чальник областного отдела по делам
искусств т. Тягленко отметил значи-
тельные изменения, которые  про-
изошли в работе театров в связи ‘с
отменой. государственной дотации.
Театры области выдержали серьез-
ный экзамен Почти на одну треть
увеличилось количество постановок,
В. два раза возросло число обслужи-
ваемых зрителей, удвоились сборы.
Районные театры за полгода по-

‘ сетили свыше 70- крупных населен-

ных пунктов области.

Наряду с этим участники совеша-
ния отмечали, что многие театры еще
не занялись коренной перестройкой

репертуара. Кое-где ‘в репертуаре
‘преобладают развлекательные произ-

ведения. В нёкоторых театрах сниже-
	ПОДГОТОВКА
	тозки новых кадров эстрадных иенол-
нителей Комитет по делам _ искусств
при Совете Министров СССР притял
решение об организации при Мос-
эстрале студии эстрадного искусства
с годичным сроком обучения.  Кон-
тингент студии определен в 30 челс-
век. В студию принимаются молодые
  актеры, имеющие законченное  теат-
`ральное или музыкальное  образова-
  ние, и лучшие представители художе-

Для дальнейшего улучшения подго-

а кинофестиваля
		” встала, как один человек, и разрази-
	лась бурными рукоплесканиями. Ока-
залось, что на фестиваль пришла меж-
дународная молодежная рабочая
бригада, которая строит здесь желез-
ную дорогу. Бригада состоит из фран-
цузов, англичан, поляков, венгров. В

свою очередь молодежь Чехословакии

‘восстанавливает сейчас Варшаву. Мо-
лодежная бригала, которая явилась
сюда прямо со строительства, прошла
мимо рядов зрителей, подняв руки, и
на всех языках кричала «ура», а зри-
тели фестиваля дружно отвечали ей
тем же приветствием.

Фестиваль ежедневно открывался

выступлением представителя народно-_

го управления заводами «Батя», кото-
рый давал отчет о выполнении плана,
потом показывалась хроника города
Злина, снятая в тот же день. Так,
например, мы, советские представите-
ли, увидели себя на экране в день
нашего прилета.

Жюри Злинского фестиваля было
тоже необычным: в его состав входи-
ли не профебсора и не режиссеры, а
260 представителей фабрик, заводов,
шахт — рабочие, работницы, крестья-
не — простые люди Чехословакии.
После каждой картины, просмотрен-
ной на фестивале вечером, они утром
с необычайной серьезностью ‘и страст-
ностью обсуждали ее, а затем голосо-
вали, По условиям фестиваля они име-
ли ‘право поставить до’ 5 баллов ‘за
идейное содержание фильма и до 3
баллов—за формальные и технические
достоинства. Материалы обсуждения и
голосования поступали в Фестиваль-
	Ch   ный комитет для подведения оконча-
на: тельных итогов соревнования.
	тельных итогов соревнования.
Вначале Злинский фестиваль казал-
ся вспомогательным мероприятием, и
никто не предполагал, что ‘он будет
играть такую большую роль. Но ког-
да рабочее жюри направило в прави-
тельство предложение запретить ан-
глийскую картину «Сам себе палач»,
представители буржуазных кинемато-
графий затролногались. Все большее
	количество журналистов стало сле-
таться` сюда; вслед за тем ряд де-
	человеческой души, мелочное копа-  последней своей картине «Деревня на
	границе» выступил, как передовой ма*
стер нового чешского киноискусства,
То же самое можно сказать ис ре-
жиссере Вейсе. В его новой работе
«Звери», несмотря на некоторые
ошибки, страстно звучит социально-
политическая тема. Эта картина сво-
им острием направлена против остат-
ков чехословацкой реакции. Ис-
ключительно сильное впечатление
произвела на меня чешская рисованая,
и особенно об’емная, мультипликация,
Работа хуложника и режиссера Трнка
«Шпаличек» — это необычайно обая-
тельное, свежее, с огромным юмором
разыгранное куклами зрелище народ-
вого праздника. Так же интересны
агитационные кукольные короткомет-
ражки режиссера Земана и рисованая
мультипликация Льготака.
	Сейчас снимаются картины «Взятие
Праги» и «Словацкое восстание». В
борьбе старого и нового побеждает
новое, здоровое, молодое!

Я меньше знаком с польской и вен-
герской кинематографией, но карти-
ва «Освенцим» достаточно ярко. сви-
детельствует о прогрессивных тенден-
циях польского киноискусства. То же
самое можно сказать о венгерской
картине «Где-то в Европе» режиссе-
ров Радваньи Гёза и Бела Балаша.
	Таким образом, против. фронта `за-
палных буржуазных кинематографий
начинает вырастать фронт _ кинемато-
графий стран новой демократии. И
возглавляет этот фронт искусство
Советского Союза, В этом был освов-
ной смысл Международных кинема-
тографических фестивалей в Мариян-
ске Лазне и в Злине. Советская кине-
матография одержала там необыкно-
венно убедительную победу. Она
	‘одержала ее задолго ло того. как оы-
	ли присуждены официальные премии,
Упадочническим,  мелочным, пусть
иногда‘ формально и изошренным, но
бесконечно жестоким и антинародным
созданиям буржуазной кинематогра“
(bun советская кинематография проти-
вопоставила картины огромной значи-
тельности, ясности темы, картины оп-
тимистические, жизнеутверждающие,
которые несут болышне мысли и бу-
дят в человеке лучшие стороны ero
души, :
	‘нию в зпсихологических» нюансах —
все эти модные особенности послево-
енного буржуазного кинематографа
не могли не оказать своего влияния
на некоторую часть творческих ра-
ботников стран новой демократии,
делгие годы находившихся в плену у
американских кинематографических
традиций.

Мы ознакомились © пелым рядом
чешских картин которые идут в ки-
нотеатрах Праги. Должен сказать, что
чешская кинематография как и кине-
Матография венгерская и польская,
переживает сейчас период становле-
ния. В поисках нового пути чешскому
киноискусству еше мешает то, что
ряд режиссеров находится под влия-
нием упадочнической американской,
французской и английской кинемато-
графии.

На фестивале была представлена
только олна художественная чен!-
ская картина—«Белая тьма». Это в це-
лом хорошее, серьезное произведение
рассказывающее с дружбе славянских
народов и героизме советских и че-
хослованких бойцов. Но оно несет все
же на себе явные следы непреололен-,
ных влияний «буржуазного кинематот-
рафа. Картина пассивна, чрезмерно
психологична в мелочах, в ней беско-
нечно обыгрываются страдания.

В решении новых тем заметны
отзвуки психологически-импрессиони-
стических традиций. Например, в од-
ном фильме речь идет о переливании
крови, но по этому поводу на экране
звучит неземная музыка, бегают таз
инственные запятые, бьют какие-то
фонтаны. Так создается странная та-
инственная символика, нелепая и не-
нужная: Но в болыпинстве картин
уже торжествуют новые тенденции.
Художники ишут сюжетов. волную-
щих ‘передового зрителя, тем, кото-
рые помогут молодому государству в
строительстве новой жизни. Все боль-
шее количество мастеров переходит
на пути реализма, внимательно при-
сматриваясь к искусству Советского
Союза. Выдвигаются молодые режис-
серы, создаются энергичные, бодрые,
оптимистические картины.

Отличное впечатление произвели на
меня ясные по форме фильмы моло-
дого режиссера Крейчика, который в
	М. РОММ
	‘Лика, ожидавшая здесь обычных раз-
влечений. И если эта незначительная
по количеству публика встречала ан-
лодисментами американского пред-
ставителя и покидала зал, выражая
этим свой протест против присужлде-
ния советской кинематографии слиш-
ком большого, по ее мнению, количе-
ства премий, то ‘основная масса зри-
телей восторженно приветствовала
советских делегатов и каждую новую
советскую картину.

Если фестиваль в Мариянске Лазне
внентне хоть чем-то повторял тради-
ции европейских киновыставок, ‘то
‘первый, Международный кинофести-
валь. трудящихся в городе Злине ока-
залея совершенно новым явлением,
_Злин — это рабочий город. Здесь на-
ходятся известные фабрики «Батя».

Город расположен в долине, и для
‘просмотра фильмов был использован
естественный горный амфитеатр, окру-
жающий Злин. Там было только три
тысячи сидячих мест. Но это не сму-
щало зрителей, с горячим интересом
следивших за кинофестивалем. Люди
приходили туда с одеялами, распола-
гались на земле и заполняли: этот ги-
гантский амфитеатр на сотни. метров.
Рабочие фабрики «Батя», рабочие лру-
гих заводов, расположенных в 10, 29
и даже 30 километрах, учащиеся фаб-
рично-заводских школ, крестьяне из
соседних деревень — все они сразу
после окончания работы направлялись.
в Злин, Чтобы присутствовать на.
просмотре фильмов. 20 тысяч зрите-_
лей — это была нормальная цифра’
для Злинского фестиваля. К 10 часам.
вечера гудящая толпа заполняла ам-.
фитеатр до самого леса и при свете
прожекторов о представляла какое-то’
особенно волнующее зрелище. Толпа.
емеялась, пела; разговаривала: ожи-
	 дая начала картины. Через ‘радиору-
	пор передавались. революционные пес-
ни. Однажды вся 90-тысячная толпа