А
р
х
.
А
.

М

О

С

Т
А
К

О

В

Пролетарскому студенчеству новое ЖИЛЬЕ

Борьба за социализм тесно связана с борьбой за создание пролетарских кадров. Партия направи
ла в вузы огромные массы рабочекрестьянского молодняка. В связи с этим потребовались необычные темпы как в строительстве, так и в проектировании новых студен
ческих общежитий. На очередь встал также вопрос о самом типе современного жилья для советского вузовца.
Совершенно очевидно, что этот тип должен вырабатываться на базе особых условий учебы в реоргани
зованных вузах. Помимо других причин, правильно организованное жилье может полностью содействовать тому, чтобы время, потраченное в вузе, было успешно реализовано и действительно соответствовало взятым темпам создания квалифицированных пролетарских специалистов .
Посмотрим, в какой же мере отвечают этой задаче описываемые нами ниже два типа выстроенных в Москве студенческих общежитий.
НЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕ ЖИТИЕ, А ГОСТИНИЦА
Общежитие Института инженеров транспорта выстроено на участ
ке, ограниченном Н. Сущевской ул.
1 и 2 Вышеславцевым пер. и Бахметьевской ул.
Композиционно общежитие, несмотря на свою относительную громоздкость, завязано в один кор
пус. Конфигурация его подчинена целиком красной линии участка, за исключением части 1 Вышеславцева пер., где существующее зда
ние отклоняет корпус во внутрь двора и тем лишает его необходи
мой четкости построения. Застрой
ка по всему периметру привела к нежелательному внутреннему дво
ру. Ряд комнат лишен солнца и ориентируется на север. Кроме того, в целях освещения коридоров автор вынужден был прибегнуть к искусственным сдвигам, вы
грызай, которые сообщают конфигурации плана чрезвычайно беспокойную и случайную форму.
Таким образом, на основе беглого анализа генерального плана следует отметить несовременный подход автора, в результате чего этот прием устарелой квартальной застройки привел к нечеткому, случайному плану, неравномерно ориентированному по странам света, к замкнутому, непроветриваемому двору и т. д.
Главный вход запроектирован со стороны Н. Сущевской. Это совершенно нелогично, если при
нять во внимание, что МИИТ поме
щается по Бахметьевской ул. и главное движение направлено именно по этой улице. Если при
бавить к этому расположение входа в крайней точке всего корпуса, периметр которого достигает 604 м, то легко себе представить, какие неудобства будут испытывать живущие в противоположном крыле.
Лестницы, уборные и умывальные распределены равномерно.
Остальные помещения - спаль
ные ячейки на одного по 9,32 м2 - 28 комнат, на двоих около 17 м2 - 380 комнат и на троих - 27 комнат.
Имеется 2 - 3 общих помещения и амбулатория. Всего при 4-х и ча
стично 6 этажах здание вмещает 1.100 человек. При объеме в
58.000 м3 отношение жилой пло
щади к полезной составляет 70%, кубатуры к полезной площади - 4,30, а кубатуры к жилой 6, 00. В среднем на одного студента прихо
дится 8,36 м3 площади и 53 м3 объема.
Приведенные цифры особого экономического эффекта не подчер
кивают. Тем более заслуживает порицания стремление автора к заполучению, очевидно, в интере
сах экономии узеньких комнат (2,80м Х 5,50м) .пропорции которых не вяжутся с четкой, рационально обставленной и удобной для жилья ячейкой. Основной элемент общежития - жилая ячейка - не решена.
Внутренний коридор темен. Сдвиги и выгрызы в генплане здания при 25 - 30 м пролетах не спасли положения. Нет ясно выраженного вестибюля и гардеробной, хотя бы для галош. Комендант и канцеля
рия удалены, как и вестибюль, от основной массы живущих.
Архитектурная обработка фасадов такова, что напоминает о своей
Деталь угла
роли спасителя промахов в плане. И действительно, множество углов, полученных в результате выгрызов завуалированы угловыми бал
конами и окнами, повышенными па
рапетами. Что касается плоскостей, то пояски, тяги и др. оказались для них единственными атрибутами.
В штукатурке неудачны и цвет и фактура. Мрачный почти черный цвет ее не согласуется с жизнерадостной бодростью, столь харак
терной для нашей пролетарской молодежи. Использование же мра
морной крошки нецелесообразно для такого типа здания.
Общежитие студентов Института транспорта
Ново-Сущевская улица Главный фасад