Ж

И

Л

И

Щ

Н

О

Е

С

Т

Р

О

И

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

О

За новое жилище и расселение ПРОЛЕТАРСКОЙ СТОЛИЦЫ•

Инж. Г. КРАСИН
Для ориентировки в вопросе о том, какого характера жилище и типы общежитий считать для настоящего времени наиболее приспо
собленными для перехода к новому быту и в то же время соответст
вующими реальным потребностям и возможностям, необходимо вкратце очертить выявившийся в строи
тельной практике характер жилищ, а также и возможности их преобразования.
Наиболее характерными являются следующие типы городских жилищ:
1. Индивидуальные изолированные квартиры в две-три комнаты с кухней и санитарными удобствами, распланированные таким обра
зом, что кухня, эта фабрика домаш
него хозяйства, не может быть использована для другого назначе
ния хотя бы и впоследствии. Это имеет место в тех случаях, когда кухня является проходной, на
пример в ванную комнату, или когда через нее производится осве
щение подсобных помещений -
уборной и ванной и т. п. Таков, например, стандарт жилищ ВСНХ СССР, Мосгубжилстройсоюза и др.
2. Подобного же рода индивидуальные квартиры, однако же рас
планированные таким образом, что кухня является достаточно изолированной для того, чтобы впослед
ствии, убрав из нее плиту, можно было бы превратить ее в нормаль
ную жилую комнату. Таковыми являются типы строительства Московского совета последних лет.
3. Индивидуальные квартиры в одну-две комнаты с небольшими помещениями для кухонь, а ино
гда и с отдельными санитарными
устройствами, расположенные не изолированно, с самостоятельным входом на лестницу, как в предыдущих типах, а по общему внут
реннему коридору большей или меньшей длины. Эти дома - типа ко
ридорной системы Московского
совета и др. Такие дома лучше других приспособлены для переделки их под учреждения общественного пользования.
4. Дома приблизительно такого же типа, как вышеуказанные, с устранением, однако, в индивидуаль
ных квартирах кухонь, а иногда и санитарных устройств, и с объединением последних в каждом этаже в общих помещениях коллективного пользования.
5. Аналогичные дома с большей степенью обобществленности, в которых коридор не только объе
диняет собою отдельные жилые ячейки, но соединяет их также со специальными учреждениями общественного обслуживания: столо
выми, кухнями, клубами, детскими
учреждениями и т. п. Эти дома собственно и являются домами обобществленного типа, причем, если
•В порядке обсуждения. Ред.
в жилых ячейках сохраняются индивидуальные кухни, они будут переходным типом. В качестве про
работанных и своеобразных форм такого рода домов можно указать на дома милиции, дом-коммуну на Хавской ул., строящийся боль
шой дом - коммуну в Пролетарском районе, дом кооператива Наркомфина на Новинском бульваре и др.
6. Помещения для разного рода учреждений общественного назна
чения при жилищах: ясли, детские сады, столовые, распределительные пункты, универмаги, учреждения культурно-просветительные, физ
культурные, клубы, помещения врачебно-санитарной помощи, об
щественные мастерские для индивидуального пользования и пр.
Помещения эти устраиваются как в одном комплексе с жилыми помещениями в домах специально
общественного назначения, так и отдельно от жилых ячеек - в особых зданиях, в изолированных эта
жах общих корпусов. В практике жилстроительства Моссовета в качестве основного принципа принято располагать эти учреждения в от
дельных зданиях и приспособливать их для обслуживания возможно крупных жилых поселков в отдель
ности для каждого застраиваемого квартала или для всего поселка.
Весьма существенным обстоятельством как для характера обще
жития, так и для быта обитателей является техническое устройство жилых зданий и характер застрой
ки, причем важное значение имеет выбор земельного участка. Послед
ний в московском городском строительстве выбирается по преимуществу в зависимости от возможно большего сокращения рас
ходов по общему благоустройству участка, в отношении устройства путей сообщения, канализации, от
сутствия подлежащих сносу жилых строений и пр. Вследствие этого строительство, начавшееся первоначально в чрезвычайно раздро
бленном виде в более или менее центральных частях города, за последние годы в связи с рациона
лизацией строительного процесса и укрупнением строительных объек
тов сосредоточивается главным образом на окраинах города, на более свободных земельных площадях.
Соображения экономического порядка и прежде всего именно соображения о наилучшем использова
нии городской территории и всех видов городского благоустройства привели к установлению 5-этажной высоты зданий и плотности заст
ройки от 25 до 30%. Этажность определилась, с одной стороны, как соответствующая наиболее низкой стоимости единицы постройки, а с другой стороны, как тот макси
мум, итти дальше которого без оборудования домов подъемника
ми представлялось бы недопустимым.
Застройка кварталов применяется за последнее время по преи
муществу в виде отдельно стоящих корпусов более или менее значи
тельной длины с разрывами между ними ч целях соблюдения хорошей
вентиляции дворов, а также и в целях возможно большей стандарт
ности самих построек. Жилые помещения по преимуществу в виде индивидуальных квартир с отдельными выходами из каждой кварти
ры на лестницу, отчасти же в виде домов коридорной системы. Учреж
дения общественного пользования, а именно: детские ясли, столовые,
магазины, библиотеки и пр., как правило, располагаются или в от
дельных зданиях или в общих, жилых корпусах, но с вполне изо
лированными входами. Количествообщественных учреждений рассчитывается по относительно скромным для настоящего времени нор
мам, но по отношению к детским учреждениям нормы эти соответствуют тому положению, что в бу
дущем с уменьшением плотности заселения домов количество этих учреждений окажется уже доста
точным. Дома оборудованы всеми видами благоустройства.
НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ЖИЛИЩ БЛИЖАЙШЕ ГО БУДУЩЕГО
Большинство составляющих новый быт элементов зависит от развития общей экономической и со
циальной обстановки, но никак не от степени изобретательности архитекторов и строителей: не жи
лище определяет собой быт, а
условия быта диктуют собою жилищу тот характер, который
оно должно иметь. Тем не менее и жилище, в том или ином архи
тектурном или строительном его оформлении, может явиться су
щественным препятствием к правильному устройству или преоб
разованию быта, а с другой стороны, может в той или иной мере и содействовать его развитию. При этом влияние жилища на протекающий в нем быт сказыва
ется не только в зависимости от степени совершенства самого жи
лища, но и в зависимости от того, в какой мере оно соответствует реальным бытовым условиям. Так, например, с общей точки зрения нельзя признать целесообразным
небольшой размер комнат, а между
тем постройка просторных комнат была бы сопряжена в настоящее время с неизбежным расселением в одной комнате двух семей. Уничтожение домашнего хозяйства и
приспособлений для него в виде отдельных кухонь является признаком жилища, соответствующего