Кроме этих заводов, мы в текущем году производим расширение и реконструкцию Косогорского металлургического завода, Дербеневского химического завода, строительство моторного
завода и ряда крупных заводов по производству стройматериалов.

Крупнейшие новостройки

Мы строим два гиганта - инструментальные заводы в Москве. Первый завод «Фрезер» по производству режущего инструмента и второй за
вод «Калибр по производству измерительных приборов и инструментов, в которых наша стра
на ощущает величайшую нужду. В отношении объема производства эти два завода больше любого инструментального завода в мире.
По проекту завод «Фрезер» будет выпускать на 30 млн. руб. продукции. Вся существую
щая инструментальная промышленность СССР в
целом дает этой продукции на 35 млн. руб., так что один новый завод даст почти столько же, сколько вся инструментальная промышленность всего Союза. Стоимость завода по смете примерно 24 - 25 млн. руб.
Что мы сейчас имеем? Завод «Фрезер» мы должны пустить в конце 1931 г., в начале 1932 г
Следовательно, за один год мы должны постро
ить этот завод. На сегодняшний день мы имеем только возведенные стены нескольких основных цехов.
Еще более ограничены мы сроками строительства завода «Калибр». Завод будет выпускать
ценнейшую продукцию высшей точности на 42 млн. руб. Стоимость всего завода 28 млн. руб. плюс столько же запроектировано на жилищ
ное строительство. Сегодня там еще ничего нет, кроме вырытых котлованов и произведенной
планировки участка. Пустить же этот завод мы должны к апрелю 1S32 года. За этот срок мы должны с вами построить завод, смонтировать его, получить оборудование и пустить его в ход
Какое внимание уделяем мы этому делу? Я прямо говорю, что мы уделяем этому делу очень мало внимания. Бюро МК слушало доклад, вы
несло резолюцию. Дали задание, поручения, но они не выполняются. Представьте себе, мы с вами хвастаем, законно хвастаем не в плохом смыс
ле, что строим два инструментальных завода, крупнейшие в мире заводы, а управле
ние строительством квартиры еще не имеет. Управление помещается в каком-то магазине, занимая одну комнату. Начальнику стро
ительства т. Гроздеву нужно 20 крупнейших
специалистов, но он не имеет для них квартир. Ему крайне необходимо получать 70 вагонов в день с различных дорог гравия, бута, песка, кирпича и других строительных материалов для
того, чтобы быстрее развернуть стройку. Он этого пока не получает. А ведь это строительство мы должны во что бы то ни стало выпол
нить в намеченные сроки. Пускай там некоторые гнилые людишки хихикают: вот, дескать, насколько плохо дело обстоит со строительством, а мы, большевики, упорной работой должны добиться, чтобы эти заводы построить.
Не менее важным и ответственным является строительство завода по производству шарикоподшипников. Мы создаем мощную автотрактор
ную промышленность, но известно, что ни один автомобиль, трактор и даже велосипед не пойдет без этих весьма ответственных частей механизма. До сих пор мы затрачиваем большие средства на приобретение за границей шарикопод
шипников, имея в Москве небольшой заводик шведской концессии.
На сегодняшний день закончен только жилой корпус. Деньги отпущены, но окончательный
проект, к сожалению, еще не составлен. Мы должны всячески форсировать это строительство, имея в виду важность и срочность организа
ции этого производства в СССР, и провести в
жизнь всю ту сумму мероприятий, которую мы намечаем по строительству инструментальных заводов.
Затем я хочу остановиться на реконструкции завода «Амо».
Задача реконструкции - увеличить существующее производство автомашин в 8 раз и довести его до 25 тыс. машин в год, коренным образом изменив тип машин (2,5 тонны). Из этого коли
чества примерно 80%, составят грузовики и 20% автобусы. Работа завода организуется по по
точной системе производства. Полная стоимость реконструкции составит свыше 150 млн. руб. Это будет крупнейший в мире завод грузовых машин.
Тут дело обстоит не плохо, хотя и имеется ряд трудностей. На производство новой маши
ны завод перейдет с июля текущего года. Если он будет пущен в июле, значит мы получим в текущем году 5 тыс. нового типа грузовиков и примерно 500 автобусов. Общая годовая программа 1931 г. выразится в выпуске 8 тыс. ма
шин. Бюро МК, повидимому, еще раз придется детально заняться строительством этого -завода, чтобы обеспечить пуск нового производства в намеченный срок.
Строительство Воскресенского химкомбината - крупнейшее дело, а состояние его очень плохое. Районный комитет партии плохо помогал и ру
ководил парторганизацией строительства. Мы должны будем за это дело серьезно взяться. Сейчас там новое руководство, новый секретарь райкома, но до сих пор райком партии никакого действительного контроля над строительством не осуществлял.
Важнейшее и крупнейшее строительство, на котором я хочу остановиться, это - Бобриковское строительство. Бобриковское строительство нахо
дится в крайне сложном положении. Бюро МК заслушало специально этот вопрос и наметило ряд мероприятий по исправлению положения на строительстве.
Бобриковское строительство - это не один завод, а ряд крупнейших химических заводов.
Многие недооценивают этого строительства. Между тем надо полагать, что не пройдет и 5-ти лет, как Бобрики превратятся в крупнейший промышленный центр с населением минимум в 100 тыс. чел.

Важнейшие задачи в деле руководства капитальным строительством

Утвердить план строительства легко, деньги отпустить еще легче, но вот завод построить - это дело связано с большими трудностями. Этих трудностей я и коснулся на примерах длч того, чтобы знать вперед, что нужно сделать для того, чтобы намеченное капитальное строительство выполнить в намеченные сроки.
Во-первых, мы должны обеспечить строжайший выбор точек строительства. У нас до сих нор привыкли делать так: записали на бумаге и думают, что это уже постройка. Какая-то вера во всемогущество бумаги. Люди совершенно не думают, где строить, а между тем этот вопрос имеет громадное значение. Взять к примеру строительство гаражей Москомтранса После ут
верждения окончательного проекта неожиданно узнают, что грунт на месте постройки представ
ляет собою бывшую свалку и на глубине одного метра идет слой щепок, вследствие чего фунда
мент, не имея прочного основания, будет быстро разрушаться. Фабрики-кухни на Бутырской и Советской улицах в Москве начали строитель
ством без исследования грунта, вследствие чего пришлось менять фундамент. В Туле построили хлебозавод, здание которого вследствие слабости
грунта и неравномерного настила балласта дало в нескольких местах трещины.