ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета: по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	Су
		ббота, 21 августа 1948 года

№ 34 (122), Год издания ХИХ
		_ Шуть азербайджанского театра
		Гастроли театра им. Азизбекова в Москве совпали с
двумя важными юбилейными датами его истории — 25-
летием его `Существования и 75-летием профессиональ-
	ного театра в Азербайджане. В беседе с нашим сотрул-
ником художественный руководитель театра А. Искен-
	деров рассказал
	об истории азербайджанского театра
	В помещении театра им. К. С. Станиславского и
В. И. Немировича-Данченко начались гастрольные спек-
такли Азербайджанского государственного драматиче-
ского театра им. Азизбекова. Зрителям была показана
поэтическая драма Самеда Вургуна «Вагиф». Сегодня
москвичи увидят в постановке театра пьесу Энвера Ма-
медхаклы «Утро Востока», завтра — «Грозу» А. Н. Ост-
	ровекого.
		Концертный сезон 1948 — 49 г. —=  форм. Разнообразные сюиты из музы:
	первый сезон после исторического
постановления ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба». В. `Мурадели.
Понятно и законно поэтому - то при-
стальное внимание, с которым со-
ветская музыкальная общественность
относится сейчас к работе концерт-
ных организаций. «За последние го-
ды, — говорится в постановлении ЦК
ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, —
культурные запросы и уровень ху-
дожественных вкусов советского на-
рода необычайно выросли».
	Именно из этих указаний, значение
которых непреходяще, и должны бы-
ли исходить музыкальные организацин
страны при составлении планов прел.
стоящего концертного сезона. Раз-
вернутый показ творческих достиже-
ний советских композиторов реалисти-
ческого направления,  углубленная
пропаганда русской классической му-
зыки, тщательный отбор наиболге
ценных произведений из фондов за-
падноевропейской классики, целеуст-
ремленная работа музыкально-литера-
турных лекториев‘ должны ознамено-
вать наступающий концертный сезон.

Каковы же репертуарные планы на-
ших филармоний? Как будет органи-
зовано концертное обслуживание важ-
нейших промышленных и сельскохо-
зяйственных центров страны? Что
предпринято для, решительного улуч-
шения работы периферийных филар-
моний? Все эти вопросы горячо ин-
тересуют советского слушателя.
	Наибольший интерес для музыкаль-
ной общественности представляют
намеченные Московской и Ленинград-
ской филармониями абонементные ци-
клы симфонических концертов. Срав-
нение их с аналогичными программа-
ми циклов прошедшего сезона нагляд-
но свидетельствует о большой работе,
проделанной за последнее время руко-
водителями крупнейших филармоний
и Комитетом по делам искусств. Из
программ концертов из’яты формали-
стические произведения, шире и раз-
нообразнее представлена в них рус-
ская музыкальная классика. В сим-
фснических концертах Московской и
Ленинградской филармоний будут ис-
полнены почти все симфонические со-
чинения Чайковского, — крупнейшие
произведения Глинки, Балакирева, Бо-
родина, Мусоргского, Римского-Коо-
сакова, Глазунова, Танеева, Рахмани-
нова, Лядова, Калинникова, Аренско-
го, Скрябина и других композиторов.
	Вх программах абонементных цик-
лов большое место занимает западная
классическая музыка. Будут  испол-
нены произведения Генделя, Баха,
Глюка, Моцарта; Бетховена, Берлио-
за, Вагнера, Шуберта, Брамса, Гри-
га, Шумана, Листа, Бизе, Верди.

В программы симфонических кон-
цертсв Латвийской филармонии вклю-
	-цены все симфонические ппоизведевния
	Чайковского, все симфонии Бетховела
и др.

Туркменская филармония проведет
лекторий на темы «Образ Ленина в
туркменской поэзии, литературе и му-
зыке», «Туркменская литературная
классика и наролная песня».
	Все это свидетельствует о том, чтз
после опубликования исторического
«Великая дружба» концертная жизнь
в стране значительно оживилась, ре-
пертуар филармоний серьезно улуч-
шился. Но было бы ошибкой предпо-
ложить, что перестройка репертуар-
ной линии концертных организаций
окончательно завершена. Составители
абонементных циклов не сумели еще
полностью удовлетворить разнообраз-
ные пожелания широких слушатель-
ских масс. Е
	Прежде всего вызывает удивление
малый удельный вес в программах
абонементных циклов симфонических
произведений советских композито-
ров. Впервые в симфонических кон-
цертах Москвы и Ленинграда про-
звучат «Кантата о Сталине» Таллат-
Келпша, пятая симфония С. Василен-
ко, симфоническая поэма «Лейли и
Меджнун» Кара Караева и некоторые
другие произведения. Но этого, ко-
нечно, мало. В концертах 56 абоне-
ментных программ Ленинградской
филармонии произведения советских
авторов намечены к исполнению лишь
13 раз! Еели принять во внимание,
что во всех этих концертах будет
исполняться около 170 произведе-
ний, можно притти к неутешительно-
му выводу: советской музыке руко-
водители Ленинградской  филармо-
вии посвятили даже менее одной де-
сятой части своих концертных про-
грамм. Немногим больше внимания
уделяют советской музыке в Мос-
ковской филармонии,

Сейчас при составлении репертуар-
ного плана на сезон 1948—49 г. сле-
дует приложить максимум энергия
для выявления всего  реалистиче-
ски ценного, созданного за 30 лет со-
ветскими композиторами. Вниматель-
ное изучение советского симфонизма,
бесспорно, помогло бы значительно
пополнить репертуар концертов.

В частности, непонятно, почему в
программах отсутствуют советские
симфонические произведения малых
	ки к кинофильмам, драматическим
спектаклям, оперные отрывки, произ-
ведения танцовальных жанров могут
и должны исполняться в симфониче-
ских концертах.

«Ничем нельзя об’яснить крайне не-
достаточное внимание руководителей
филармоний к творчеству композито-
ров национальных республик.

Невнимание к самому доступному ‘и
любимому широкими, слоями ‘народа’
оперному жанру отрицательно. ска-
зывается и в подборе для исполнения
произведений русской классики. Да-
леко не полное впечатление получат,
например, слушатели о симфонизме
Мусоргского, творческий облик котс-
рого немыслим без «Бориса Годуно-
за» и «Хованщины». Нельзя забывать
> том, что концертное исполнение
оперных отрывков и даже целых опер
является чрезвычайно популярной #
удобной формой музыкальной пропа-
ганды, завлуживающей самого широ-
кого распространения.

Следует упомянуть и о другом до-
садном упущении, сделанном при со-
ставлении программ. Если не считать
концерта для альта с оркестром Хан-
дошкина, в них‘ полностью отсутству-
ют произведения композиторов пред-
 ЛИНкКинНсСкой ЭПОХИ. _
	Непропорционально малое место от-
ведено в абонементных симфонических
концертах творчеству композиторов
стран новой демократии. Даже такие
широко известные композиторы, как
Дворжак и Сметана, представлены в
программах только тремя-четырьмя
названиями. И это несмотря на то, что
в предстоящем сезоне отмечается
125-летие со дня рождения Сметаны.
Советские слушатели вправе ожидать
в этом году исполнения монументаль-
ного цикла симфонических поэм вели-
кого чешского композитора «Моя Ро-
дина». Фамилии современных нам ком-
позиторов Польши, Чехословакии, Ру-
мынии, Болгарии, Венгрии в програм-
мах вообще отсутствуют. А. Пануф-
ник, В. Добиаш, И. Сук, В. Новак и
даже тепло встреченные советскими
слушателями в прошлом году П. Вла-
дигеров и Ж. Энеско не привлекли
внимания составителей абонементных
циклов.

Все эти недостатки в еще большей
степени характерны для репертуар-
ных планов периферийных филармо-
ний. Многие из них вообще устрани-
лись от пропаганды лучших образцов
советской музыки. Повинно в этом
и Главное управление музы-
кальных учреждений Комитета по де-
лам искусств. Оно не всегда опера-
тивно. рассылало концертным
организациям списки ‘произведений,
рекомендованных к исполнению, и,
главное, недостаточно тщательно кон-
тролировало работу периферийных фи-
лармоний.

Почти повсеместно полнейшему са-
мотеку предоставлена работа по рас-
ширению репертуара солистов-испол..
нителей. Это относится даже к такой
крупнейшей концертной организации,
как Московская государственная фи-
лармония.

Особое внимание следует обратить
на расширение и обновление реперту-
ара солистов и музыкальных коллек-
тивов периферийных филармоний, мчо-
гие из которых, как, например, Кир-
гизская и Таджикская, вообще не
имеют репертуарных планов и плохо
работают над подготовкой нового ре-
пертуара.

Для успешной деятельности боль-
шинства местных филармоний с огра-
ниченным количеством штатных кол-
лективов и солистов огромное значе-
ние имеет общесоюзный план кон-
цертных гастролей. К сожалению, ру-
ководители Гастрольбюро до сих пор
не могут закончить такого плана, хо-
тя начало сезона уже не за горами.
	Давно пора было бы составить свод-
	ный план гастролей, прелусматрива-
ющий первоочередное концертное об-
служивание важнейших промышлен-
ных районов страны.

Огромный размах в предстоящем
концертном сезоне должна получить
музыкально-лекционная работа. Ши-
рочайшие слушательские массы хо-
TAT услышать  квалифицированную
лекцию ‘0б исторических партийных
документах по` вопросам музыки, о
мировом значении русской музыкаль-
ной классики, о творчестве крупней-
ших советских композиторов реали-
стического направления. Однако мно-
гие филармонии до сих пор безразлич-
но относятся к этой важнейшей фор-
ме музыкальной пропаганды. Чем
иным, как не чиновничьим равно-
душием руководителей Азербайджан-
ской филармонии, можно об’яснить
тот факт, что население одного 43
крупнейших промышленных центров
страны — города Баку — почти ли-
шено возможности услышать лекции-
концерты? `

До начала осенне-зимнего концерт-
ного сезона осталось более месяца.
Есть еще время исправить ошибки и
сделать сезон 1948 — 49 г. сезоном
решительной перестройки работы
всех концертных организаций страны
в соответствии с указаниями партии
по вопросам музыкального искусства.
	и о творческом пути руководимого им коллектива:
	гией. Ставя Шекспира и Шиллера,
Бальзака и Гоголя, Островского и

Горького, произведения азербаиджан-_
ской классической драматургии, теато.
	никогда не забывал, что советская те-
ма является основной в его творче-
стве.
	Одна за другой появляются на его
сцене талантливые пьесы Мирза Иб-
рагимова—«Хаят», «Мадрид», «Лю-
бовь». Поэт Самед Вургун создает
свои поэтические . драмы «Вагиф»,
«Ханлар» и «Фархад и Ширин», каж-
дая из них явилась событием в худо-
жественной жизни республики. За
пьесы «Вагиф» и «Фархад и Ширин»
	автор дважды был удостоен звания,
	лауреата Сталинской премии. Были
осуществлены постановки пьес Cy-
леймана Рустама, Сабит Рахмана,
Мехти Гуссейна и Ордубады.
	Борьба советского народа с немец*.
	ко-фашистскими захватчиками, герои-
ческие подвиги его сынов нашли свое
отражение в пьесах Pacyna Psa.
	На азербайджанской сцене прошли.
	лучшие ньесы современных русских
драматургов. Последними постаноз-
ками азербайджанского театра яви-
лись пьеса И. Эфендиева  «Свет-
лые пути», рисующая трудовую жизнь
азербайджанских нефтяников, и исто-
рико-революционная пьеса Энвера Ма-
медханлы «Утро Востока», рассказы-
вающая об исторических днях уста:
	новления советской власти в Азер-.
	байджане.
Годы советской власти были го-
дами непрерывного роста, яркого
	‚ расцвета азербайджанского TeaT-
  pa. В его стенах выросли блестящие
мастера сцены, интересные, наделен-
ные своеобразным дарованием режис-
‚ серы, талантливые художники. Пи-
томцы художественных вузов Моск-
вы А. Шарифов, М. Ашумов, М. Ма-
медов стали виднейшими режиссерами
азербайджанского театра. В труппе
театра — старейшие мастера сцены
Мирза Ага Алиев, Силги Рухулла,
Марзия Давудова, Мустафа Марда-
нов, Рза Афганлы, Фатьма Кадри, Со-
на Гаджиева, М. Санани, А. Курба-
Hos, А. Герайбейли, Казим Зия и та-
лантливая молодежь.

На исторические постановления ЦК
ВКП(б) о литературе и искусстве те-
атр ответил делом, усилив сзою ра-
‘’боту над пьесами советских авторов.
  За спектакль: «Утро Востока» театру

была присуждена Сталинская премия.
‚День опубликования этого постанов-
  ления правительства явился днем

праздника всего азербайджанского
искусства.
		— Народный азербайджанский театр
имеет историю, своими корнями ухо-
дящую в глубь веков. Но профессио-
нальный театр еще не прожил и века.

‚В этом нет ничего удивительного:
В старом Азербайджане, в котором
так долго, так упорно ‘сохранялись
феодально-патриархальные — отноше-
ния,. организация подобного театра
была попросту невозможна. Понадо-
бились значительные исторические из-
менения, длительное, плодотворное
влияние могучей руеской культуры
для того, чтобы азербайджанский те-
атр стал, наконец, реальностью.
	Тот самый Мирза Фатали Ахундов,
который именем Сабухи (Человек Ут-
ра) подписал свою великолепную
«Восточную поэму на смерть Пушки-
на», неутомимый просветитель, фи-
лссоф и’ эрудит, явился основополож-
ником азербайджанского национально-
го театра.
	Ахундов отлично понимал, что для
осуществления его стремлений пре-
жде всего необходима своя, нацио-
нальная драматургия. Он и создал ее,
написав свои комедии: «Алхимик. Мол-
ла-Ибрагим Халил», «Медведь—побе.
дитель разбойника», «Ботаник мусье
Жордан», «Гаджи Кара». Это была
	ший азербайджанскую литературу вы-
дающимися произведениями («Разо-
ренное гнездо», «Несчастный юноша»,
«Волшебница Изри» и др.), был руко-
водителем театра.

С. установлением советской власти
в Азербайджане для театра настала
новая эра. Ясными стали его перснек-
тивы, прочную основу получили его
творческие УЕ Был создан
революционный «Свободный сатир-
агит-театр», pnlocslenTSHH переимено-
ванный в «Азербайджанский рабоче-
крестьянский театр».
	стье быть выразителями дум и чаяний !
	своего народа. Начав свой творческий
‘путь романтическими драмами «Октай
Эль оглу» и «Айдын», Джабарлы в
дальнейшем создает. реалистические
	Вдохновенно воплотив прошлое
своего народа в пьесе «Невеста огня»,
Джабарлы всю силу своего таланта
отдал утверждению советской темы
в азербайджанском театре -(«Севиль»,
«В 1905 году> и лр.). Его драматургия
‚отличалась острой и своевременной
постановкой жизненных проблем и
потому имела огромное воспитатель-
ное значение.

Джафар Джабарлы был`первым в
целой плеяде азербайджанских писа-
телей, пришелших вслед за ним в
	драматургию и много сделавших для!
	развития своего театра.
В этом обращении писателей к
драматургии большую. роль сыграл
	Артисты Азербайджанского драматического театра имени Азизбекова
в Москве. Слева направо: А. Курбанова, М. Марданов, А. Султанов;
Л. Бедирбейли-Д жаванширова, С. Герайбейли, А. Велиханов, А. Искен-
деров (художественный руководитель театра), М. Давудова, Сидги
Рухулла, А. Алекперов, М. Алиев и художник Н. Фатуллаев.
		Фото С. Шингаревах
	Работники ИСКУССТВ — Шахтерага:
	 модеятельности Донбасса литератур»
 но-музыкальную композицию «Театр
«Уголек», специально написанную для
шахтерской самодеятельности Дон“
басса поэтом Я. Городским и комно-
‘ зитором О. Сандлером. Тема композиз
‚ции — борьба за выполнение уголь-
  ной пятилетки в 4 года.
	КЕМЕРОВО. С болышим успехом
прошли в Кузбассе гастроли Госуз
дарственного хора русской песни
`’ под руководством народного артиз
‘ста РСФСР А. Свешникова. В Кез
`мерове,  Ленинске, Прокопьевске,
’Сталинске, Осинниках коллектив дал
’для шахтеров 13 концертов: Один из
‘концертов состоялся на шахте
‚ «Центральная» треста «Кемеров
уголь» для горняков подземных уча
  CTKOB. ’
  Большую помощь оказали артист
:

‘ты коллективам художественной ca
` модеятельности. Были проведены
встречи и консультации с руководи-
телями самодеятельных хоров.
	телями самодеятельных доров.

У. горняков Кузбасса побывают И
другие столичные коллективы. 8
Сталинске, Прокопьевске и Кемеро-
ве; 15 спектаклей даст Московский
театр сатиры, который покажет ос-
новные постановки своего репертуая
ра. Состоятся также концерты Го-
`сударственного ансамбля народного
танпа СССР.
	 Fl :
СТАЛИНОГОРСК. К торнякам
подмосковного угольного бассейна
` приезжает несколько музыкальных
` коллективов и артистических бригад»
‚С 20 августа шахтеров  обслуз
  живают три концпертно-эстрадные
бригады и ансамбль народных инструз
ментов. Московской областной фи-
 лармонии. Завтра на шахтах Haya -
`_наются спектакли  Сталиногорскога
драматического театра,

На праздничных концертах для
шахтеров в Сталиногорске выступят
`’ государственный эстрадный оркестр
-под руководством Л. Утесова, соли+
ct Большого театра, артисты эстрая
ды Ю. Тимошенко и Е. Березин.  *

В секции массовых музыкальных
` жанров Союза советских. композито=
` ров состоялось прослушивание новых
песен, написанных ко Дню шахтера:
’ Песни «Шахтерская слава», «Каленый
‚ уголь» и «Ох, не могу» А. Новикова,
‹ <С праздником, шахтеры» 3. Дунаев-
ского, «Песня о Ворошилове» Ta-
това, «Серебряная свадьба» В. Мака:
782, и «Говорят, что я влюбилась»
‚Б. Мокроусова рекомендованы к печа-
TH. ны

ФИЛЬМ О СОВЕТСКОМ
САХАЛИНЕ
	+
ХАБАРОВСК. Хабаровская киноз
студия выпустила новый хроникальз
но-документальный фильм «На род-
ной земле», посвященный Южному
Сахалину и Курильским островам.
	«На родной земле»— первая полно-
метражная. кинокартина, выпущенная
Хабаровской студией кинохроники
(режиссер М: Кульбе, операторы
А. Борзинин, В. Гулин ии В. Мирный).
	ЦЕННЫЕ
ЭКСПОНАТЫ
	`` КИЕВ. (Наш. корр.). Впервые в
этом году советская страна празднует
„День шахтера. Этот праздник вме-
‚сте со всей страной отмечают арти-
CTH, композиторы, художники Украи-
‘ны. Все театры Донбасса проводят
декады показа своих лучших. постано-
вок. Драматические театры Сталино и
  Ворошиловграда покажут пьесы, отра-

Г

жающие жизнь и быт советских шах-
`теров. Горняки Донбасса увидят себя
в пьесе А. Корнейчука «Макар Ду-
	брава», в пьесе «Дальняя Елена» Вл.
	Суходольского, в «Зорях над копра-
ми» Юр. Мокреева и др. Ведущие ак-
‘теры Сталинского и Ворошиловград-
‘ского театров проведут творческие
т с шахтерами и инженеряо-
техническими работниками.

Группа народных артистов СССР и
УССР взяла культурное шефство над
Донбассом. Первое выступление ве-
дущих актеров всех театров Киева
приурочено ко Дню шахтера.

Для творческой ветречи с шахтера-
ми в Сталинскую и Ворошиловград-
	скую области выезжает также группиз
	‚ украинских комнозиторов, концертные
‚ бригады Киевской, Харьковской и
  Onecckolt областных филармоний.
Деятельное участие в шахтерском
празднике примут и художники УК-
раины. Ко Дню шахтера в
  Сталино и Ворошиловграде откроются
‘передвижные художественные  ВыЫ-
‘ставки, которые после праздника по-
  бывают на всех шахтах Донбасса.
Группа ведущих художников высту-
пит на шахтах с творческими отчета-
ми, сделает зарисовки лучших горня-
ков. поможет художественному офор-

КОВ, НОМОЖеЕ AY QUAY TRUM ЕС
млению празяника.
	Работники искусств окажут широ-
кую помощь кружкам художественной

самсдеятельности шахтеров,
Bd)
ae +
	СТАЛИНО. (На корр.). На шахтах
	пеятельности, посвященные Дню.
шахтера. Начались городёкие и pal:
онные смотры, в которых участвуют
ло 300 коллективов. Выступают пев-
цы, музыканты, ` танцоры и чтецы.
Смотры шахтерской художественчой
самолеятельности проходят в Стали-

i

но, Красноармейске, Чистяково, Ma-
кеевке и других городах Донбасса. В
День шахтера. 99 августа, состоят-
	День шахтера, 29 августа, COCTOHT-
ся заключительные концерты лучших
	участников смотра.
В; Сталино к массовому концертно-
	му выступлению готовится 1.590 шах-
	теров — певцов, танцоров и чтецов.
Центральный дом народного твор-
чества УССР направил кружкам са-
		“ ‚+ к р С = ‚ становки новых пьес
смелая, ярк ль а-
‚ яркая ‘реалистическая драма   барлы, Ахвердова, М.

гус а
		тургия.
	В живых, сочных образах его ко-
медий перед нами встает то далексе
время, когда жил и трудился великий
драматург. Бытовые картины эго пьес
	полны глубокого обобщения—по дра-!

матургии Ахундова можно изучать
эпоху, в которую он жил.

` Первое представление комедии
Ахундова «Ботаник мусье Жордан»
	состоялось в 1651 г. в Петербурге на   дальнейшем создает.
любительской сцене. А в феврале ` произведения.

р 524
		1852 г. на сцене тифлисского театра
русскими актерами была сыграна дру-
гая комедия Ахундова—«Медведь—
победитель разбойника». Обе эти. по-
становки подготовили спеническое во-
	площение пьес Ахундова на родном
языке.
	Три четверти века назад, в 1873 г.,
актеры-любители под руководством
Гасанбека Зардаби и Наджара Вези-
рова впервые на азербайджанском язы-
ке исполнили комедии Ахундова «Ве-
зирь хан Ленкоранского» и «Гаджи
Кара». Первый шаг на пути создания
профессионального театра был сде-
лан.

Развитие азербайджанского театра
			 =

TE
		08,
ЕВ,
		в ХХ веке в значительной степени   сам театр, не мысливший свое даль-
связано со славным именем Абдураги-   нейшее развитие уне связи с нацио-
ма Ахвердяева. Драматург; обогатив- ‘нальной азербаилжанской драматур-
		тости столипы
	Приехавшие на гастроли в Москву
коллективы Азербайджанского и Чер-
новицкого театров знакомятся с до-
стопримечательностями ` столицы.
Центральный дом работников ис-
кусств организует для гостей экскур-
сии в Центральный музей В. И.
Ленина, Третьяковскую  галлерею,
Останкинский музей. Коллективы, га-
стролирующие в Москве, встретятся
с режиссерами и артистами столицы,
побывают ча спектаклях в Большом и
Малом театрах, МХАТ, им. Горького
и лр.

Всероссийское театральное общест-
во проведет обсуждение постановок
Азербайджанского и Черновицкого
театров.
		ОТКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО
СЕЗОНА В ЛИТВЕ
	ВИЛЬНЮС. В театрах республикз
начался осенне-зимний театральный
сезон. Репертуар обогащается новы-
ми постановками. В Театре оперы и
балета будет впервые поставлена опе-
ра литовского композитора И. Шим-
куса «В ‘деревне при имении». Этот
же театр ставит оперу Рубинштейна
«Демон».
	В репертуаре театров, наряду с но-
	выми постановками классиков, ряд
спектаклей советских драматургов.
Среди них—пьесы литовских писате-
лей: Балтушиса—<«Петушки поют»,
Марцинкявичюса — «Возвращение»,
Грицюса—«Роковой конец» и другае.
	АБОНЕМЕНТНЫЕ
СПЕКТАКЛИ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Театр
оперы и балета. им. С. М. Кирова
проведет в новом сезоне цикл абоне-
ментных спектаклей. Выпускается
пять абонементов, посвященных опер-
ному и балетному творчеству П. И.
Чайковского, произведениям русских
и советских композиторов. Отдельные
абонементы выпущены для студентов
и для Школьников На посещение
дневных спектаклей.
	Для посетителей перед спектакля-
ми будут читаться лекции о творче-
стве композиторов, сопровождаемые
музыкальными иллюстрациями.
	У ХУДОЖНИКОВ
КИРГИЗИИ

ФРУНЗЕ. Художники Киргизии ра-
ботают над новыми произведениями.
	Картину «Фрунзе-гимназист» пишет
А. Игнатьев, «Хлеб в. горах» —
	Д. Флекман, «После работы» и «Из.
	детяслёй» — Л. Деймант. Строчтэль-
ству Большого Чуйского канала по-
священо новое произведение И. Галь-
ченко. :

В конце августа во Фрунзе состоят-
ся отчетные выставки, на которых бу.
дут показаны работы киргизов-студен-
тов Ленинградской Академии худо-
жеств и учащихся Самаркандского
художеетвённого училища.
	В творческую командировку выехал
художник С. Акылбеков. На рудни-
ках Кок-Янгак и Кызыл-Кия 4 B
хлопководческих колхозах Джалал-
Абадской области он будет писать.
этюды для будущих полотен.
	Краснознаменный им.-Александрова
ансамбль песни и пляски Советской
Армии после трех концертов в здании
немецкой Государственной оперы вы-
ступил перед жителями Берлина на
Жандарменмаркт — крупнейшей пло-
шади в центре Берлина.
	За час до концерта огромная пло-
щадь, вмещающая более 30:000 чело-
век, была переполнена, но людской
поток не прекращался.
	Концерт, продолжавшийся около
трех часов, прошел с огромным ус-
пехом. «Кантата о Сталине», «Песня
о Родине» и другие музыкальные про-
	OPKECTPOBKA
НАРОДНЫХ МЕЛОДИИ

БАКУ. (Наш корр.). В. художест-
венной жизни республики произошло
значительное событие. Классические
народные азербайджанские мелодии
«Шур» и «Кюрду-Овшары», записан-
ные, обработанные и оркестрованные
композитором Фикретом Амировым,
были исполнены Государственным
симфоническим оркестром им. Узеира
Гаджибекова пед управлением заслу-
женного деятеля искусств республи-
ки Ниязи.
	На первом исполнении присутство-
вали секретари ЦК КП(б) Азербайл-
жана. тт. М. Багиров, Г. Сеидов,
Г. Гасанов, председатель Совета Ми-
нистров Азербайджанской ССР Тей-
мур Кулиев, его заместитель Мирза
Ибрагимов, представители’ интелли-
генции города.

Все присутствовавшие тепло: при-
ветствовали мастеров азербайлжан-
ского искусства, впервые сделавших
классические азербайджанские нафод-
ные -мелодии достоянием- широкой об-
щественности.
		Триумф советского искусства
в Берлине
	изведения советских композиторов,
хоры из опер Вагнера и BeGepa, pyc-
ские народные песни были встречены
восторженными криками и долго не’
смолкавшими аплодисментами.
Председатель профсоюза металли-о
стов Берлина Реттман, подойдя no
окончании концерта к микрофону, по-
благодарил советских артистов от.
имени берлинских трудящихся. «Бер-
линцы благодарны ансамблю Совет-
ской армии за его приезд, — сказал
Реттман, — они понимают, что совет-
ское искусство говорит с ними язы-
ком мира и взаимопонимания между
народами». (ТАСС).
	олнои земле

НА ПАРОХОЛЕ
	АСТРАХАНЬ. (Наш корр.). Обла-
стной драматический театр им. С.
Кирова закончил гастрольную поезд-
ку, во время которой давал спектак-
ли специально для рыбаков.

Тватр в полном составе базировался
на пароходе «Иосиф Сталин». Этот
пароход прозван рыбаками «пловучим
дворцом культуры». На нем регулярно
выезжают к рыбакам лекторы и до-
кладчики, ансамбли и концертные
бригады. Здесь есть киноаппаратура,
работает своя типография. Но драма-
тический театр со всеми своими це-
хами на пароходе разместился впер-
вые.

Гастроли продолжались более ме-
сяца: За это время театр показал свои
лучшие спектакли. Он дал 56 спек-
таклей для рыбаков-колхозников Ик-
рянинского, Зеленчинского, Маржин-
ского; Приволжского и других райо-
нов- ‘области. Артисты выступали ча
рыбозаводах, ‘в рыболовецких колхо-
зах, районных центрах.
	3.500 КОНЦЕРТОВ
И СПЕКТАКЛЕЙ В ПОЛЕ
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Более
3500 концертов и спектаклей показа-
ли за первое полугодие работники
искусств Узбекистана хлопкоробам,
хлеборобам, животноводам, рабочим
МТС и совхозов республики. В кон-
цертах и спектаклях принимали уча-
стие ведущие мастера искусств сто-
лицы Узбекистана и областных теат-
ров.
На концертах и спектаклях побы-
вало свыше 1 миллиона зрителей.
	НОВЫИ Е
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.
ПРОСКУРОВ. (Наш  корр.). За-
кончилось строительство концертного
зала областной филармонии на 600
человек. При зале — хорошю обору-
дованное фойе и 8 комнат для репе-
тиций. Новый зал сдан в эксплоата-
нию.
	СВЕРДЛОВСКИЙ ТЕАТР
В МАГНИТОГОРСКЕ
	МАГНИТОГОРСК: (Наш корр.).
Здесь начал гастроли Свердловский
театр ‘оперы и балета им. Луначар-
ского. Он покажет спектакли «Пико-
вая дама», «Дубровский», «Кармен»
и другие.
	‚ХУЧИР ЗАЗВУЧАЛ
ПО-НОВОМУ
	УЛАН-УДЭ. (Наш корр.). Хучиры-
единственный национальный смычко»
вый музыкальный инструмент бурят-
монголов. Под его аккомпанемент на-
родные певцы — улигершины-—испол-
няли несложные песнопения народно-
го эпоса. Но на двухструнном одно-
тонном хучире нельзя было исполнять
сложные произведения.
	Старейнтии бурят-монгольскии ма-
стер национальных музыкальных. ин-
струментов Дугаров Бальжинима Бу-
даевич решил усовершенствовать ху-
чир. В результате многолетней рабо-
ты мастер, изменив толщину дек, фор-
му грифа и добавив третью струну,
добился того, что хучир зазвучал. по-
новому — нежнее, сочнее. Опробова-
Hue трехструнного хучира в госфи-
лармонии показало, что на нем можно
исполнять классические музыкальные
произведения. В то же время хучир
сохранил все`свои национальные осо-
бенности.

Организованный при госфилармонии
оркестр народных инструментов сей-
час успешно исполняет музыкальные
произведения мировой классики.
			КИЕВ... (Наш корр.). Музей русско- -
	го искусства пополнился эксионатами
‘большого художественного значения.
Среди них картины: «На этапе» В.
 Маковского, «Женский портрет» В.
„Серова, «Две девушки» А. Венени-
анова и портрет работы неизвестного
русского художника эпохи Петра
	Нервого,
Кроме того, в музей поступила
бронзовая статуя Муравьева-Амур=
	ского работы скульптора Опекуч
нина; автора памятника А. С. Пуш-
кину в Москве.
	ПОПОЛНЕНИЕ МУЗЕЕВ
БЕЛОРУССИИ
	МИНСК. (Наш корр.). Для попол:
нения-музеев Белоруссии: заказано 40
произведений искусства художникам
и окульпторам республики. Часть этих
произведений уже ноступила в музеи.

Витебскому областному музею пере-
даны для -пополнения его фондов
скульптура . «Лев. Доватор» ‘работы
А. Глебова и картина художника
В. Хрусталева: «Заслонов дает боевое
задание партизанам».
	ПАМЯТИ
ХАЧАТУРА АБОВЯНА
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). В киносту-
дии начаты с’емки киноочерка, носвя-
щенного 1090-летию со дня смерти: ве:
ликого армянского писателя Хачату-
ра’Абовяна. Уже засняты кадры, по-
казывающие памятники ХГХ века, ис-
торические места, связанные с жизнью
		Заключительная часть Фильма по-
кажет Советскую Армению.

Автор сценария  киноочерка —~
Г. Джанян, режиссер —Л.. Исаакян.
	Or Совета Министров CCCP
	Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извеща-
ет о смерти выдающегося деятеля русского театра, народно-
го артиста СССР, лауреата Сталинской. премии — артиста
Московского Художественного Академического театра СССР
имени М. Горького — Михаила Михайловича Тарханова.
	В Совете Министров СССР
	Об увековечении памяти выдающегося деятеля русского
театра, народного артиста СССР.М. М. ТАРХАНОВА
и об: обеспечении его семьи -
	Совет Министров Союза ССР постановил:
1. Установить следующие стипендии имени народного артиста СССР
	М. М. Тарханова:

а) в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Лу-
начарского в г. Москве — три стипендии по 400 рублей каждая для сту-
		А‘ \
	6) в школе-студии имени В. И. Немировича-Данченко при Московском
Художественном Академическом театре имени М, Горького — две стипен-
дии по 400 рублей каждая для учащихся.

2. Выдать единовременное пособие жене М. М. Тарханова — Елизавете
Феофановне Скульской в размере 15 тыс. рублей и сыну Ивану Михайлови-
чу Москвину-Тарханову в размере 5 тыс. рублей.

3. Установить жене М. М. Тарханова — Елизавете Феофановне Скуль-
ской персональную пенсию в размере 750 рублей в месяц пожизненно.
	4. Похороны народного артиста СССР М. М. Тарханова принять за. счет
	государства.
		На приемных экзаменах в Инсти-
туте живописи, ‘архитектуры и
скульптуры им. Репина в Ленин-
граде. Фото Н. Янова.
	Новый концертный зал филармо-
нии на 820 мест в Ярославле.