СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
ДНЕВНИК ГАСТРОЛЕЙ
	РВ ласть земли
	Сцена из спектакля «Земля» (по повести О. Кобылянской) в поста-
	новке Черновицкого Украинского драматического театра. Слева на“
	право артисты: В. Сокирко в роли Ивоники Федорчука, Ю. Величко
в роли его сына Михайлы и Э. Киселева в роли Марии, жены Ивоники.
		Фото С, Шингарева.
	к Анне мотивирована замкнутостью
ее характера и отнюдь не восприни-
мается как акт бесчеловечной жесто-
кости. Не показано и моральное пе-
рерождение стариков в послелней ча-
сти произведения. В повести старики,
поняв  бесцельность  принесенной
ими жертвы, осознают свою вину пе-
ред Анной. В душе Марии, узнавшей,
наконец, что Савва убийца Михайлы,
любовь к сыну-убийше сменяется
неукротимой ненавистью. Все психо-
логическое богатство этих глав све-
	‚дено в спектакле к поверхноестному,
	слащаво-сентиментальному финалу.
	В безусловно интересном спектакле
«Земля» много дискуссионного и
спорного. Лучшее в нем — блестя-
щее актерское исполнение главных
ролей. В ровном талантливом ансамб-
ле хочется прежде всего отметить
В. Сокирко и Э. Киселеву, с огром-
ной силой и убедительной искренно-
стью раскрывающих душевную драму
Ивоники и его жены.

Ю. Величко наделил Михайлу
большим благородством, HO в сцене
свидания с отцом в казарме хотелось
бы видеть его менее издерганным и
истеричным. Впрочем, и он, и Л. Лу-
ганская, прекрасно играющая. роль
Анны, стоят в трактовке ролей
ближе к повести Кобылянской, неже-
ли Е. Степанов и К. Ципа, играющие
Савву и Рахиру.
	Савва обрисован Кобылянской, как
	‚ красавец с нервным лицом и © холод-
	CUES ELAR AE, п маза рураа ермак   большим благородством,

групп во дворе, и мизансцены вокруг ина с отпом в каз:
	трупа Михайлы в хате, и прежде все-
го, разумеется, великолепное актер-
ское исполнение,
	Но вот, наконец, отшумели страш-
ные события этого венера, покров но-
чи заволакивает сцену. Только MHO-
жество свечек в руках столпившихся
во дворе крестьян мерцает в ночном
мраке тусклыми,  погребальными
огоньками.
		НАКАНУНЕ НОВОГО
УЧЕБНОГО ГОДА
	Использовать
	оставшееся воемя
	мия художеств СССР пополнила ва?
тюрмортный фонд училища. На весь
учебный год училище обеспечено
красками и материалами. Заканчи-
вается оборудование общежития.
	Устранить
	недостатки
		ВЫСТАВНА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ
— И НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
	Выставка художественной промыш-   других промыслов {великоустюжская
* 779 и yy
	чернь, ростовская финифть и т. д.),
удачно обращающихся к советской
тематике.
	Замечательные образцы декоратив-
ного искусства, представленные Ha
выставке, отнюдь не говорят O TOM,
что в нашем народном искусстве и ху-
дожественной промышленности все
благополучно. Мы уже отмечали ос-
новные недостатки в работах, палешан
и мстерцев. За последние годы в Хох-
ломе появилась тенденция порвать со
своими исконными народными тради-
циями и ориентироваться на японскую
орнаментику. Даже непонятно, откуда
и как могла появиться эта вреднейшая
тенденция ` в` эпоху величайшего пат-
риотического под’ема в нашей стра-
не. Были ли серьезно обсуждены эти
вопросы в промысловой кооперации?
Нет. Весьма сомнительными по своему
художественному качеству являются
изделия из камня. Заметно ухудши-
лось художественное чугунное литье,
которому в свое время великий ‘pyc-
ский ученый Д. И. Менделеев пред-
сказывал большую будущность,
	Далеко не благополучно с разви-
THEM народно-художественных peMe-
сел в некоторых наших республиках.
В Узбекской ССР, Таджикской ССР,
Казахской ССР, Киргизской ССР,
Армянской ССР, Молдавской CCP,
Карело-Финской ССР не заметен рост
народного искусства, Неполадки в ХУ-
ложественной промышленности И на-
родно-художественных ремеслах, ко-
нечно, во многом зависят от отсутст-
вия правильного руководства.
	Новые тенденции в швейной, три-
котажной и других отраслях промьыш-
ленности бесспорно имеют большое
значение. Наша промышленность от-
холит от упрощенного копирования
западных моделей. Художники, рабо-
тающие сейчас в промышленности,
стремятся создать самобытные формы
на основе освоения русских классиче-
ских образцов. Не следует, однако,
переонёнавать эти искания. Зачастую
художники пользуются сомнительны-
ми источниками. Замечательные мате-
риалы наших музеев наша  промыш-
ленность не использует для свои?
экспериментальных работ.
	Легкомысленное отношение к Ha-
	родному источнику вызвало появле-
ние вульгаризаторов народного искус-
	ства, требующих полной имитации И
	реставрации народного искусства. Ко-
нечно, мы должны вести решитель-
ную борьбу с тенденцией архаизма и
игнорирования современных бытовых
условий и современной техники.
	В нашей искусствоведческой лите-
ратуре до сих пор нет ни одной ис-
слеловательской работы по русскому
орнаменту, не говоря уже о советском
опнаменте. Нет даже альбома, сводки
	достаточно проверенных материалов
	по русскому орнаменту. В работах На-
учно-исследовательского — института
промысловой ‘кооперации проблемы
национальной самобытности русских
народных промыслов опускаются или
	всячески третируются. Не мудрено,
что при такой теоретической базе про-
	являются ошибочные тенденции в на-
ших промыслах и промышленности. В
рамках газетной статьи нет возможно-
сти рассмотреть даже важнейшие во-
просы нашего производственного ис-
кусства. Хочется лишь отметить
большюе ‘значение открытой сейчас
выставки. Ее экспонаты должны по-
служить материалом для творческой
дискуссии  по вопросам декоративно-
го искусства. 2
	Ваше декоративное или, как его
называют, производственное искусст-
во призвано оформлять предметы ши-
рокого потребления, те самые вещи,
которые окружают миллионы совет-
	ских людей, формируют их бытовую
	обстановку, влияют на их художест-
венные вкусы, мысли и чувства! К со-
жалению, ни Комитет по делам ис-
кусств, ни Оргкомитет ‘Cosa ху-
дожников, ни Академия художеств не
учитывают того громадного пропаган-
длистского значения, которое имеют
для нашего народа художественная
промышленность и народное искусст-
во. Искусство художественной про-
мвншленности и народных промыслов
может и должно быть поднято’ на
большую высоту. Оно призвано слу-
жить советскому народу и воспиты-
вать его,
		ленности и народно-художественных
ремесел, открытая в залах Академии
художеств СССР, убедительно свиде-
тельствует об успехах нашей художе-
ственной индустрии и народного ис-
куества. г
	Образы великих творцов социали-
стического государства — Ленина и
Сталина, идея советского патриотизма,
мощь и величие нашей страны нашли
свое отражение и в панно Украины
(«Воссоединение Украины»), Белорус-
сии (<В. И. Ленин») и в коврах Арме-
	нии и в декоративных тканях
(С. Ильинская, М. Малиновская,
М, Назаревская В.  Лотонина,
	Е. Повстяный), и в фарфоре (А. Сот-
ников, А. Бржезицкая, П. Кожин,
Н; Максимченко}, и в стекле, и в ме-
талле (великоустюжекая чернь, рабо-
ты Кубачинской артели, ростовская
фивифть), и в резьбе по кос®и (рабо-
ты Евангулова, Черникович, Ракова),
и в дереве. Даже в вышивках, золото-
швейных изделиях (работы Кошкоре-
вой) и кружевах мы видим удачное
применение советской эмблематики и
советского орнамента. Стремление об-
разно решить работу, насытить ее <ю-
жетными мотивами, повысить идейную
выразительность — вот то новое, что
бросается в глаза на выставке.
	_ Впервые на этой выставке, —и это ее
характерная особенность, — изделия
народного искусства (народных про-
мыслов) показаны вместе с образцами
художественной промышленности.
Этот совместный показ говорит ©
связях и влиянии народного искусст-
ва на советскую художественную про-
мышленность, Достаточно взглянуть
на прекрасные изделия нашей швейной
промышленности (художницы Н. Ма-
карова, Федотова, М. Плотникова,
А. Кострикова) или трикотажные из-
делия (Корогородская, Васильева, 30-
това), яркие шерстяные и бумажные
набивные платки, льняные скатерти и
полотенца, кожаные сумочки и пояса
(в особенности изделия рижской фаб-
рики), чтобы убедиться в наличии
этой тенденции. Советская художе-
ственная промышленность обращает-
ся к своему первоисточнику — К на-
родному искусству — не для простого
его цитирования, не для стилизации
под «русский стиль», а для обогаще-
ния своего художественного мышле-
ния, для изучения его художествен-
	HHIX принципов.
	: х
г КРЫЖИПКИЙ
		КИЕВ. (Наш корр.). Считанные дни
остались до начала учебного года.
Как же подготовились театральные,
	  художественные и музыкальные вузы
	и училища украины к приему новог>
контингента учащейся молодежи? По
9 вузам Украины на 400 вакантных
мест поступило 655 заявлений, а и®
26 музыкальным и художественным
училищам — 1.802 заявления на 1.200
мест. На первый взгляд, положение
как будто удовлетворительное. На
самом же деле это далеко не так.
В ряде вузов есть угроза не-
доукомплектования. В Киевском теат-
ральном институте, например, где к
экзаменам на украинском отделении
актерского факультета допущено 47
человек, после второго тура отсея-
лось 96 человек и остался 21 канда-
дат на 25 вакантных мест. Еше хуже
положение на режиссерском факуль-
тета.
	В Ужгородском  художественяо-
промышленном училище. Станислав-
ском и Житомирском музыкальных
училищах число заявлений не доста-
гает и половины вакантных мест.
	Значительно лучше организован н9-
бор в Киевской консерватории, рук?-
водители которой связались с боль-
шим числом вузов. вокальных `Учи-
лиш, с кружками художественной са-
модеятельности. Это свидетельствует
	о том, что положительные результаты:
‚ достигнуты лишь там, где это дело
	не предоставили самотеьу.
	Тучные, плодородные поля Букови-
ны... Красивая земля. Живым сущест-
вом встает она со страниц прекрасной
повести Ольги Кобылянской: «яркая,
живая и свежая, — только что не за-
говорит». «Она и походит на челове-
ка-и требует жертв».

Эти жертвы — буковинские кресть-
яне, отдающие земле и труд и кровь.
В борьбе за обладание клочком дра-
гоценной земли они доходили до зве-
риной ненависти, до братоубийства.
Ибо не они были хозяевами земли, а
земля  властвовала над ними. И
власть ее была. страшна и безгранич-
на.

В, Василько — один из интерес-
нейших деязелей украинского  теат-
ра’ — инсценировал повесть Кобы-
лянской «Земля» и поставил ее на
сцене Черновицкого украинского дра-
	матического театра. Образ этой изо-
бильной и прекрасной, но вместе с
тем. жестокой, «требующей жертв»
земли стал центральным и в спектак-
ле. Величавую красоту буковинской
природы отлично передал художник
А. Плаксия. Власть земли над людь-
ми раскрыли режиссер и актеры.

В. Василько снял лежащий на пове-
сти налет романтической мистики. Он
создал вполне реалистическое произ-
ведение, сильную социальную драму.
	Буковинские крестьяне живут в ©
ем маленьком замкнутом мирке, в
тисках стародавних представлений и
предрассудков, наивных суеверий и
алчных интересов. Это мир мелких
собственников, прикованных к земле.
Что такое человек хотя бы без клоч-
ка земли? Жалкий батрак, бездомный
нищий, ничто!

Повесть Кобылянской переносит нас
в конец прошлого века. Буковина,
оторванная от Украины и России, из-
немогала под гнетом австро-венгер-
ской монархии. Сцена в цесарской
	казарме дает наглядное представлс-
	ние о военно-полицейском режиме в
пресловутой «лоскутной империи»,

Опясанная Кобылянской трагедия
крестьянской семьи не вымысел ху-
ложника, а действительное, случив-
шееся полвека тому назад событие.
Действующие лица — написанные ©
натуры портреты реальных участни-
ков этой страшной драмы.

Основную сюжетную линию пьесы
составляет цепь событий, разыгрыва-
ющихся в семье зажиточного кресть-
янина Ивоники Федорчука и его жены
Марии. Их старший сын Михайло по-
любил бедную девушку, батрачку Ан-
ну. Молодые люди боятся признаться
в своей любви родителям Михайлы,
	БАКУ, (Наш корр.). 4.082 учащих-
CH -— таков контингент художествен-
	ных учебных заведений Азербаиджа-
на. готовящих кадры работников ис-
	KYCCTS.
После постановления Центрального
	Комитета ВКП(б) об опере «Великая
дружба» и постановления ЦК партии
Азербайджана о состоянии музыкаль-
ного. творчества и подготовке компо-
зиторских кадров в республике за-
метны определенные сдвиги в воспй-
тании молодых работников искусства.
	Однако ряд имеющихся еще недо-
	статков в подготовке к новому. учеб-
ному году все же вызывает тревогу. ,
	Не укомплектованы штаты профессо-
ров. Ощущается острый недостаток в
учебных пособиях на азербайджанс-
ком языке. Ряд учебных заведений
ютится в неприспособленных для 3а-
нятий помещениях (Театральный Ин-
ститут, Художественное училище
итд.). Из-за недостатка помещений
более восьмидесяти процентов  `уча-
шихся бакинских музыкальных школ
вынуждены заниматься с педагогами
на дому.
	приемные испытания

ЛЕНИНГРАД. (Ваш корр.). Велик
наплыв желающих учиться в учеб-
ных заведениях, готовящих работни-
ков искусств, В Институте им. Репя-
на Академии художеств в этом году
80 вакантных мест. На них ‘претея-
дуют 340 человек. Количество жела-
ющих поступить на первые курсы ак-
терского и режиссерского факульте-
тов Театрального института также на-
много превышает число вакантных
мест. ;

Приемные испытания начались в
Хореографическом училище. Здесь ва
100 мест поступило 590 заявлений.

°

стигает высокого трагедийного звуча-
ния. Отец знает, что убийцей люби-
мого сына является другой сын его —
нелюбимый „Савва. Боясь потерять
и его, старик скрывает братоубийст-
во. И вот словно хор античной траге-
дии масса крестьян, понимающих
страдание отца и тоже догадываю-
щихся об истинном виновнике пре-
ступления, налагает на себя «обет
молчания». И, когда прибывшие для
расследования дела австрийские вла-
сти стараютея дознаться, кто же
убийна, никто не называет имени
	Саввы...
	tdi pi
neno Пачались

Велика нужда в новых учебни-
ках. В издательстве «Мистецтво»
должен выйти учебник гармонии Рим-
	ского-Корсакова. но он все еще на:
	холится в производстве и вряд ла
выйдет к началу учебного года. В
портфеле издательства находится так-
же учебник теории музыки Павлю-
ченко. и курс сольфеджио. К изданию
этих учебников издательство еще не
приступало.
	Не все благополучно с подбором
педагогического персонала. Не заме-
щены должности преподавателей по
таким важным дисциплинам, как ис-
	Трудно сказать, какой эпизод наи-
более ярок в этой захватывающей по
драматизму картине — обличение ли
убийцы ворвавшейся в хату Анной,
ее изгнание из дома обезумевшими,
ослепленными горем родителями, или
снена, когда Ивоника, найдя на полу
пулю от своего ружья и поняв, кто
убийца сына, — расправляется с сы-
ном-братоубийцей. В этих сценах Bte
превосходно: и общая режиссерская
композиция, и планировка отдельных
	тория изобразительных искусств, ис-
тория украинского театра и марксист-
ско-ленинская эстетика в Киевском
театральном институте. Нет препода-

AUF MIR LRA EY ARERR RE EN OE

В Ленинградской — консерватории
новый набор внушает опасения.
Допущено к испытаниям всего

а АА ар аАЙА
	вателеи no марксистско-ленинской
эстетике и но истории почти во всех
	других вузах.
	180 человек. При тех высоких требо-
ваниях, которые пред’являются сей-
час к поступающим, такое количество
испытуемых не дает достаточных во3-
можностей для серьезного выборз:
Нельзя считать нормальным и то, что
на теоретико-композиторском факуль-
тетё из 19 экзаменующихся—13 окон-
чивших музыкальное училище пра
Ленинградской консерватории и толь-
	ко 6 — из других городов, конечно;
училище должно быть основной 6а-
30H, подготавливающей кадры для
консерватории, но приток из других
мест етраны мог бы быть значительво
	большим. К сожалению, руководителя
Ленинградской консерватории; разэ-
слав повсюду информационные про-
слекты а приеме почти ничего He
	спекты о приеме, позти вазы RY
сделали для того, чтобы выявить и
привлечь людей с нужными музы-
кальными данными.
		начались. Но до сих пор еще не пол-
ностью укомплектован штат. препода-
ваталей. .
	В ПК союза
Рабис
	Развитие народного искусства, в
особенности за последние годы, опре-
деляется критическим освоением луч-
ших народных традиций, их глубокой
творческой переработкой и в резуль-
тате этого созданием новых традиций
советского народного искусства. Та-
кой процесс тиничен, например, для
холмогорского искусства, восстанав-
ливающего драгоценное мастерство
резьбы по кости. Заиметвуя из мест-
ной народной традиции принципы и
художественные приемы декоративной
обработки кости, холмогорские.резчи-
ки удачно осваивают свое богатейшее
культурное наследство для выраже-
ния советской действительности. Мо-
жно указать для примера на богород-
скую резную игрушку, являющуюся,
по существу, об емной реалистической
‚скульптурой. В ней необычайно ярко
и интересно проявились пластические
дарования народных мастеров в реше-
нии советской тематики. Очень инте-
ресен процесс, характеризующий ис’
кусство Палеха и Мстеры, где быв-
шие иконописпы превратились в ма-
стеров замечательного искусства ху-
‘дожественного лака. Однако процесс
творческой переработки в Палехе и
Мстере происходит значительно слож-
нее, чем в других промыслах. «Те-
матическая перестройка», происходив-
шая в Палехе и Мстере еще в 20-х
годах, не всегда давала. необходимую
взаимосвязь формы с содержанием.
Новое содержание ‘трактовалось в
старых традиционных формах. В то
время как фольклорные темы зача-
стую получали удачное решение, в
работах на советские темы (красноар-
мейцы в виде «святого Георгия»
и т. д) не было органической спаян-
ности между формой и содержанием.
	В декоративном плане интересна хо-
хломская роспись по дереву. В своих
новых орнаментах и узорах она разви-
вает лучшие традиции местной на-
родной орнаментики. Интересно также
вологодское кружевоплетение, вклю-
чающее в свои узоры новые элемен-
ты. Можно указать и на целый ряд

В залах московского Дома архитек-
тора развернута‘ выставка, посвящен-
ная показу достижений советского
зодчества за тридцать лет.
	Бесчисленные большие и малые
сооружения -— воплощение ` гигант-
ского творческого труда советских
людей, преображающих жизнь, ка-
жутся вехами того пути, который
пройден нашей страной за годы Co-
ветской власти.

Невиданный размах созидательной
‘Деятельности, пожалуй, ярче всего.
ощущается в зале градостроительст-
ва. Целый отдел выставки посвящен
городам, которых не было. на карте
земли. Никакая другая страна мира
не смогла бы развернуть такой выста-
вочный отдел. Даже сухие цифровые
данные приведенные на одном из
стендов, поражают своей необычай-
ной выразительностью. 90 крупных
промышленных городов создано за
годы существования советской власти.

Количество городов, неузнаваемо
изменивших свой облик, за тот же
срок достигает почти невероятной
цифры — 1280. Эти сухие. статисти-
ческие данные на стендах выставки
претворяютея в конкретные зритель-
ные образы. На фоне величественного
пейзажа Заполярья уходит в даль
перспектива обстроенной  высокимч
многоэтажными домами  благоустро-
енной городской улицы. Это — город
Кировск; созданный по инициативе
замечательного большевика, чье. имя
он носит, Рядом — фотография зали-
того солнцем, утопающего в густой и
сочной зелени городского квартала—
город Запорожье.

Горола  Понбасса — Макеевка,
Сталино. Приветливые и красивые
многоэтажные дома, выросшие на ме-
сте полуразрушенных — глинобитных
хибарок и землянок, «Собачеевок» и
«Шанхаев>—порождения российского
капитализма.
	Города Урала’ Магнитогорск. Mo-
нументальное эдание театра. Внутрен-
ний вид кварталов жилых домов,
благоустроенных и озелененных, с
детскими садами, окруженными иг-
ровыми площадками.
	Улан-Удэ, Балхаш, Чирчик, Кара-
ганда. Десятки других городов, по-
строенных по единому народнохозяй-
ственному плану в степи и тайге, в го*
рах и равнинах, под горячим солнцем
	Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров УССР специальным
приказом обязал директоров вузов и
училищ наряду с другими Meponpaa-
тиями закончить до 1 августа ремонт
учебных корпусов и общежитий.  До
1 сентября следовало завезти не мз-
	нее 80 прон. потребного количества
топлива. Приказ .был ‘издан поздно,
29 июля, и выполняется неудовлетво-
рительно.
	Задача руководителей учебных за-
ведений и Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров УССР
максимально использовать  остав-
шееся до начала занятий время, что-
бы устранить имеющиеся недостатка.

Бу ЗАЛА, АА АА > рф, 9
огоньками.
так как те никогда не дадут согласия Е ным жестким. блеском глаз. Е. Степа:

meee а аб а бра 41. С

Эта великолепно. разработанная, кар-
тина — лучшая в ‘спектакле. К сожа-
лению, все остальные эпизоды дра-
мы стоят неизмеримо ниже этой сце-
ны. После экспозиционной первой
картины — любовных сцен в лесу —
следует большая сцена свадьбы в
семье второстепенных персонажей, не
имеющая решительно никакого отно-
шения к основному сюжету. Сама по
себе картина старинной народной
свадьбы чрезвычайно любопытна и
в целом и в деталях обрядов. Но этот
чисто фольклорвый эпизод уводит
пьесу на побочную’ линию и резко
снижает драматическое напряжение
спектакля.
	Помимо рыхлости и растянутости,
нисценировка страдает и другим круп-
ным недостатком: в ней смазаны и
затушеваны многие чрезвычайно важ-
ные психологические мотивировки.
Обезумевшая Мария оскорбляет Ан-
ну у гроба сына, и «крестьянский
мир» с непонятной жестокостью от-
	талкивает несчастную девушку. Меж-
ду тем в повести неприязнь крестьян
	 Пекада театральной самодеятельности
	коллективов оргкомитет смотра напра-
вил своих представителей в города
РСФСР, Украинской, Белорусской,
Грузинской, Азербайджанской, Узбек-
ской, Туркменской; Латвийской и Эс-
тонской республик. На местах пред-
ставители оргкомитета ознакомятся с
работой 28 коллективов театральной
самодеятельности, 16 из которых бу-
дут отобраны для участия в декаде.
	на этот неравный брак — ведь у де-
вушки нет даже клочка своей земли.
Узнав, что Анна <коро. станет ма-
терью, Михайло собирается все же
рассказать обо всем родителям и
добиться их согласия на брак с Ан-
HOH, Однако накануне Савва, под-
стрекаемый алчной и завистливой Ра-
хирой, убивает в лесу своего родного
брата, чтобы стать единственным на-
следником отновской земли.

Такова основная драматургическая
коллизия произведения. Наибольшего
драматического напряжения достига-
ет действие в кульминационной —
шестой картине, в которой разворачи-
ваются события, непосредственно при-
мыкающие к братоубийству.

Осененный старыми деревьями ^и
	  окруженный плетнем дворик подле
хаты Ивоники, -= сама хата дана ус-
	ловно, в разрезе, без «четвертой сте-
ны» — запружен народом. Страшная
весть об убийстве врывается в мир-
ную хижину, затем приносят тело
убитого в лесу Михайлы. В разработ-
ке следующих затем сцен театр до-
		нов. играет его в несколько ином
ключе, каким-то рыхлым, вялым,
‘скорее слабдвольным, желая очевид-
но подчеркнуть его полную  зависи-
мость от Рахиры. По Кобылянской,
Рахира «отчаянно-ленива, шаталась
целыми днями по селу». К. Ципа ри-
сует ее очень волевой, энергичной,
задорной. Впрочем, в намеченном, ими
плане оба исполнителя играют пре-
восходно.

Все небольшие эпизодические роли
сыграны в этом спектакле мастер-
KH, — отметим хотя бы П. Михне-
вича в роли панского об’ездчика
Онуфрия, старого вояки, хвастающе-
гося тем, что он побывал и в Иране,
ив Вене, и даже в самых Яссах. От-
дельные фигуры гостей на свадьбе,
крестьян ‘на похоронах, врача, авст-
рийских чиновников и т. д. обрисова-
ны актерами с большой тщательно-
стью,

Черновицкий театр создал большюй
 W интересный спектакль на «местном
матёриале». Это пример подлинной
инипиативы напионального театра.
	В репертуаре самодеятельных тезт-
ральных коллективов — «Егор Булы-
	чев и другие» Горького, «Русский во-
	прос» Симонова, «Слава» Гусева,
«Платон Кречет» Корнейчука, «За
тех, кто в море!» Лавренева, «Сказка
о правда» Алигер, «Юность отцоз»
Горбатова, «Константин Заслонов»
Мовзона, «Маяк на острове» Лациса 4
другие многоактные пьесы,
	Зуркмении
АШХАБАД. (Наш корр.). В турк-
	менских учебных заведениях все го-
	тово К началу нового учебного года.
Через несколько дней здесь начнутся
конкурсные экзамены. В Художест-
венном училище им. Шота Руставели
их будут держать 70 человек — вдвое
больше. чем имеется вакантных мест.
Отрадно, что половина‘ экзаменую-
щихся — туркмены. К сожалению,
иная картина в Туркменском музы-
кальном училище. Здесь дирекция не
уделила внимания приему нового по-
полнения. понадеялась на самотек. В
итоге пока поступило всего 50 заяв-
лений.
	Здание музыкального училища хо-
рошо отремонтировано, обставлено но?”
вой мебелью. Сейчас заканчивается
ремонт музыкальных  инструментов..
Отремонтировано общежитие. Прини-
маются меры к приобретению ‘учебни-
ков, учебных и наглядных пособий, а
также новых инструментов.

Закончен ремонт и учебного корпу-
	Президиум ИК профсоюза Рабис
обсудил вопрос о подготовке к ново-
му учебному году вузов и учили;
нахолящихся в ведении Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР.

На заседании президиума были приз
велены многочисленные факты, сви-
длетельствующие о неудовлетвори-
тельной подготовке к новому учебно-
му году. В частности, указывалось
на то, что ГУУЗ не обеспечил конт-
роля за своевременной подготовкой к
учебному году, не справился с аере-
смотром программ.

Республиканские, краевые и обла-
стные комитеты союза должны сроч-
но проверить готовность учебных за-
ведений к началу занятий. Итоги
проверки будут обсуждены на совме-
стных заседаниях с  организащиями
	ления жилых домов колоссальными
колоннами высотой в несколько эта-
	жей (жилые дома в Казани, Ярослав-
	ле и других городах).

Вредной тенденцией, еще не до
конца изжитой в архитектурной сре-
де, является фасадничество — KOH-
центрация основных творческих уси-
лий архитектора ва оформлении фа-
сада. Этот недостаток отразялся и на
выставке — на ней нет почти фото-
прафий интерьеров жилых и общест-
венных зданий. Особенно отрицатель-
но фасадничество сказывается в_жил-
строительстве. Забота об удобет-
ве жильца, о планировке и оборуло-
вании квартиры, ‘об озеленении участ-
ка или улицы совершенно неотделима
от эстетических задач жилищной  аЭ-
хитектуры, и нарядное оформление
фасада само по себе еще не опреде-
ляет художественной  выразительно-
сти жилого лома.
	ванных на выставке жилогд квартала
№ 14 Магнитогорска (А. Оль, Г. Си-
монов), поселка на ст. Костино под
Москвой (В. Бархин), поселка в
Гурьеве (Арефьев и Васильковский)
определяются - именно комплексным
разрешением архитектурной задачи.

Бесспорные достоинотва 1 спониро-
	На выставке представлено очень
много хороших отдельных зданий, но
мало цельных, законченных ансамблей.
Между тем, советский государствен-
ный строй создает огромные возмож-
ности для ансамблевой застройки
улиц и магистралей наших городов.
	SHAKOMCTBO с гигантским строи-
тельством, проводящимея в нашей
стране, и достижениями советской
архитектуры имеет исключительно
большое значение. Вокруг выставки
должна быть ‘развернута большая по-
литико-воспитательная работа.
	Союз советских архитекторов дол:
жен организовать ознакомление с вы-
ставкой широких кругов трулящихся
и в первую очередь самих архитек-
торов, так как изучение материалов
выставки явится серьезным стимулом
	для их дальнеишей творческой рабо:
TH.
	Изучая накопленный опыт, опираясь
на мудрые указания партии по вопро-
сам искусства, борясь со всеми про-
явлениями формализма и заботясь о
наиболее полном удовлетворении всех
материальных и идейных запросов
трудящегося человека, советские
зодчие должны развивать и” сювер-
шенствовать метод социалистическо-
го реализма, об огромных возможно-
	стях которого так убедительно гово-
рит выставка.
	260 тысяч рабочих и служащих при-
	нимали участие во Всесоюзном смотре
театральной самодеятельности, про-
должавшемся около года.

В первых числах октября в Москве
будет проведена декада ` театральной
художественной самодеятельности, в
которой примут участие лучшие кол-
лективы, выступавшие на смотре.
	Для окончательного отбора этих
	са Художественного училища. Акаде-   искусств на местах. ,
	дворцы культуры. рабочие клубы,
детские дома, детские ясли, школы,
физкультурные сооружения, здания
социального обеспечения, — Индуст-
риальная архитектура. Многие
фабрично-заводские сооружения (как
Днепрогэс, электростанция в Ере-
ване, Загэс, Автозавод им,
Сталина) относятся к числу вы-
дающихся достижений советского
зодчества.
Выставка построена не по хроноло-
гическому принципу. Однако она дает
возможность судить о том, как росла
и зрела творческая мыель советских.
архитекторов в борьбе за <социали-
стический реализм. Уже в свободной
рациональной планировке первых ра-
бочих поселков 20-х годов ярко про-
явились социалистические принципы
‘заботы о человеке. В то же самое вре-
мя, занесенные с Запада формалисти-
ческие конструктивистские тенден-
ции, архитектурный нигилизм, отри-
цание хуложественного опыта прош-
лых веков еще накладывали отнеча-
ток геометрического схематизма на
знешний облик первых советских зда-
ний. Борьба за овладение художе-
ственным мастерством, развернутая
под руководством партии, творческое
освоение композиционных принципов
классики оказали огромное влияние
на развитие советской архитектуры,

на становление стиля сощиалистиче-
ского реализма.
	B Tex случаях, когда это освоение
классики не превращалось в CaMo-
цель, а служило средетвом для выра-
жения идейного содержания созет-
Kol архитектуры, когда классиче-

ие приемы композиций органически
: четались © новыми и совершенными
конструкциями. советские зодчие до-
стигали замечательных Yu norerr.
	Va замечательных художест-
венных результатов, Станции москов-
ского метрополитена, сооружения
	канала имени Москвы и Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки, луч-
шие общественные и жилые злания
Москвы служат наглядным  доказа-
тельством_ плодотворности = творче-
ского освоения классики.
	Наряду с этим путь механического
переноса архитектурных образов
прошлых эпох в живую советскую
действительность не дает, да и не
может дать хороших художественных
	‚результатов. На выставке есть нема-
	ло этому примеров. Напыщенным,
претенциозным и немасштабным ка-
жется огромный десятиколонный пор-
тик, приставленный к сравнительно
небольшому административному зда-
нию в Минске (архитектор Гусев). На-
думанными кажутся и приемы оформ-
		XW TCHTY Dbl
общественных зданий. Среди них вы-

деляются стройностью пропорций,
красотой белоколонного портика и
	высокой культурой строительства ад-
министративное злание (автор — арх.
	М. Парусвников) и ряд других крун-.
	ных общественных сооружений, ебра-
зующих ядро встающей из пепла сто-
лицы героического белорусского на-
рода.

Центральное место на выставке 39-
нимает показ реконструкции Москвы
и Ленинграда. :

Архитекторы капиталистического
мира предпринимают, казалось бы,
много попыток для того, чтобы при-
вести старую, стихийно сложившуюся
планировку крупных городов в соот-
ветствие с новыми требованиями жиз-
ни, избавиться от склероза городских
артерий, перегруженных всеми видами
городского транспорта, рационализи-
ровать размещение промышленности.
Но «ранионализация» эта веизменно
остается лишь на бумаге, Сама при-
рода капитализма и стихия частной
собственности на землю делают не
возможным проведение больших ар-
хитектурных планов в жизнь. `

В отличие от этих бесплодных гра-
достроительных потуг планы реконет-
рукции Москвы, Ленинграда и других
советских городов неуклонно ‘осуще-
ствляются. Многочисленные фотодо-
кументы отображают грандиозную
архитектурную эпопею преображения
столицы Советского Союза. Реконст-
рупрованные магистрали—ул. Горько-
го, Бол. Калужская ул, Можайское
‚ пюссе, Охотный ряд, Садовые ул., Яро-
славское шоссе. Каждый из этих
фрагментов реконструкции Москвы
составил бы целую эпоху в истории
любого ‘капиталистического города.
Советская Москва олновременно не
только реконструировала все эти ма-
гистрали, но и строила свой замеча-
тельный метрополитен, мосты, гра-
нитные набережные. бесчисленные жи-
	лые дома, школы и общественные
здания.
Выставка лает поедставление не
	только о размахе работ по рекенет-
рукции Москвы; фотодокументы фик-
сируют подлинно народный, со-
циалистический характер произведен-
ных преобразований. Навсегда исчез-
ло. противоречие в застройке центра и
рабочих окраин; которое клеймит не-
изгладимой печатью трагического Co-
пиального контраста все капитали-
	стические города мира. Жилые
кварталы московских фабричных OK-
раин — автозавода им. Сталина, 1-го
Шарикоподшипникового завода, заво-
да им. Молотова; Московского про-
жекторного завода и др. с многоэтаж-
ными прекрасными домами, оборудо-
ванными всеми видами современной
санитарной техники. < детскими сада-
ми и яслями, магазинами и столовыми
— ни по своему внешнему облику, ни
по своим удобствам не уступают луч-
шим ломам центра столицы,
	Хороню представлен на выставке и
Ленинград. При реконструкции горо-
да ленинградские зодчие стремились
подхватить и развить замечательные
градостроительные традиции великих
русских зодчих, созлавших блиста-
тельные ансамбли северной столицы
России, и избежать ‘порожденной ка-
питализмом тесноты и скученности
застройки, е мрачными дворами-ко-
лодцами, лишенными солнца и свеже-
го воздуха. Новая жилая застройка
Московского шоссе (Л. Ильин,
А. Гегелло, Е. Левинсон, И. Фомин
й др.), Малой Охты (Г. Симонов, Б.
Рубаненко), Автова (А. Оль, В. Камен-
ский и др) привлекают внимание боль-

пюй художественной культурой, стро-
гостью архитектурной композиции,
стремлением поддержать свойствен-
ный ленинградской архитектуре стиль
	внушительной простоты. Замечательна
	также свободная и красивая внутрен-
няя планировка кварталов, которой
никогда не удавалось достигнуть зод-
чим капиталистического Петербурга.
	Очень хорошее впечатление произ-
волят послевоенные здания, выстро-
енные ленинградскими ‘ архитектора-
ми — жилые дома на Московской
улице (Е. Левинсон, Л. Асс), жилые
	‘дома завода «Большевик» (А, Жуки
		народным гением нациовальных архи-
тектурных форм для решения новых
	тектурных форм для решения вовых
идейных и функциональных задач оп-
	ределило замечательную художест-
венную выразчтельность лучших па-
вильонов Всесоюзной сельскохозяйст-
венной выставки 1939 г.

Экспонаты выставки’ «Советская ар-
хитектура за тридцать лет» наглядно
показывают, какие огромные возмож.
ности открывают перед советскими
зодчими правильно развиваемые тра-
диции национальной архитектуры. К
числу лучших произведений советско-
го зодчества, безусловно, относятся
Дом правительства и Театр оперы и
балета в Бреване (Таманян), Государ-
ственный театр в Ташкенте (А. Шу-
сев), в которых национальные формы
органически синтезируются с новым
идейным содержанием. Наряду. с эти-
ми прославленными сооружениями
можно назвать целый ряд гораздо
менее значительных зданий, обраща-
ющих на себя внимание большой ху-
дожественной выразительностью  ар-
хитектуры.
	В здании Педагогического инсти-
тута в Гори очень удачно использо-
ваны национальные традиции в об-
работке каменных поддерживающих
арок, оформляющих открытую двух-
яруеную лоджию главного фасада,
Без архаизации образа подчеркнут
национальный характер нового совет-
ского здания, и этим очень усилена.
его художественная выразительность.
Так же тактично и умело использова-
ны национальные мотивы в Тбилис-
ском стадионе (А. Курдиани),  в архи-
тектуре кинотеатра по ул. Навои в
Ташкенте, в жилых домах Баку (Да-
дашев и Усейнов, Термикелов, Али-
Задэ) и многих других сооружениях.

На всем протяжении мировой ис-
тории дорогое и трудоемкое искус-
ство архитектуры концентрирозалось
на`созданаи ограниченного круга со-
оружений, обслуживающих господет-
вующие классы. В антагонистическом
классовом обществе архитектура си-
лой своего эмоционального . воздей-
ствия призвана укреплять и возвели-
чивать олигархическую власть пра-
вящей верхушки. Все остальное
строительство -остается вне архитек-
туры, как искусетва.

— Подлихный демократизм_ советеко-
го строя с предельной ясностью рас-
крывается в многообразии хооруже-
ний, ставших в СССР об’ектом архи-
тектурного. творчества Многочислен-
ные и благоустроенные жилые квар-
талы и поселки для рабочих, здания
нового социального назначения, по-
рожденные = советским строем, —

Ю. САВИЦКИИ
	юга и покровом полугодовой поляр-.
	ной ночи; И в каждом из них твор-
ческая мысль архитектора, мозоли-
стые руки каменщика и плотника не-
устанно работают над тем, чтобы еде-
лать удобными и красивыми жизнь И
труд советского человека,

Рядом < разделом, посвященным
городам, которых не было на карте,
помещается другой, не менее инте-
ресный. Он посвящен восстановлению
городов, разрушенных немецкими фа-
шистами. Сталинград, Севастополь,
Калинин, Одесса, Киев, Курск, Харь-
ков, Минск и многие другие славные
имена крупнейших городов четко
вырисовываютея на выставочных
стендах,

Особенно ярок показ разрушения й
созидания Минска. Большая’ фотогр”-
фия страшных, законченных остсвоз
разрушенных домов и целая сюита
новых и восстановленных жилых и
					Простота художественных средств,
правдивость образов являются боль-
шими достоинствами этих скромных,
но очень выразительных зданий.

Наряду < Москвой и Ленинградом
экспонируют свеи лучшие _ общест-
венные здания и другие крупнейшие
города нашей страны, столичные и
областные центры-—Харьков, Минск,
Новосибирск, Свердловок, Ростов-на:
Дону, Горький, Казань, Фрунзе,
Сталинабад и другие

Одним из самых больших  завоева-
ний советского  социалистического
строя, является расцвет культуры в
национальных республиках, порож-
денный ленинско-сталинской . нацио-
нальной политикой советской власти,
Творческое использование созданных
	На выставке «Архитектура СССР
	за 30. лет»,
Фото С. Шингарева. —