СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Выполнению театрами Узбекистана
постановления ЦК ВКП(б) «О репер-
туаре драматических театров и мерах
по его улучшению» было посвящено
республиканское совещание актива
работников искусств. В течение трех
дней деятели театров, работники 03-
ластных и городских отделов по д?-
	лам искусств обсуждали насущные -
	вопросы театрального искусства. И
докладчики — начальник Управленчмя
по делам искусств при Совете Мини-
стров УЗССР К. Яшен и театровед
М. Верхацкий, и выступавшие в пре-
ниях режиссеры, актеры, художники,
композиторы говорили о TOM благо-
творном влиянии, которое оказали
решения партии на развитие драмаги-
ческого и музыкального искусства.
	В деятельности творческих коллек-
тивов произошел серьезный сдвиг. Pe-
пертуар театров очищен от случайных,
антихудожественных и безидейных
произведёний, от пьес, идеализирую-
щих прошлое. Узбекский зритель по-
знакомился на евоем языке с 11 пье:
сами русских драматургов.
	Однако решительного сдвига в рэз-
боте театров все еще нет. Из-за отеут-
ствия репертуара театры не сумели
отобразить социалистических преобряаз
зований в экономике и культуре со-
ветского народа, всесторонне показать
нового советского человека. За по-
следние два года узбекские театры
не создали ни одного полноценного,
высокохудожественного спектакля на
темы о жизни современного Узбеки-
	стана. Некоторые драматурги, „не рлд-
ботая серьезно над` советской темой,
предпочитают переделывать свой
	старые произведения.

В театрах республики хлопка еще
нет льес о хлопкоробах. Это резуль-
тат слабой работы и Управления по
делам искусств и драматургической
секции Союза советских писателей,
Еще в 1946 г. с драматургами было
подписано 50 договоров на создание
новых пьес. Драматурги получиля
670.000 руб. в виде авансов, но 40
сих пор ни одна пьеса, достойная
внимания общественности, еще не со-
здана.

В репертуаре театров мало новых
произведений ий совершенно недоста-
точно пьес на современные темы. Так,
театры Бухары, Намангана, Самаркан-
да, Ферганы и других городов постя-
вили всего по одной ньесе («Русский
вопрос» или «Далеко от Сталингра*
да»). За последние годы в ряде теат-
ров сокращено число постановок
классических произведений. Так, в
репертуаре Театра ‘им. Хамзы нет ни
	Обедненная жизнь
	$
Ал. ОЛЕНИН
©
	необходимости широкого и смелого
применения хроникерами синхронной
с’емки, особенно когда речь идет о
людях. Хороший результат дала син-
хронная семка сюжета «Концерт
Панчо Владигерова». .

С настоящим творческим ^ отноше-
нием к материалу снят оператором
Б. Прок и смонтирован режиссером
И. Копалиным эпизод «Ловля бе-
лух» в сюжете «Курильские остро-
ва».

Интересно решен режиссером Р.
Григорьевым в 20-м номере журнала
короткий сюжет о наступлении тру-
довой весны в Таджикистане и на
далеком севере — в Ханты-Мансий-
ской области: Сюжет показывает, как
в любых условиях жизни и природы
советские люди об’единены единым
стремлением служить своей Родине.
	Эти примеры только убеждают в
далеко невыявленных возможностях
всего творческого коллектива сту-
дии, в необходимости поднять уро-
вень культуры кинорепортажа, изо-
бразительното мастерства и опера-
тивности. К решению этих задач
должны быть привлечены Te из луч-
ших мастеров кинохроники, которые
последнее время предпочитают от-
давать свой труд только полномет-
ражным документальным фильмам.
Этим мастерам Halo, наконеи, по-
	HATb, UTO «малые формы» кинохрони-.
	ки — наиболее острый и деиствен-
ный жанр. кинопублицистики. Рабо-
тать в этом жанре их прямой и по-
четный долг. Совершенно непонятно,
почему в «Новостях дня» не прини-
мазт никакого участия такой кино-
журналист, как оператор Р. Кармен.
Не видно в журналах и работы Б.
Макасеева. Слишком редко появля-
ются в заглавных ‘титрах журналов
имена режиссеров Л. Степановой, В.
Беляева, Ф. Киселева. За последние
годы выросли молодые мастера, до-
казавшие еше на фронтах Отечест-
венной войны свою способность’ оне-
ративно и ярко откликаться на собы-
тия. Но и их имена в «Новостях дня»
почти не появляются.
	События, освешаемые в журнале,
слишком значительны, чтобы можно
было довольствоваться лишь пассив-
ной их фотографией. Все чаше и ча-
ще появляются в «Новостях дня»
сюжеты -о передовиках промышлен-
ности и сельского хозяйства, о Геро-
ях Социалистического Труда и лау-
реатах Сталинской премии. Факт
этот, безусловно, отрадный. Но гово-
рить об этих людях с экрана сухим
языком информащии нельзя. Режис-
серы и операторы этих очерков
должны находить такие детали в об-
становке и в поведении Людей, кото-
рые вызвали бы к ним у зрителя глу-
бокое чувство симпатии.
	Постановление Совета Министров
«О плане производства художествен-
ных, документальных и видовых
фильмов на 1948 год» имеет прямое
отношение и к кинохроникерам. Оно
требует от них резкого улучшения
качества картин. Необходимо значи-
тельно ‘увеличить  корреспондент-
скую сеть на местах. Надо привить
вкус к кинорепортажу крупнейшим
режиссерам и операторам кинохрони-
ки, которые ограничивают свою рабо-
ту Москвой и совершенно не интере-
суются жизнью периферии. Работа
режиссеров, операторов и редакторов
требует настоящего содружества
этих профессий. Необходимо усилить
творческие ‘кадры и технические
средства местных студий. Скидке на
«периферийность» сейчас не место.

Работники кинопроката должны по-
нять, что журнал «Новости дня» —
не приложение к художественному
фильму, а первый номер в программе
киносеанса. Выпуски журнала долж-
ны доводиться до зрителя как мож-
но скорее. Ведь жизнь киножурналов
ограничивается двумя-тремя месяцами
со дня их выпуска,
	Перспективы развития советской
кинохроники не имеют границ. He-
исчерпаем источник ее тем — много-.
образная, кипучая жизнь советских
людей. Все самое значительное, самое
увлекательное, имеющее силу приме-
ра, должно найти быстрое отражение
в киноеженедельниках.

«Новости дня» должны стать дей-
ствительно боевым органом больше-
вистской кинопублицистики.
	Каждый выпуск киножурнала. «Но-
вости дня» зритель встречает с боль-
шим вниманием. О важнейших собы-
тиях он читал уже сообщения в газе-
тах и теперь хочет увидеть эти’
события, познакомиться к людьми,
дела которых вызвали к ним уваже-
ние всей страны, повидать наши гэ-
рода и села в дни трудовых будней и
праздников. Зритель ждет. от кино-
журнала быстрого и яркого отклика
на успехи советских людей в цехах
заводов, на полях колхозов, на тран-
спорте, в лабораториях. Его глубоко
волнует каждое новое ‘значительное
явление в науке и искусстве, Он тре-
бует показа и всестороннего освеще-
ния международных. событий.

Отвечают ли «Новости дня» ‘евое-
му назначению боевого органа совет-
ской кинопублицистики? Выпелняют
`ли советские кинохроникеры - в пол-
ной мере требования зрителя?

Выпуски «Новостей дня» в этом
году обнаруживают прежде всего
крайнюю - географическую бедность
сюжетов. Более или менее представ-
лены большие города Российской Фе-
лерации, относительно подробно ©с-
вещены Москва и Подмосковье; не
забыты Ленинград, города» и колхо-
зы Урала. Но такие огромные: райо-
ны Советского Союза, как Сибирь и
Дальний Восток, почти He нашли
своего отражения в. киножурнале.
Почти отсутствуют в «Новостях дня»
сюжеты из жизни союзных и авто-
номных республик. Создается ви$-
чатление, что: сотрудники киножурна-
ла «Новости: дня». интересуются глав-
ным образом столицей и Московской
‘областью. А ведь в их залачу входи-
ло показать зрителямо не столько
большие города; большие заводы или
знаменитые колхозы, но. и. многосто-
роннюю, богатую событиями жизнь
людей маленьких городов ‘и районов,
строительство и развитие новых ин-
дустриальных и культурных центров.

Задача эта нелегкая, и решить: ее
киножурналу должны были - помочь
многочисленные республиканские: и.
периферийные студии кинохроники —
Киевская. Тбилисская, `Куйбышев-
ская, Северо-Кавказская, Новосибир-
ская, Иркутская, Хабаровская и др.
К сожалению; эти ‘студии замкнулись
в кругу своих местных - интересов.
Посылку материала в Москву они
считают печальной о необходимостью
— существует, мол, план зи его во-
лей-неволей надо выполнять. И вот
Петрозаводская студия, которая
должна была в «Новостях дня» пока-
зать празднование юбилея Карело-
Финской республики, присылает в
столину серые, бессодержательные
кадры, не использованные в местном
выпуске. Примерно так же: поступила
и Алма-Атинская студия. Для все-
союзного журнала она прислала не
вошедшие в местную хронику мате-
риалы о Талды-Курганском слете. пе-
редовиков сельского хозяйства. ~

Общеизвестны случаи; когда“ матэ-
риал, забракованный в Москве, по-
мещается в. местных выпусках кино-
хроники. Вряд ли подобная «свобода
действий» способствует повышению
качества журналов. .
‚Не случаен и такой факт, когда
“Ленинградская студия прислала в
Москву уже появившийся в местном
выпуске материал о торговом порте.
Опубликование этого материада в
29-м выпуске союзных «Новостей
дня» свидетельствует не только об
организационной неразберихе в Цент-
ральной студии кинохроники, ноио
неправильном к ней отношении со
стороны одной из ведущих местных
студий.

Материал киножурналов убежца-
ет, что даже Toma, когда операторы
обращались к таким интересным те-
мам, как, например, соревнование
магнитогорцев или массовое  домо-
строение, внимание хроникеров pac-
пылялось в погоне за красивыми, но
мало значительными: кадрами.

‚ Слишком мало’ хроникеры. заботят-
ся о семке полноценных сюжетов,
рассказывающих об огромном сдвиге
в сельском хозяйстве Украины.
Странным образом забыт. Донбасс.
Не замечено журналом и массовое,
подлинно всенародное движение ‘за
электрификацию социалистической
деревни. Хроникеры прошли мимо
такого. интересного события, как пол-
ная электрификация колхозов: Сверд-

ловской области и помощь уральщев

по<лгу у поро С
	одного спектакля. Чехова, Горького,
Толстого.

За исключением Театра им. Горько-
го, ни_один театр столицы Узбеки-
стана вот уже ряд лет не выполняет
планов новых постановок. За 7 меся-
цев текущего года ни одной  постя-
новки.не показали Театр им. Мукимя,
Театр.Янги-Юля. Театры _Узбекиста-
на работают с убытком. Театр оперы
и балета им. Навои не выполнил пла-
на. сборов. Только за один квартал
дефицит ‚составил здесь 250 тыс.
py6., a B Театре им. Мукими превысял
полмиллиона .рублей.

Теряет своего зрителя Академиче-
ский Театр им. Хамзы. Здесь были
случаи, когда на спектакли продавз-
лось всего... 40 билетов. В театрах
Каракалпакии посещаемость не пре-
вышает 20.. процентов...

Резко и справедливо критиковали
на_ совещании работу музыкальных
театров республики. Многие высту-
павшие приводили примеры консерза-
тивного отношения к популяризации
музыкальных произведений русских и
	‘узбекских композиторов. Спектакли н
	концерты, показанные за последние
два года, в большинстве низки по ху-
дожественному качеству. Участники
совещания указывали, что Управле-
ние по делам искусств самоустрани-
лось от идейного и творческого руко-
водства театрами.
	Режиссеры, особенно музыкальных
театров,-Часто прячут свою творче-
скую несостоятельность за пышШно-
стью внешнего: оформления спектакля.

Не руководит Управление по делам
искусств колхозно-совхозными теаг-
рами республики. Из 25 коллектизов
только 3—4 занимаются постановкой
спектаклей, а остальные выступают,
только с. концертными ‘программами,
в большинстве своем не отвечающими
возросшим требованиям зрителя. Уп-
равление по делам искусств и его
местные органы не ведут „борьбы: с
не зарегистрированными нигде кон-
цертными бригадами, заполонившими
области и районы республики и вы-
ступающими с антихудожественными
программами.

На совещании было высказано мнэ-
го справедливых упреков по адресу
Союза писателей и Союза композиго-
ров Узбекистана. К сожалению, руко-
водители Союза советских писателей
не сочли нужным принять участие в
работе совещания.

Совещание актива работников: ис-
кусств приняло развернутое решение.
	Н. МОИСЕЕВ.
ТАШКЕНТ. (Наш корр.).
	ниче
По следам наших материалов
	„Кинокритика не выполняет своих задач“
	Коллегия Министерства кинемато-
графии СССР’ обсудила напечатан-
ную. 94 июля в газете «Советское ис-
кусство» передовую статью «Кино-
критика не выполняет своих задач».
	Выступивший с   сообщением по
этому вопросу министр кинематогра-
фии СССР’ И. Большаков указал, что
газета совершенно ‘правильно и: свое-
временно критикует состояние науч-
но-Исследовательской работы в обла-
сти киноискусства. Министерство
кинематографии, сказал т. Большаков,
должно создать необходимые условия
для развертывания искусствоведче-
ской и критической деятельности в
кино.
	В обсуждении приняли участие за-
местители ‘министра тт. М. Хрину-
	МУЗЕЙ В ОСТАНКИНО
		в этом деле колхозникам Казахстана.
Нельзя же считать откликом на это
движение беспомощный, похожий на
серию открыток, сюжет о строитель-
стве станции в дагестанском ауле
Ханзах (№ 9) или об электрификации
быта в туркменском ауле Багир
(№ 28). :

Нельзя возражать против кадров,
пде показана туркменская колхозни-
ца, пользующаяся электрическим
чайником и утюгом. Конечно, и это
само по себе большое дело. Но разве
этим ограничивается значение элек-
трификации в жизни туркменского
аула? Хроникеры не. сумели раеши-
рить рамки своей темы, а режиссер
вынужден был, сидя за монтажным
столом, пользоваться скудным мате-
риалом, присланным оператором. Тут
возникает совершенно естественный
вопрос. Может быть, режиссеру надо
было выехать с оператором в тот же
Багир? Или во всяком случае ре-
жиссеру следовало подсказать опера-
тору, что и как надо снимать, и при-
менить творческую выдумку и изо-
бретательность не только за монтаж-
ным столом. Надо помнить, что функ-
ции режиссера кинохроники не огра-
ничиваются одним монтажом.  Ре-
жиссер должен быть руководителем
оператора, направляющим его-работу в
сторону наиболее полного идейного
раскрытия темы,

Но не только режиссеры Централь-
ной студии кинохроники привязаны к
Лихову переулку, где ‘помещается
студия. Не любят выезжать из Моск-

‚вы и наиболее крупные операторы,
потерявшие неизвестно почему инте-
рес к кинорепортажу. А ведь имен-
но они — ведущие операторы и ре-
’жиссеры — призваны сыграть решаю-
щую роль во улучшении киноперио-
лики. Именно они должны освободить
киножурналы от ремесленничества
и штампа, прочно обосновавшихся в
«Новостях дня».

Из номера в номер переходит стан-
дартная монтажная Фраза — общий
план завода, затем два-три крупных
плана рабочих. Все это сопровож-
дается трафаретным дикторским. тек-
стом. i
	Что может сказать зрителю показ
такого сюжета-скороговорки, без ос-
тановки на деталях поведения людей,
на хотя бы короткой их, биографии?
Ровно ничего! Почувствует ли зри-
тель силу примера? Конечно, нет! `А
лица и агрегаты, снятые по одному ‘и
тому же образцу на мотоциклетном
заводе, на заводе «Автоприбор» и на
заводе: радиоламп, зритель забудет
немедленно после окончания демонст-
рации журнала.
	Правда, передовые работники CTY-
IMM, как видно, ‘уже начали заду-
мываться над этим — в некоторых
выпусках журнала мы видим более
сложную и увлекательную подачу
материала. Так, во втором ‘номере
журнала «Новости дня» дан умный и
содержательный рассказ о ткачихе-
многостаночнице Наталии Дубяга.
Режиссер И. Венжер сумела сделать
реально ощутимой значительность
трудового метода ткачихи. Дубяга са-
ма, без помощи диктора, рассказала о
своем методе, и это сразу приковало
внимание зрителя к показанному про-
цессу работы.

Этот маленький очерк убеждает в
	ТВОРЧЕСКИЕ КОМАНДИРОВКИ
КОМПОЗИТОРОВ
	Союз советских композиторов и
Главное политическое управление Во-
оруженных Сил СССР организовали
творческие командировки композито-
ров в части Советской Армии. Наме-
чены также творческие командировки
в колхозы и на крупные промышлея-
ные предприятия.

Во время этих командировок ком-
позиторы ‚будут производить обработ-
ку и художественное редактирование
песен; созданных местными самодея-
тельными авторами, оказывать твор-
ческую. и методическую помощь ан-
самблям песни и пляски и кружкам
художественной самодеятельности.
		Останкинский дворец-музей творчества крепостных — один ie
замечательных историко-художественных памятников нашей стра-
ны, пользуется. большой популярностью У москвичей,

Особенно большой наплыв посетителей был нынезним летом,

Помимо экскурсий и лекций, в этом году в музее проходили про-
изводственную практику 645 учащихся 16 московских вузов, худо-
жественных и ремесленных училищ, изучавшие представленное здесь
богатейшее художественное ‘наследие. Наряду с учашейся моло-
дежью в музее работали и крупные московские архитекторы, ху-
	дожники строители.
	Для сохранения «Останкино» как выдающегося архитектурно-ис-
торического памятника ХУШ века, состоящего из дворца и приле-
гающей к нему садово-парковой части, по решению исполкома Мос-
ковского городского Совета депутатов трудящихся территория, при-
мыкающая к Останкинскому дворцу-музею, об’явлена заповедником.

Вся садово-парковая плошадь, примыкавшая в ХУШ веке к
дворцу, будет полностью восстановлена. В ближайшее время
начнутся работы по реставрации заповедника.
	совещание по сценарныха вопросагы
	На-днях закончилось трехдневное
Всесоюзное сценарное совещание, со-
званное Министерством кинематогра-
фии СССР. К участию в. совещании
были привлечены работники сценар-
ных отделов, редакторы; режиссеры и
кинодраматурги.
	Цэль совещания заключалась в об-
мене опытом работы представителей
сценарных организаций и в определе-
нии новых путей работы © авторами.
	С докладом о повышении идейно-
художественного качества сценариев
и задачах сценарных отделов кино-
студий выступил заместитель ми-
нистра кинематографии В. Шербина.
	Значительное место в своем докла-
де т. Щербина посвятил проблеме ком-
позиционного, сюжетного и образного
решения современной темы в кинодра-
	ный организационной работе по пойгоз
товке сценариев. /

Выступивший в прениях министр ки?
нематографии СССР И. Большаков
подчеркнул ответственность и серьез-
ность новых задач, поставленных пар-
тией и правительством перед совет-
ской кинематографией. Огромную роль
в успешной перестройке. должно сы-
грать решительное улучшение elles
нарного дела.

В выступлениях участников совез
щания были затронуты вопросы тема-
тического планирования кинодрама-
тургии, подготовки сценариев для наз
циональных студий, практики взаимо-
отношений с авторами, о роли и типе
редактора, об издании сценариев.
Каждый из этих вопросов, по мнению
выступавших, нуждается в глубоком
изучении и обсуждении.

Прошедшее совещание является
подготовительным K предстоящему
				HOB И В. Il. бина, проф. C. Юткевич, р 15324 ED Pw hw ADDN EE & ИА AP BE ee
т о   MaTyprad.

директор ВГИК В. Головня и другие.
Все участники обсуждения признали,
что работа  киносектора Института
истории искусств Академии. наук
CCCP и Всесоюзного государствен-
ного института кинематографии не
может обеспечить должного масшта-
ба искусствоведческой и критической
деятельности и Что для этой цели
необходимо создание специального
научного центра, разрабатывающего
теоретические проблемы советского
кино.

Коллегией Министерства кинемато-
графии СССР принято постановление,
предусматривающее — осуществление
ряда мероприятий для развертывания
научно-исследовательской работы по
киноискусству.

И ма

Участники совещания заслушали
также доклад Д. Еремина, посвящев-

———

Новые

АЛЕКСЕЕВ-ЯКОВЛЕВ А. А. Рус:
ские народные гулянья. В записи ¢f
обработке Е. Кузнецова. «Hcryectao»
172 стр. Цена 15 руб.

БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИИ В. Н.
Цвет кожи. Пьеса в 3 д. «Искусство».
108 стр. Цена 2 р. 25 к,

БРУНОВ Н. И. Московский
Кремль. Издательство Академии ар-
хитектуры СССР. (Беседы об’ архи-
тектуое). 30 сто... 15 листов иллюстра-
	БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИИ В. Н.
108 стр. Цена 2 р. 25 к,
БРУНОВ Н. И. Московский
хитектуры СССР. (Беседы об архи-
тектуре). 30 стр., 15 листов иллюстра-
‚ций. Цена 5 руб,

` Популярный очерк. истории возник-
`новения и развития архитектурного
ансамбля Кремля, его дворцов и со-
боров с древнейших времен до наших
дней.

ВАРГАФТИК М. Г. Кинофотомате-
риаловедение. Издание 3, исправлен-
ное и дополненное. Рекомендуется в
качестве учебного пособия для вузов.
ит 384 стр. Цена 14 p.
5 к.
	$3 Спектакли Чернсвицкого драматического
театра перенесены из помещения Театра
им. Станиславского и Немировича-Данченко в
Камерный театр. Театр будет также играть в
Сокольническом парке культуры и отдыха и в
московских клубах.
	$3 4 сентября, на следующий день после
открытия сезона МХАТ СССР им. Горького
покажет свой новый спектакль «Хлеб наш
насущный» Н. Вирты. Режиссура — И. Суда-
	ков и М. Кинебель, художник В. Дмитриев.
	$3 Московский союз советских художников
готовит выставку, которая будет направлена в
	Участники совешания заслушали   осенью Бсесоюзному совещанию по
также. доклад Д. Еремина, посвящея-   тематическому плану.
		МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	ЛЫСАНЬ Г. А. Самодеятельный
духовой оркестр. Под редакцией
Д. Рогаль-Левицкого. рофиздата
104 стр. Цена 5 руб.

Пособие для руководителей самоз
деятельных и клубных оркестров, об-
ладающих небольнюй музыкально-
теоретической подготовкой. Книга
содержит указания по организации
оркестра, план_работы, программу за-
нятий и репертуар кружка, указания
по методике ивдивидуальноге обучеч
ния и оркестровых занятий.

МАГИДИН И. Н. Проектирование
зданий ремесленных училищ. Иэда=
тельство Академии архитектуры
СССР. 84 стр. Цена 6 руб.

МОРДВИНОВ В. Практика основ“
ной работы по постановке голоса.
Музгиз. 66 стр. Цена 4 руб.

Практическое руководство для му-
зыкантов-невокалистов, руководите-
лей самодеятельных вокальных круж-
Koa.
	$3 С. Герасимов освобожден от обязанностей
директора Московского государственного ху-
дожественного института им. Сурикова. Ди-
ректором института назначен Ф. Модоров:
$3 На гастроли в Москву приехал Государ-
ственный украинский гуцульский ансамбль песна
и танца.

< Стектаклем «Призвание» А. Кузнецова й
Г. Штайна 5 сентября открывает сезон Цевт-
ральный театр Красной Армии.

В садах и парках столицы выступает
приехавший на гастроли ансамбль песни и
пляски Краснознаменного Балтийского флота,

< В Государственной Третьяковской галле-
рее закончился первый цикл нубличных лекций,
посвященных творчеству крупнейших русских
художников — И. Репина, К. Брюллова, В. Пе-
рова, В. Верещагина, И. Шишкина, В. Сури-
кова, В. Васнецова. Второй цикл лекций, по-
священный мастерам русского дпореволюциен=
ного и советского изобразительного искусства,
начнется в сентябре и закончится в мае
1949 г. „Лекции будут читаться два раза в
неделю.

{9 В адрес жюри Всесоюзного конкурса на
одноактную пьесу для театральной  самодея-
тельности поступило около 700 пьес. Резуль-
таты конкурса будут. об’явлены к 1 октября.
	у. >
„Украина должна иметь хорошую эстраду“
	Под таким заголовком в № 27
«Советского искусства» было напеча-
	‚тано письмо лауреатов Всесоюзного
	конкурса артистов эстрады Ю. Ги-
мошенко и Е. Березина. Авторы рас-
сказывали о крупных недочетах в
работе эстрадных организаций Yx-
	HADI.
	Партийное собрание, состоявшееся в
	Укргосэстраде, признало письмо Ю.
Тимошенко и Е. Березина правильным,
а критику деятельности украинских
	эстрадных организаций справедливой.
	Нартсобрание указало руководите-
лям Укргосэстрады тт. Глазу и Бас-
совскому на необходимость решитель-

но улучшить руководство концертной
деятельностью. -
	Директору Укргосэстрады Д.Гла-
зу предложено привлечь к созданию
репертуара для эстрады ведущих
писателей и композиторов: Решено
просить Комитет по делам искусств
при Совете Министров УССР уско-
рить решение вопроса о создании в
Киеве летнего  эстраднаго театра.
	К сожалению, де сих пор никак
не реагировал на сигналы общест-
венности Комитет по делам искуеств
при Совете Министров УССР. А
ведь в письме Ю. Тимошенко и
Е. Березина было немало упреков по
адресу не только эстрадных орга-
низаций, но и комитета!
		циальными языками англииского,

французского и русского.
+ & *

Учредительная ассамблея откры-
	лась во дворце Федеративного трибу-
нала Швейцарской конфедерации в
Лозанне.

Американская делегация пыталась
воспрепятствовать возникновению
дискуссии вокруг устава, предложив
проголосовать его целиком. Однако
наш протест был поддержан большин-
ством других делегаций, и ассам-
блея перешла к постатейному обсуж-
дению устава.

Начавшиеся прения ознаменовались
инцидентом, ярко показавшим реак-
ционную сущность позиции  некото-
рых делегаций. Французский делегат,
поддержанный итальянцами и  бель-
гийцами, потребовал исключения ИЗ
первого пункта устава упоминания о
TOM, что союз организуется на «де-
мократических основах». Он утверж-
дал, что эти слова якобы не подходят
для творческой организации, Какой
должен явиться Международный со-
юз архитекторов, и могут вызвать
подозрения в наличии «политических
тенденций». Это откровенно трусливое
и реакционное выступление смутило
даже американского делегата Уоке-
ра, и, несмотря на идейную солидар-
ность, связывающую его с авторамн
предложения, он счел необходимым от
него отмежеваться. За это предложе-
ние, кроме французской, бельгийской
и итальянской делегаций, голосовал
только швейцарский делегат Вишер.

С новой силой на учредительной
ассамблее разгорелась борьба вокруг
определения целей и задач союза,
между советской делегацией, поддер-
жанной делегациями стран новой де-
мократии, и делегатами стран англо-
американского блока. Желая, повиди-
мому, дать удовлетворение осканда-
лившимся единомышленникам из
французской, итальянской и бельгий-
ской делегаций, американский делегат
Уокер предложил совсем снять из
устава преамбулу. Мы. же требовали,
чтобы преамбула стала органической,
составной частью устава. Советские
делегаты заявляли, что Международ-
	ный союз архитекторов должен быть
	подлинно демократической организа-
цией передовой интеллигенции, ставя-
щей свое искусство на службу нуж-
дам народа, что вся деятельность со-
юза должна быть пронизана идеями
мира и демократии.
	В итоге длительной — дискуссии
	Уокер снял с‹вое` предложение об
из’ятии преамбулы. Учредительная
ассамблея приняла наше предложение
—бсчитать  преамбулу неразрывной
частью устава.

Таким образом, расчеты некоторых
делегаций не оправдались. Вместо
одного кратковременного, парадного
заседания ассамблея провела три`за-
седания и приняла‘ряд решений, ‘не-
ожиданных для некоторых участни-
ков.
		венно, связывалиеь с последним пунк-
том повестки конгресса, широковеща-
тельно озаглавленным «Архитектор,
государство и общество». Однако чи
	государств? м ‘ЖИ: 5”. зАзаве it   Сочи. Экспонируются работы Il. Соколова-
один из вопросов, связанных © твор- Скаля, В. Одинцова, А. Моравова, Б. Яков-

2 лева, Г. Савннкого.
ческой деятельностью архитекторов,

< В Зеркальном -театре сада «Эрмитаж»
с их положением В буржуазном госу- внера закончился  сезси’ Московского театра
	оперетты. Завтра после летнего перерыва здесь
начинаются выступления Музыкального театра
им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-
Данченко.

{3 Серию портретов русских и западно-евро-
пейских писателей-классиков и современных со-
ветских писателей работы художников А. Яр-
Кравченко, А. Волошина, С. Малютина и пр.
выпускает издательство «Искусство».
	Редакционная КОЛЛЕГИЯ:
	дарстве и обществе, не получил над-
лежащего освещения в официальном
докладе. Этот доклад поражал своей
бессодержательностью и = неспособ-
ностью к каким бы то ни было ‘кон-
структивным предложениям. В нем
отразилось бесправное положение ар-
хитектора в капиталистическом обще-
стве, его зависимость от частного
предпринимателя. Невольно приходи-
ло на память трагическое признавие,
напечатанное в одном из последних
номеров журнала Американского ин-
ститута архитекторов: «Архитекторы

После окончания зторой  мирозой
войны среди архитекторов различных
стран возникло движение за об’еди
нение их творческих усилий в между-
народном масштабе, на подлинно де-
мократической основе.

`Ни одна из двух существовавших
ассоциаций— «Постоянный  интерна.
циональный комитет архитекторов» 4
так называемые «Интернациональные:
заседания архитекторов»—не могли.
удовлетворить условиям послевоенно-_
го времени.

Представители обеих ассоциаций,
собравшись в мае 1947 г. в Брюсселе
на конференцию, приняли решение об
организации Международного союза
архитекторов. В Брюсселе был также
рассмотрен проект устава Mexayna-
родного союза. архитекторов, полго-
товленный ‘инициативной группой.
Первоначальный проект был состав-
лен на узко профессиональной основе,
и по требованию представителей -Со-
юза советских архитекторов в него.
был включен ряд пунктов, определя-
юших общественный и демократиче--
ский характер будущей международ-
вой архитектурной организации союза.
Учредительная ассамблея Междуна-
родного союза архитекторов как уже
сообщалось, состоялась летом этого
года в Швейцарии.

Когда мы, группа советских архи-
текторов, накануне дня открытия
учрелительной ассамблеи прибыли в
Лозанну, нас ожидал здесь сюрприз.
Оказалось, что учредительной ассам-
блее предназначается. весьма: ` скоро-
течная и чисто декоративная. роль.
Она должна была  возвестить на па-
радном заседании о рождении Меж-
дународного союза архитекторов,
предварительно проштемпелевав. pe-
шения, продиктованные -подготови-
тельным комитетом. В момент нашего
прибытия в Лозанну работа. подгото-
вительного комитета, в.котором пре-
обладающая роль принадлежала де-
легатам стран англо-американского
блока, была уже, что. называется, в
разгаре. Собравшись в «семейной» об-
становке, не дожидаясь делегаций
СССР и большинства-стран новой де-.
мократии, подготовительный комитет
«прочищал» устав от проникновечия
в него прогрессивного духа и устана-
вливал. торжественный  церемониал
учредительной ассамблеи.

Идиллия эта, однако, была наруше-
на появлением советской делегации.
Мы, к удивлению своему; -обнаружи-
ли, что учредительной ассамблее пре-
	<. Б02964.
	нодносится не тот проект устава, ко-
торый обсуждался в Брюсселе: и был
разослан национальным  архитектур-
ным организациям, а какой-то но-
вый вариант его, разработанный 0со-
бой комиссией в Роттердаме. Этот
новый вариант организаторы ассамб-
леи даже не потрудились перевести на
русский язык, хотя в Брюсселе офи-
циальными языками Международного
союза архитекторов были признаны
английский, французский и русский.
	Роттердамская редакция уставз не
	была известна не только нам, но A
	делегациям ряда других стран, в то\
числе Польши, Чехословакии, Болга-
рии. Подготовительному ~~ KOMA@TCTY
пришлось по нашему требованию
устроить перерыв, чтобы дать нам
возможность перевести устав на рус-
ский язык. Когда мы ознакомились с
его содержанием. то увидели, что в
Роттердаме потрудились усердно и со
знанием. дела. Из. раздела устава,
определяющего цели и задачи Меж-
дународного союза архитекторов, бы-
ло выхолощено самое его существо.
Из’ят был пункт, гласивший, что союз
ставит своей задачей «способство-
вать улучшению условий жизни лю-
дей, а именно своим участием в ре-
конструкции разрушенных городов и
местностей, уничтожении лачуг, В
благоустройстве жилых районов, по-
вышении жилищных норм, а также
сотрудничать с другими международ-
ными организациями профсоюзов и
работников умственного труда в
укреплении мира и усилиях, предпри-
нимаемых с целью предотвращения
возможности новых агрессий».
	Бместо этих конкретных 0обя-
зательств была принята преамбула к
уставу, гораздо менее содержатель-
ная, а главное; находящаяся вне орга-
нической связи с задачами и целями
союза.

Советская делегация, естественно,
не могла примириться с такой «опера.
цией» над уставом и потребовала
восстановления пункта о целях и за-
дачах союза.

Дискуссия не дала положительных
результатов. Советская делегация ре-
шила продолжать борьбу на учреди-
тельной ассамблее. Однако по ряду
других вопросов мы уже в подготови-
тельном комитете одержали победу.
По нашему настоянию в устав был
внесен пункт о создании. бюро по за-
чците профессиональных ‘прав архи-
текторов и восстановлено принятое в
Брюсселе решение о признании офи-
	К моменту завершения работ учре-
дительной ассамблеи Швейцарский
союз архитекторов приурочил откры-
тие организованного им Международ-
ного конгресса архитекторов. В Ло-
занну.с’ехалось на конгрессе около
	400 делегатов, представлявших 9!
страну.
Генеральный доклад по вопросам
	градостроительства занял всего пят-
надцать минут и состоял из парадных
общих мест. Ссылаясь на сложность
градостроительных проблем, требую-
ших совместных работ значительного
числа специалистов, докладчик yT-
верждал, что во главе коллективов
градостроителей должна стоять
«сильная личность», обладающая об-
ширной эрудицией и способностью
координации, развитым чувством
«гармонии, пространства и времени».
	‚Ярким контрастом путаным и ре-
акционным рассуждениям генерально-
го докладчика было оглашенный на
французском языке доклад советской
делегации по вопросам  градостров-
тельства. :

В нашем докладе была развернута
критика капиталистического  градо-
строительства. Мы  подчеркнуля
тщетность попыток английских й
других буржуазных архитекторов
найти выход из кризиса капиталисти-
ческого города.

С гордостью говоря о достижениях
советского градостроительства, мы
показали, что они коренятся в плано-
вой социалистической экономике Ha-
шего народного хозяйства.

Доклад советской делегации был
выслушан с огромным интересом про-
грессивной частью конгресса.

Следующий генеральный доклад
был посвящен проблемам индустриа-
лизации строительства. В нем явно
преувеличивалось значение фактора
техники и утверждалось, что архитек-
тура должна всецело подчиниться
технике. Гораздо правильнее было об-
рисовано взаимодействие архитектуры
и техники в докладе польской леле-
гации, выдвинувшей лозунг освоения
техники.
	Самые ‘большие ожидания,  естест-
	В. Г. ВДОВИЧЕННКО (ответственный редактор). А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.

имеют достаточно оснований, чтобы ‘ ooo
быть в тревоге. Если у юристов #2 а ИОНЫ ен еее АОИ

может возникнуть сомнений в том,

2-10 а ла г AR See OE PaSERES & Мо s............_
	ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
A. PHMCHOIO-KOPCAKOBA
	нужны ли законы, а у врача нужны
ли лекарства, то перед архитекторами
встает самый острый вопрос—нужза
ли вообще архитектура?»

Принципиально иное положение ар-
хитекторов в СССР получило широ-
кое освещение в выслушанном с.
большим. вниманием докладе  совет-
ской делегации.

Международный конгресс, исчерпав
свою повестку, закрылся, не приняв.
никаких резолюций. Хотя и сущест-
	НОНСЕРВАТОРИЯ  именн Н, А, РИМСКОГО-КО!
_ ОБЯВЛЯЕТ КОННУРС
	НА ЗАМЕЩЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
ПРОФЕССОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА:
	Заведующего_ кафедрой народного музыкального творчества —

к аи И
	профессора или доцента.
	Заведующего кафедрой камерного пения — профессора.

с $5 ИИ ЧАН ча ENE

вовали заранее разработанные инициа-
торами конгресса «проекты резолю-
ций», но конгрессом они не обсужда-
лись и голосование по ним не произ-
водилось. Загадочное поведение ини-
циаторов конгресса раз’яснилось <а-
мым неожиданным образом только
сейчас. Оказывается, швейцарские за-
правилы конгресса, как, например Чу-
ни, Вишер, Вуги и другие, решили не
подвергать свои проекты резолюции
риску гласного обсуждения. Они пред-
почли другой, хотя и не соответству-
ющий элементарным представлениям
об общественной морали, путь. Они
отпечатали свои: проекты и рассыла-

Одного
Одного
Одного
Одного
Одного

` Одного

Одного
Одного
Одного
Одного
Элдного
Одного
Одного
Одного

ПРОФЕССОРОВ:

— по кафедре истории русской музыки.
по кафедре хорового дирижирования. >
по классу специального фортепиано.
` по классу сольного пения.
по снециальности трубы.

ДОЦЕНТОВ:
по кафедре народного музыкального творчества,
по кафедре истории ‘русской музыки.
по кафедре истории зарубежной музыки.
‘по кафедре теории музыки (снпециальн. сольфеджио).
по симфоническому дирижированию.
по классу сольного ‘пения.
по классу смычкового квартета.
по специальности тромбона.
по кафепре иностраниету алло

РЕН ВЕТ
	„1ица, желающие
до 15 сентября 1948
	(Ленинград, Театральная: пл., 3)
ментов:
а) личного листка по учету +
6) автобиографии (2 5x3.),
	ют их от имени. конгресса, как резо-
люции, якобы принятые «свыше 300
делегатами от 30 стран». Вот до ка-
ких подлогов и чисто уголовных ма-
хинаций докатываются буржуазные
фальсификаторы общественного мне-
	участвовать в конкурсе, должны подать об этом
Г. заявления на ‘има nAtnernnn. eracsannesmnens
	учету кадров (2 экз.).
	за. имя Директора консерватории
с приложением следующих доку-
	НИЯ. -
Само собой разумеется, что этот
трюк вызывает. самый решительный
протест со стороны советских архи-
текторов и прогрессивных архитекто-

оу А. ДЕ .
в) нотариальной копии диплома о высшем образований (2 экз.).
г) нотариальной копии об утверждении в ученом звании ‘и степе-

HH (2 9K3.),
д) деловой и по
боты (2 экз.),

литической характеристики с последнего места ра:
	льских специаль-
ической работы (2 экз.).
	flat
	Зак. Ne 2233,
	юв других стран.
	е) списка научных работ или — Aas weno
ностей — описания исполнительской и педагог:
		А. ВЛАСОВ,     ж) основных научных

Адрее редакции и издательства: Москва, Пушкинская, $. Телефоны: секретариат, отделы: информации, архитектуры, эстрады и цирка — K 4-15-66, отделы театра; музыки, изобразитель ых искусств
	Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7.
	‚› БИНО — В 5-45-12; издательство -— K 1-48-98.