Направления массовых движений
Схема здравоохранения и культурной сети
парка культуры и отдыха и всего поселка в целом сосредоточено в центральном клубе, расположен
ном на главной площади демонстраций. Там же расположен административный центр поселка — Дом советов. Больница расположена в северной части городка, в наиболее изолированном пункте, окру
женном сосновым лесом. Кроме того, в каждом жилом квартале-комплексе в здании клуба-примитива и в столовой предполагаются пункты меди
цинской помощи, руководимые райбольницей. Диспансер расположен вблизи главной площади в центре городка.
Несколько отстает от разработки районирования решение основного трафика движения. Трафик направления эпизодических массовых движений разработан полнее и удовлетворительнее, нежели повседневный трафик движения от жилья на произ
водство. Начиная от парка, весь трафик движения на производство сводится к одной магистрали. Это неизбежно приведет .к тому, что в качестве магистралей сквозного движения будет использован ряд проходов жилых кварталов. Этот трафик движения должен быть заблаговременно доработан.
ОДНОТИПНОСТЬ ВСЕХ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ НЕДОПУСТИМА
Наиболее спорным моментом однако, во всей планировке нового города является решение квар
тала. Объясняется это целым рядом причин, из. которых следует выделить две основные. Первая из них — общая неразработанность у нас пока струк
туры социалистического квартала. Вторая причи
на— решение заказчика до выполнения планировки строить жилые кварталы исключительно на основе шестисекционных четырехэтажных жилых домоз. Последнее несомненно сильно ограничило возможности планировщиков в смысле органического, ар
хитектурного решения жилого квартала. В итоге приемлемым моментом в предложенном решении квартала являются лишь принятые размеры квартала (8,37 га).
Неудачным в предложенном решении квартала является тип жилья в виде четырехэтажного шести
секционного дома на 312 чел. при типовой жилой ячейке из трех комнат. Если вспомнить, что в семиэтажном московском доме с переуплотненными
кварталами мы имеем в среднем не более трехсот человек живущих то такую же концентрацию жилья >в наших новых рабочих поселках следует признать чрезмерной. Правда, выбор подобного укрупненного типа жилья определяется двумя существенными соображениями экономического характера. Дело в том, что по указанию соответствую
щих строительных организаций четырехэтажный шестисекционный дом является наиболее целесооб
разным с точки зрения экономики теплобетонного строительства и системы теплофикации всего поселка. Кроме того планировщикам была предложе
на недостаточная площадь для территории .всего поселка: 140 га на 25 000 чел. в то время как при нормальной для рабочего поселка средней плотно
сти населения в 100 чел. на га следовало бы иметь 250 га. Планировщики нового города (И. Геймансон и Д. Пиллер) увеличили территорию поселка до 199 га, что при установившейся у нас практике от
ведения под застройку не более 15% территории квартала опять-таки направило расселение в сторону многоэтажного и укрупненного типа жилья.
Строго говоря, четырехэтажные здания — это еще не многоэтажное строительство. Принципиально против подобного типа жилья возражать не приходится. Тем не менее здесь возникает одно су
щественное возражение. Дело в том, что всячески считаясь с вопросами экономики строительства, особенно в настоящий напряженный момент, мы все же не должны рассматривать строительство рабочего жилища исключительно с технико-эконо
мической точки зрения. Мы не должны забывать, что для нас архитектура не только техника, но и идеология. To-есть недостаточно решить рабочее жилище возможно экономичнее и гигиеничнее. Необходимо еще учитывать и характер психического, идеологического воздействия этого жилища, его форм. А в этом смысле то решение жилого квартала, которое предлагают планировщики города
вызывает целый ряд возражений. Правда, проблема квартала социалистического города, рабочего по
селка слишком трудна и мало у нас разработана, чтобы мы могли ставить определенные требовании планировщикам. Но в то же время проблема архи