жилых

ДОМА СДАТЬ В СРОК

Июньский пленум ЦК ВКП(б) поставил перед Моссоветом и всей пролетарской общественностью Москвы грандиозную задачу - в течение 3 лет построить но
вые жилища для расселения не менее полумиллиона населения столицы, а в текущем году выполнить про
грамму нового жилищного строительства в размере 80 млн руб.
Этот колоссальный размах жилищного строительства естественно требовал максимального напряжения всех сип и средств, мобилизации общественного внимания и перестройки аппарата строящих организаций.
Истекшие после решений пленума ЦК 3 месяца дают возможность подытожить первые результаты выполнения этой программы.
Из общего количества 243 домов, запроектированных к постройке в текущем году (включая 109 перешедших
с прошлого года), на 1 сентября был выстроен и сдан в эксллоатацию всего лишь 61 дом, или 25,1% пла
на. В стройке находятся 119 домов и совершенно не приступлено к строительству 63 домов, или 26 % плана. Стройорганизациями, ведущими в Москве жилищ
ное строительство, являются Мосжилстрой, Мосгоржилсоюз и некоторые промышленные предприятия и учреждения. Наиболее успешно справляется с работой жи
лищно-строительная кооперация системы Мосгоржилсоюза, но и здесь совершенно не приступлено к стро
ительству 17% домов из числа намеченных по плану. Хуже всего строят промпредприятия, не сумевшие за все истекшее время сдать в эксллоатацию ни одного дома.
Техническая готовность строящихся домов крайне
низка: лишь 32%, из них Имеют готовность свыше 80%, а готовность 40% начатых постройкой домов не превышает 10%.
Все эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном выполнении программы жилищного строительства.
Имеется тенденция объяснить этот факт причинами объективного порядка: недостатком рабсилы, дефицитом стройматериалов, отсутствием транспорта и т. д.
Нужно конечно со всей решительностью отмесги эти отговорки. Несомненно, что все предпосылки для успешного выполнения плана жилищного строительства были и есть.
В чем же кроется причина неуспехов? Основная причина заключается в неподвижности и косности аппарата наших стройорганизаций, в их неумении перестроиться и приспособиться к боевым темпам, необхо
димым для успешного осуществления решений пленума ЦК.
На опыте работы Мосжилстроя в течение последних 3 месяцев можно видеть, как вместо максимальной мо
билизации всех внутренних ресурсов, концентрации всех наличных средств и сил на первоочередных строй
ках они распылялись по многочисленным стройкам, ни одна из которых не могла двигаться вперед нужными темпами. Аппарат Мосжилстроя (как и остальных стройорганизаций) не приобрел еще уменья маневри
ровать находящимися в его распоряжении ресурсами. Мы укажем на несколько примеров. При постоянных
жалобах на нехватку материалов сплошь и рядом не используется, что уже имеется. Так, при острой нехватке металла на территории Дворца труда лежат неиспользованными уже свыше года 149 тонн круглого железа, 6 тонн катанки, 10 тонн гвоздей, 15 вагонов цемен
та и 500 м3 круглого леса. В другом месте на Волковом пер. д. 7/9 без использования лежит вагон труб, фасонные части, унитазы и т. д.
Неудовлетворительно налажено и обеспечение строек рабсилой. При общей потребности жилстроительства в 25 тыс. рабочих, в наличности имеется всего лишь 9,5 тыс. чел. Работа по вербовке не организована и вся надежда была на самотек. Только в последнее время в результате вмешательства президиума Москов
ского совета начало налаживаться это дело, в районы посланы вербовщики, заключаются договоры с колхозами и т. д.
Большую роль в недостатке рабсилы играет слабое культурно-бытовое обслуживание рабочих-строителей. Бараки по большей части находятся в антисанитарном состоянии, отсутствуют свет, элементарные удобства и т. д. Плохо и в отношении столовых. В итоге край
не слабая производительность труда, развалившаяся труддисциплина и колоссальная текучесть рабсилы.
По мосжилстрога за 7 месяцев обновился весь состав рабочих, а в мосгоржилсоюзе текучесть достигла в июле 47%. Прогулы по обеим организациям превышают 5%.
Организация труда на стройках крайне нерациональна. Только в последнее время начала вводиться прогрессивно-сдельная система оплаты труда, причем рас
пространяется она крайне медленно. Далеко не на всех стройках изжита еще обезличка, местами царит уравниловка. Сейчас по указанию Мосгоркома партии и президиума Моссовета все это исправляется и приняты меры к рациональной организации работ на стройках.
Не вполне благополучно и с качеством строительства. В ряде случаев приходилось заново переделывать и перестраивать, что значительно удорожало строитель
ство (дома на Зубовском бульваре, по Новослободской уп., Волкову пер., на Введенских горах и т. д.;. о по
гоне за количеством наши строительные организации подчас забывают о качестве.
Крайне недостаточна помощь, оказываемая стройорганизациям райсоветами и заводскими организациями. Для того, чтобы эту помощь организовать целесообразно и эффективно, горком партии и президиум Москов
ского совета дали директиву, уже проводящуюся в жизнь, о прикреплении основных строек жилищ к отдельным предприятиям. Таким путем стройка получает хозяина, непосредственно заинтересованного в воз
можно кратчайший срок получить хорошее и удобное жилище. Естественно, что для этого заводские органи
зации и райсоветы не могут ограничиваться, как это было до сих пор, просто контролем. Нужна деловая конкретная помощь во всех стадиях стройки, каждому ее участку, прорабам, отдельным бригадам. Эта помощь должна оказываться всеми заводскими организа
циями и в части вербовки рабсилы и в отношении снабжения стройматериалами. Должны быть приложе
ны все усилия всей заводской общественности для успешного выполнения плана стройки жилья. И только путем такой постановки дела, при прямой заинтересованности рабочих, будущих жильцов и хозяев строящихся домов, при условии максимальной мобилизации внимания широких рабочих масс и всех заводских общественных организаций к жилищному строи
тельству, с их конкретной, каждодневной помощью в «мелочах» и в крупном, при активном содействии райсоветов под руководством президиума Московского совета может и должна быть выполнена программа жилищного строительства, намеченная Центральным комитетом партии на 1931 г.

И. м-ский

МОБИЛИЗУЕМ

ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ НА СТРОЙКАХ жилье