ПОГРАНИЧНЫЕ ЭПИЗОДЫ
	БДИТЕЛЬНОСТЬ
KOJXO3HHKOB
	Вародный комиссариат внутренних
дел Белоруссии наградил денежной
премией колхозника сельскохозяйст-
венной артели «Большевик» (Ушал-
ский район) Андрея Костюковича:
	Андрей  Костюкович, героически
задержавший двух диверсантов, не-
решедигих из-за границы в Совет-
ский Союз. говорит:
	— Я выполнил. совой долг. Задер-
жал диверсантов, которые, как
змеи, пропюлали в Советский Союз,
чтобы ужалить нас овоим ядовитым
жалом, Но им это не удалось. За-
щите границ нащей великой роди-
ны я, если это понадобится, отдам

= oe
	Интересен следующий случай, не-
давно происшедигий в пограничном
Логойском районе.
	Однажды утром в правление кол-
хоза «Коминтерн» прибежал колхоз-
ный сторож Авдей Дегтярев. Он по-
звал 6в собой находившихся  здевь
председателя колхоза т. Колика,
счетовода колхоза т. Гречиху и учи-
теля тов. Читкевича. Захватив охот-
ничьи ружья, все они побежали к
болоту, где колхозный сторож толь-
ко-что встретил неизвестного.
	У болота они заметили в кустах
человека, который, услыхав шаги,
насторожился. Направив Ha незна-
комна ружья, они ‘заставили ето
	поднять руки,
	  МОСКОВСКИЙ
I. EH b——
	ГЕРОИ АРКТИКИ
	В СОКОЛЬНИЧЕСКОМ
ПАРНЕ
	День, посвященный разяенению нре-
‚ вил приема зв военно-учебные  заведе-
 ния РККА. проводится завтра в Соколь-
ническом парке культуры ‘и отдыха
HM. Бубнова На территории парка op-
танизуются конно-спортивные  воревно-
звания, буде ноказана работа танков,
выступят коллективы красноаомейской
художественной самодеятельности ит. д.

У специально установленных палаток
состоятся беседы-консультации но BO-
просам поступления В военно-учебные
заведения. В 25 пунктах будет открыт
прием заявлений от желающих поету-
пить в военные училища.

Бечером 1 июля в парке — ветреча,
стахановцев москозеких предприятий ©
покорителями полюса. В Зеленом театре
парка выступят участники экспедиции
на Северный полюс. Они расскажут ©
	КНИГИ - ДЕТСКИМ
БИБЛИОТЕНКАМ
	В По о
полете ‘на, Сеззрный нолюс.
	В постановленни о детских эиолио-
теках президиум Моссовета предложил
немедленно начать систематическое ком-
плектование всех школьных и райсн-
ных библиотек. До назала нового учеб-
ного года кажлая начальная иткола дол-
жна приобрести не менее 200 новых
книг, каждая средняя школа -— He Me
нее 500 книг. К январю 1938 года в дет
ских библиотеках должно быть не ме-
нее трех книг на каждого учащегося.

Школьные библиотеки Москвы будут
получать. по три оэкземнляра каждой
выходящей книги, в районные библие-
теки по 5 экземпляров.

В связи с узеличением енабжения
детских библиотек книгами будет вы-
делено специальное помещение для го-
	_  ВЫПУСА
СТУДЕНТОВ
КОМВУЗА
	На канале Москва-—_Волга. Теплоход ‹Михаил Калинин» совершает очередной рейсе.
		ДВИЖЕНИЯ—
15 июля
		ны опубликовано постановб-
ление. Совета Народных Комис-
саров Союза ОСР и Центрального
Комитета ВКП(б) об окончании
строительства канала Москва—Вол-
та.

Замечательное сооружение  ста-
линской эпохи готово. Гигантское
строительство — детище второй пя-
тилетки, начатое по инициативе то-
варитна Сталина, осуществлено
полностью силами советских  лю-
дей, с помощью советских машин.
Канал Москва Волга построен исз-
	ключительно из советских CTPOH-
тельных материалов.

С 15 июня — момента начала
стытной навигации — на канале
	уже побывало свыше 20.000 пасса-
жиров: Для каждого человека озна-
комление с каналом является
источником. нового прилива CHE ни
энергии. Это поистине  величест-
венное сооружение еще больше ук-
репляет чувство любви и предан-
ности к родине. чувство тордости
=а свою мотучую советскую страну.

Крупнейший в мире. речной Ka-
нал одновременно решает три важ-
	‚неинтие народнохозяйственные за-

дачи.
Первая задача — обеспечить на-
	селение столицы волжскон питьевон
водой. Это тем более важно, что в
Москве с каждым тодом все силь-
нее ‹ ощуналея недостаток питьевой
воды. особенно в восточных рай-
онах города. До постройки канала
и Истринской плотины Москва но-
лучала ежесуточно 44 миллиона
ведер. Канал при полном развитии
московского водопровода увеличит
водосцабжение Москвы на 100 мил-
лионов ведер в сутки Это значит,
что тогда на каждого жителя сто-
пицы будет приходиться 600 лит-
ров воды — больше. чем в любой
	европейской столице и в  НЬЮ-
Порке. \
Вторая задача. которую решает
	‘канал, — обводнение Москва-реки
и ее притоков в пределах города.
Лля обводнения этих рек через ка-
нал Москва Волга и особый отвод-.
ный (деривационный) Сходненский
канал будет поступать 280 миллио-
нов. ведер воды в сутки. Сброс
этой воды используется кроме то-
го для работы Сходненской ГЭС
мощностью в 30.000 киловатт.
Третья и не менее важная зада-
ча, ‘которая ставилась перед кана-
лом Москва— Волга, — соединение
социалистической столины © круп-
ной водной артерией Союза — Вол-
той и превращение Москвы в порт,
доступный для пароходов с больной
осадкой. Канал Москва Волга дает
возможность целый ряд грузов, до-
ставляющихся в Москву по желез-
ной дороге, ‘перевозить по воле.
Это значительно удобнее и дешев-
ле. Так, например, грузы с юта —
нефть, хлеб, уголь. рыба — пойдут
по Волге к Иванькову, оттуда —
по каналу в Москву. Этот  грузо-
оборот особенно разовьется после
того, как будут построены Рыбин-
ская и Утличекая плотины, кото-
рые‘. создадут нужную глубину На
участке от Рыбинска до Иванькова,
так как здесь Волга наиболее мел-
		ИЗ УТРЕННИХ
Е АЕ

ляется Учинское, чак называемое
«отстойное» (закрытое для судоход-
ства). Это водохранилище ‘дает
питьевую воду Москве через ` специ-
ально построенный 23-километровый
бетонный канал. полводящий волж-
	скую воду к новой огромной Ста-
	линской насосной станции.

На канале Москва-—Волта постро-
ено 11 огромных железобетонных
илюзов, из которых каждый , имеет
280 метров в длину. Такие размеры
далот возможность шлюзовать сразу
целые караваны судов. Такие отром-
ные шлюзы построены , для тот,
чтобы к 1938 году обеспечить про-
пускную способность грузов по ка-
налу в размере 15 миллнонов, тонн.
	Намболее ответственными. с00ру-
жениями канала являются пять на-
‘сосных станций, каждая из которых
оборудована четырьмя пропеллерны-
ми ‘насосами. Один. такой Hacoc Ie-
рекачивает в секунду 25 кубометров
воды, или около 2000 ведер. Про-
пеллерных насосов на каждой стан-
ции — 4. Ва час работы ! каждая
насосная станция перекачивает око-
ло 30 миллионов ведер, воды. .

Строительство канала Москва—
Волга завершено. Задание партии и
правительства — открыть канал для
пассажирского и грузового ‘  движе-
ния в июле 1937 года — блестяще
выполнено.

Привет строителям ‘замечательного
сооружения сталинской эпохи!
	В летекой комнате. °   рюдекого коллектора.
	Фото Анны ‘ ЧАЦКИНОЙ
	Московский речной вокзап Северного порта.
	Уже в правлении колхоза задер-
жанный вынужлен был признаться,
что он шиион, подосланный в нашу
страну одной иностранной развед-
	кой.
Е. САДОВСКИЙ.
	СОВЕТСКАЯ КНИГА
НА ПАРИЖСКОЙ
ВЫСТАВКЕ
	Всесоюзное об’единение «Международ-

ная книга», занималощееся раеспростра-
нением за границей произведений со-
ветской печати — книг, журналов, га-
get на русском и иностранных язы-
ках, — ва последнее время значитель-
но расширило 0б’ем работы.

Всего в 1936 г. экспортировано книг,
газет и журналов Н.543.850 экземпляров,
в том числе 8.101.850 экземпляров OT-
дельных номеров газет, 2.673.000 экз.
книг и 169.000 экз. журналов.

Очень высок спрое за границей на
книги по вопросам искуества. Доста-
точно сказать, что «Международная
книга» в очень короткий срок реали-
зовала № тыс. экземпляров альбома
репродукций картин Музея нового за-
падного искусства.

В ряде етран устраиваются выставки
книг. Выставки были устроены в Чехо-
словакии, во Франции. Сейчас выставки
советской книги открываются в Турции
и Эстонии,

На территории советского павильона
парижской выставки организован киоск,
торгующий советской книгой. На вы-
ставке будет показан специальный ки-
нофильм, посвященный вопросам рас-
пространения за границей советской пе-
чати — книг, журналов и газет.
	В ГОСТЯХ
У МАЛЕНЬКИХ БАСКОВ
	слолах большие тарелки с белым
	Недалеко от Москвы на ст. 00-
нинская живут дети героической
Страны басков. В новом, недавно
	построенном детском санатории от-
дыхают 435 маленьких басков, `

Пережившие ужасы  навязанной
‚их стране войны, выпнанные фаши-
стами из своей родины, маленькие
траждане  Басконии — ‘желанные
‘тости трудящихся страны советов..

7 часов утра Горн играет побуд-
ку. И сейчас же около вожатого вы-
растает маленькая, смуглая фигурка.
Это 12-летний Франсиско Иглезиас.
В Сантурсе, предместье Бильбао, он
всегда сам играл на горне сбор сво-
его пионерското отряда. Велед за
Франсиско из всех комнат выбега-
ют смуглые малыши в трусах, с
полотенцами. Они несутея -к умы-
вальнику. Минут через 15 ребятиш-
ки уже готовы к утренней заряд-
ке. Московские вожатые прекрасно
обходятся без переводчика. «Раз»,
«два», «три» — командуют они по-
испански. Ребята старательно про-
делывают все упражнения.

Зарядка закончена. Ребята залтол-
няют столовую. На завтрак — мо-
	О лочная ката, кофе, свежий мед. На
	испанские дети. На Фото:
Фото Вл. МИНКЕВИЧА
	Северного Ледовитого океана раз-
личные виды мельчайших организ-
мов, Но количество их было ничтож-
HO. Исследования Нансена OTHOCH-
лись главным образом к верхним
слоям воды. Как указывают наши
зимовщики, планктонные сетки;
предназначенные Для ловли микро-
скопических растительных и живот-
ных организмов, поднятые ‘е глуби-
ны 1000 метров, буквально кишели
разнообразными моллюсками, личин-
ками, медузами, рачками, окрашен-
ными в яркокрасный цвет, харак-
терный для обитателей морских глу-
бин, лишенных света,

Кроме океанографических измерений
станция «Северный полюс» осуществи-
ла наблюдения над элементами земно-
го’. магнетизма, распределением силы
тяжести и радиоволн. Эти работы пред-
оставляют необычайный научный и
практический интерес, но сейчас их
етце недостаточно для того, чтобы сде-
лать вакие-лябо обобщения.
	Метеорологические наблюдения зи-
мовщиков полюса чрезвычайно важ-
ны: в некоторых отношениях они
совершенно опрокидывают сложив-
шиеся представления об общей пир-
куляции атмосферы в районе Се-
верного полюса.

До сих пор считалось, что цен-
тральная часть Северного Ледовито-
TO океана занята постоянной 06-
ластью повышенного атмосферного
давления. Между тем наблюдения
налцих зимовщиков показали, что в
центральную часть Северном Ледо-
витого океана то и дело проры-
ваются циклоны, и там создается
пониженное давление атмосферы.
Эти циклоны движутся к полюсу ©
запада и с востока Гренландии и
через Карское море.

8 июня, натример, во всем причцо-
люсном районе наблюдалось понижен-
ное дазление. ‚ Эту область понижен-
ного давления окружали по перифе-
рии — над Гренлаждыей, американским
	екий университет им. Я. М. Свердлова,
при МГК ВКП(б) сегодня заканчивает
учебный год. Выпускаются 306 товари-
тцей. 55 из них обучались на газетном
отделении и будут работать в завод-
ских газетах Москвьг.
	В дни, когда было пристунлено к
сооружению канала Москва Волга,
наша страна уже имёла’ богатей-
ший ‘опыт строительства `Беломор-
ско-Балтийского канала. Но этот
опыт оказался недостаточным, 9то-
бы осуществить стройку, по об’ему
работ и техническим условиям зна-
чительно более сложную.
	Вужно было находить вовые пу-
ти, решать новые сложнейшие тех-
нические вопросы. И sta задача
блестяще решена блатодаря отлич-
рой системе руководства, созданной
срганизаторами строительства TT.
Ежовым, Берманом и их ближай-
шими помошниками. 06060 выдаю-
щейся является роль главного HH-
женера строительства тов. Жука,
прекрасного организатора и `талант-
ливейшего новатора.

Исключительно сложная и труд-
ная задача успешно решена ното-
му, что за ходом строительства ка-
нала неустанно следили правитель-
ство и Центральный Комитет пар-
	дни стройки на трассе ка:
	нала неоднократно побывали това-
рищи Сталин, Молотов, Каганович.
Подробно вникая BO Beé детали
стройки, они оперативно направля-
ли работу, давали исчерпывающие
	указания.

хлебом. Обилие и белизна его еще Е.
до сих пор поражают маленьких ВЫСТАВКА

GackoB. ОСЕННЕ-ЗИМНИХ
После завтрака все отправляются ТОВАРОВ
	в лес, к реке. Идут с песнями:
	“ an os В ближайшие дни в Доме союзев
«Я другой такой страны omentiRaemed REICTABKa товаров осенне-
	не знаю, зимнего

сезона. На. неи будет показа-
Тде так вольно дышит чело- но около 4.000 моделей готового платья,
век...» головных уборов, белья, обуви и Т. Д.—

продукния производственных  мастер-
Маленькие баски прекрасно поют  ких при показательных ‘универмагах
	Наркомвнуторга в Москве, Ленинграле,
Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Тби-
лиси и других городах.

Выставка продлится около месяца.
	ТУРНИР ЮНЫХ
ILIAXMATHCTOR
	«Родину» по-русски.

Б одиннадцать чаеов-——второй зав-
трак — здесь же в лесу, на траве,
на солнечных полянках.

В лесу произошло первое ‘столк-
новение маленьких басков с под:
московной природой Ha полянках
много белых ромашек. Маленькие
испанские граждане, как только
увидели их, © каким-то недетским
упорством стали топтать сорванные
цветы. Их кулачки были сжаты.
Оказалось, что маргаритки, — так
ребята называют ромалики, — эмб-
лема детской фашистской организа-
ции в Басконии.

12 часов — время обеда. Рисовый
суп, макароны с мясом, клубнич-
ный кисель, свежие абрикосы. Се-
толня они едят макароны, а когда
	их подали в первый раз, ребята xB Ha и поэт т о своей
_   работе. тем артисты Всесоюзного. раз
«фабастовали», устроили «MaKapOH диокомитета_ выступят © ‘чтением про-

gt НА р meee

изведений Г. Лахути.

_\ КОНФЕРЕНЦИЮ покупателей игру-
шек  и посетителей выставки игрушек
организует дирекция Центрального уни-
вермага Назкомвнуторга ССОР 8 июля
	ный бунт». Шеф-повар срочно 3a-
менил их манной Kamel. Десяти-
летние ребятишки говорили: «Мака-
	роны итальянские, фашистекие.
Мы ‘есть их не булем».

Тогда детям об’яснили, что у нас,

“рт апаоусе дароАыц. PREIS eae
вермага  Наркомвнуторга ~ GCOP 8 июля
в детском городке Коминтерновекого
района (Садово-Каретная ул. 3-й Дом
советов).
	*% ЧЕРЕЗ несколько дней в Москве
начнется постройка двух новых прачеч-
ных. Одна из них, производительностью
в 4 тонны белья в смену, строится на
Кожевнической: ул., в доме № 15 (ря-
дом © баней).

Вторая прачечная строится на Уева-
чевке. Производительность прачечной-—
4,5 тонны белья в смену. .
		в стране советов, макароны не име-
ют ничего общее ©’ фашистскими
макаронами — их делают советские
рабочие, & едят трудящиеся и их
дети.

`Послеобеденный ‘сон обязателен.
Здесь жители санатория уже не спо-
фят и покорно укладываются в кро-
ватки.

От, вечернего чая и до ужина во-
круг! санатория шум, смех и пля-
	ски. В гостях у ребят детский ор-
	кестр из Иванова. 34 юных музы-
канта старательно играют для сво-
их баскских друзей.

Ребята пишут сотни писем на ро-
дину. Они восторженно описывают
свою жизнь в ОССР. Во многих
конвертах — кусочки хлеба. Ведь
родные могут не поверить, что он
такой белый!

Еще три недели назад эти малы-
	В городке пионеров и школьников
Центрального парка культуры и OT
дыха им. Горького 180 июля начинается
шахмаТно-нталнечный турнир девочек. В
нем примут участие посетительницы’ го-
родка в возрасте от 9 до М ле. В
‘составе жюри — шахматные мастера. По-
бедительницам турнира будут присуж-
дены веесоюзные категории.
		*Ж ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР поэта-ордено-
носца Г. Лахути состоится сегодня В
Измайловском парке культуры и отды-
	Канал Москва-——ВБолга предотавляет
собой ‘отромный комнлеке сложных,
отвётственных сооружений. Длина
его — 123 километров, из ко-
торых около 20 километров  прихо-
дится на судоходные водохранили-
ща и 108 километров сделаны ис-
кусственно. Ширина канала по зер-
калу воды. — 35,5 метра, что дает
возможность свободно разойтись
двум большим волжеким пароходам.
Глубина канала — 5,5 метра.
	В число крупнейших сооружений
на канале входят три бетонных и
Росемь земляных плотин, из кото-
рых. особенно оригинальной явля-
ется намывная плотина высотой. в
23 метра, перегораживающая ‘русло
Волги. Наиболее крупная земляная
плотина -—— Химкинская, высота ко-
торой доходит до 31 метра. Из 6e-
тонных плотин самой ответственной
является Волжская, которая CMBI-
кается с одной стороны с намывной
плотиной и се другой стороны — с
девятикилометровой земляной дам-
бой. Эти три:’ сооружения надежно
хранят воды «Московского моря».
	Вомплекс плотин создает групну
водохранилищ, питающих водой раз-
личные склоны канала. Волжское
водохранилище снабжает северный
склон и кроме того через систему
насосных станций дает воду для
питья ‘и обводнения Москва-рекм.
На южном склоне земляные плоти-
ны образуют грунну водохранилищ,
из которых наиболее важным AB-
	ПАУЧПАЯ
РАБОТА
НА ПОЛЮСЕ
	_ Проф. Н. ЗУБОВ
<>
	В ГАЗЕТАХ появилась статья
отважных зимовщиков станции
«Северный полюс» — тт. Натанина,
		о первых результатах их научных
работ на дрейфующей льдине. Ре-
зультаты эти представляют тлубокий
интерес и в некоторых отношениях
являются не только новыми, но и
неожиданными.

Большой интерес прежде  веето
представляет дрейф ледяного поля,
на котором. находятся зимовщики,
	Этот путь за истекшее время под-
	чиняется почти исключительно деи-
	ствию ветра.

Так. например, до 5 июня преобла-
дал северный ветер, и поле двигалось
на юг, почти не изменяя своей долго-
ты. С 5 июня северный ветер переме-
нилея на’ западный, и поле начало
двигаться на восток, почти не изме-
няя своей широты. В дальнейшем вет-
ры изменили направление, и соответ-
ственно ‘изменилось направление дрей-
фа ледяного поля. Зимовщики подтвер-
лили. что льдина дрейфует не прямо
по направлению ветра; а отклоняясь
на более или менее значительный угол
вправо. Это об’ясняется воздействием
отклоняющей “силы вращения земли.

В лвижении ледового поля поражают
MErKOCTb, с которой. оно воспринимало
всякую перемену ветра, и большая
скорость; с которой иногда двигалась
	*® ЖЕРТВЫ НЕОСТОРОЖНОСТИ. Вяе-
ра днем гр-ка Тихонова пыталась ©о-
скочить с проходившего по Пушкин-
ской пл. трамвая линии № 23. Тихо-
нова упала ‘и повредила ce6e ногу.
Она доставлена в институт Им. Скли-
фасовского. Неудачно кончилась  по-
пытка прыгнуть на ходу с трамвая на
Тишинекой ил. 55-летней М. Кожухо-
вой. С ушибами головы она была от-
правлена в институт им. Оклифасов-
ского. 75-летний Русаков. не евоблю-
давший правил уличного лвижения,
был вчера утром на пересечении Боль-
той Садовой ул. и ул. Красина задав-
	/ + я -   лен легковой автомашиной. Вчера же
ши были в самом пекле фашист был задавлен автомантиной у дома
ской бойни в Бильбао, а сейчас   № 41 по Нижне-Лмитровскому шресе
большой, дружной семьей живут   49-летний Ив. Степанов. Всего вчера в
	больницы были доставлены 21 человек,
ставшие жертвами собственной неосто-
рожности — не соблюдали правил дви-
жения, прыгали с трамваев на ходу, пе-

ребегали улицу при красном свете еве-
тофороз и т. д.
	маленькие испанцы в 106 километ-
рах от Москвы, окруженные заботой
и любовью советских граждан. И де-
ти понимают и ценят эту любовь.
	А. Файкина. _—_
Станция Обнинская. РАДИ

а tay,   СЕГОДНЯ

ВЕЧЕРОМ
	18.50 (<В>) — концерт из произведений
советских композиторов; 19,89 («В») —

литературная передача; («К») — ‘тран-
сляция Футбольного матча со стадиона
«Динамо»; 19.30 («В») — отрывки H2

оперы Гедике <«Жакерия»; 20.15 («В») —
трансляция из Зеркального театра сада,
«Эрмитаж» оперетты «Герцогиня Героль-
штейнскзя>; 21.00 («К») — коннерт; 29.09
	арктическим архипелагом и северо-во-
сточной Азией — области повытненного

давления.

Эти явления заставляют синопти-
ков всех стран пересматривать свои
взгляды и представления. В чает-
ности они облегчают понимание при-
	На станции Обнинская Западной ж. д; в TOTMOCKOBHOM санатории OF MEIXaDT
юные испанцы купаются в реке.
		льдина, В отдельные дни эта скорость
достигала 0,15 километра в Час. Эти
явления доказывают, что вблизи по-
люсной станции льды достаточно   раз-
режены м нет препятствий для их
движения.

Пребывание зимовщиков на льди-
не слингком кратковременно для то-
го, чтобы определенно сказать о
дальнейшем направлении дрейфа.
Наиболее вероятно, что путь льдины
лежит в Гренландекое море, при чем
вряд ли ледяное поле доститнет
широты ИГтиибергена ранее чем че-
рез гол.

Больной интерес’ представляют
наблюдения станции над вертикаль-
ным распространением температур. в
Северном Ледовитом океане. Работы
станции полностью ‘подтвердили
наблюдения Нансена, производив-
шиеся вплоть до 36 градуса север-
ной широты. Во время этих наблю-
дений было обнаружено, что от глу-
	бины в 275 метров и до 600 метров
	  температура волы положительная.
Происхождение этих вод безусловно
зтлантическое, они принесены сюда
подводным течением из. ‘широкого
пролива между  Гренландией и
Шпицбертеном.
  Отмеченная зимовщиками максималь-
‚ ная температура этих атлантических
вод ниже температуры, зарегистриро-
ванной Нансеном при экопедиции на
«Фраме»? в более южных широтах, и
экспедицией на «бадко» в 1985 году к
‚северу о0т Карского моря. Hecomyen-
HO, что при сопоставлении © резуль-
татами работ. «Фрама» и «Садко» наблю-
дения наших зимовщиков позволят
отределить степень распространения
атлантических вод в глубинных слоях
Северного Ледовитого океана, а также
выяснить их влияние на режим океана.
Необычайно важны ° измерения.
глубины океана, произведенные стан-
цией. Как известно, во время пре-
бывания у полюса 6—7 апреля
1908 года Пири пробовал измерить
тлубину оквана. Однако, несмотря
	метра проволоки, ‘‹ достать дна не
	удалось. Благодаря наблюдениям
‘нашей станции можно считать, что
в центральной части Северного Ле-
 ROBHTOTO океана — глубины более
‘4 тысяч метров. Эта область боль-
ших глубин доходит до 82 градуса
на меридиане острова Врантеля и в
море Бофора подходит почти к `бе-
ретам Америки. .

Обнаруженные нэлпими зимовщиками
вертикальные колебания тлубинных
слоев океана внервые были открыты
Нансеном тоже в Северном Ледови-
том океане, Затем такого же порядка
явления были обнаружены во веех
других ‘океанах.

Замечательно, что в то время как
колебания уровня океана благодаря
приливным и отливным явлениям B
ето открытых частях He превьинают
одного метра, вертикальные колебания
‘тлубинных слоев имеют амплитуду до
ста’ метров, Поскольку можно судить
по наблюдениям Нансена,  Гейланд,
Гансена, Вубова и других, эти. верти-
кальные колебания связаны © прилив-
но-отливными явлениями и имеют по-
лусуточный характер. Изучение верти-
кальных колббаний — одна ‘из наиболее
важных проблем современной \океано-
логии,

Одновременно е изучением  темпера-)
тур, соленоети и других физико-хими-
ческих свойств морской воды налии
зимовщики провели биологические ©60-
ры. О жизни на глубине в высоких
пгиротах Северного ‘Ледовитого океана
мы можем судить только по наблюде-
ниям Нанеена’. Он категорически ука-
зывал на то, что Северный Ледовитый.
океан, покрытый почти непрерывным
слоем толотого. льда, является иеклю-
чительно бедным как растительной, так.
и животной жизнью. Солнечный свет,
несмотря на полярный день, поглошает-
ся льдом, и солнечные лучи, `необхо-
димые для развития растительной жиз-
ни, почти не проникают в воду, «По-
этому, — говорит Нансен, — постоянно
покрытая льдом центральная часть Се-
верного Ледовитого океана может рас-
сматриваться как пустыня среди океа-
на, и никакое млекопитающее или че-
ловек нё могут найти здесь никакой
	ПИЩИ», 1
Экспедиция на «Ppame» odnapy-
		чин дрейфа полярных льдов y 6e-
регов Гренландии © запада на во-
сток и у северных’ оконечностей
арктических островов Азии и Евро-
пы с востока на запад, направлен-
ных в конечном счете в пролив

м-та ПГ

А AMET а
(«К») — легкая музыка; 23.00 (РПЗ) и
23.30 («В») — ночной выпуск те

них известий по радио».

ЗАВТРА

9.006 («К>) — украянские народные
песни и сказки; 19.08 («К>) — передача
	для дошкольников; П.00 (<К»>) — лите-
ратурная передача; 1.30 («К») — про-
изведения украинских советских комнпо-
зиторов; 12.15 («К») — концерт для де-
тей; 13.30 («К>) — ученые у микрофона;
14.00 К») — транеляция концерта из

между Гренландией и Ш\тицберте-
HOM.

Совершенно неожиданными явля-
ются отмеченные за последнее время
	в районе Северного полюса дожди.
Лично мне во время плавания в
летнее время приходилось наблю-

ee an EG вонцерта = He
Харькова; 15.09 («К») — литературная
передача; 15.30 («К») — концерт; 16.06
(«Г») — Театр революции у микрофона:

уе. ‚ ИВ МА aman,

ee RR
	«Гибель эскадры»; 16.00 («В>) — концерт
«Любовная лирика»: 11.08 («В») — от-
рывки из оперетты Лекока «Дочь Ан-

го»; 11.15 («Ky») — передача для пио-
неров и школьников: 18.15 («В>) — кон-
церт; 18.30 («К») — литературная пере-
дача; 19.00 («В») — романсы и песни

композитора Александрова; 19.30 («К») —
транеляция концертов из Киева и
Днепропетровска, () опера Массена
«Манон»; 22.38 () — танноваль-
ная музыка; 23.30 («В») — ночной вые
пуск «Последних известий по радио»:
	ПОГОДА
	дать дожди к северу от 82 градуса
широты. Однако во время. дрейфа
«Фрама», который проходил глав-
ным образом между 83 и 86 граду-
сами северной широты и продол-
жалея около двух лет, ни разу
дожль отмечен не был.
	Бозможно, что это явление надо по-
ставить в некоторой связи в общим
потеплением Арктики, наблюдаюнхимея
с 1921 года. Потепление выражается ‘в
повышении оредних температур возду-
X& и воды, а также в уменьшении
количеетва льда и в отступлении лед-
ников на острова полярной Арктики.
	Нельзя перечислить всех важныхы—
научно и практически —- вопросов,
которые возникают в связи с наблю-
дениями станции «Северный полюс»
за первый месяц ее работы. Это
доказывает огромное значение, ко-
торое имеет для науки устройство
станции на дрейфующей льдине.
Наблюдения станции послужат вее-
мерному улучшению краткосрочных
и долгосрочных метеорологических
прогнозов и особенно долгосрочных
ледовых прогнозов, столь важных
для дальнейшего освоения и TOKO-
рения Арктики.
	«О МЕРАХ шо улучшению семян SOD
воных культур» — доклад тов. Яковлева
Я. А. на пленуме ЦЕ ВКП(б) 28 июня
1937.года опубликован сегодня в газе-
		х : $
«О НАГРАЖДЕНИИ командиров, полит-
a у еаь фоны’ м техников. Ра»
	‘ников, инженеров HB ltannave =>
боче-Крестьянекой Краеной Армии» —
постановление ПИК СССР опубликова-
	но еегодня` в газетах.
	«x

В ПОМЕЩЕНИИ мунициналитета в Ва-
пенсии открылся второй международ-
ный конгресс писателей для защиты
} .  С’езд открыл председатель
испанского совета министров Негрин.
большой речью выступил генеральный
военный комиссар Альварес дель Baio.
С коротким ответом на речь дель Вайо
выступил председатель советской деле-
гации тов. Мих. Кольнов, говоривший
по-испански. Его речь была покрыта
бурными овациями, возгласами «Да
здравствует Советский Союз!» и пени-
ем  «Интерналхионала».

*

Р,ЦЕНТРЕ внимания турецкой печати
отоит вопрос Oo предстоящем 12 июля
приезде в_ Москву министра иностран-
ных дел Турции Теффик Рюштю Араса
и министра внутренних дел Шюкрю
Кая. Почти во всех газетах подводятея
итоги и ‘намечаются перспективы раз-
вития советско-турецких дружествен-

ных отношений.
	я
В БЕРЛИН прибыл новый пол
СООР в Германии лов. Юренев. ее

и

GLTONHA на аэродроме спортивного
общества «Спартак» Под Москвой of
крыралюотеся ‘двенаднатые  всесоюзные
тланерные состязания.
	*«
ЗА 2 ИЮЛЯ ‘добыто угля 80,9 проц.
плана; выплазлено чугуна — 92,1, ста-

aH 79;2; прокатано — 72,1 проц. пла-
на. 3 июля погружено 95.126 вагонов.
	(97-1 про. плана).
	\ ТЕМПЕРАТУРА воздуха сегодня
в Т часов утра была 13.3 гр. тепла,
В 11.30 — 13,4 тр. выше нуля (макси-
мальная температура вчера — 22,6 rp.
тепла, минимальная — 113 rp., сред-
няя — 15,6 rp.).
	завтра, по сведениям Центрального
института погоды, меняющаяся облачн
ность, в первой половине дня BOs
можны кратковременные дожди. Темпе>
ратура воздуха сегодня ночью -- OF
10 ‘до 13 гр., завтра днем — от 18 до
21 гр. тепла.
	ee

fichriPpABKA
	В напечатанной во вчерашнем номер
«Веч. М.» заметке с паряжекой выстав-
ки паровозы «И» и «ФД», прибывения
в Гавр, ошибочно названы тепловозами.
	на 6, to было выпущено 2548   жила в водах центральной

части