сильно отстали. Застой, консерватизм в строительной технике и технологии у нас невероятные.
Где те новые конструкции и новые методы работы, индустриальные методы строительства, о которых так много писалось и говорилось? Надо прямо при
знать, что московские строительные организации в этом вопросе сугубо консервативны.
Наконец необходимо поставить еще одну важнейшую задачу - широкое привлечение научных и культурных сил Москвы к разрешению грандиозных проблем реконструкции города.
Москва - центр и мозг Советского союза - имеет сотни лучших специалистов-архитекторов, технологов, инженеров-строителей, работников научно-исследова
тельских институтов и предприятий, и в этом отношении находится в наиболее выгодных условиях. На
учные культурные силы Москвы, независимо от места их постоянной работы, должны быть привлечены к разрешению вопросов реконструкции Москвы. Необхо
димо использовать инициативу огромного количества честных искренно-желающих помочь нам специалис
тов. Необходимо смело и решительного перестраивать всю нашу работу, беспощадно бороться со стремлением сохранить старые консервативные позиции. Не
обходимо при этом широко использовать опыт других городов.
Каковы же главнейшие участки, на которых должно быть сосредоточено все наше внимание и все силы во втором полугодии?
Жилищное строительство. Главная задача - закончить в срок переоборудование рабочих казарм, окон
чить постройку жилых домов, перешедших с 1931 т. и надстроек, начатых в этом году.
Водоснабжение. Закончить все сооружения, обеспечивающие нормальную подачу воды: строительство новой насосной станции в Черенкове, прокладку седьмо
го водопровода и сооружение резервуара, интенсив
ное развертывание работ на Истринской плотине и окончание монтажа оборудования Рублевской станции.
Школы. Должно быть закончено начатое строительство новых школ.
Должно быть развернуто строительство гостиницы в Охотном ряду. Должно быть окончено строительство 4 бань (в Сокольническом, Ленинском, Замоскворецком и Дзержинском районах) и начаты работы по рекон
струкции Москвы-реки с оставлением лишь тех работ, которые можно осуществлять в зимнее время (капитальное переоборудование подпорных стен набережных).
Должно быть обеспечено строительство новых трамвайных депо, новых трамвайных линий, хлебоза
водов, овощехранилищ, рынков, и конечно в центре внимания должно находиться интенсивное развертывание работ по метрополитену и каналу Волга - Москва.
Вое эти работы подвели нас на практике к реализации решений о реконструкции и генеральном переустройстве Москвы.
Июньский пленум ЦК обязал московские организации приступить к разработке научно-обоснованного плана реконструкции Москвы. Работа в этом направлении начата.
Как обстоит дело и что должно быть нами практически сделано во втором полугодии по составлению генеральной схемы реконструкции города Москвы?
Совершенно бесспорно, что все наше строительство, осуществляемое теперь, обязательно должно находить
ся в полном соответствии с теми принципиальными установками, на основе которых Москва должна быть перестроена.
Есть ли у нас эти установки?
Отправные установки имеются. Они определены с достаточной полнотой т. Кагановичем в его докладе на ӀӀӀ областной и II городской партконференциях.
Говоря о генеральном плане развития Москвы, т. Каганович так определил наши задачи:
«Мы не сторонники городов-гигантов. Мы объявляем борьбу на два фронта: против разукрупнения Москвы и против городской гигантомании. Мы отвергаем американский тип города с домами-небоскребами, заселенными десятками миллионов человек. Отвергаем пред
ложения разукрупнения Москвы. Мы против глупой теории, считающей, что при социализме могут быть
города только в 30 - 100 тысяч населения. Что касается новых городов СССР, то они конечно не будут го
родами-деревнями. Скорее деревня станет городом. Но эти города не будут конечно таких размеров, как Мо
сква, Ленинград. В отношении Москвы мы должны считаться со сложившимся трехмиллионным населением и его дальнейшим нормальным приростом».
И далее т. Каганович указывает:
«Эта работа должна идти по разным направлениям: выравнивание улиц, оформление новых площадей, оп
ределение важнейших участков для стройки крупных зданий, дворцов, театров, крупных домов, планирование районов, фактически вновь застраиваемых. Про
летарского и Сталинского районов и т. д. Исходными
принципиальными установками Для планирования города у нас всегда является и должно быть:
1. Создание максимальных удобств для самого населения с точки зрения облегчения движения на улицах как пешеходов, так и машин, все больше и больше увеличивающихся.
2. Архитектурное оформление города с точки зрения красоты города и
3. Обеспечение санитарно-гигиенических условий жизни населения (зелень и т. д.)».
Работа по дальнейшей разработке этих установок начата в первом полугодии и ведется специальной ко
миссией. Из этих установок вытекает насущнейшая, острейшая и первоочередная задача сегодняшнего дня - осуществлять все наше строительство с учетом оформления будущих улиц, магистралей и красных линий, которые должны быть определены в первую очередь.
И касаясь генерального плана, генеральной схемы Москвы, я имею в виду эти практические задачи на второе полугодие.
Первая задача - решительно продолжать борьбу с незаконными застройщиками, возводящими здания на участках не в соответствии с установленными красными линиями или на участках, где по плану намечается в будущем снос строений, или на проездах, которые должны быть перестроены и расширены.
Вторая задача - архитектурное оформление вновь строящихся домов.
Насколько важна и необходима работа по архитектурному оформлению домов, видно хотя бы из следующего. В первом полугодии мы не разрешили строить ни одного здания без предварительного рассмотрения проекта и без учета того, как будет выглядеть это здание по отношению к улице и к окружающим стройкам. И вот из 800 проверенных проектов почти 80% оказалось совершенно неудовлетво
рительными по внешнему оформлению, так как были запроектированы дома, которые изуродовали бы город, выходя на улицу торцами, без окон.
Эта работа и впредь должна являться ударной, повседневной работой планировочных и архитектурных органов Моссовета.
Затем возникает необходимость в проведении мепроприятий специального характера, направленных к оформлению улиц и площадей.
Сюда относятся совершенно неотложные и необходимые мероприятия по расчистке улиц и сломке
строений, которые затрудняют движение и уродуют город.
К этим работам уже приступлено.
Необходимо подчеркнуть, что эти работы производятся не только с целью реконструкции города я оформления площадей. Здесь преследуется и другая цель: охрана сотен человеческих жизней, гибнущих под трамваями и машинами на узких и кривых улицах.
Наконец очень важная работа по оформлению города - это намеченная решением Московского комитета и Московского совета реконструкция Моховой улицы, Театральной площади и Охотного ряда.
Смысл этой реконструкции сводится к следующему: в Москве нет центральной магистрали, нет проспекта, который бы резко выделялся, служил ведущим на
чалом. Ныне существующие центральные улицы: Тверская, Арбат, Сретенка, Лубянка - все они в общем похожи одна на другую.