(С етодня наши советскне школь-
ники, получают чудесный сталин-
©кий подарок — новую замечатель-
ную книгу «Краткий курс историн
СССР» под редакцией проф. А. Ше
стакова. Это — учебник, в котором
давно нуждалась и которого давно
Ждала наша школа Первый, под-
чинно научный, подлинно марксист-
ский учебник по истории СССР.
	Учебник этот написан по указа:
нию товарища Сталина. Премнрован-
ный Правительственной комиссией и
одобренный для 3 и +4 классов ope
ней школы, «Краткий курс исто-
рин СССР» станет любимой настоль-
ной книгой наших ребят.
	«Она расскажет вам, — говоритея в
введении к этой книге, адресованном
маленьким читателям, — как жили лю-
ди в старину, как боролись народы
COOP со своими угнетателями и врага.
ми, как они добились, что наша ро-
	дина стала страной социализма. Из
этой книжки вы узнаете также о жиз.
	борьбе народов и в других стра-
	..Мы любим нашу -родизу и мы
должны хороню знать ее SBMeTATE AL.
ную историю. Кто знает историю, тот
лучше поймет и теперешнюю жизнь.
тот лучше будет бороться с врагами
нашей страны и укреплять социализмь

Такими словами определяют зна:
чение нового учебника сами ero
авторы — коллектив кафедры исто-
рии СССР Московского государствен-
ного педагогического института им
А. С. Бубнова, создавший эту книгу
	Огромную и трудную задачу по
ставили перед собой авторы «Крат-
кого курса по истории ССОР». И
С этой задачей они справились Q
честью.
	Новый учебник дает советским
школьникам  модлинную историю
нашей родины, правдиво освещаю-
щую факты и события, которые
излагаютея в строгой хрочологиче-
ской последовательности, в форме
яркого и увлекательного ` рассказа
	В отличие от прежних учебников
истории, забивавших головы ребят
безжизненно абстрактными схемамн
различных общественных формаций,
взятых вне времени и пространства.
новый учебник по-марксистски об’яс-
няет целый ряд исторических собы-
тий и фактов.
	Возьмем к примеру факт креще-
ния Руси. В течение ‘долтого вре-.
мени в псевдоисторических произ-

ведениях идеализировалось дохрн-
стианское язычество и неправильно,
искаженно оценивался переход Ру
си к христианству, которое было
прогрессом по сравнению с языче-
ским варварством. Новый учебник
дает правильную оценку этому важ-
ному историческому факту.
«Христианство в свое время было в
сравнении © язычеством шагом вперед
в развитии России. Вместе с христи-
анством среди славян рпотростриняяать
и греческая культура H  образован-
нссть. Византийские мастера обучали
славян строить и украшать дома и
церкви. Ученые греческие монахи со-
здали_ славянскую азбуку... Они за-
писывали также все происходившие
важные события. Такие записи велись
‹из лета в лето» (из года в год) и!
назывались летописью».

В а аи ай 5 Эва. КЕ
	назывались летописью».
Вносит ясность новый учебник и.

в периол русской историв после
Ивана [У в период, наиболее запу-
	танный различными горе-историка-
ми. Авторы учебника прямо и `ясно
называют Лжедмитрия — авантю-
ристом и ставленником Польши. Они
решифельно берут под защиту сы:
травигих выдающуюся роль в борь-
бе с польскими. интервентами Ми-
	Й СТРАНЫ]
	бнакомя школьников с героиче-
ской эпопеей Степана ‚Разина, авто-
ры учебника дают не только яркие
картины крестьянокой войны с 6оя-
рами и помещиками, но живой nop.
трет его самого. В учебнике мы ня-
ходим такие строки, описывающие
внешность Разина:

«Один иностранец в то время был в
Московеком государстве и так писал о
Разине «Вид его ‘величественный, осан-
ка благородная, выражение лица гор-
чее, роста высокого, лицо рябоватое.
Он _ обладал способностью  внушать
страх и любовь».
	Рассказывая о подавлении пуга-
чевекого движения, авторы учебни-
ка рисуют запоминающуюся чита-

телями картину жестокостей цариз-
ма:
«Пугачева заковали в пепи и в боль-
	Юй деревянной клетке отвезли в Мо...
	вву. 19 января 1175 года на Болот-
ной площадь палачи казнили отважно-
го руководителя крестьянской войны
Емельяна Ивановича Пугачева.

Салавату Юлаеву вырвали ноздри и
на лбу каленым железом выжгли ело-
ва — «вор и убийца». После этого его
привезли в Башкирию и били. кнутом в
каждом селении, где он руководил
восстанием. Пытки были нестерпимы,
и Салават покончил. © ©067й»._

р: _¥
	Первые главы «Краткого курса
истории ССОР» последовалельно при-
водят нашего школьника к истории
борьбы рабочего класса за comsa-
лизм. Через рассказы о стихийных
крестьянских восстаниях и о та-
ких же восстайиях утнетенных на-
редноетей авторы учебника подво-
дят школьника к истории зарожде-
ния первых рабочих кружков в Рос-
сии, к истории создания больше-
вистской партии.

Советские ребята узнают, как
большевистская партия, созданная
Лениным и’закаленная Лениным я
Сталиным в боях с оппортуниета-
ми и сотлашателями, привела на-
роды нашей родины к победе Ве-
ликой социалистической революции.

Красочно и увлекательно расска-
зано в учебнике о драматических
эпизодах гражданской войны, о ге-
роических победах советских наро-
HOB и их славной. непобелимой
		Я. БОРИСОВ
<>
	в Москве иностранцами. Он привлекал
их к себе на службу и заводил новые
войска на иностранный лад, отстраняя
стрельцов, как силу старины...

=. Большое внимание Петр уделял об-
разованию стараясь привить его даже
насильно. Дворянскую молодежь Петр
посылал за границу дяя обучения ко-
раблестроению и иностранным языкам.
Были открыты школы, где обучали
морскому делу, инженерному искусству.
медицине и другим наукам...

Петр приказал no всем губерниям
открывать цифирные школы, где дво-
рянские дети должны были обязатель-
но учиться грамоте — чтению и пись-
му. арифметике и геометрии. Неграмот-
ным, дворянам Петр запрешал даже
жениться. ~ :
	Нетр завел по европейскому образцу
первую в России газету «Редомости» и
упростил для нее русскую азбуку».

Но тут же авторы учебника под-
черкивают, что Россия при Петре I,
значительно продвинувшись вперед,
«оставалась страной, где все держа-
лось на крепостном угнетении и
царском произволе», что «усиление
Росенйской империи при Петре
было достигнуто за счет гибели со-
тен тысяч трудящихся, з& счет ра-
зорения народа», что смысл петров-
ских. реформ сводился к укренле-
нию государства помещиков и куп:
ILOB.

Много и других вульгаризаторских
ошибок, антиленинских враждебных
теорий, имевших место в нашей
исторической науке, исправляет и
опровергает новый учебник.

«Краткий курс истории ОСОР» не
является историей одного только
русского народа. Уже с первых
страниц учебника школьник знако-
мится с многочисленными народами,
населявшими и населяюними нашу
родину.

«Самые древние государства в нашей
стране возникли на юге Закавказья.
Это было около 3.00 лет назад. Пер-
вое государство Закавказья называ-
	лось Урарту в районе Арарата у Вач-
ского эзера Его повелители властво._

МОСКОВСКИЙ
ЕР
	ВСТРЕЧА СТУДЕНТОВ
С ГЕРОЯМИ-ЛЕТЧИКАМИ
	Эегодня в клубе МГУ соетоитея ветре-
ча студентов Московского университета
се Героями Советского Союза — чт. Гро-

мовым и Данилиным.
Этим вечером откоывается после лет-
	него перерыва клуб МГУ. Клуб пред-
полагает организовать в атом году ряд
интересных лекций и докладов. Так,
совместно с президиумом Академии ня-
ук ОСОР организуются доклады круп-
нейтших советских ученых, посвящен-
ные достижениям советской науки и
	техники за 29 лет,

БАЗАР
ЦВЕТОВ
Сегодня, в 12 часов дня, на Пуш-
	кинекой площади открылся осенний
базар цветов. За одно утро на пло-
щади вырос красиво  расцвеченный
разными красками и ‘зеленью островок.
На прилавках базара — громадные ва-
зы в астрами. гвоздиками. гладиолуса-
ми, розами, георгинами и др. Устроен
специальный отдел комнатных расте-
ний. В нем продаются плодоносящие
лимоны, китайские розы, бегонии, ас-
парагусы, целозии.

Осенний базар цветов привлек вни-
мание многих москвичей. Торговля
идет бойко.
	ПРАЧЕЧНАЯ
С НАБИНАМИ
	Моепромбытеоюз открыл недавно в
доме №15/20 по Б Почтовой улице
большую  механизированную  прачеч-
ную, оборудованную гладильньюми
станками и стиральными барабанами.
При прачечной есть помешение с ка-
бинами, в которых домантние  хозяй-
ки, пользуясь машинами, за неболь-
шую плату могут выстирать, высушить
и выгладить о©зое белье. Сейчас обо-
рудовано 26 таких кабинок.

Пронуекная ‘способность прачечной-—
около двух тонн белья ежедневно. За»
каз выполняется в течение 5 дней. В
дальнейшем предполагается ввести
срочные заказы се двухдневвым  вы-
полвнением.

Ленинградский павильон Всесо-
юзной сельскохозяйственной вы-
	ставки
Фото И. НЕСАНЕЛИС..
	МАГИСТРАЛЯХ
СТОЛИЦЫ
	БОЛЬШЕ
СЕЛЬДЕИ
	МОСТ БУДЕТ ПОДНЯТ
НА ТРИ МЕТРА
	Недавно окончено строительство но-
вого Крестовекого моста. К ХХ годов-
щине Великой пролетарской революции
откроется движение по новому Ново-
спаюокому мосту.

Сейчас на строительстве моста идут
бетонные работы по сооружению под-
ходов. Металлические части старого мо-
ста, вооруженные не так давно, cox-
раняются. Заново будут построены
только огромные под’езды к мосту и
подняты опоры.

В блажайшее время моет будет под-
нят на 3 метра и установлен на новые
опоры, которые уже гозовы. Эту слож-
вую работу строители обязались вы-
полнить в сентябре. Длина нового мо-
ста (вместе с под’ездами к нему) пол-
километра. Ооответетвующим образом
перепланировывается и магистраль,
подходящая к мосту с` обеих сторон.

Демонстранты, направляющиеся к
Красной площади в день ХХ годовши-
ны Великой пролетарской революции,
пройдут по новым под’ездам и новому
Новостаюсокому мосту.
	‚ПАРОХОДНЫЙ
ДИЛИЖАНЕЦ“
	МАТЕРИАЛЫ`О ПЕРВОМ
в РОССИИ ПАРОВОЗЕ
	’НИЖНИИ ТАГИЛ, 2. В конце этого
года в  Ленинграде откроетея выставка,
посвященная 100-летию со дня построй-
ки первой железной дороги обществен-
ного пользования Санкт-Петербург —Пав-
лов. Для этой выставки  тагильекий
архив готовит материалы о строитель-
стве первого в России паровоза по
проекту Черепановых.

В архиве найдены новые любопыт-
ные документы. Ови свидетельствуют
о том, что механики Ерим и Мирон
Черепановы, еще до постройки паро-
воза, представляли апроекты паровых
машин. мехов для подачи воздуха в
домны; гвоздильных станков и т. д.

Уральекие заводчики Демидовы, жад-
ные до денег и славы, которые им не-
сли Черепановы, изредка давали  це-
нежные подачки талантливым самоуч-
кам-механикам, а в 1332 году даже ре-
шили. предетавить их к царекой на-
граде. Но из этой затей, видимо, ни-
чего не вышло, так как управляющий
тагияьскими заводами, где работали
Черенановы, не предетавил планов и
описаний паровых маттин.
	По некоторым данным удалось уста-
новить точные даты «ларованной во-
	ли» механикам. Ефим Алексеевич Чере-
панов был «отнущен на волю» в 1333
году. а на 5 год» повже-его сын Ми
рон.
	Большую ценность представляет до-
кумент о времени постройки паровоза
	или, как тогда выражались — «паро-
ходного дилижанса». Е трехстрочном
об’ясненийи. данном в третьем томе
	«Малой энциклопедии» Брокгауза и Еф-
рона, изданном в 1902 году, указывает-
ся, что паровоз построен Черепановыми
в 1833 году. На самом же деле — в ав-
густе 1834 года. В книге «Сведения о
постройках за 1834 год» в сводке, ео-
ставленной за 2 недели — ¢ 5 mo 19
Фавгуста, написано: «Нароходный  дели-
жанец олетройкою совернтевно oKOH-
чен, а для ходу оного стреитея чугун-
	паз дорога, а для сохранения делижан-
ца отетраиваетея деревянный сарай».
			ПА ВОЛГЕ У

Каспийские сельди и ‘рыбы осет- НА МОСКВА-РЕКЕ
ровых пород — oceTp HW севрюга —  15 сентября из Москвы и Уфы вый:
	каждую весну заходят в дельту Вол-
ти и здесь размножаются (нерестят-
ся). В поисках мест. для нереста
эти рыбы из дельты Волги подни-
маютея вверх по’ реке. Чем большей
площадью располагают рыбы для не-
реста, тем больше прирост молод-
няка. В этом году на время нере-
ста был прекращен лов рыбы на
Волге.

Что же дала охрана нереста ры-
бы? Для выяснения этого вопроса
Научно-исследовательский институт
океанотрафии и рыбного хозяйства
отправил экспедицию на Волту. Сей-
час руководитель экспедиции про-
	дут в последние рейсы пароходы, 05-
служивающие линию Москва—Уфа. Вза-
мен Откроется новая скорая линия
Москва-—ТГорький. Сейчае на этом учает-
ке курсируют почтово-пассажирокие па-
роходы. О открытием новой линии Me
жду Москвой и Горьким до конца на-
кигащии будут одновременно куреиро-
вать и скорые, и почтово-нассажирские
пароходы.

На Москва-реке из пригородных ли-
ний прежде всего закроется водная ма-
гистраль Центральный парк им. Горь-
кого — Перерва. В случае плохой по-
годы ‘движение на ней прекратится 1$
сентября. Остальные . пригорсдные ли-
нии Эудут работать до конца октяб-
pH — начала ноября.
	фессор А. И. Березовский возвра- ХРОНИКА
тился в Москву. Вот что мы от не- ——_—__
го узнали: \№ АРТЕЛЬ «Промминвод» в ближай-
	шее время начнет изготовлять несколь-
ко новых сортов напитков улучшенно-
го качества: глинтзейн с добавлением
красного вина, «Морельх из натураль-
ного вишневого сока и «Навель» из
ательсинового сока.

* НОВЫЕ ЦЕНЫ на овощи и Ффрук-
ты устанавливаются с 5 сентября. По-
мидоры будут продаваться по. 1 руб.
	— С конца мая до конца июля
рыбу, шедшую по Волге с ‘юта, не
тревожили, и она без помех опо-
KOHHO продвигалась вверх по реке,
осваивая новые нерестовые площа-
ди. Сельдь-пузанок доходила этим
летом до Саратова и даже до Воль-
	Через год-два 1-я Мещанская ули-
	ца украсится новыми, большими
многоэтажными домами. Уже’ сей-
час здесь можно насчитать до де-
сятка вчерне законченных больших
	Красной Армни над белотвардейца- сооружений В будущем году коли-
	мн и иностранными интервентами.
	чество новых ‘зданий на этой ули-
це значительно увеличится.
самом начале матистрали скоро
начнутся подготовительные работы
к сооружению большого многоэтаж-
ного дома для работников связи. В
доме запроектировано около 104
трех- и двухкомнатных квартир.
Ут же, недалеко от этого сооруже-
ния, на площадке небольших домов
№№ 13 и 15 вырастет большой дом
Наркомлегпрома. Сюда в’едут стаха-
новцы московских предприятий лег-
кой промышленности. Большой уча-
сток, расположенный на месте ста-
рых домов №№ 49, 51, 53, отведен
для жилого дома работников Гос-
банка, В нем будет свыше ста кваф-
тир.
роме этого на 1-й Мещанской
в будущем тоду вырастег много-
этажный дом для стахановцев и ин-
женеров компрессорного завода «Бо-
рец». Этот дом строится на’ участ-
ках №№ 123. 130: Недалеко от это-
	сооружения на участке старых
	строений №№ 90, 92, 94, 96 раз-
местится Дом для рабочих и служа-
щих Фанеротреста.

Новые жилые дома на Мещанской
улице, < Как АНИ: будут
в —сэтажными:

Больнов жилищное строительство
развернется и на Хамовнической на-
бережной.. Кроме ‘нескольких coopy-
жений которые были начаты в про-
илом и в этом оду, ведетея под-
тотовка к строительству огромного
жилого дома для ‘работников. систе-
мы Наркомтяжлрома. Этот жилой
комбинат’ будет иметь свыше. двух-
сот квартир. *

Второй такой же жилой комбинат
на Хамовнической: набережной будет
	сооружен для Московского институ-.
	та народно-хозяйственного учета. Не.
	менее значительным будет  строи-
тельетво жилото дома Акалемии
внешней торговли: также запроекти-
рованное Ha этой набережной. Ха-
	мовническая набережная. еще недав-
	HO пестревнтая многочисленными пу-
стырями, в ближайшие год-два. ук-
расится  мпогочноленными, = мону-
ментальными, прекрасно  архитек-
турно оформленными зданиями.
			ска, крупная  сельдь-черноспинка
(залом) шла до Макарьева на Волте
и до устья Вятки по Каме.
Результаты не замедлили скавзать-
ся. Контрольные уловы небольшим
бреднем (волокушей) длиною в
5 метров давали от 80 до 50 ты-
сяч мальков сельди. Сетка диамет-
ром в 5) сантиметров, установлен-

trad Tawranat WraATIOw res а ко TA за

NN NO ee ет ieee

50 коп., кабачки — по 25 коп., тык-
ва — по 20 коп., дыня «Гуляби» — но
1 руб. 80 коп.. средне-азиатская дДы-
fa — ПО 1 руб. 20 коп. арбузы —
по 60 коп. килограмм. На сливу «Вик-
гория», «Ренглот» и «Венгерка» уста-
аовлена цена в 2 руб 80 коп... на
сливу мирабель, алычу и кизил — В
1 руб. 50 коп., на оредне-азиатский
виноград — в 5 руб., на груши «mec-
ная красавица» — в 3 руб.. на гру-
min «бессемянка» — в 1 руб. 80 коп:
		тей в возрасте 1—2 лет начато одной»

из MOCKOBCKHX артелей Всекопромеове-

та из фетровых отходов — кроличьего
и заячьего пуха. Верх башмачков еде-
лан под фетр из пуха, низ — из тон-

кой кожи; внутри проложена мягкая
стелька. До конца года будет выпу-
кено 6$ тысяч пар таких башмачков.
		ная цоперек  течепия, давала за
10 минук до 1.250 личинок сельди.

Это — исключительные уловы. Они
свидетельствуют о том, что охрана
нереста дает блестящие результаты.
Можно считаль установленным, что
через 3—4 гола общий улов сельдей
на Каспийском море увеличится при-
мерно в 3 раза. Значительно выра-
стет и добыча осетра и севрюги.

В дальнейшем, когда Волгу пере-
городят мощные плотины, рыба не
сможет подниматься так далеко
BBépx по течению. Но это преду-
смотрено. Для каспийской сельди бу-
дут устроены дополнительные нере-
стовые площади в низовьях Волги.
& в отношении рыб осетровых по-
род будет широко применяться ис-
кусственное рыборазведение. Сейчас
Главрыбвод вместе с Институтом
океанографии и рыбного хозяйства,
разрабатывают соответствующие Me-
роприятия.

——— ——в—А——
	МАШИНИСТ ЗАЙЦЕВ
ПРЕДОТВРАТИЛ КРУШЕНИЕ
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 2, Машинист
депо им. Чубаря т. Зайцев предот-
вратил на-днях аварию пассажирско-
го поезда. Машинист вел поезд № 973.
	Подхоля к станции Кирпотино, он
	18 тысяч экземпляров учебника «Краткий куре истории CCOP»
	пустила 1-я Образцовая тинография.
	лажи в московские магазины. Типография
	ника. На фото: в контрольном цехе
	Gina MS PL нпосорий дл» уже вы-
Учебник сегодня постунил для ипро-
графия продолжает печатание учеб-
1-й Образцовой типографии: стаханов-
		проверкой от печатанных учебников,

ото
	нина и tlomapckor), которых раз- ка тов. Маркелова за проверкой ‹
личные вульгаризаторы причисляли
к контрреволюционерам только по-

к

вали над  грузинекими племенами. У
	них было много рабов. которые стро-
или им дворцы. рыли каналы для
орошения царских полей и садов.
	тому. что один из них был вуп-
цом, а другой — князем.
	Вот как освещен этот период в
	В ясной и доступной форме учеб-
ник рассказывает школьникам 0
борьбе партии с  изменниками и
‘предателями родины, презренными
врагами народа, фашистскими areH-
тами Троцким, Зиновьевым, Камене-
вым, Рыковым и Бухариным, орга-
низовавших в СССР банду убийц,
вредителей и шпионов, злодейски
убивших пламенного большевика
С. М. Кирова.

Учебник заканчивается страниць-
ми, посвященными Сталинской Кон-
ституции. Эти страницы являются
прекрасным заключительным аккор-
JOM книги, позволяющим ребятам до
конца понять весь путь нашей стра:
ны, превратившейся ‹из убогой и
бессильной в страну мотучую и
обильную».

Новый учебник ‘истории CCCP —
замечательный подарок нашей дет-
воре. С огромным инбресом будет
прочитан этот учебник и взрослы-
ми, которые воспримут его как увле-
кательную книгу,  раскрывающую
историю страны социализма, при:
шедшую к счастью и радости под
руководством великой ‘коммунисти..
ческой партии, под руководством
гениального вожля народов товари-
ша Сталина.
	учебнике.
«В 1598 году после смерти
царем стал Борисе Годунов.
Положение крестьян при
очень ухудшилось. Крестьяне бежа-
ли от помещиков на Украину и на
Дон. В стране три года подряд был

Федора

Годунове

Это было государетво  родоначаль-
ников нынешней Грузии...
Такие же государства
Средней Азии, Это были
родоначальников нынешних
таджиков. туркмен...»
Показав национальное разнообра-

зие нашей страны, авторы учебни-

были и в
государства
узбеков,
	неурожай. Наступил страшный голод.
Крестьяне ели мякину, кошек, собак,
дошли до людоедетва. Началиеь раз.
ные болезни; по дорогам валялись
трупы; их некому было хоронить. В
разных местах поднимались крестьяне
и громили своих угнетателей — бояр и
помещиков. Волнения народа начались
и в городах.

ка знакомят школьников с рядом
национальных героев. Здесь мы
встречаемся с именем вождя балие
кирских ‘повстанцев Батыршей, ©
соратником Пугачева башкиром Са-
лаватом Юлаевым, © польским ре-
волюционером. Костюшко,  героиче-
	оким вождем горских народов Ша-
милем, вождем белорусских креетьян
Кастусем Калиновским, героями ка-
захского народа Сырым Донювым и
Амантельды Имановым.

Громадное достоинство «Курса
истории СОСР» в том, что он напи-
	сан живым и образным Языком, По-
нятным и доступным школьникам.
Давая конкретное изложение исто-
рических событий, серьезный науч-
но-марксистский анализ этих собы-
тий, авторы учебника рисуют жи-
вую галлерею исторических деятелей.

Перед ребятами проходят князья.
и цари, каждый со своими THOT
ными характерными чертами, дея-
тели крестьянских революций. пег-
вые борцы рабочего класса, гении и
	таланты народов нашей родины:
ученые, писатели. художники, KOM-
позиторы.
	В главах учебника, посвященных
победам Великой социалистической
революции, школьники прочтут 0
любимых вождях нашей партии, нз-
шей страны, о героях Советского
Союза, о лучших людях нашей ро-
дины: стахановцах заводов. фабрик,
социалистических полей,

О каждом историческом деятеле
авторы учебника умеют рассказать
увлекательно и интересно. Вот как
описывают они, например, князя
Игоря;

«Раз князь Игорь собирал дань со
славянского племени — древлян, KOTO-
рые жили на правом берегу Днепра.
Древляне дали ему все, что он требовал.
Игорь ушел, но ему показалось мало
собранного. Он вернулся обратно и ио-
требовал дани вторично. Дфревляне ска-
зали: «Если повадится волк в: стадо
ходить, то зарежет все стадо. Убьем
его». Они разгромили дружину князя,
а его самого привязали за ноги к при-
гнутым до земли верхушкам деревьев,
	и. когда отпустили деревья, князь был
разорван на части».
	Или вот история борьбы княгини
Ольги с теми же древлянами, глав-
ный город которых она осадила в
отместку за смерть своего мужа
	Игоря.
Целый год она стояла со своим
войском у стен города и He могла
	его взять. Тогда она. по преданию,
прибегла к хитрости. Она потребова-
ла от древлян совсем легкой дани —
по три гомубя и по три воробья от
каждого двора. Древляне на такую
дань согласились. По приказанию Ольги
к лапкам голубей и воробьев привя-
зали просмоленные пучки пакли, за-
arma их и выпустили птиц. Голуби
и воробьи полетели в город, каждый
в свое гнездо, и сразу же начался по.
жар во всем городе. Войска Ольги
бросились на горящий город и переби-
ли многих его зашатников...»
	Отарые враги русского государства.
польские паны, решили воспользовать-
ся удобным моментом — волнениями в
России и поработить ее. С этой целью
они распустили слух, что сын Ивана
Грозного — Дмитрий вовее не умер в
Угличе, а бежал от Бориса Годунова
в Польшу. Полякя подыекали полхо-
	дялщего человека и под видом цареви-
ча Лмитрия отправили его ео своими
отрядами в Москву... Лжедмитрий стал
царем».
	Но вскоре народ прогнал Лже-
дмитрия. Плодами народной победы
воспользовались бояре, которые по-
садили на трон своего ставленни-
ка Василия Шуйского.
	«Польские паны после неудачи их пер-
вой попытки поработить Робсию пред.
приняли вторую попытку. Польские
паны выдвинули нового самозванца ..
Он с войском подошел к Москве и
в подмосковном селе Тушине располо-
жилея лагерем, требуя, чтобы Шуйский
отдал ему престол. Шуйский призвал
на помошь шведов. Шведы, восполь-
зовавиекись слабостью московского пра-
врительства, захватили Новгород. В это
же время к Омоленеку подетупил поль-
ский король Сигазмунд © войском. раз-
	бил .московские отряды и захватил
Смоленск. Врати по кускам рвали Рос-
		хх Из ОКНА второго этажа дома
№ 32/35 по Шереметьевской улице вче-
ра утром выпал оставленный без при-
смотра полуторагодовалый Б. Попов. В
тяжелом состоянии ребенок доставлен
в больницу им. Русакова.
	хх ВЧЕРА ВЕЧЕРОМ в 4-ю Советеокую
больницу были доставлены © ушиба-
ми тела и головы А. А. Еичев и
С. Белявцев. Оба они висели на под-
ножке проходившего по Мало-Тульской
улице автобуса и удариливь 05 улич-
ный столб. А. Цветков неудачно со-
скочил находу с трамвая: с переломом
бедра он отправлен в больницу им.
Медеантруд. На Ленинградском шюссе
сшиблен грузовиком перебегавший д›-
рогу мальчик, на вид М—15 лет, оде-
тый в красную рубалику и синие брю-
ки. В тяжелом состоянии его достави-
ли в Боткинекую больницу. Самотеч-
ную площадь вчера днем неосторожно
переходил 60-летний Н. Князев. Он был
сштиблен грузовой автомашиной. Всего
вчера пострадали 16 человек, He со-
блюдавтие правил уличного движения.
	и
НОВЫЕ ДОМА
НА УЛИЦЕ ГОРЬКОГО
	Кроме двух громадных домов-кварта-
лов (на участке Охотный ряд-—Оовет-
ская площадь), подготовка к строитель-
CTBY которых уже’ началась, на улн-
це Горького сооружается еще несколь-
ко жилых домов.

К ХХ годовщине Реликой пролетаю-
ской революции будет. готов‘ многоэтаж-
ный дом против площади Белорусеко-
го вокзала. Скоро начнется постройка
большого жилого дома № 1. Земляные
“заботы на этом участке уже начались.

ваметил, что его маршрут прини-

мают на второй нуть, Ha котором РАДИО
уже находился паровоз. Тов. Зай-  1350 («В») — литературная передачах
цев начал подавать тревожные сиг:   19.00 («В») — телевидение: 19.20 («Bs)—
		налы и тормозить поезд. му уда:
лось остановить поезд в 15 метрах
от стоявшего на пути паровоза.
	Фото М, ОМИРНОВА
	трансляция спектакля театрального фе-
стиваля «Много птума из ничего» из
театра им. Вахтангова; 19.30 («К») —
концерт; 20.30 («К») — оперетта Сюлли-
вана «Гондольеры» (грамизапись): 21.99
(«К») — литературная передача; 21.48
(«К») — концерт; 23.09 («К») — ночной
выпуск «Последних известий по ра-
пно»; 24.00 («В>) — танцовальная му-
зьытка.
		% ТЕМПЕРАТУРА воздуха сегодня
В Т часов утра была 12,4 гр. тепла. ‚
В 1.36 — 15,5 гр. (максимальная. тем-
пература вчера — 22.6 тр., минималь-
ная — 14.5 гр. тепла, средняя —
11,4 гр.).

Завтра, по сведениям Центрального
института погоды, меняющаяся облач-
ность, без осадков. Температура воз-
духа сегодня ночью — от 3 до 6 гр.
завтра днем — от 14 до 17 гр. тепла,
	ИЗ УТРЕННИХ
lr A 383 E T
		Русским царем стал польский ко-
ролевич Владислав. Но против. поль-
оких` захватчиков поднялся русский
народ.

«Во главе похода против засевших
	в Москве поляков стал нижегородекий
торговенп мясом Козьма Минии. На ©0б-
ранные им в городах деньги cHapa-
дили большое ополчение. Военным на-
зальником был выбран опытный вое.
вода князь Пожарский. Часть крестьян-
ских отрядов, боровшихся с помещи-
ками. влилась № ополчение. И ато
решило дело».
	Особенно много сделано в н0-
вом учебнике для правильного по-
каза петровского периода русской
истории, Вульгарные социологи, изо-
бражая Петра 1 жестоким деспотом.
и самодуром; отрицали прогрессив-
ное значение этого периода. Не жа-
лея красок. они изображали время
Петра как самые мпачные страни-
цы реакции и деспотизма, что це-
ликом противоречило ленинскому и
сталинскому пониманию  историче-
ского значения и роли Петра кзк
преобразователя государства. В но-
вом учебнике все факты поставле-
ны на свое место.

«По вступлении на царство, — читаем
мы в главе «Россия ХУШ века — им-
перия помещиков и купцов», — умный

и деятельный молодой царь вскоре на-
чал заводить новые порядки. Он сов-
	сем перестал считаться с боярской ду-
мой и очень подружился с mua
	СТАТЬЯ М. И. Калинина «Положение
о выборах в Верховный Совет Ооюзя
СОР и задачи Советов» опубликована
сеголня в «Правде»,
	НЫ с прахом покойного военного
	министра Монгольской Народной Ре-
спублики маршала Демида и комдива
Монгольской армии Джансанхорло от»
правлены 1 сентября с. г. в Улан-Ба»
тор.

ГАЗЕТА «За индустриализацию — op-
	ran Народного Комиссариата Тяжелой
Промышленности — переименовывается
в газету «Индустрия». Народный Ко-
миссариат Машиностроения и Народ-
ный Комиссариат Оборонной Промыш-
ленноети организуют свою ежедневную
газету на базе газеты «Техника». Выз
цуек газеты «Техника» прекралцается.
	ЗА 30 АВГУСТА добыто угля 871,2 проц.
плана; выплавлено чугуна — 91,8, cra-
ли — 85,1, прокатано — 83,1 проц. пла-
на. 81 августа погружено 98.254 вагона

(06,2 проц, плана).
	Вид на Северный порт с террасы Химкинского речного вокзала канала Москва-—Волга.