торжества монополистического капитализма. Одновременно это как раз период великих научных открытий и громадных технических достижений. Пойнтинг, Герц и Рентген го
ворят свои пророческие слова в науке, Попов и Маркони создают современное радио, зарево электросвета становится все более и более ярким над столицами мира, и в
воздухе уже чувствуется канун XX века, являющегося и веком электричества, и веком неслыханных социальных бурь. В такую эпоху тем, кто стоит у руля жизни, как раз
в пору призадуматься над досугом миллионных народных масс, которые проявляют все большую и большую охоту самим стать у руля жизни, охоту, вытекающую из того простого обстоятельства, что она необходимым образом идет от самых корней их собственного бытия. Как же не ухватиться при таких условиях за такое мощное орудие воздействия на миллионные массы, каким по самому своему существу является кинематограф.
Пока начнутся настоящие грозы, пройдет еще целый ряд многозначительных лет. После первых потрясений
еще целые поколения людей будут судорожно держаться за старое, будут продолжать верить в его вековые силы и несбыточно мечтать о его возвращении. Однако «великие переломы» будут наступать со все более возрастающей силой и по все более возрастающему мировому фронту.
С мировым кризисом будет переживать свой кризис и мировое кино. В поисках подходящих зрелищ для опасных низов будут пущены в ход все и всяческие средства: и осо
бая пышность, и блеск постановок, и головокружительность трюков наряду с утрированным жанром, с ужасами пыток средневековья, с утробным смехом удачника над неудачником, наряду со всяческими потугами вымысла и с дешевой бутафорией для спешного прикрашивания безрадостной действительности. Все это для того, чтобы отвлечь массового зрителя от опасных мыслей и от «мил
лиона терзаний», стоящих на его собственных жизненных путях.
Но тем тягостнее пробуждение от похмелья, и не такими средствами может прочно утвердиться в жизни потенциально исключительный художник и исключительный правдоискатель - кино. Болезни и недуги его носят временный характер. Под гнетом кризиса и депрессий человече
ский коллектив не гибнет, а пробивает свои новые пути. Трудные годы отнюдь не пройдут и для кино бесследно. Нередко будет случаться так, что истинное искусство, под
линный крик борца, трагизм действительных положений, вдохновение гениального артиста наряду с непрекращающимся совершенством техники, позволяющим наиболее совершенный охват действительности, будут давать себя знать и в фильмах этого времени, вопреки всем его внутрен
ним разрывам и противоречиям. Тем не менее бескризисное подъемное кинотворчество неотделимо от бескризисного подъемного хода всего общественного окружения. Кино,
являющееся наиболее ведущим искусством, может во всей полноте развить свои потенции и быть истинным
водителем масс только там, только в таких странах, где этих масс не боятся и где, наоборот, на их подросте строят подрост всего социального целого. В условиях подлинной
демократии великий художник и воспитатель - кино - живет как бы двойной жизнью: оно и обращается к массам, и исходит от масс. Здесь как бы с особой наглядностью причина и следствие меняются местами, как бы стираются грани между самой жизнью и ее художественным воспроизведением, и недаром наш прямодушный колхозник, на
блюдая белогвардейскую ночную атаку сонного лагеря чапаевцев, с глубоким волнением обращается к экрану: «Петька, Чапаев, что же вы спите?!»...
В чем основной секрет, в чем тайна необычного влияния на массу таких вождей народов, какими являлись и являются и Ленин, и Сталин? Простым и чеканно-точным языком, бесстрашно глядя в лицо любой правде жизни, без
боязненно и с математической точностью учитывая весь свет и все тени этой жизни в своих удивительно метких обращениях к миллионным массам, они вскрывают перед ними подлинный механизм жизни этих масс, самую жизнь в ее движении, озаряя таким образом ярким ведущим све
том пути этих миллионов. И только там, где кино может итти такой же прямой дорогой, оно является оружием особой силы.
Страна Советов и является как раз такой страной, где можно действительно безоговорочно говорить о единстве народных масс, о народе в его великом целом, о народных вождях и о народном искусстве. Вот почему наше кино является оружием особой силы, ибо оно может бестрепетно
говорить о всей правде жизни, бестрепетно заглядывая в грядущее, выращивая все лучшее, все достижения веков прошлого, могущие украсить это грядущее, силы которого за нас, а не против нас. Именно в этом обстоя
тельстве весь секрет особого влияния наших фильмов на мирового зрителя.
От «Путевки в жизнь» до «Чапаева» мы уже дали миру ряд фильмов, прочно отвоевавших в мировом соревновании свое особо почетное место. Это кинотворчество находится на непрекращающемся подъеме. Оно со все большим успе
хом развивает свои особые приемы реализации доступными ему средствами на базе социалистического реализма та
кого воспроизводства жизни в ее движении к командным высотам этой жизни, которое не знает себе соперников.
Не в этом ли секрет того обстоятельства, что игра наших лучших киноактеров на наших глазах приобретает такие изумительные черты исключительно правдивого воспроизводства самой жизни?
Научный анализ истории искусств немедленно показывает, в какой степени периоды подъема и упадка этих искус
ств находятся в теснейшей связи с приливами и отливами к командным высотам жизни того народного моря, которое их создало. Действительное приближение к жизни мил
лионов, к их нуждам и стремлениям, к их горю и радости - вот что всегда было в основе подъемного движения искусств. Пушкин, прислушивающийся к сказкам Арины Родионовны, - как многозначительно сочетание этих образов
Кинотворчество - это наиболее массовое и зависимое от массы искусство, будет подтверждать в своих судьбах этот общий закон с исключительной силой. Вот почему страна Советов так бодро смотрит на будущее своего кино и в такой особой степени ценит гениальное изобретение Люмьера.
Бесспорно ли Луи Люмьер является творцом кинематографа? Попытки получить движущееся изображение имеют свою весьма длительную историю. Проф. Голдовский пра
вильно замечает, что о предшественниках Луи Люмьера можно было бы написать целую книгу. Тем не менее опытные конструкторы находят, что уже пункт первый патентной заявки братьев Люмьер на его аппарат от 13 февраля 1895 г. раз навсегда предрешил всю дальнейшую историю кинематографии.
Учет патентных заявок, относящихся к кинематографии до изобретения Люмьера и после него, с несомненной ясностью показывает, какой решающий переломный момент был связан с этим открытием. Во Франции число патентных
заявок такого рода до 1895 г. насчитывалось отдельными единицами, а после этого года стало насчитываться десятками, доходя порой даже до сотен.
Известно, что над изобретением кинематографа работали оба брата Люмьер, такие близнецы по навыкам жизни и интеллекта. Не является ли кинематограф их совместным изобретением? Август Люмьер однако свидетельствует:
«Однажды, когда мой брат Луп из-за легкого недомогания должен был оставаться в постели, я зашел к нему в комнату. Он сообщил мне, что во время бессонницы, в ночной тишине, он нашел точные условия, позволяющие
достигнуть поставленной нами цели. Это было для меня
откровением, и я понял сейчас же, что мне остается только забыть о моем собственном решении, над которым я сидел. Мой брат в одну ночь изобрел кинематограф!»
Известно, что Марэй и Демини во Франции, Складановский в Германии, Поуль в Англин и Эдисон в Америке были ближайшими по своим вкладам в кинематографию соратниками Луи Люмьера. Но что же это доказывает? Это лишь доказывает правильность известного сообра
жения Карла Маркса, что великие изобретения, нужда в которых явным образом созрела для человечества, при своем появлении в мир стучатся в целый ряд дверей.
Приоритет однако следует закрепить за той дверью, которая распахнулась с особой широтой и прочностью.
И ныне уже не приходится спорить о том, что действи
тельным изобретателем кинематографа был именно Луи Люмьер. С 1919 г. Луи Люмьер - член французской Акаде
мии наук и член 40 различных различных ученых обществ. За свою жизнь он написал целых 20 томов чисто научных работ и представил в различные академии около 600 науч
ных докладов. Изыскания Луи Люмьера идут в различных областях физики и химии - от фотографии до учения о звуке. Но, конечно, особенно велик его вклад именно в области фотографии, причем известно, что в последние годы он вплотную подошел к удачному разрешению про
блемы объемного кинематографа. Скромность знаменитого ученого, в течение полувека производящего ряд плодотвор