ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

С. АМАГЛОБЕЛИ
Театр и кино по своим внутренним компонентам - драматург, актер, режиссер, зритель - родственные искусства. Искусство театра и искусство кино по своей методологии, по своим творческим приемам и средствам выразительности различны между собою.
Если кино знает в начале своего развития большое влияние театра, а театр несколько лет назад испытывал влия
ние кино, то мне кажется, что это влияние не было и не могло быть плодотворным ни для кино, ни для театра.
Мне кажется, если театр и кино будут углублять свою работу в сторону резкого разграничения своих творческих приемов и наиболее яркого выявления своей специфики - это будет на пользу для обоих видов искусства.
Новое достижение киноискусства - звучащее кино - как будто сближает искусство кино и искусство театра. Но, по существу, это не так. Огромное достижение киноискусства - звучащее, говорящее кино - часто приво
дит к чрезмерным злоупотреблениям словом, нагружает словесным материалом искусство кино, которое обладает величайшими возможностями пластического повествова
ния. Кроме того слово чем больше оно использовано в кино, тем больше оно толкает это наиболее интернациональное искусство к национальной ограниченности.
Конечно, звучащее кино усиливает средства выразительности киноискусства. Цветное кино еще больше обо
гащает возможности киноискусства. Технический процесс озвучания картин на других языках достигает совершенства. Но не в этих качествах специфика киноискусства.
Самым основным, волнующим, впечатляющим материалом для искусства кино является видимый мир. Объек
тив киноаппарата обогатил нас таким «всевидящим оком», перед которым не могут скрыться ни один уголок земного шара, ни тончайшие переживания человека.
Родство между театром и кино устанавливается актером, одновременно работающим в обоих искусствах. Это родство за редкими исключениями едва ли может приносить пользу.
Творчество актера в области театра и кино протекает по различным творческим путям.
Подлинный актер театра достигает высшего мастерства в непосредственном соприкосновении с живой аудиторией. Подлинный актер кино достигает высшего мастерства перед объективом киноаппарата во время съемки.
Это положение создает совершенно разные типы актерского мастерства, требует противоположного метода построения образов, резко отличной друг от друга психологии творчества.
Актер театра не завершает своего искусства в день премьеры, он растет от спектакля к спектаклю под воз
действием живой аудитории. Актер кино должен достичь предельного мастерства в момент фиксации его творче
ства на пленке, лишенный возможности влиять на дальнейшее развитие созданного им образа.
Актер театра начинает спектакль с первого акта, «входит в роль» и под действием партнера, зрителя, всей ат
мосферы спектакля заканчивает свою роль, приведя ее к своей конечной цели. Актер кино часто начинает свою роль не сначала, а с середины или с конца. Его эмоциональ
ное состояние делится на съемочные куски на большом отрезке времени. Он создает образ в значительном отрыве от развертывания всего действия картины, как и в полном отрыве от воздействия аудитории.
Актер театра и актер кино своими средствами выразительности оперируют по-разному. Театральный жест, теа
тральная мимика едва ли могут считаться приемлемыми в искусстве кино и наоборот. Проблемы времени и про
странства по-разному должны быть разрешены. Даже лицо актера, способное в области театра перевоплощаться до бесконечности путем искусства грима, под объективом киноаппарата теряет это разнообразие и более или менее
остается самим собой, со своим природными данными.
Можно было бы привести еще целый ряд моментов, которые отличают творчество актера театра от творчества актера кино.
Конечно, было бы ошибочно на этом основании ставить вопрос о том, какое творчество выше, какое творчество легче. Это было бы равносильно тому, что считать скуль
птуру выше или ниже живописи или наоборот. Каждое искусство оперирует своими средствами, и каждое искусство достигает своего совершенства именно посредством своих выразительных средств.
Но отсюда необходимо сделать следующий вывод: вопервых, не сближать разных видов искусств - искусство театра и искусство кино, а, наоборот, до предела разгра
ничивать творческие пути того и другого из этих искусств; во-вторых, стремиться создать киноактера, виртуозно владеющего искусством кино, и меньше всего рассчитывать на использование актеров театра.
Мне кажется, что использование в одной и той же картине актеров самых противоположных театральных си
стем, - а это вызывается необходимостью и потому, что «естественный подбор» по возрасту, по типу к этому при
водит, и потому, что ни один театр не может предоставить всех своих актеров в распоряжение кинофабрики, а ча
сто потребности кинофабрики не может удовлетворить и не один коллектив театра, - приводит к эклектизму, смешению разных творческих приемов театрального искусства и не достигает единого стиля, тем более органического стиля искусства кино.
На работе театра очень болезненно отражается работа актеров в области кино. Это явление не только мешает чисто организационно, когда театр принужден ломать свою творческую программу, чтобы дать возможность кинопроизводству закончить съемку, которая задерживается иногда по совершенно не зависящим от кинопро
изводства причинам, но изнашивает актерский материал и толкает актера резко ломать свои обычные, только театру присущие творческие принципы и творческий метод.
Перед нашей кинопромышленностью стоят грандиозные задачи. Она резко увеличивает свою продукцию. Создание специального киногорода на территории, наиболее выгодной по своим природным условиям, киногорода, расположенного далеко от Москвы, где сосредото
чено большое количество актерских сил театра, тем более ставит задачу воспитания актерских кадров для кино, кадров, которые могут находиться в полном распоряже
нии киноорганизаций, кадров, которые систематической работой в области кино будут совершенствовать свое мастерство в специфике киноискусства.
Театр и кино - безусловно родственные искусства. Но они - дальние родственники. Чем реже они будут встречаться друг с другом, тем полезнее для каждого из них. Они безусловно желают и должны желать друг для друга полного успеха. Конкуренция театра и кино, характерная для Запада, не имеет в советской стране никаких социальных и творческих основ. Они должны по
могать друг другу, как разные участки строительства общей социалистической культуры, но попытка их творческого сближения безусловно повредит и театру и кино.
Наша страна - великая родина великих народов. Советский человек, строящий новый мир на основе идей Ленина - Сталина, создающий яркую, радостную жизнь, требует самого разнообразного, самого высокого искус
ства. Чем больше будет разных видов искусств, чем больше будет разнообразных творческих оригинальных путей в искусстве на основе единства политических устремлений советского человека и единства стиля социалистического искусства, стиля социалистического реализма, - тем бо
гаче, ярче, выше подымется искусство советской страны, как искусство нового, освобожденного человечества.