РОДИНА И ЕЕ ГЕРОИ

С. ГИНЗБУРГ
Все сейчас, казалось бы, сходятся (по крайней мере, на словах) в том, что форма и содержание в художественном произведении - неотде
лимы. Однако на практике чуть ли
не ежедневно мы сталкиваемся с подобными оценками: «Эта картина интересна по своей теме, но сде
лана она художественно слабо», или же «Этот фильм блестяще сделан, но идейно бессодержателен».
Подобные оценки, к которым мы привыкли, которые мы часто принимаем как должное, свидетель
ствуют о том, что единство формы и содержания художественного про
изведения понято еще далеко не всеми.
Тема не может быть полноценной, если неполноценно ее выражение, ибо она не существует в художественном произведении вне этого выражения, и недостатки «формы» иска
жают содержание. Форма не может быть художественно значимой, если она служит выражением неверной идеи, реакционной темы. Это со
вершенно очевидно, если под темой понимать не материал, не идейное задание, поставленное перед собой
художником, а идею, осуществленную в конкретных образах произведения искусства.
Но хотя это очевидно, об этом надо говорить и говорить. Та оценка, которую получили фильмы «Партийный билет» и «Родина зовет» у некоторых представителей кинематографической общественности, признавших их идейную, тематическую цен
ность и отрицавших их ценность художественную, является лучшим тому свидетельством.
Положительное значение обоих этих фильмов, имеющих существенные недостатки, отнюдь не исчер
пывается тем, что авторы их откликнулись на острые и волнующие на
шего зрителя темы. Нет, это поло
жительное значение определяется тем, что и Пырьев и Мачерет в общем правдиво, художественно конкретно, хотя и не без ошибок, сумели раз
решить эти темы в своих фильмах «Партийный билет» и «Родина зовет».
Заслуга этих художников состоит не в том, что они подняли важ
ные темы, а в том, что они решили их средствами искусства. Недоста
ток этих художников - не слабость или «традиционность» формы, в которой их упрекали, а неумение удержаться все время на высоте избранной ими темы, снижение, сужение темы в ряде эпизодов их фильмов. Вот об этом следует говорить, оценивая эти две картины, но не да
вать разные, а порой и противоположные оценки их содержанию и форме.
Сценарий В. Катаева и А. Мачерета. Режиссер А. Мачерет. Оператор Н. Ренков. Мосфильм. На фото: Алеша Горюнов в роли Юрки
«РОДИНА ЗОВЕТ