Фильм Мачерета и Катаева - фильм о будущем, фильм о тех днях,
когда фашизм попытается напасть на Советский союз и когда в ответ на свой удар он будет сокрушен вооруженным народом нашей ро
дины. Фильм «Родина зовет» - не военный фильм, не фильм о фашиз
ме или борьбе с фашизмом. Тема его - шире и глубже. Тема его - наш советский патриотизм, наша пре
данность своей родине - отечеству трудящихся, готовность советских людей отдать жизнь за свою страну.
Советский патриотизм ничего не имеет общего с патриотизмом бур
жуазным, основанным на зверином национализме, на стремлении оправдать империалистическую поли
тику. «Германия - превыше всего», - вот начальные слова немецкого гим
на, в которых откровенно и просто изложена формула буржуазного на
ционализма и патриотизма. «Счастье трудящегося человечества - превыше всего» - вот формула нашего со
ветского патриотизма, в которую укладываются любовь и безгранич
ная преданность народов Советского союза своей родине, коммунистиче
ской партии, великому Сталину, под чьим руководством партия обеспечила счастливую жизнь на одной шестой земного шара.
Итак, фильм Мачерета и Катаева - фильм об этом советском па
триотизме, о готовности советских людей на первый зов родины бросить свою привычную работу, семью и
встать на защиту отечества. Фильм показывает наших советских героев,
гордых соколов нашей страны - летчиков - в мирной обстановке, во время мобилизации и во время вой
ны. Соответственно фильм делится на три части: будни на авиазаводе, мобилизация в стране и воздушная война. В каждой из этих частей раскрываются разные качества одних и тех же людей.
Несколько лет назад мы видели фильм, посвященный той же теме, - «Город под ударом» реж. Генике. Фильм этот был типичным продук
том без-образной кинематографии (прошу прощения за скверный, но вынужденный каламбур) периода так
называемых «агитпропфильмов», т. е. кинематографической литфронтов
щины. В том фильме мы видели те же события в их неизбежной после
довательности. Но в том фильме не было даже попытки создать образы людей-бойцов за социалистическую родину. Там действовали манекены. Война, военные действия изображе
ны были не как борьба огромных и разнородных человеческих масс, а как борьба боевых машин, управляемых штабами. Люди на этих машинах не имели своей воли, своей ин
дивидуальности. Они были частями, винтиками разрушительного механи
зма войны. «Город под ударом» был фильмом о технике будущей войны
«Родина зовет» - фильм о советских людях, владеющих военной техни
кой, вооруженных ею и отдающих себя целиком защите социалистического отечества.
В фильме нет отрицательных героев. В фильме нет конфликта в обычном драматургическом понимании этого слова, нет столкновений
между людьми. Фашистская воздушная эскадра, нападающая на совет
скую территорию и уничтожаемая нашей авиацией и зенитной артил
лерией, обезличена. Это враждебная сила, которую надо уничтожить, ко
торую уничтожают, но которая не раскрыта в конкретных человеческих образах, которая (в своем художественном отображении) осталась за пределами фильма.
И подобное нарушение традиционных правил драматургии в фильме «Родина зовет» - уместно и законно.
Конфликты между героями в фильме были бы нелепы, ибо фильм демон
стрирует единство воли народов Советского союза. Показ образов врагов изменил бы и расширил тему - тема любви к родине заменилась бы темой борьбы двух миров.
Недостатки драматургии картины не в этом. Они заключаются в далеко не всегда удачном отборе материа
ла; в том, что ряд образов «Родины
зовет» оказался не раскрытым, а лишь названным; в том, что авторы сценария и фильма иногда оказывались слишком скупыми в обрисов
ке своих героев и недостаточно четко развертывали тему, а иногда увлекались эпизодами и образами, прямо
го отношения к теме не имеющими и тем самым уже искажающими тему.
Не совсем удовлетворительным представляется цетральный образ фильма - Новиков. Авторы сценария не смогли найти для него таких по
ложений, в которых раскрылся бы его характер. Эпизод с термосом в
самолете (кстати, невыразительно снятый и сыгранный) может дать представление только о физической силе Новикова и его выносливости,
явка больным на совещание бюро парткома - о дисциплинированно
сти, волнение при сообщении об уходе дочери в армию, скорбь об умершем сыне - все это ясно и очевидно.
Единственный эпизод, в котором Новиков раскрывается как характер, в котором мы видим его, Новикова,
отличительные черты, делающие его непохожим на всех остальных лю
дей, - это эпизод в медицинской комиссии, когда он пытается обмануть врача. Но и этот эпизод растянут и испорчен рядом кадров встре
чи Новикова со своими товарищами по воздушному флоту, кадров, занимающих много места, но не развивающих ни темы фильма, ни образа этого его героя. Авторы сценария, очевидно, сознавали слабость этого образа. Они подменили поэтому в одном месте показ рассказом.
«Новикова осматривают. Его тело во многих местах в шрамах, швах - следах прежних боев и полетов. Один из сидящих за столом запи
сывает результаты. Осматривающий обращает внимание на шрам возле ключицы:
- Гм... Тэкс...
Новиков поспешно проясняется, боясь потерять хоть минуту драго
ценного времени и одновременно косясь в сторону записывающего человека, в руках у которого так называемая «история болезни».
- Это 1919-й. Колчак.
- Агум (замечает другой рубец)... Ну-те-с...
- 1926-й. Врангель,
- Это?
- Польша!
Записывающий замечает:
- Н-да-с... Не история болезни, знаете ли, а целая история гражданской войны».
Задача искусства состоит не в том, чтобы рассказать о человеке, а в том, чтобы показать его зрителю в его поступках, с тем чтобы зритель сам составил себе о нем представление. Это не удалось сделать Катаеву и Мачерету, и они заменили показ рассказом.
Слабость образа Новикова - одно из самых уязвимых мест и сценария и фильма «Родина зовет». Образ Новикова снижает тему произ
ведения. Катаев и Мачерет хотят уверить нас в том, что Новиков -
герой, тогда как согласно материалу фильма он самый обыкновенный хороший советский летчик и не нуждается в котурнах. Котурны же, на ко
торые он поставлен, заставляют зрителя относиться к его поступкам,
к его боевой работе как к чему-то выдающемуся, исключительному. По
этому образ Новикова вступает в противоречие с темой. Тема фильма - советский патриотизм, героизм ря
довых граждан нашей страны, а нам пытаются показать героизм исключительных людей (хотя исключительности Новикова мы не верим).
Артист Кедров в роли Новикова использует все возможности, заложенные в драматургическом мате
риале, для того чтобы создать образ Новикова. Он понимает этот образ правильнее, чем драматурги. Его Новиков - очень хороший летчик и рядовой, обыкновенный советский человек. Очень мягко, лирично и бе
зыскусственно лепит образ Нови
кова Кедров, и не его вина, если ему не удается создать что-нибудь большее, чем то, что мы видим в фильме.
Решительно неудачной представляется и линия пионера Юрки, младшего представителя семьи Новикова.
Линия Юрки (играет его юный артист Горюнов) не имеет никакого значения для развития темы филь
ма. К теме родины, защите родины Юрка отношения не имеет. Введен
этот образ сценаристами и развит в один из основных в фильме из соображений, отнюдь не принципиальных.
Юрку мы видим в картине «Родина зовет» только потому, что товарищи Катаев и Мачерет захотели раз
влечь своего зрителя в первых частях фильма и растрогать его в последних.
Развлечь и растрогать какой бы то ни было ценой! Юрка говорит по радио с отцом, находящимся в поле
те; Юрка разбивает очки бабушки; Юрка «разыгрывает» ту же злопо
лучную бабушку перед вечером в клубе, демонстрирует изобретенный им конвейер, включает изобретенную опять-таки им машину для аплодисментов (которая, кстати ска
зать, никак не «работает» в фильме), созывает пионеров в момент мобилизации, уходит на фронт, погибает.
Все это случайно, никчемно, не
нужно. Все это замедляет действие, засоряет фильм. Призыв Юрки к пионерам в момент мобилизации,