«РОДИНА ЗОВЕТ»Сценарий В. Катаева и А. Мачерета. Режиссер А. Мачерет.
Оператор Н. Ренков. Мосфильм
когда на отдельные совещания собираются коммунисты, комсомоль
цы, инженеры и техники, действует на зрителя в направлении, противоположном тому, на которые рассчиты
вали сценаристы. Возглас Юры:
«Пионеры, в верхнее фойе» - звучит фальшиво. Он превращает волнующий эпизод в детскую игру, и зритель теряет веру в правдивость событий, изображенных в фильме.
Убийство невинного ребенка - испытанный в драматургии прием, применяемый с давних пор авторами мелодрам, для того чтобы вызвать слезу у зрителя.
В фильме гибель Юрки была бы оправдана в том случае, если бы Юрка активно участвовал в борьбе с врагом (тогда бы он вырос в ге
роическую фигуру) или же если бы Юрка погиб, потому что враг стре
мился умышленно убивать наших детей, обстреливая, например, школы и детские учреждения. Ни то
го, ни другого в фильме нет. Юрка не участвовал в войне, он играл в войну. Случайно все существование Юрки в этом фильме, случайна и его гибель.
Остановимся еще на одном важном недостатке фильма, в котором,
очевидно, виновен режиссер. Все важнейшее, что происходит в кар
тине «Родина зовет», - обо всем этом зритель узнает по радио. Безостановочно работает радио в эпизоде полета, безостановочно рабо
тает оно и в квартире Новиковых. Можно сказать, что громкоговори
тель временами превращается в главного героя фильма.
Таковы основные, очень серьезные недостатки фильма. Нечеткость основного образа Новикова, введе
ние линии Юрки, занимающей очень значительное место и не имеющей никакого отношения (в том виде, в котором мы ее видим) к теме оборо
ны нашего отечества, неконкретность (рассказ о событиях через гром
коговоритель вместо показа этих событий) - все это не недостатки формы, а недостатки содержания, все это искажает тему фильма, разжижает ее.
Но эти недостатки не сводят нанет большого положительного зна
чения картины, и видеть только их - это значит оценивать это произведение с формалистических позиций.
Картина правдиво показывает людей нашей родины, их преданность своей стране, их готовность выступить на ее защиту. В картине пока
зана тепло, любовно, убедительно рядовая советская семья, какой яв
ляется семья Новиковых, ее быт, ее радости, ее огорчения.
Атмосферу этого советского быта, наших будней тов. Мачерету уда
лось передать очень просто, хорошо
и убедительно, без всякой лакировки и без злоупотребления мелодраматическими приемами (с чем мы к со
жалению встречаемся, например, в фильме Виноградской и Пырьева «Партийный билет»).
Убедительна и по-настоящему человечна мать Новикова (артистка Мель
никова). Это второстепенный персонаж, значение которого в разверты
вающихся событиях - невелико.
Но с такой любовью и теплым юмором нарисовали режиссер и артистка Мельникова образ этой матери-большевички, что он приобре
тает для зрителя большой смысл и значение.
Много теплого и хорошего юмора и в другой второстепенной фигуре - в Васе Булочкине. Этот образ был очень правильно понят и с большим успехом создан артистом. Вася Бу
лочкин - отнюдь не отрицательный персонаж. Это даже не трус, ко
торого перерождает, перековывает опасность, грозящая родине. Это ко
нечно простой и сильный не только физически, но и морально человек,
которому самому непонятна его боязнь прыжка с парашютом. И ему не надо преодолевать этой боязни, когда во время войны он вынужден прыгать. Если парашютизм, как спорт, был ему недоступен, то лю
бое задание военного командования он выполнит просто и бесстрашно.
Наиболее удачны в фильме два эпизода, имеющие важное смысловое значение. Мы говорим об эпи
зодах пролета аэроплана над заводом и присяги на Красной площади.