Сценарий В. Катаева и А. Мачерета. Режиссер А. Мачерет. Оператор Н. Ренков. Мосфильм
«Высоко в воздухе самолет. Люся машет - машет ему. Вася Булоч
кин, невзирая на глупое положение полураздетого человека, тоже обнаруживает исключительный энтузиазм, адресуя его не столько отцу, сколько дочери.
- На элероны, на элероны посмотри, - горячится он. - То моя работа, моя.
Шумный энтузиазм у окна. За окном - заводской аэродром. Сбегаются рабочие. На небе стремительно про
носится тень самолета Новикова,
делающего круг над заводским аэродромом.
Высоко в небе самолет.
- Сережа! - кричит тетя Дуня и машет сыну так, словно он ее может увидать.
Теперь больше всех неистовствует Игнатьев. Он тычет в бок тетю Дуню.
- Ты на шасси погляди, - восторженно орет он. - Учти, моя работа!»
В этом эпизоде есть сходство с эпизодом в больнице из «Летчиков
Райзмана, поставленных по сценарию Мачерета. Но этот эпизод кон
кретнее и в смысловом отношении богаче. В «Летчиках» аналогичные сцены говорили о любви народа к нашей авиации. Здесь же к радо
сти общей победы прибавляется и гордость за себя, гордость своим участием в этой победе. Тетя Дуня горда, ибо она дала стране заме
чательного сына; Булочкин горд тем, что элероны самолета, ставящего ре
корд, собраны им; Игнатьев горд своей работой над шасси. И этот но
вый вид гордости, довольства собой и может быть честолюбия советского человека, основанных исключитель
но на сознании пользы, приносимой своей стране, очень хорошо и об
разно раскрыт в эпизоде пролета Новикова над заводом.
С большой силой и монументальностью дан в фильме эпизод при
сяги на Красной площади. Очень уместно и удачно было включение в этот эпизод хроникальных кадров из первомайской хроники - они придали этому эпизоду такую правдивость, что зритель ощущает его как
исторический документ, как подлинную реальность.
Родина зовет! С особенной силой ощущаешь, каким будет ответ всего нашего народа на призыв родины, когда смотришь эпизоды мобилиза
ции, присяги и работы на заводе в дни войны.
В этих эпизодах, в образах наших средних рядовых людей, обладающих исключительной волей, муже
ством, преданностью делу строительства социализма, много силы и жизненной правды.
Большую и ответственную задачу показать нашу страну в дни нападе
ния на нее фашистского врага авторы фильма Мачерет и Ка
таев смогли не только поставить, но и, хотя и не без ошибок и срывов, разрешить в своем фильме «Родина зовет». Они не исчерпали избран
ной ими темы, которую конечно будут разрабатывать и другие худож
ники. Но они создали правдивый и полезный художественный фильм, и за это мы должны им быть благодарны.
«РОДИНА ЗОВЕТ