ПЛАН ЮБИЛЕЙНОГО года Беседа с зам. начальника ГУКФ тов. В. УСИЕВИЧЕМ
Перед советской кинематографией в связи с наступающим в 1937 г. двадцатилетием Октябрьской революции еще в конце 1935 г. была поставлена ответственнейшая и почетная за
дача создать фильмы, содержание и качество которых по идейной значимости и художественной ценности со
ответствовали бы этой великой дате. Эта задача требует как от всех кино
организаций, так и руководящих и творческих работников кинематографии максимального внимания к предстоящей работе. Иными словами, необходимо создание в возможно кратчайший срок четких и реальных тематических планов юбилейных постановок.
Как же справились с этой задачей наши киностудии? Проверив проде
ланную ими за последние 4 - 5 меся
цев подготовительную работу, ГУКФ признал ее неудовлетворительной, не
достаточно соответствующей задачам юбилейного года и в части тематики,
и в части обеспеченности портфелей студий высококачественными сценариями. Анализ планов киностудий по
казал, что они явно недоработаны,
несмотря, казалось бы, на большое количество договоров, заключенных с писателями и кинодраматургами на сценарии (Ленфильм - 38, Мос
фильм - 45, Украинфильм - 25, Госкинпром Грузии - 18, Белгоскино - 14, Азерфильм - 10, Арменфильм - 11, Тадшикфильм - 5, Узбекфильм - 7, Туркменфильм - 9). Это явилось след
ствием того, что большинство кинофабрик начало подготовку к 1937 г.
лишь в самое последнее время, после ряда категорических напоминаний ХПО ГУКФ.
В результате выяснилось, что в этих планах, несмотря на количественное преобладание современной тематики, наиболее разработанными в большинстве случаев оказались историко-революционные, историко-пар
тийные темы. Темы, рисующие образы передовиков-стахановцев, рабочих и колхозников, победу социализма в надшей стране, не обеспечены достаточным количеством реальных договоров.
Создание подлинно художественных фильмов, отражающих победу социализма в нашей стране, образы новых людей, воспитанных партией Ле
нина - Сталина, горячо любящих свою прекрасную родину, создание фильмов о новом социалистическом отноше
нии к труду, о дружбе народов и мн. др. - должно было явиться не менее значительной частью плана. Этого киностудии не учли в должной степени. Кроме того, в рассмотренных
аметках планов обнаружено неверое соотношение между тематикой
жанров серьезного и веселого, причем в ряде планов темы комедий и пр. представлены 1 - 2 названиями.
Комедийные, научно-фантастические и приключенческие фильмы запроектированы по сравнению с про
чими жанрами в чрезвычайно малом количестве. Между тем следует учи
тывать, что двадцатилетие Великой октябрьской революции является не только торжественным, но и радост
ным праздником всего народа нашей
страны. Следовательно, веселое должно занять свое почетное место в планах юбилейного года.
И наконец содержание портфеля детских фильмов следует признать почти совершенно неудовлетворительным. Тематика тех немногих сценариев детских фильмов, которые вклю
чены в планы, ни по идейности, ни
по подбору авторов, ни по разработке темы не отвечают требованиям и зада
чам высококачественного обслуживания детского зрителя.
Директивы партии и правительства о 25% детской тематики в первых
наметках планов студий не выполнены. К тому же многие киноорганизации включили в раздел детской тематики большое количество сценариев, ко
торые и тематически и по характеру разработки являются не детскими, а молодежными.
Как показала проверка работы киностудий в связи с некоторым запозданием в заготовке портфеля, боль
шинство договорных сроков на представления авторами сценариев при
ходится лишь на самые последние месяцы текущего года. Фактическое же получение высококачественных сценариев может оттянуться до пер
вых месяцев 1937 г. Такое положение свидетельствует о недооценке руководством киностудий значения юбилейных работ, которое может привести к выпадению из плана более зна
чительных тем и вынужденной замене их менее значимыми.
Следует также отметить, что писатели нацреспублик недостаточно ис
пользованы при формировании планов республиканских киностудий.

ГУКФ предложил киностудиям рассматривать каждый договор с писателем-сценаристом как важнейший до
кумент, определяющий необходимость каждодневной живой работы с авто
ром, ибо лишь такая точка зрения на реализацию договора может привести к получению высококачественного сценария. Следует установить постоянную живую связь (минуя формально-бюрократические ее формы) с писателями и кинодраматургами, что
бы на деле бороться против безответственного отношения некоторых авторов как к срокам договоров, так и к самой работе над сценарием.
Киностудии должны организовать постоянную квалифицированную кон
сультацию (по подборке материалов, фактическим справкам и т. д.) в помощь авторам, работающим над темами юбилейного плана.
Киностудии должны обязать режиссеров, которые будут работать над постановками юбилейных фильмов, активно включиться в работу в процессе писания сценариев.
Одновременно ГУКФ ставит перед Союзом советских писателей вопрос о необходимости конкретной реализации обязательств, данных на совещании кинодраматургов и писа
телей по подготовке к юбилейному году об обеспечении ответственного отношения каждого писателя, пишу
щего сценарий, к срокам и качеству работы.
Вместе с тем ГУКФ считает, что работу по подбору кадров актеров, композиторов, художников, авторов диалогов и др. для постановок 1937 г.
следует начать уже теперь, учитывая, что эти мастера искусства будут очень загружены работой в юбилейный год.
Ряд режиссеров, выделенных киностудиями для создания юбилейных
фильмов, в настоящее время занят текущими постановками, окончание которых намечено в самом конце этого года. Поэтому ГУКФ предложил руководству киностудий добиться скорейшего, а по возможности и досроч
ного окончания их работы, чтобы дать им возможность своевременно заняться постановками 1937 г.
Кроме ряда общих для всех студий указаний, ГУКФ дал каждой кино
студии ряд конкретных указаний. На основах рассмотрения каждого плана, постановки некоторых фильмов переданы от одной киностудии другой, не
которые сценарии изъяты из планов производства, планы пополнены кон
кретными темами, особенно по линии современной тематики. Так, напри
мер, ГУКФ обязал студии Мосфильм и Ленфильм обеспечить создание в 1937 г. не менее четырех картин из жизни народов РСФСР. Студии Украинфильм предложено создать фильм о жизни трудящихся АМССР. Созда
ние к юбилею комедийных, научнофантастических, приключенческих и музыкальных фильмов поручено сту
диям Мосфильм, Ленфильм, Украинфильм, Госкинпрома Грузии и Белгоскино. Студии Арменфильм предло
жено использовать в качестве темы в плане 1937 г. реэмиграцию в Армению и т. д., и т. п.