В. Г. БЕЛИНСКИЙ - ПЕРВЫЙ БОРЕЦ

ЗА ОБРАЗНОЕ ИСКУССТВО

К. ЮКОВ
Прошло 125 лет со дня рождения первого русского критика.
Народ Советского союза, строящий социализм, отмечает дату рождения В. Г. Белинского как победу развития той линии искусства, которая была начата Белинским, Добролюбовым и Чернышевским.
Партия, правительство, народ отмечают день рождения великого русского критика, потому что он безгранично верил в творческие силы русского народа и всего себя от
давал борьбе с его врагами, потому что его лучшие теоре
тические мысли, критические высказывания живы еще сейчас. Они учат нас, помогают создавать подлинно массовое народное образное искусство и литературу,
призванные воспитывать народные массы, утверждать социалистическое мировоззрение.
В. Г. Белинский был не только первый русский великий критик и основоположник русской теории литературы, но он был первый русский теоретик, провозгласивший об
раз как понятие, отличающее искусство от других областей деятельности человека.
Образ как живое и конкретное понятие искусства первый провозгласил и отстаивал в русской эстетике В. Г. Белинский.
В своей «Эстетике», написанной накануне знакомства с философией Фейербаха, в период тяжелых сомнений и раздумья, В. Г. Белинский отмечает, что «искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах». Развивая Гегеля, Белинский не был «узкимфилософом. Он прежде всего был литературоведом, критиком и теоретиком искусства, имеющим дело с литера
турой и литературной практикой. Поэтому философия Фихте, Шеллинга и Гегеля служила для него лишь от
правным пунктом в анализе литературной практики. Белинский лишь отталкивался от философии, конкретизировал абстрактные философские понятия в живой кри
тической практике литературоведа. Отсюда конкретно мыслящий ум, каким бесспорно обладал Белинский, не мог удовлетвориться абстрактными категориями филосо
фии Гегеля. Белинский искал в философии и Шеллинга, и Фихте, и Гегеля ту объективную истину, с позиций ко
торой он и мог бы дать верный критический анализ лите
ратурно-художественной практики. Для Гегеля эстетика была лишь средством познания и утверждения самораз
вития духа. Для Белинского идеи саморазвития духа были средством к познанию литературной практики. А так как истина проверяется только в практике, то Бе
линский, столкнувшись с эстетикой и философией Гегеля (преподанной ему в изложении Бакунина), скоро обнару
жил ограниченность этой философии. Жизнь, социальная борьба толкали Белинского в другую сторону - в сторону материализма, в сторону борьбы, а не примирения с действительностью (к чему пришел Гегель). В живой практике, в реальной связи с жизнью Белинский пошел
в сторону разрыва с существующей действительностью, в сторону борьбы с существующими порядками и существующим строем.
Нет нужды излагать полностью эволюцию мировоззрения Белинского. Однако, рассматривая основные поло
жения об образном характере искусства, впервые выдвинутые и обоснованные Белинским в русской литературной критике и теории, рассматривая развитие и формирование этих положений, нельзя не учитывать эволюции мировоззрения Белинского.
От шеллингианства и фихтеанства к гегельянству и отсюда к материализму домарксова периода, к материализ
му Фейербаха - этот философски-мировоззренческий путь, ярко выраженный в критических статьях Белинского, целиком отразился и в трактовке понятия художественного образа.
Поэтому нельзя утверждать, что Белинский на протяжении всей своей деятельности рассматривал искусство как мышление в образах и вкладывал в понятие образа всегда одно и то же содержание.
Рассматривая критико-исторические и литературоведческие работы Белинского первого его этапа развития, мы видим, что великий критик в основу своих критиче
ских работ и исследований не берет образ как основной критерий художественности.
В 1835 г. в своей обширной статье «О русской повести и повестях Гоголя» В. Г. Белинский резко осуждает неестественность, надуманность русской литературы и защищает поэзию реальную, естественную и правдивую, разделяя поэзию на два отдела: «на идеальную и реальную», подчеркивает как обязательное условие - гармоничность поэзии. «Может быть каждая из них (идеальная и реальная поэзия - К. Ю.) равна другой, когда удовлетворя
ет условиям творчества, т. е. когда идеальная гармонирует с чувством, а реальная с истиной, представляемой ею жизни» (т. IV, стр. 57)1. Белинский здесь говорит о чувственном характере поэзии, о правдивом представлении ею жиз
ни, но он еще не утверждает понятия образа, в котором бы все эти требования могли быть выражены и воплощены.
В повестях Гоголя В. Г. Белинский видит такие отличительные качества, как простота вымысла, народность,
совершенная истина жизни, оригинальность, комическое одушевление, побеждаемое чувством грусти и уныния.
Причину этих качеств он видит в том, что Гоголь - поэт «жизни действительной».
1 Всюду цитируем по изданию Фукса, Киев, 1911 г.