ПАМЯТИ А. М. ГОРЬКОГО

Исторические дни, когда народы Советского Союза, гордые и счастливые своей победой, чи
тали торжественные и великие слова сталинской конституции, когда трудящиеся Советского Союза за каждым словом конституции видели резуль
таты своих побед, а трудящиеся всего мира реально ощутили свои устремления и цель в борьбе - - эти счастливые дни были омрачены тяжелой утратой.
Умер любимейший художник, один из Лучших людей эпохи победившего социализма - Алексей Максимович Горький.
Академик А. П. Карпинский произнес верные и утешительные слова: «Ему удалось дожить до осуществления того, к чему он стремился всю жизнь. Последняя болезнь, унесшая его в могилу,
совпала как раз с новым шагом вперед в жизни его родины, с обнародованием конституции».
Социализм и Горький. Ленин и Горький. Сталин и Горький. Все это единые цельные понятия, из которых никак нельзя вырвать жизнь, борьбу, все творчество писателя.
Горький был прежде всего художником. Но это был художник, верный своей эпохе и своему классу. К жизни, к истории, к науке, к борьбе, к произведениям искусства всех веков и всех народов Горький подходил как художник. Но художественное мышление Горького было ярким выра
жением единства слова и действия, идеи и формы, какое только и может быть свойственно прогрессивному человеку переживаемой им эпохи.
Горькому чужды были пустые и бесплодные идеи «искусства для искусства». Каждый шаг в жизни, каждое слово в искусстве были подчинены одной цели утверждения в ярких, живых и художественных образах здоровых прогрессивных тенденций человечества.
Поиски жизнеутверждения, а затем самое утверждение и творческое созидание жизни проходят основной линией через всю жизнь, творчество, общественную деятельность Горького.
Различные периоды в жизни по-разному отразились на его творчестве. Но творчество было вопло
щением жизни, особая форма выражения единой тенденции, имевшей на каждом этапе развития художника свои акценты, силу, целеустремленность и целостность выражения.
Отсюда идет ранний романтизм, отсюда же идет тот реализм, каким было проникнуто все твор
чество Горького последнего периода жизни, к которому художник звал и в речах, и в статьях, и в беседах, и в письмах. Это был художник определенной выучки и складки. Он по-своему отра
зил в своей деятельности то, чем было сильно и победоносно большевистское движение.
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ с группой работников кино (лето 1935 года)