ЗА СОВЕРШЕНСТВО МАСТЕРСТВА

Б. ШУМЯЦКИЙ
Редакция журнала „Искусство кино“, помещая статьи Б. Шумяцкого и беседу В. Усиевича, включается в конкретную помощь производству по подготовке к постановке фильмов к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Журнал будет систематически освещать творческую работу над юбилейными сценариями и фильмами. Кинокритики, командный и творческий состав советской кинематографии приглашаются поделиться своим опытом и критическими замечаниями на страницах журнала.
Сегодняшний день советской кинематографии характеризуется значительным продвижением тех программных установок, которые были даны в указаниях вождя нашей партии и страны тов. Сталина в приветствии работ
никам кинематографии во время ее пятнадцатилетия, - и той рабочей программой, которую мы тогда для себя
выдвинули на основе этих указаний и особенно после возвращения кинокомиссии из Америки и Европы.
В этой программе, первой по важности и реальности, стоит вечно старая и вечно юная задача - еще большего поднятия художественно-идеологического качества наших фильмов. Она тем более актуальна, что 1936 г. является
преддверием к двадцатилетию советской власти, когда советская кинематография, как передовое искусство страны, как искусство, рожденное пролетарской революцией,
должна будет демонстрировать свои достижения и провести великое соревнование на первенство с прочими отраслями искусства. Отсюда и те высокие требования, которые мы предъявляем к нашим сценарным работам плана теку
щего года, когда, часто на-ходу пересматривая отдельные сценарии, тут же выводим из строя низкопробные, заменяя их качественными. Так мы за последнее время изъяли из плана несколько десятков сценариев заготовки 1935 г.
Может возникнуть вопрос о том, что, повышая качественные требования к сценариям будущих фильмов, не при
носим ли мы в жертву другую сторону той же проблемы - выполнение плана?
Для нас абсолютно недопустимо противопоставление количества качеству. Наоборот, проблему борьбы за ка
чество мы считаем двуединой и каждую из ее частей - неотделимой друг от друга.
Задача борьбы за качество ставится нами таким образом, что примат качества, который советская кинематография постоянно утверждает выпуском ряда качественно огром
ных кинопроизведений, должен быть и в этом случае доминирующим.
Вторая задача этой программы заключается в том, чтобы ходом лучшего выполнения сценарного и съемочного планов 1936 г. лучше, масштабнее подготовить план юбилейного 1937 г.
В подборе тем и в расстановке исполнительских сил нами поэтому делается сейчас упор на большие темы и сюжеты, оправдывающие не только творческий риск, но и те огромные усилия, которые потребует их реализация. Главное, что мы тут стараемся осуществить, - это то,
чтобы в съемочный процесс ввести все наши силы, в первую очередь - ведущих мастеров, значительное число которых до последнего вре
мени находилось в процессе подготовки сценариев или даже в прямом простое.
Самостоятельной задачей является введение в производство новых жанров фильмов, базирующихся на новой технике. Мы говорим о фильмах цветного кино и о первых опытах работы над стереофильмом, которые мы ставим в юбилейном году.
Производство многоцветных фильмов мы ставим в плане большой и серьезной программы. Они будут производиться не только в ведущих студиях Союза (Мосфильм, Ленфильм, Союзтехфильм и Союздетмультфильм), но и в ряде кино
студий союзных республик, в первую очередь в Украинфильме и Госкинпроме Грузии. Это будут не только муль
типликационные фильмы, но и фильмы игровые, причем в их постановке будут использованы самые совершенные методы трехцветного кино.
Жанры, в которых мы будем работать, - это феерия, сказка, юмореска и, возможно, сатира. Под эти постановки сейчас подводится солидная база специального обору
дования заграничного и собственного производства как для съемки, так и для труднейшего процесса копировки цветных фильмов.
В разделе главнейших творческих задач плана стоит задача совершенства кинематографического мастерства. Мы разумеем под этим прежде всего сочетание высокого у ровня художественной работы с полнейшим освоением высот новейшей кинематографической техники. Необходи
мость ликвидации разрыва между ними диктуется нам
не столько вопросами рационализации, сколько вопросами творческого порядка.
Выпуск наших последних больших кинематографических полотен воочию убеждает нас в том, что в том случае, когда мастер свободно располагает не только высо
той своей творческой потенции, но и арсеналом новейших технических средств для более эффективной реализации художественных замыслов, только в этом случае он может по-настоящему довести замысел до зрителя.
Вот почему задача совершенства, которую мы выдвигаем как очередной лозунг нашего дальнейшего движения, как императивную задачу повседневной работы кинематографии в том творческом соревновании,
которое она ведет с другими нашими искусствами, - есть в первую очередь задача и лозунг творческого порядка. Ведь не надо лишних слов, чтобы до
казать, что дальше совершенно нетерпимо сожительство, например, хорошей композиции кадра с плохой монтажной его связью, между отличным операторским ма
стерством и плохой музыкальной и зрительной передачей ритма, между хорошим изображением и плохой работой художника-декоратора, между интересной работой ре
жиссера-постановщика и плохой его работой с актером и т. д.
Становятся буквально невыносимыми явления неряшливости в творческой работе. А ведь чего греха таить - они поразительны не только в наших плохих или сред
них картинах, но и во всех лучших лентах этого года (начиная от «Мы из Кронштадта» и кончая «Сыном Мон
голии» и «Искателями счастья»). Для борьбы с этим злом надо изменить наше отношение к отдельным проявле
ниям неряшества со стороны мастеров, их руководителей и творческой общественности. Последнюю надо превратить в броню, которая поможет нам наиболее эффективно реализовать лозунг - совершенства кине
матографического мастерства. Реализация этого лозунга предполагает непрерывный творческий рост мастеров, грамотность технических и вспомогательных работников, непримиримость в борьбе со всякими и всяческими про
явлениями дилетантства. Ведь это последнее разлагает сейчас отдельных мастеров наших национальных киностудий, например, украинских.
Реализация этого лозунга означает необходимость большего подъема творческой культуры наших мастеров, боль
шего их интеллектуального развития, большего освоения ими не только начал, но и вершин марксистской эстетики, максимального усвоения ими вершин современной кинотехники.
Стоя у преддверия строительства новой южной базы советской кинематографии («Киногород»), реализация первой очереди которой уже к концу 1938 г. должна создать