СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	СЕНТЯБРЯ was
ПЯТНИ
№ 200 any
Цена 10 коп.
	Вчера на утреннем совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей с докладом
о проекте закона о всеобщей воинской обязанности выступил товарищ К. Е. ВОРОШИЛОВ,
встреченный продолжительной овацией. После обсуждения на раздельных заседаниях обе Палаты
единогласно постановили проект закона о всеобщей воинской обязанности в основном принять.

Вечером на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей с сообщением
о ратификации советско-германского договора о ненападении выступил товарищ В. М. МОЛОТОВ,
встреченный продолжительной, бурной овацией.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВИЛ: .

1. ОДОБРИТЬ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
_ 2, РАТИФИЦИРОВАТЬ ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ СОЮЗОМ ` СОВЕТСКИХ
			АНИЕЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В МОСКВЕ 23-го АВГУСТА
			Mot
		ых
	=
		ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА
	О РАТИФИКАЦИИ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА © НЕНАПАДЕНИИ
	Сообщение тов. Молотова на заседании Верховнозло Совета Союза ССР 31-ю ависта 1939 100a
	Франция тут же выпускали на сце-
ну Польшу, которая решительно от-
казывалась от военной помощи 00
стороны СССР. Попробуйте-ка при
этих условиях дотовориться о взаи-
мопомощи, когда помощь со сторо-
ны  СООР заранее  об’является
ненужной и навязанной.

Далее. С одной стороны, Антлия
и Франция гарантировали Советско-
му Союзу военную помощь против
атрессии в обмен на соответствую-
щую помощь со стороны СССР. С
другой стороны, они обставляли
свою помощь ‘такими оговорками
насчет косвенной агрессии, которые
могли превратить эту помощь в
фикцию и давали им  формально-
юридическое основание увильнуть
от оказания помощи и поставить
ССОР в состояние изоляции перед
лицом агрессора. Попробуйте-ка от-
личить подобный «пакт  звзаимопо-
мощи» 0т пакта более или менее
замаскированног — надувательства.
(Веселое оживление е зале).
	Дальше. С одной стороны, Англия
и Франция подчеркивали важность
и серьезность переговоров о пакте
взаимопомощи, требуя or ООСР
оеръезнейшего отношения к этому
делу и быстрейшего разрешения во-
просов, связанных с пактом, С дру-
той стороны, они сами проявляли
крайнюю медлительность и совер-
шенно несеръезное отношение к пе-
реговорам, поручая это дело второ-
степенным лицам, не облеченным
достаточными полномочиями. Доста-
точно оказать, что военные миссии
Англии и Франции прибыли в Мо-
окву без определенных полномочий
и без права подписания какой-либо
военной конвенции. (Оживление в
запе), Больше того, военная миссия
Англии прибыла в Москву вообще
без воякого мандата (общий смех)
и лишь по требованию нашей воен-
ной миссии она, уже перед самым
перерывом переговоров, представи-
ла овои письменные полномочия.
Но и это были полномочия только
самого неопределенного характера,
то-есть не полновесные полномочия.
Попробуйте-ка отличить подобное
несерьезное отношение к перегово-
рам со стороны Англии и Франции
от легкомысленной игры в перетово-
ры, рассчитанной на дискредита-
цию дела переговоров.

Таковы внутренние противоречия
позиции Англии и Франции в пере-
товорах с ССОР, приведшие к сры-
ву переговоров.

Где же корень этих Я
в позиции Англии и Франции?

В немногих словах дело зажлю-
чается в следующем. С одной cro-
роны, английское и французокое
правительства боятся агрессии и
ввиду этого хотели бы иметь пакт
взаимопомощи с Советским Союзом,
поскольку это усиливает их самих,
поскольку это усиливает Англию и
Францию. Но, с другой стороны,
английское и французское прави-
тельства имеют ‘опасения, что зак-
лючение серьезного пакта взаимо-
помощи с ОООР может усилить на-
my страну, может усилить  Совет-
ский ‘Союз, что, оказывается, не от-
вечает их позиции. Приходится
признать, что эти опасения у них
взяли верх над другими соображе-
ниями. Только в этой связи и мож-
но понять позицию Польши, дейст-
вующей по указаниям Антлии и
Франции.

Перехожу к советско-германокому
дотовору о ненападении.
	Решение о заключении договора о
ненападении между СОСР и Герма-
нией было принято после того, ках
военные переговоры с Францией и
Англией зашли в тупик в силу
указанных непреодолимых разногла-
сий. Поскольку эти переговоры по-
казали, что на заключение пакта
взаимопомощи нет основания рас-
считывать, мы не могли не поста-
вить перед собою вопроса о других
возможностях ‘обеспечить мир и
устранить угрозу войны между Гер-
манией и СССР. Если правительства
Англии и Франции не хотели 0
этим считаться, — это уж их дело.
Нална обязанность — думать об ин-
тересах советского народа, об инте-
ресах Союза Советских Социалисти-
ческих Республик. (Продолжитель-
ные аплодисменты), Тем более, что
мы твердо убеждены в том, что ин-
тересы ОССР совпадают о коренны-
MH интересами народов других
стран. (Апподисменты).

Но это лишь одна сторона дела.

Должно было произойти еще дру-
гое обстоятельство, чтобы советеко-
терманокий договор о ненападении
	Надо признать, что и named
стране были некоторые близорукие
люди, которые, увлекшись упрощен-
ной антифалпистокой атитацией, за-
бывали 0б этой провокаторокой pa-
	боте наших врагов. “Тов. Сталив,
учитывая это обстоятельство, еще
тотда поставил вопрос о возможно-
	CTH других, невраждебных,  добро-
соседских отношений между Герма-
нией и ОСОР.

Теперь видно, что в Германии в
общем правильно поняли эти заяв-
ления т. Сталина и сделали из это-
To практические выводы. (Смех).

Заключение  советоко-германского
договора о ненападении  свидетель-
ствует о том, что историческое пре-
двидение т. Сталина блестяще оп-
равдалось. (Бурная овация в честь
тов, Сталина).

Уже весной этого тода германское
правительство предложило восстано-
вить торгово-кредитные переговоры.
Переговоры были вокоре возобновле-
ны. Путем взаимных. уступок уда-
лось притти к соглалиению. Это сог-
лашение, как известно, 19 августа
было подписано.

‘Это было не первое торгово-кре-
дитное соглалиение с Германией при
существующем правительстве. Но это
соглалиение отличаетея в лучшую
сторону не только от соглашения
1935 года, но и от всех предыду-
щих, не говоря уже о том, что у
Hao не было ни одного столь же
выгодного экономического  соглалие-
ния с Англией, Францией или ка-
кой-либо другой страной. Сотлалие-
ние выгодно для нас 10 OBOHM
кредитным условиям (семилетний
кредит) и оно дает нам возможность
дополнительно заказать значительное
количество нужного нам оборудова-
ния. По этому соглашению OCCP
обеспечивает продажу Германии оп-
ределенного количества наших из-
лишков сырья для ее промышленно-
юти, что вполне в интересах COCP.
Почему же нам отказываться от та-
кого вытодного экономического сог-
лашения? Не в угоду ли тем, кто
вообще не хотел бы, чтобы  Совет-
окий Союз имел вытодные. экономи-
ческие соглашения © другими стра-
нами? Между тем ясно, что торго-
во-кредитное соглашение с Германи-
ей целиком в интересах народного
хозяйства и в интересах обороны
Советского Союза. Такое соглашение
полностью соответствует решениям
ХУШ с’езда нашей партии, одобри-
вшего указание т. Сталина на необ-
ходимость «укрепления деловых
овязей со всеми странами».

Когда же германское правительст-
во выразило желание улучшить та-
же и политические отношения, у
советского правительства не было
оснований отказывалься от этого.
	Тогда и встал вопрос о заключении
договора о ненападении.

Теперь раздаются голоса, в кото-
рых оквозит непонимание самых
простых основ начавшегося улучше-
ния политических отношений между
Советским Союзом и Германией.

Например, с наивным видом спра-
шивают: как Советокий Союз Mor
пойти на улучшение политических
отношений с государством фаптист-
ского типа? Разве это возможно? Но
	‘забывают при этом, что дело идет
	Не 0 нашем отношении к внутрен-
ним порядкам другой страны, & 0
внешних отношениях между двумя
тосударствами. Забывают’ о том, что
мы стоим на позиции невмешатель-
ства во внутренние деля других
стран и соответственно этому стоим
з& недопущение какого-либо вмеша-
тельства в наши собственные внуТ-
ренние дела. Забывают также о ва-
жном принципе налией внешней по-
литики, который еще wa XVIII c’es-
де партии т. Сталин формулировал
так:

«Мы стоим за мир и укрепление
деловых связей со всеми страна-
ми, стоим и будем стоять на этой
позиции, поскольку эти страны
будут держаться таких же отно-
шений с Советским Союзом, по-
окольку они не попытаются нару-
пгить интересы нашей страны».
	Смысл этих слов совершенно
ясен: 00 всеми несоветокими страна-
ми Советский Союз стремится иметь
добрососедские отношения, посколь-
ку эти страны придерживаются той
же позиции в отношении  Совет-
окотго Союза.
	В нашей внешней политике ¢
несоветскими странами мы стояли
и стоим на базе известного ленин-
окого принципа о мирном сосуще-
ствовании ‘советокого” государотва и
капиталистических стран. Как про-
водилея этот принцип на практике,
можно было бы показать на боль-
шом количестве примеров. Но огра-
ничусь немногими. У нас, налри-
мер, © 1933 тода существует до-
говор о ненападении и нейтрали-
тете с фашистской Италией. Никому
до сих пор не приходило в голову
высказываться против этого догово-
ра. И это понятно. Поскольку та-
кой договор отвечает интересам
ОСОР, он соответствует и нашему
принципу мирного сосуществования
CCCP и камиталистических стран.
У нас имеются дотовора о ненапа-
дении также с Польшей и некото-
рыми другими странами, полуфа-
шистокий строй которых всем изве-
стен. Но и эти договора не вывы-
вали никаких сомнений. Может
быть, не лишним будет напомнить
и о том, что у нас нет даже такого
рода договоров с некоторыми дру-
тими, нефашистокими, буржуазно-
демократическими странами, скажем,
< той же Антлией. Однако, это —
не по нашей BuHe.
	С 1926 года политической основой
Hallux отношений с Германией стал
дотовор о нейтралитете, который был
продлен уже нынешним германским
правительством в 1938 году. Этот
договор о нейтралитете действует и
в настоящее время.

Советское правительство и раньше
считало желательным сделать даль-
нейший шаг вперед в улучшении
политических отношений с Герма-
нией, но обстоятельства сложились
так, что это стало возможным толь-
ко теперь. Дело, правда, идет в
данном случае не о пакте взаимо-
помощи, как это было в англо-
франко-советоких переговорах, a
только о договоре ненападения. Тем
не менее, в современных условиях
трудно переоценить международное
значение советско-германокого до-
говора.

Вот почему мы положительно от-
неслись к приезду германского ми-
нистра иностранных дел г. фон Риб-
бентропа в Москву.

23 августа 1939 года, когда был
подписан  советоко-германский до-
говор о ненападении, надо считать
датой большой исторической важно-
сти. Дотовор 0 ненападении между
СОСЕ и Германией является пово-
ротным пунктом в истории Европы,
да и не только Европы.

Вчера еще фашисты Германии про-
водили в отношении СССР враждеб-
ную нам внешнюю политику. Да,
вчера еще в области внешних от-
ношений мы были вратами. Сегодня,
однако, обстановка изменилась и
мы перестали быть врагами. Поли-
тическое искусство в области внеш-
них отношений заключается не в
том, чтобы увеличиваль количество
	разоблачают себя, как враги и Cox
ветского Союза и Германии, стремя=
щиеся спровоцировать войну между,
этими странами.

Во всем этом мы видим новое
подтверждение правильности указа“
ния т.-Оталина на то, что необхо-
димо соблюдаль особую  осторож-
ность насчет провокаторов войны,
привыкших затгребать жар чужими
руками. Мы должны быть на-чеку
в отношёнии тех, кто видит JAA
себя выгоду в плохих отношениях
между CCCP и Германией, в их
вражде между собою, кто не хо“
чет мира и добрососедеких ‘отнэ+
шений между Германией и Совет-
оким Союзом.

Нам понятно, когда эту линию
ведут матерые империалисты. Но
нельзя пройти мимо таких фактов,
что особым усердием в этом деле
отличились в последнее время че-
которые лидеры социалистических
пафтий Франции и Англии. А эти
господа действительно настолько за-
суетились, что лезут из кожи, дз и
только. (Смех). Эти люди требуют,
чтобы СССР обязательно втянулся в
войну на стороне Англии против
Германии. Уж не с ума ли сошли
эти зарвавшиеся поджигатели вой-
ны? (Смех). Разве трудно понять
этим господам смысл советоко-гер-
манокого договора о ненападении. в
силу которого CCCP не обязан втя-
пиваться в войну ни на стороне
Англии против Германии, am wa
стороне Германии против Англии?
Разве трудно понять, что ССОР. про-
водит и будет проводить свою со5-
ственную, самостоятельную полити-
ку, ориентирующуюся на интересы
народов ССОР, и только на эти ин-
тересы? (Продолжительные аплоди-
сменты). Если у этих господ имеет-
ся уж такое неудержимое желание
воеваль, пусть `повоюют сами, 6e2
Советского Союза. (Смех, Аплодис-
менты). Мы бы посмотрели, что это
за вояки. (Смех. Аплодисменты).
	В наших глазах, в глазах всего
советского народа, это’ такие же
враги мира, как и все другие под-
жигатели войны в Европе. Только
те, кто хочет нового великого кро-
вопролития, новой бойни народов,
только они хотят столкнуть лбами
Советский Союз и Германию, только
они хотят сорвать начало восста-
новления добрососедских отношений
между народами СССР и Германия.

Советский Союз пришел к догово-
ру с Германией, уверенный в том,
что мир между народами Советско-
то Союза и Германии соответствует
интересам всех народов, интересам
всеобщего мира. В этом убедится
каждый искренний сторонник мира.

Этот договор отвечает коренным
интересам трудящихся Советского
Союза и не может ослабить нашей
бдительности в защите этих интере-
сов. Этот дотовор подкреплен твер-
дой уверенностью в наших реаль-
ных силах, в их полной готовности
на случай любой агрессии против
ССОР. (Бурные аплодисменты).
	Этот договор (равно как кончив-
шиеся неудачей англо-франко-совет-
ские переговоры) показывает, что
теперь нельзя решать важные во-
просы международных отношений—
тем более вопросы восточной Евро-
пы — 66з активного участия Совет-
ского Союза, что всякие потуги
обойти Советский Союз и решить
подобные вопросы за спиной Co-
ветокого Союза, должны окончиться
провалом. (Аплодисменты).
	Советско-германский договор 0
ненападении означает поворот в
развитии Европы, поворот в сторо-
ну улучшения отношений между
двумя самыми большими государ-
ствами Европы. Этот договор не толь-
ко дает нам устранение угрозы
войны с Германией, суживает поле
возможных военных столкновений в
Европе, и служит, таким образом,
делу всеобщего мира, —‘он должен
обеспечить нам новые возможности
роста сил, укрепление наших пози*
ций, дальнейший рост влияния С0*
ветского Союза Ha международное
развитие.
	Эдесь нет необходимости останав-
ливалься на отдельных пунктах до-
говора. Совнарком имеет основание
надеяться, что договор встретит
ваше одобрение, как один из перво-
степенных для СССР политических
документов. (Аплодисменты).

Совет Народных Комиссаров вно-
CHT советско-германский договор ©
ненападении на рассмотрение Вер-
ховного Совета и предлагает рати-
фицировать его. (Бурные, Мродолжи-
тельные аплодисменты, Все встают).
	“ол существовать. Нужно было,
чтобы во внешней политике Герма-
	нии произошел поворот в сторону
добрососедских отношений © Сэ-
ветоким Союзом. Только при нали-
	чии этото второго условия, только
когда нам стало ясным желание гер-
манокого правительства изменить
свою внешнюю политику в сторону
улучшения отношений © ССОР, —
была найдена основа для заключе-
ния советоко-германского договора о
ненащадении.

Всем известно, что на протяже-
нии последних шести лет, с прихо-
дом национал-социалистов к власти,
политические отношения между Гер-
манией и СССР были натянутыми.
Известно также, что несмотря на
различие. мировоззрений и полити-
ческих систем, советское правитель-
ство стремилось поддерживать нор-
мальные деловые и политические
отношения с Германией. Сейчас нет
нужды возвращаться к отдельным
моментам этих отношений за пос-
ледние годы, да они вам, товарищи
депутаты, и без тото хорошю изве-
стны. Следует, однако, напомнить о
том раз’яснении нашей внешней
политики, которое было сделано не-
околько ‘месяцев тому назад на
ХУШ партийном с’езде.

Говоря о -наших задачах в обла-
сти внешней политики, т. Сталин
так определял тогда наши отноше-
ния © другими странами:

‹1. Проводить и впредь полити-
ку мира и укрепления деловых
связей со всеми странами;
	. Соблюдать осторожность и не
давать втянуть в конфликты на-
шу страну провокаторам войны,
привыкшим загребать жар чужи-
ми руками». (Оживление в зале).
Как видите, в этих выводах

т. Оталин говорило том, что Совет-
окий Союз стоит за укрепление де-
ловых связей со всеми странами.
Но, вместе с тем, т. Оталин предуп-
	реждал против провокаторов войны,
желающих в своих интересах втя-
нуть нашу страну в конфликты с
другими странами.

Разоблачая шум, поднятый англо-
французской и северо-американской
прессой по поводу терманоких «пла-
нов» захвата Советокой Украины,
т. Оталин говорил тогда: }

«Похоже на то, что этот подо-

зрительный шум имел овоей целью

поднять ярость Советского Союза
против Германии, отравить атмос-
феру и спровоцировать’ конфликт

с Германией без видимых на то

оснований».

Как видите, т. Сталин бил в са-
мую точку, разоблачая происки за-
падно-европейбких политиков, стре-
мящихоя столкнуть лбами Германию
и Советский Союз.
	вратов для своей страны. Наоборот,
политическое искусство заключается
здесь в том, чтобы уменьшить число
таких врагов и добиться того, что-
бы вчерашние враги стали добрыми
соседями, поддерживающими между
собою мирные отношения. (Аплодис-
менты).

История показала, что вражда и
войны между нашей страной и Гер-
манией были не на пользу, а во
вред нашим странам. Самыми по-
страдавшими из войны 1914—18 го-
дов вышли Россия и Германия.
(Голос: «Правильно»). Поэтому ин-
тересы народов Советского Союза и
Германии лежат не на пути вражды
между собою. Напротив, народы Co-
ветокото Союза и Германии нужда-
ются в мирных отношениях друг ©
другом. Советско-германский договор
о ненападении кладет конец вражде
между Германией и СССР, а это в
интересах обеих стран. Различие в
мировозарениях и в политических
системах не должно и не может
быть препятотвием для установле-
ния хороших политических отноше-
ний между обоими государствами,
как подобное же различие не пре-
пятствует хорошим политическим.
отношениям СООР с другими ‘нёсо-
ветокими, катиталистическими стра-.
нами. Только враги Германии и
`ОССР могут стремиться к созданию:
и раздуванию вражды между наро-
дами этих стран. Мы стояли и
стоим за дружбу народов СССР и
Германии, за развитие и расцвет
дружбы между народами Советского
Союза и германским народом. (Бур-
ные, продолжительные аплодисмен-
Tol).

Главное значение советско-гермал-

`’окого договора 0 ненападении за-
ключается в том, что два самых
больших государства Европы дого-
‚ворились о том, чтобы положить
конец вражде между ними, устра-
нить угрозу войны и жить в мире
между собой. Тем самым, поле воз-
можных военных столкновений в
Европе суживается. Если даже не
удастся избежать военных столкно-
вений в Европе, масштаб этих воен-
ных действий теперь будет ограни-
чен. Недовольными таким положе-
нием дел могут быть только поджи-
татели всеобщей войны в Европе,
те, кто под маской миролюбия хо-
тят зажечь всеевропейский военный
пожар.

Советско-германский договор под-
вергся многочисленным нападкам в
англо-французской и американской
прессе. Особенно стараются на этот
счет некоторые «социалистические»
газеты, услужающие «своему» на-
циональному капитализму, услужа-
ющие тем из господ, кто им при-
лично платит. (Смех в зале). Понят-
но, что от таких господ нельзя
ждать настоящей правды,
	Пытаются распространять неправ-
ду, что будто бы заключение совет-
ско-терманокого договора о ненапа-
дении помешало переговорам с Ан-
тлией и Францией о пакте взаимо-
помощи. Эта ложь уже заклеймена
в интервью т. Ворошилова. В дей-
ствительности, как известно, дело
обстоит наоборот. Советский Союз
заключил пакт о ненападении о
Германией, между прочим, в силу
того обстоятельства, что переговоры
с Францией и Англией натолкну-
лись на непреодолимые разногласия
и кончились неудачей по вине
антло-французоких правящих кру-
тов.  .

Доходят, дальше, до того, что
ставят нам в вину, что, видите ли,
в договоре нет пункта о том, что
он денонсируется в случае, если
одна из договаривающихея сторон
окажется вовлеченной в войну при
условиях, которые мотут дать кое-
кому внешний повод квалифициро-
вать ее натадающей стороной. Ho
при этом почему-то забывают, что
такото пункта и такой оговорки нет
ни в польско-германском договоре о
ненападении, подписанном в 1934 г.
и аннулированном Германией в
1939 году вонреки желанию Польши,
ни в англо-германокой декларации о
ненападении, подписанной всего. не-
сколько месяцев тому назад. Спра-
шивается, почему СООР не может
позволить себе того, что давно уже
позволили себе и Польша и Англия?

Наконец, есть любители вычиты-
вания в дотоворе большего, чем то,
что там написано. (Смех). Для это-
го пускаются в ход всякого рода
догадки и намеки, чтобы породить
недоверие к договору в тех или
других странах. Но все это говорит
лишь о. безнадежном бессилии вра-
ров договора, которые все больше
	Товарищи! Со времени третьей

Сессии Верховного Совет» между-
народное положение не изменилось
к лучшему. Наоборот, оно стало еще
более напряженным.
  Принимавшиеся 00 стороны от
дельных правительств шаги к устра-
нению этой напряженности показали
свою явную недостаточность. Они
оказались  безрезультатными. Это
относится к Европе. Не произошло
‘изменений в лучшую сторону ивво-
сточной Азии. Япония, как и преж-
де, занимает своими войсками глав-
ные города и значительную часть
территории Китая, не отказываясь
также от враждебных актов в отно-
шении СОСР. И здесь положение
изменилось в сторону дальнейшего
обострения обстановки.
  В этой обстановке громадное по-
пожительное значение имеет заклю-
чение договора о ненападении меж-
ду ООСР и Германией, устраняюще-
то угрозу войны между Германией
и Советским Союзом. Чтобы полнее
определить значение этого договора,
мне придется предварительно оста-
новиться на тех переговорах, кото-
рые в последние месяцы велись в
Москве о представителями Англии
и Франции.
` Вы знаете, что сантло-франко-со-
ветокие переговоры 0 заключении
пакта взаимопомощи против arpec-
сии в Европе начались еще в allpe-
ле месяце. Правда, первые предло-
жения английского правительства
были, как известно, совершенно
неприемлемы. Они игнорировали ос-
новные предпосылки таких пере-
товоров — игнорировали принцип
взаимности и равных обязательств.
Несмотря на ато, советское прави-
тельство не отказалось от перегово-
ров и, в свою очередь, выдвинуло
свои предложения. Мы очитались ©
тем, что правительствам Англии и
Франции трудно было круто пово-
рачивать курс своей политики от
недружелюбного отношения к Совет-
скому Союзу, как это было еще со-
всем недавно, к серьезным перетово-
рам с СССР на условиях равных
обязательств. Однако, последующие
переговоры не оправдали себя.

Антло-франко-советские перегово-
ры продолжались в течение четы-
рех месяцев. Они помогли выяснить
ряд вопросов. Они, вместе с тем,
показали представителям Англии и
Франции, что в международных де-
лах с Советоким Союзом нужно.
серьезно считаться. Но эти перегово-
ры натолкнулись на непреодоли-
мые препятствия. Дело, разумеется,
не в отдельных «формулировках» и
не в тех или иных пунктах проек-
та договора (пакта). Нет, дело заж-
лючалось в более существенных ве-
max.

Заключение пакта взаимопомощи
против атрессии имело омысл толь-
KO в том случае, если бы Англия,
Франция и Советский Союз догово-
рились об определенных военных
мерах против нападения агрессора.
Поэтому, в ‘течение определенного
срока, в Москве происходили не
только политические, но и военные

«= переговоры с представителями анг-

лийской и французской армий. Од-
нако, из военных переговоров ни-
чего не вышло. Эти переговоры на-
толкнулись на то, что Польша, ко-
торую должны были совместно га-
рантировать Англия, Франция и
СООР, отказалась от военной помо-
щи со стороны Советского Союза.
Преодолеть эти возражения Польши
тах и не удалось. Больше того, пе-
реговоры показали, что Англия ‘и
не стремится преодолеть эти возра-
жения Польши, а, наоборот, поддер-
живает их. Понятно, что при такой
позиции польского правительства и
его главного союзника к делу оказа-
ния военной помощи 0 стороны
Советского Союза на случай агрес-
сии, англо-франко-советские пере-
товоры не могли дать хороших ре-
зультатов. После этого нам стало
ясно, что  англо-франко-советские’
переговоры обречены на провал.

Что показали переговоры © Анг-
лией и Францией?

Англо-франко-советокие перегово-
ры показали, что позиция Англии и
Франции пронизана насквозь вопи-
ющими противоречиями.

‚ Судите сами.

‹ С одной стороны, Англия и Фран-

ция требовали от ООСР военной по-

мощи против агрессии для Польши.

СССР, как известно, был готов пой-

ти этому навстречу при условии по-

лучения соответствующей помощи

для себя от Антлии и Франции. С

другой стороны, те же Ашлия и.

a
й