ПОДГОТОВКА К ЮБИЛЕЙНОМУ ГОДУ

1936 год по планам киноруководства был назван первым годом коренной перестройки кинематографии, и в этом году должен был осуществиться первый грандиозный выпуск новых фильмов.
Судя по докладам директоров, все студии прекрасно подготовились к производственному году. Все они зачитывали длинные списки сценариев, по их словам, уже лежащих в портфелях студий, и все, как один, огорчались со
стоянием своей производственно-технической базы, уверяя, что она не выдержит такого увеличения производства. Однако, первый же квартал текущего года показал всеобщее невыполнение производственных планов.
Фактически все студии занимались только тем, что заканчивали фильмы, выпуск которых планировался на конец 1935 года. Студия Мосфильм, например, выпу
стила в конце первого квартала и в середине текущего года «Мы из Кронштадта», «Родина зовет», «Цирк», «За
ключенные» - все фильмы, которые входили в выпуск 1935 года. В обеих студиях Украинфильма поступили еще лучше, положив на полку почти всю продукцию 1935
года, после того, как работали над этой продукцией чуть ли не половину 1936 года.
От пышных сценарных планов всех студий не осталось ничего кроме исписанной бумаги. И это неудивительно, потому что фактически это и были только бумажки с названием тем, подкрепленные лишь щедрыми авансами авторам.
В результате, в середине года производственную программу пришлось сократить больше, чем наполовину.
Казалось бы, такой тяжелый урок должен был многому научить руководство киностудий. Однако, в работе по подготовке сценариев для 1937 года наблюдается такая же безответственность и легкомыслие. А между тем сценарный план будущего года должен готовиться с особой тщательностью, потому что он должен быть посвящен двадцатилетию Великой Октябрьской революции. К этой дате кинематография должна подойти с фильмами, глубоко и правдиво, со всей силой настоящего искусства показывающими всю многогранную жизнь нашей великой страны,
новых людей и новые отношения, рожденные Страной советов.
По данным ГУК, студиями заключено 172 договора с писателями и драматургами на сценарии для юбилейного года.
Известно, что кадры кинодраматургов и писателей, работающих для кино, чрезвычайно невелики. Откуда же берется такая астрономическая цифра?
Вопрос разрешается просто, если просмотреть списки авторов различных студий.
Одни и те же фамилии фигурируют в этих списках. Лев Славин работает над второй серией «Юности Мак
сима» для Ленфильма и над сценарием «Октябрь» для Мосфильма.
A. Толстой для Ленфильма пишет два сценария: «Котовский» и «Оборона Царицына», для Мосфильма - сце
нарий фантастического фильма «Утренняя Звезда», а для Белгоскино - «Октябрь в Белоруссии».
B. Гусев тоже пишет два сценария: для Ленфильма «Пограничники» и для Мосфильма «Три солдата».
Платонов пишет «Транспорт» для Мосфильма и «Дружба народов» для Туркмении.
И так работает большинство авторов.
Нередко сроки сдачи сценариев почти совпадают, и автор сознательно идет на значительную просрочку или вообще откладывает в долгий ящик работу над одним из сценариев. Допустим, что директора студий не знают,
что их авторы работают в нескольких местах (хотя это довольно трудно предположить), но ведь ГУК, который утверждает все планы и договоры, прекрасно это знает
и спокойно допускает. Нельзя сказать, чтобы такое положение способствовало выполнению сценарных планов юбилейного года.
Большинство сценариев по планам студий должны были поступить в мае-июне. Однако, сценарные портфели пу
сты и в августе. Те немногие сценарии, которые имеются в студии, не внесены в планы юбилейного года и являются большей частью резервными.
В мае было созвано специальное совещание в Союзе писателей, где обсуждались сценарные планы студий.
Тогда по студии Мосфильма было перечислено 37 тем, готовящихся к юбилею, причем сроки сдачи сценариев приходились на май - сентябрь. Из 37 - 15 было выделено как специально юбилейные, т. е. такие, которые нужно готовить с особою тщательностью.
Однако, в августе в портфеле студии вместо 37 лежит 9 сценариев, из которых только один - «Клятва» - Б. Агапова входит в список юбилейных тем. Причем нельзя
сказать, что этот сценарий сдан в срок, потому что его должны были пустить в производство еще в 1936 году. Если остальные сценарии будут сдаваться также «аккуратно», то срыв плана обеспечен.
Сроки сдачи сценария К. Виноградской «Член правительства» переносятся уже почти в течение года. Доста
точно сказать, что этот сценарий тоже фигурировал в планах 1936 года.
М. Ромм, который вместе с писателем В. Гусевым по плану должен сдать юбилейный сценарий «Три солдата», занят съемками своего фильма «Тринадцать» и раньше чем в сентябре к сценарию не приступит.
А. Ржешевский должен был сдать сценарий «Москвав начале 1936 года (потому что по плану съемки «Москвадолжны были начаться в середине текущего года). Однако до сих пор имеется лишь заявка.
Более или менее благополучно обстоит дело со сценарием Б. Лапина и З. Хацревина «В дальних портах», хотя представлен только первый вариант сценария, и сроки уже неоднократно нарушались.
Единственная комедия, включенная в план, - «Творчество» Г. Александрова - представляет пока что лишь заявку.
По плану сценарного отдела студии Ленфильма к 1 августа должно было поступить 13 сценариев. Однако, в се
редине августа у студии есть только один сценарий бр.
Васильевых «Дальний Восток», еще не утвержденный ГУК, первые варианты сценария «Комсомольск» З. Маркиной, М. Витухновского и С. Герасимова и сценарий «Большевики» Эрмлера, Блеймана и Большинцова.
Ведущими юбилейными темами для Ленфильма признаны «Киров на Кавказе» Н. Тихонова, «Котовский» А. Тол
стого и «Сережа Костриков» Пантелеева. Ни одного из этих трех сценариев в студии нет.
Не менее печально положение и с третьей серией «Юности Максима», а также с тремя сценариями на современные темы - «Товарищи командиры», «Выпускники» и «Директор». А ведь современная тематика - наиболее слабое место в сценарных планах всех студий.
Наиболее показательна работа студий Украинфильм. И в киевской и в одесской студиях составлены широкие планы, не подкрепленные решительно ничем. По ряду тем есть только принципиальная договоренность с авторами, которая, как известно, ни к чему авторов не обязывает.
Перечислять их здесь невозможно, потому что это слишком длинный список.
По некоторым включенным в план темам авторы только еще выехали изучать материалы.
Так поехал в Молдавию сценарист Капица, отправился в плавание на паруснике «Товарищ» писатель Ю. Берзин и т. д.